Кабаре. Охота на слова

Кабаре, кабинет, кабина, кабак, кабацкий, кабатчик – слова однокоренные и все они указывают на замкнутое внутреннее пространство.

В Википедии отмечено, что КАБАРЕ (фр. Cabaret)   - форма театрального развлечения, включающая музыку, песню,  танец,  декламацию или драму. Помещение расширяется, иногда превращается в концертный зал на тысячу человек и более, а название остаётся. Кабаре.

И другая оценка, тоже из Википедии.

Кабаре (фр. Cabaret) — обычно небольшое развлекательное заведение с художественной программой пародийно-сатирического содержания, которая состоит из исполнения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье. Публика размещается за столиками, на которые подают блюда и спиртные напитки.


Местом проведения представления может быть паб, казино, отель,
ресторан или ночной клуб со сценой для выступлений. Публика, часто обедающая или выпивающая, обычно не танцует, а обычно сидит за столиками. Представления обычно представляет церемониймейстер или ведущий. Развлечение, исполняемое ансамблем актеров и в соответствии с его европейским происхождением, часто (но не всегда) ориентировано на взрослую аудиторию и носит явно андеграундный характер. В Соединенных Штатах стриптиз, бурлеск, дрэг-шоу или соло-вокалист с пианистом, а также заведения, предлагающие это развлечение, часто рекламируются как кабаре.

Википедия отмечает, что термин КАБАРЕ первоначально произошел от пикардийских или валлонских слов camberete или cambret, обозначающих маленькую комнату (12 век). Первое печатное употребление слова kaberet встречается в документе, датированном 1275 годом, в Турине. Термин использовался с 13 века в среднеголландском языке для обозначения недорогой гостиницы или ресторана (caberet, cabret).

Слово cambret, само по себе, вероятно, происходит от более ранней формы chambrette, маленькая комната, или от нормандско-французского chamber, означающего таверну, само по себе происходит от позднелатинского слова camera, означающего сводчатую крышу.

Я никогда заранее не знаю, чем закончится охота на то или иное слово. Вот и сейчас я пересказал то, что встретил в интернете, в основном, из  Википедии.

Уверен, что слово КАБАРЕ искусственно состарили и отнесли аж к тринадцатому веку, оно появилось значительно позднее,  иначе бы оно было использовано в словаре Владимира Ивановича Даля, ведь дворянство в России больше училось французскому, чем русскому. Помните пушкинскую Татьяну?

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И объяснялася с трудом
На языке своём родном.

Уверен на все сто и даже больше, что основная лексика французского языка сформировалась на основе корней русского в начале  шестнадцатого   века. Судим по деятельности Франсуа Рабле (фр. Fran;ois Rabelais; предположительно 4 февраля 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж). По сути это первый   французский писатель. Он редактор, врач, богослов, монах, филолог, математик. Один из величайших французских сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Один из тех, кто  заложил  основы современной европейской литературы. Его последователи переписали мировую историю под себя. Я писал об этом http://proza.ru/2012/03/19/1658.

 Уточняю.

Во французской академии надписей и словесности, учрежденной еще Людовиком XIV, уже созданы к моменту приезда русского путешественника Николая Михайловича Карамзина в Париж сорок томов «золотой мины истории». Напомню, что его путешествие состоялось  в 1789 – 1790 годах.

В словаре Даля нет понятия КАБАРЕ, но есть слово КАБАК.
 
КАБАК м. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван ёлкин; место продажи водки, иногда также пива и меду.
Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье.
Людей повидать, в кабаках побывать.
Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке.
Кабак на охотника: кто хочет, завернет (бредет), а кто не хочет, мимо идет.
В кабаке родился, в вине крестился.
Где кабачок, там мужичок.
Где кабак, там и мой дружок!
Кабак пропасть, там и пропасть.
И в кабаке подносят, и домой милости просят.
Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!
Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архерей.
 
Пойдем в церковь!
"Вишь, грязно."
"Ну, так в кабак?"
"Уж разве как-нибудь под забором пройти?"

Пришел к обедне - отпели, пришел к обеду — отъели; пришел в кабак — точно так! т. е. впору.
Сон да баба, кабак да баня — одна забава!
Табачник к табаку, а пьяница к кабаку.
Пьяница в церковь, а говорят: в кабак!
Два кабака на селе, а церковь на горе.
На хлеб да на подати не станет, а на кабак да на табак станет.
Из бани идет — чешется, а из кабака не шатается, без толку.
Кабачок умалит. суток, графинчики для водок в наливок, на общем поддоне, или такой же дорожный прибор, в ларце, поставчик.
|| Новорос. небольшая, продолговатая тыква, кабака, ниж. тебека. Кабачки мн. новорос. семена подсолнечника? для лакомства.
Кабачный, кабацкий, к кабаку прнадлежщ., относящ.
Кабачник м. продавец кабачных питей; сиделец, целовальник: кто проводить время в кабаках, кабачница ж. продавщица водки или || жена кабачника; || пьянствующая по кабакам.
Кабачничать, шататься по кабакам и пьянствовать. Кабачить, содержать кабак. Толковый словарь живого великорусского языка

У моей матери была присказка для случаев, когда результат противоречит замыслу: «Пошла барыня к обедне, очутилась в кабаке». В комедии Грибоедова та же мысль звучит по-другому: «Шёл в комнату – попал в другую». Вот эти две фразы и заставили меня присмотреться к словам КАБАК – БАРЫНЯ – КАБАРЕ.

Обедня, как правило, проходит в церкви или в соборе. Барыня шла к обедне в СОБОР, а попала в КАБАК.

Не из этих ли двух слов и образовано понятие КАБАРЕ – Cabaret?  Собор и  со+ барыня. Кабак + барыня. 

В словах собор и сabaret первые три согласные одинаковые: С Б Р на кириллице и в латинице C B R.  А согласные потом можно ставить любые, особенно во французском, где в изобилии   дифтонги (от греч. diphthongos - двугласный), сочетание двух гласных (слогового и неслогового) в одном слоге, и трифтонги  - три звука.

После появления КАБАРЕ зажили своей жизнью. Но в истории очень много желающих приукрасить, то есть изменить  прошлое в собственных интересах.

В Википедии и в рекламных проспектах утверждается, что КАБАРЕ появились в Париже по крайней мере к концу 15 века. Они отличались от ТАВЕРН тем, что там подавали еду, а также вино, стол был накрыт скатертью, а цена определялась по тарелке, а не по кружке.  Они не были особенно связаны с развлечениями, даже если музыканты иногда выступали в обоих.  А Карамзин, проживший в Париже не менее пяти месяцев – марта по июль 1790 года был в тавернях, но не был в кабаре. Значит, врут авторы Википедии. Или фантазируют?

Посмотрим, что они пишут.

Сперва  кабаре считались лучше таверны; к концу шестнадцатого века они стали предпочтительнее  для ужина вне дома. В 17 веке появилось четкое разграничение: таверны продавали  вина, а позже – с подачей жареного мяса.

Кабаре стали  местом  встреч писателей, актеров, друзей и художников.  Такие писатели, как Лафонтена, Мольера и Жана Расина были известны в кабаре под названием Мутон Блан, на улице Вье-Коломбье, а позже и Круа де Лоррен на современном улица Бур-обращена не великолепный парк. В 1773 году французские поэты, художники, музыканты и писатели начали встречаться в кабаре под названием Le Caveau на улице Бюси, где они сочиняли и пели песни. Каво просуществовало до 1816 года, когда было вынуждено закрыться, потому что его клиенты писали песни, высмеивающие королевское правительство.

В 18 веке появилось кафе-концерт или caf;-chantant, в котором наряду с музыкой предлагались блюда, певцы или фокусники. Самым известным было Cafe des Aveougles в подвалах Пале-Рояль, в нём  работал небольшой оркестр слепых музыкантов.

В начале 19 века по всему городу появилось множество кафе-шантан; самыми известными были Cafе des Ambassadeurs (1843) на Елисейских полях и "Эльдорадо" (1858) на бульваре Страсбург. К 1900 году в Париже насчитывалось более 150 кафе-шантан.

 Первым кабаре в современном понимании этого слова был ресторан Нуар в богемном районе Монмартр, созданный в 1881 году Родольфом Салисом, театральным агентом и антрепренером. Оно сочетало музыку и другие развлечения с политическими комментариями и сатирой.  Нуарный чат объединил богатых и знаменитых Парижа с представителями богемы и художниками Монмартра и Пигаль. Его клиентура "представляла собой смесь писателей и художников, журналистов и студентов, служащих и обеспеченных людей, а также моделей, проституток и настоящих светских дам, ищущих экзотических впечатлений". Ведущим был сам Салис, называвший себя джентльменом-кабаретье; каждое шоу он начинал с монолога, высмеивающего богатых, высмеивающего депутатов Национальной ассамблеи и отпускающего шутки по поводу событий дня.

Кабаре было слишком маленьким для толпы, пытавшейся попасть внутрь; в полночь 10 июня 1885 года Салис и его клиенты переехали дальше по улице в более просторный новый клуб на рю де Лаваль, 12, обстановку которого описывали как "своего рода бейрутский стиль с китайским влиянием". Композитор Эрик Сати,  окончив консерваторию, зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в Chat Noir.

 К 1896 году в Париже насчитывалось 56 кабаре и музыкальных кафе, а также дюжина мюзик-холлов. У кабаре не было высокой репутации; один критик написал в 1897 году, что "они продают напитки, которые стоят пятнадцать сантимов, вместе со стихами, которые, по большей части, ничего не стоят".

 Традиционные кабаре с монологами и песнями и небольшим декором были заменены более специализированными заведениями; некоторые, такие как "Бойт а Фурси" (1899), специализировались на текущих событиях, политике и сатире. Некоторые были чисто театральными, производя короткие сцены из пьес. Некоторые были сосредоточены на жутком или эротическом.

В Caberet de la find du Monde официанты были одеты как греческие и римские боги и представляли живые картины, которые были чем-то средним между эротикой и порнографией.

К концу века осталось всего несколько кабаре старого стиля, где собирались артисты и представители богемы. В их число входило Кабаре ночных прогулок на улице Шампольон на Левом берегу; Lapin Agile на Монмартре; и Солей д'ор на углу набережной Сен-Мишель и бульвара Сен-Мишель, где поэты, в том числе Гийом Аполлинер и Андре Салмон, встречались, чтобы поделиться своим творчеством.

 Мюзик-холл, впервые изобретенный в Лондоне, появился в Париже в 1862 году. Здесь предлагались более роскошные музыкальные и театральные постановки с тщательно продуманными костюмами, пением и танцами. Театры Парижа, опасаясь конкуренции со стороны мюзик-холлов, добились принятия Национальным собранием закона, запрещающего исполнителям мюзик-холлов носить костюмы, танцевать, носить парики или декламировать диалоги. Закон был оспорен владельцем мюзик-холла Эльдорадо в 1867 году, который вывел бывшую знаменитую актрису из "Комеди Франсез" на сцену, чтобы она прочитала стихи из Корнеля и Расина. Публика встала на сторону мюзик-холлов, и закон был отменен.

 Мулен Руж был открыт в 1889 году каталонцем Джозефом Оллером. Оно было очень известным из-за большой красной имитации ветряной мельницы на его крыше и стало родиной танца, известного как французский канкан.
Оно помогло прославиться певицам Мистингуэт и Эдит Пиаф, а также художнику Тулуз-Лотреку, который сделал плакаты для заведения. "Олимпия", также управляемая Оллером, была первой, получившей название мюзик-холл; она открылась в 1893 году, за ней последовал Мюзик-холл "Альгамбра" в 1902 году и "Принтания" в 1903 году.

В "Принтании", открытой только летом, был большой музыкальный сад, вмещавший двенадцать тысяч зрителей, и проводились вечерние шоу, в которых было представлено двадцать три различных номера, включая певцов, акробатов, лошадей, мимов, жонглеров, львов, медведей и слонов, по два представления в день.

В 20 веке конкуренция со стороны кинофильмов вынудила танцевальные залы устраивать более зрелищные и более сложные шоу. В 1911 году продюсер Жак Шарль из парижской «Олимпии»  создал парадную лестницу в качестве декорации для своих шоу, конкурируя с ее главным конкурентом, Folies Berg;re, которая была основана в 1869 году. Среди его звезд в 1920-х годах была американская певица и танцовщица Джозефин Бейкер.

В "Казино де Пари", режиссером которого был Леон Вольтерра, а затем Анри Варна, выступали многие известные французские певцы, в том числе Мистингуэт, Морис Шевалье и Тино Росси.

 Le Lido на Елисейских полях открылось в 1946 году, представив Эдит Пиаф, Лорел и Харди, Ширли Маклейн, Марлен Дитрих, Мориса Шевалье и Ноэля Кауарда. Crazy Horse Saloon, где представлены стриптиз, танцы и волшебство, открылся в 1951 году.

Парижская "Олимпия" несколько лет функционировала как кинотеатр, прежде чем в 1954 году была возрождена как мюзик-холл и концертная площадка. Среди выступавших там были Пиаф, Дитрих, Майлз Дэвис, Джуди Гарланд и Grateful Dead. Сегодня в Париже существует несколько мюзик-холлов, посещаемых в основном приезжими города; также можно найти несколько более традиционных кабаре с музыкой и сатирой.


Рецензии