О картине В. Г. Перова Первые христиане

Картина В.Г. Перова сама по себе красива, а её композиция достойна восхищения.  Священник читает проповедь, а девять человек ему внимают. Они сошлись тёмной ночью в глухом месте ради общения с Богом. Свет от горящей свечи освещает молитвенную книгу  -  это в буквальном смысле  чудесный свет, открывающий первым христианам величие  Божественного Учения.
 
У книги Священного писания возвёл глаза к ночному небу седобородый священник, и мне  хочется думать, что это сам апостол Андрей Первозванный.  Вероятно, такая ассоциация возникла у меня потому,  что я знала, что Андрей бывал  в приднепровских местах и приобщал местных язычников к христианской вере. 

Об Андрее Первозванном.

После мученической смерти Спасителя на Кресте, после Его чудесного Воскресения и  Вознесения апостолы собрались вместе и бросили жребий, кому и где  проповедовать Евангелие.  Андрею выпало проповедовать  на берегах Черного моря на территориях Фракии и Скифии.  Скифия в то время занимала огромную территорию севернее Черного моря - от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море),  реки Танаис (Дон) и  реки Гипанис (Южный Буг), а также  включала Крымский полуостровов.

В древнерусских преданиях (например,  в "Повести временных лет" ) говорится, что апостол Андрей совершил путешествие вверх по Днепру и на месте нынешнего Киева  воздвиг крест, предсказав основание этого великого христианского города.

Точных данных о том, был ли апостол Андрей в самом Киеве, нет, но, судя по тому, что история Киева насчитывает около 1200 лет, а  христианство зародилось на тысячу лет раньше, то седовласый священник вполне может оказаться  дальним потомком первых учеников Андрея Первозванного. 

Почему Андрей прозван первозванным? Андрей был братом  Симона, будущего Петра, оба до встречи с Христом  были рыбаками.  Однажды  в городке Вифсаида, где родились братья, разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который говорил о скором наступлении Судных времен. Семья послала Андрея пойти к пророку и убедиться в достоверности слухов. Пророком оказался Иоанн Предтеча, будущий Креститель. Андрей встретился с ним  и стал его учеником.

Через Иоанна Андрей познакомился с Иисусом и пребывал в Его учениках, пока Иисус не отослал его  домой. Андрей и его брат Симон продолжали   заниматься рыболовством до тех пор, пока не появились  новые слухи. Стали поговаривать, что в Галилее есть новый пророк, который вещает удивительные вещи. Андрей догадался, что этим пророком мог быть только его учитель Иисус. 

В Евангелии от Матфея написано, что Иисус Христос сам нашел братьев, когда они  ловили рыбу . Иисус позвал их с  собой, сказав, что сделает из них   "ловцов человеков",  которые будут возвращать заблудившееся человечество  к Богу.

Иисус тем временем обходил иудейские земли. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф 4:18—19).

Симон получил от Христа имя Пётр (камень), а Андрей стал называться  Первозванным.

Так почему на картине изображён не Андрей Первозванный?

1.
Против того, что священник на картине апостол Андрей, свидетельствует  раскрытая книга.   Во времена Иисуса Христа и Его апостолов книги были представлены в виде свитков – длинных листов  папируса (до 7–10 м), которые сворачивали в рулон и накручивали на специальный ролик (или на два ролика). Текст читался по мере развертывания рулона.

"Когда Иисус вошел в назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, начал читать по ней. Затем, закрыв книгу и отдав служителю, Иисус сел и начал проповедовать" (Лк 4:17, 20).</i>

То, что читал Иисус Христос, была не книга, сшитая из отдельных листов, а свиток, который Он развернул (раскатал) в нужном месте, а потом опять свернул.

Много позже, к  III–IV векам свитки были вытеснены кодексами.  Кодексы – это книги, состоящие из отдельных сшитых между собой листов. Из дошедших до нашего времени  пяти с половиной тысяч рукописей Нового Завета  лишь около сотни являются свитками, все остальные — кодексы.

Первые Евангелия  были написаны именно на свитках. Первых апостолов на иконах изображали со свитками и только в византийскую эпоху их стали изображать с кодексами.  Библейские же пророки  всегда изображались  со свитками.
Иисус Христос на всех  известных нам иконах, где Он изображен с Евангелием,  держит не свиток, а кодекс.

Так что свиток – это символ  Ветхого Завета, а кодекс — Нового.
На картине Перова монах стоит перед книгой, сшитой из страниц, то есть перед кодексом, а во времена Иисуса и апостолов  сшитых книг-кодексов ещё не было.

2.
Апостол Андрей Первозванный родился  в 6 году  до н.э., а умер в 67 году н.э.,  в то время как  Киев был основан в промежутке между  VI и VII вв. н. э., то есть  седовласый священник на картине Перова никак не  может быть апостолом Андреем.

Возможно, он один из  потомков тех первых христиан, которых Андрей Первозванный успел обратить  в христианскую веру.

Разумеется, Василий Григорьевич Перов не создавал историческую, реальную картину, изображение – всего лишь его представление о  первых христианах, то есть абстрактное понимание зарождения христианства в Киевской Руси. 

По тому, как тщательно выполнена картина, как выписаны свет и тени, как озарены светом Христовой молитвы лица верующих, какое сияние исходит от раскрытой книги, видно, что художник был глубоко верующим человеком. 

Показательно выписаны люди на полотне – все они изображены в процессе моления. Скажу о том, как эти люди видятся мне.

Старик в нижнем левом углу уже познал  божии истины, отрешился от балласта земного ... если он и молится, то тихо и про себя, но в своём беззвучии он продолжает взирать на священника, как представителя Бога на земле. 

Молодой человек в центре горячо просит Господа о помощи в каком-то важном для него деле, он верит, что Бог  обязательно поможет. Женщины молятся о семейном благополучии и о душевном покое. Кто-то кается в грехах, кто-то уповает на силу молитвы.
Священник молится обо всех. 

В правой части картины позади всех изображён новичок. Он пришёл со стороны леса, в котором деревья не образуют сплошную крону, а стоят поодаль друг от друга, словно язычники, выросшие сами по себе и без  той сплочённости, которая возникает у людей, охваченных общей идеей и  высокими устремлениями, в данном случае, к Богу.

Крестьянин отложил в сторону орудия труда (лопату и т.п) и пока только прислушивается к песнопениям остальных. Он пробует понять, что за благодатная вера такая, от которой становится благостно на душе.  Его  лицо ещё в тени и пока не озарилось светом Иисусова Учения, но художник даёт понять, что скоро этот человек покинет сумрачный лес язычников и станет   христианином.

Но картина Перова рождает вопросы.
Из названия картины понятно, что  люди молятся христианскому Богу. Но почему это происходит ночью? Ночью, значит, тайно, а почему тайно? Разве Владимир ещё не крестил Русь? Если уже крестил, то почему христиан всего десять человек (со священником)?

Ответы находятся в биографии князя Владимира.
Около 989 года Русь приняла христианство в качестве официальной, государственной религии. Но до этого на Руси торжествовало язычество.
Не смотря на то, что бабушкой Владимира была христианка, святая равноапостольная княгиня Ольга, он вырос убежденным язычником и ярым противником христианства.
Когда Владимир вступил в стольный град Киев, то устроил возле своего дворца, что стоял на высоком киевском холме,  пантеон из изваяний языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

Владимир сделал Перуна главным божеством древней Руси, его изваяния устанавливались и в других древнерусских городах.  Поклонение Перуну требовало человеческих жертв и после победоносного похода Владимира на ятвягов князь  устроил на Перуновом холме человеческие жертвоприношения, первыми жертвами из которых стали Фёдор и Иоанн - варяг-христианин и его сын.

Записано в летописи: "И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот".

Поэтому понятно, почему первые христиане в Киевской Руси собирались тайно и по ночам - из-за новой веры легко можно было попасть на Перунов холм в качестве жертвы. Видимо, Василий Григорьевич Перов хорошо знал историю русского государства.

Что касается христианства, то на Руси ещё за сто лет до Владимира хорошо знали христианство.  Соседи и родичи восточных славян по священным и богослужебным книгам, переведенными на древнеславянский язык святыми Кириллом и Мефодием и их  учениками, познакомили русских и их соседей (болгар, поляков, чехов) с христианством. Да и византийские священники-подвижники  приходили на Русь, чтобы "возвратить заблудившееся человечество  к Богу".

Иллюстрация - Перов В.Г. Первые христиане в Киеве. 1880. Холст, масло. 156x243 см. Русский музей, Михайловский дворец, зал 23.


Рецензии