Соловки

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас…
Евангелие от Луки, Глава 6, стих 27

От каких соблазнов мирской жизни нужно было оградиться такими массивными оборонительными стенами, да ещё и на отдалённом острове в холодном Белом море? Зачем общинам состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания, это все осуществлять в неприступной крепости?

Такие вопросы не покидали меня при посещении Соловецкого монастыря. И ответ я нашел в Библии: стены ограждали от всепоглощающей любви, в том числе к врагам не только веры православной, но и государства Российского.

Гид вам много расскажет историй и про Секирную гору, и про отцов-основателей монастыря, и про настоятеля Филиппа. Их значения, отнюдь, я не умаляю. Но внимательный слушатель отметит роль Ивана Грозного в становлении и процветании этого монастыря. Благодаря выгодному в стратегическом отношении, месту, и постоянной опасности вражеских нашествий, угрожавших сердцу страны при поддержке светской власти, Соловецкий монастырь обрёл свой статус.
Необходимость защиты родной земли от безжалостного врага снимает с монахов запрет на применение оружия. Монастырь обнесли крепостными стенами с башнями. Тем более материал имелся рядом в изобилии.

Ну, как бы то ни было, «любовь к врагу» легла первопричиной создания этого монастыря, чему я безусловно рад! Однако сам я предпочитаю «любить ближнего, как самого себя»…

С поэтическим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии