Два кота. рассказ Степана

Если пенсионер, как я, не работает, то сам решает, когда и куда ему идти. Зовут меня Александр Викторович, фамилия самая простая – Овчинников.

Ранней весной вышел я погулять, пройтись по улице, посидеть на лавочке в любимом сквере. Светило солнышко, на газонах, в затемнённых местах, ещё лежал снег.

Мимо меня быстро проходили озабоченные молодые люди, не спеша прогуливались пенсионеры с внуками. Кто-то выгуливал собак на поводках. А вот молодая дама вышла с котом, на которого одета шлейка – поводок с охватом груди и шеи.

Порадовавшись хорошему дню, я пошёл в сторону дома. И тут вижу: навстречу мне идёт мой старый знакомый Степан.

Много лет назад, до моего перевода в проектную организацию, мы работали в одном цехе верфи, как сейчас говорят, а прежде – судостроительного завода.

Недавно он оставил работу, хотя вышел на пенсию несколько лет назад, но продолжал трудовую деятельность на старом месте. Сейчас он настоящий пенсионер, неработающий.

***
Обычные взаимные приветствия, стандартные вопросы – как жизнь, здоровье, чем занят, да что у тебя нового?

Здоровье, говорит, требует внимания. А идёт он в зоомагазин, надо кое-что приобрести для котов, которые с прошлого года делят квартиру с ним и женой его Галиной.

Вот как, говорю. Насколько я помню, животных в доме у тебя не было.

Если не спешишь, говорит он, присядем на лавочку, расскажу.

Степан так увлечённо повествовал о своих котах, что я на часы не смотрел.

Придя домой, я стал записывать его рассказ, на что ушло времени гораздо больше, чем длился его рассказ.

Предлагаю на суд читателей моё изложение всего того, что поведал мне Степан, рассказанное от его, первого лица.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Просыпаемся. Утро.

У нашей кровати вижу только один свой тапок. Где второй? Надо искать.

На прикроватной тумбочке нет очков, пульта для телевизора и маленького фонарика.

Телепортация. Да нет же.

Вещи не исчезли в пространстве квартиры, а переместились с обычных своих мест, в другие, по желанию проживающих здесь развесёлых котов, которые любят пошутить с людьми.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВАСИЛИЙ.

Нам с Галиной его принесли после Нового года, совсем маленьким. Двухмесячным. Назвали стандартным кошачьим именем Васька.

Как обычный котёнок он бегал и играл с нами и принесёнными ему игрушками.

Галина по объявлением выбрала для него кошачий домик с лежанкой и лесенкой.

Очень скоро мы стали замечать, что наш Васька ведёт себя не так, как обычные котята.

Походка у него была если не величественная, то, по крайней мере, с оттенками величавости. Он не просто шёл, а выдвигал лапы так, словно пришёл на званый приём в знатном обществе.

Набегавшись и напрыгавшись, Васька любил лежать в позе египетского сфинкса или африканского уставшего льва.
Передние лапы у него вытянуты вперёд, над ними возвышается кошачья, строго по оси позвоночника кота, голова. Она чем-то напоминает львиную, только без гривы.

К лету он подрос и всё больше становился похожим на совсем уже взрослого кота. В нём проявилась порода, домашних по своей сути котов, но крупноразмерных.

Васькой его более не называли, для всех он стал Василием.

***
С началом дачного сезона Василий вместе с нами поехал в деревню, которая находится далеко от городской суеты. Перемена обстановки является для людей положительным обстоятельством.
Всё дело в том, что кот кроме квартиры нигде более не был. Мы, конечно, волновались, как он поведёт себя в совершенно незнакомой обстановке, совсем не похожей на городскую.

Первое испытание – дорога.
Оказавшись в салоне автомобиля без кошачьей переноски, Василий стал искать место для укрытия, ему хотелось спрятаться, а потом уже из укрытия всё рассмотреть и всё обнюхать. Взгляд был тревожным, дыхание стало учащённым.
Но к концу пути осмелел, стал смотреть в окна машины и пытался даже перелезть с заднего сиденья на переднее.

Надо сказать, что в деревне мы поселились в старом деревянном доме, к которому с одной стороны примыкал такой же старый сад. В нём росло несколько яблонь и слив.
Вокруг сада есть потемневший от времени забор с калиткой, как в известном романсе.
Вдоль забора стоят кусты смородины, крыжовника и малины.

С другой стороны дома его окружают буйные заросли сирени и черёмухи, с единственным вкраплением жасмина. С этой стороны есть и небольшой огород.

Приехали. Василий первый раз своей недолгой жизни в новом для себя мире. Мы принесли его в сад. Он долго неподвижно стоял возле калитки, оглядывая открывшийся ему вид. Потом робко, но держа свою величественную осанку, не спеша переставляя лапы, начал обход сада.

С этого дня Василий каждый день, с самого раннего утра, уходил в сад и проводил там весь день, за исключением обязательного послеполуденного сна.
За долгий летний день он неоднократно обходил сад по периметру, бывал на всех яблонях, а также на могучем дубе, стоящем у забора на противоположной стороне от дома.

***
Дальше случилось вот что.
В его сад зашла кошка, из соседнего дома.

Василий даже присел от такой наглости.
Он уже успел привыкнуть к тому, что весь сад – это его, Василия, территория. Что тут делать?

Соблюдая лишь ему известные правила, он предоставил некоторое время этой кошке оценить совершённую ей ошибку. Поднявшись на все лапы, он сурово смотрел на захватчицу, которая к тому времени повернулась к нему, словно принимая вызов.

Василий больше ждать не стал. С необычайной для него скоростью он решительно помчался навстречу кошке, которая так же резво стала убегать.

Оба сделали два больших круга по саду. Кошке удалось с разбега перемахнуть через почти двухметровый забор. Она убежала к дому, где живёт.

Василий не умел так прыгать, он остановился у забора. Всё.

Ура Василию! Полная победа малыми силами. Он подтвердил звание владельца садом.

***
Но через три дня пришла беда в лице перелезшего через забор местного, бандитского вида толстого кота.

Возможно, сам вид того жирного кота и его дворовые повадки, которые тот немедленно проявил, так напугали Василия. Ведь ему лишь полгода, и он ещё котёнок.

Я увидел, как Василий забрался в беседку и из неё не выходил. Пришлось мне помочь Василию навести ранее установленный порядок и прогнать наглого гуляку.

Больше я того кота не видел. Про себя назвал его «Пират».

***
Погода в тот год стояла отменная. Она полностью подходила для охоты, в том числе и в саду.
Однако! Достаточно быстро Василий оставил все попытки поймать птиц, садящихся на деревья. Погоня за бабочками и стрекозами также не привели его к удачам.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОСЕДИ.

Надо рассказать вот о чём.
Вокруг и возле нашего дома шла своя, нам не всегда видимая жизнь.
Прилетели скворцы и совершили нападения на сад. Они склевали весь наш крыжовник.
Рядом жил дятел и, сами понимаете, не услышать его было невозможно.

Из леса обещания долгой жизни присылала кукушка.

В соседнем доме, на цепи в своей будке, жил пёс Герцог. Иногда он отчаянно лаял, причины чего нам были не ясны. В том доме ещё жила кошка, с которой у Василия отношения были враждебные.

По приезде в наш деревенский дом мы обнаружили живущую рядом кошачью семью.

Трёхцветная бездомная кошка с четырьмя котятами обитала у заброшенных, ничейных сейчас, дровяных сараев. Котята были совсем маленькими, видимо месяц от роду.
Все они были разных расцветок – рыжие, пегие, а один совсем чёрный. У их матери такая генетика, или отцы разные, не нам об этом судить.

Мы стали носить им еду и молоко к тем сараям. Они каждым утром стали ждать благотворительных завтраков. Постепенно они стали всем семейством приходить к нашему дому.
Кстати сказать, в их пользовании были старые сараи, назвать их бездомными, вроде бы и нельзя. Скорее они были бесхозными.

Интересно было наблюдать, как мать-кошка учила своих котят правилам выживания. На моих глазах она показывала, как надо забираться на дерево, используя в качестве наглядного пособия кусты сирени.

Котята по очереди добросовестно повторяли такие упражнения.

Возле сараев мы видели перья птиц, принесённых ею мышей и крота. Однажды она бежала к своим детям, неся в зубах что-то тёмное, после чего все скрылись под сараями.
Иногда всё семейство пропадало на день или даже на три дня, затем они возвращались к сараям.

***
Василий через забор наблюдал за кошачьим семейством, бегающим возле сада.
В один из дней кошка вместе с котятами зашли в сад. Увидев это, Василий незамедлительно погнался за нарушителями.

Кошка вместе с чёрным котёнком забралась на яблоню у дома. Василий добрался до них, но кошка неожиданно дала ему отпор – ударила лапой по его морде.

Наш Василий такого не ожидал, его боевого опыта оказалось явно недостаточно.

В итоге кошка с котёнком убежали с яблони на крышу дома, а Василий просто свалился с ветки на землю. Ни он, ни мы такого результата не ожидали. Что ж, жизненный опыт приходит лишь со временем.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БОРИС.

Так и шли дни за днями. Солнце утром вставало в своё время и со своего места. Люди и животные каждые занимались своими обычными делами.

Однажды случилось невероятное.

В обычный день, после завтрака Галина занялась хлопотами по дому. Мне надо было идти к огороду, для чего захватил с собой нужный в таком случае инвентарь.

Выйдя из дома, я обратил внимание на бегающего вдоль забора Василия. Обычно он всегда молчалив, голос подавал крайне редко.

Сейчас он мяукал достаточно громко. Хотя это меня немало удивило, я пошёл дальше. Мало ли у кота причин помяукать.

На полпути к огороду я услышал очень странные звуки. В доме мы с Галиной были вдвоём, Василий бегал по саду, щебетали птахи. Причина и источник звуков была мне не понятна.

Неприятные на слух звуки, скорее даже скрежетание, раздавались с противоположной от сада стороны дома.
Я пошёл в сторону этих звуков и подошёл к железной бочке, стоявшей у дома, в которую собирали дождевую воду для полива огорода.

Скрежет шёл из самой бочки. Заглянув в неё, я обомлел.
Маленький чёрный котёнок барахтался внутри бочки, наполовину наполненную водой. Он изо всех сил скрежетал передними лапками по внутренней стороне бочки.

Плыть он не мог, явно до дна задними лапками не доставал, его голова наполовину ушла под воду. Рядом сидела мать-кошка, которая ничем помочь ему не могла.

***
Наклонившись и схватив, я вытащил его из бочки.

В моей руке было маленькое, худое, совсем промокшее тело. Котёнок стал кашлять и чихать. Было не понятно – льётся вода с его шерсти, или изо рта.

От холода или от испуга, а может быть от обеих причин он сильно дрожал.

Сразу отнёс котёнка на лавочку, где не было тени. Позвал Галину. Она принесла мохнатое полотенце, стала его вытирать, просушивая от влаги.

Через забор на котёнка, сидящего на лавочке, во все глаза смотрел Василий и тихо мяукал.

***
Я вернулся к бочке. Надо было понять, как двухмесячный котёнок мог оказаться в бочке. Ведь от земли до её верхнего края было десять котят, если их ставить вертикально одного за одним, поэтому прыгнуть с низу в бочку он не мог.

Ах, вот оно что. Вдоль стены дома в горизонтальном положении лежит большая деревянная лестница, нависающая над бочкой.

Умная кошка повела котят по лестнице показывать им какую-то только ей известную дорогу.

Следуя за ней, котёнок упал в бочку с водой либо по неосторожности сорвавшись вниз, либо из любопытства он сам решил побывать там. Возможно, он увидел своё отражение в воде…

Стало понятно и то, что сам он выбраться из бочки не смог бы.
Весь вопрос был во времени.

Когда он бы выбился из сил, то ему оставалось лишь утонуть. Достать до дна бочки, чтобы упереться о неё, он не мог, а гладкая стена бочки не давала возможность выбраться наружу.

Спасение в моём лице пришло вовремя.
Если бы я не пошёл в то время к огороду, то не спас бы котёнка.
В то же время нельзя забывать о призывном крике Василия, даже в виде его мяуканья. Ведь это был крик о помощи, к нам обращённый.

Ох, как всё непросто в нашем мире.

***
Спасённый котёнок стал вести себя не так, как его братья сёстры.

Те убегали при нашем появлении, и ждали еду в стороне. Наоборот, спасённый котёнок бежал навстречу к нам и позволял брать себя на руки. Оказавшись на руках, сразу начинал мурлыкать.

У нас с Галиной сложилось впечатление, что ему с генами родителей передались повадки домашнего кота. Слишком велика разница в поведении этого котёнка и его братьев и сестёр.

Интересно, как к такой ситуации относятся фелинологи, спецы по кошкам, которые не называют себя зоопсихологами? Есть ли в этом проявление благодарности людям за спасение?

В городе, у наших соседей по дому, есть чёрный кот, которого зовут на английский манер -Блэки.
Мы назвали спасённого котёнка Борькой, Борисом, ведь он совсем российский и к загранице никакого отношения не имеет.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ.

Так быстро прошло лето. Мы собрали выращенный своими руками маленький урожай. Планов остаться в деревне осенью, а тем более на зиму, у нас не было. Летний сезон завершается, надо возвращаться домой.

Стали собирать вещи, срезать оставшиеся цветы. Настала пора переносить всё это в машину.
На дорожке от крыльца дома к машине сидел чёрный спасённый котёнок и смотрел как мы укладываем вещи. С другой стороны забора на него, и на нас тоже, смотрел Василий.

***
Закрыв багажник машины, мы с Галиной вдруг посмотрели друг на друга. Решение пришло мгновенно.
Забираем Бориску с собой, в город.

Ведь впереди зима, как он сможет выжить в деревне. Он такой маленький и неудачливый. Чуть не погиб.
Нельзя назвать это жалостью. Может быть, это сострадание?

***
В салоне машины, на сиденье оба кота сидели рядом. Для Бориса это было первое путешествие и поводов для волнений было для него предостаточно. Но спокойствие Василия действовало на него успокаивающе.

***
Вновь нас удивил Борис, когда, войдя в квартиру, повёл себя так, словно он здесь не в первый раз. Преспокойно обошёл все комнаты, выбрал место для лежания, узнав перед этим, где находится кормушка с едой и чашка с водой.

Отдохнув с дороги, Борис как ни в чём ни бывало стал гонять игрушки Василия, словно они всегда были его игрушками.

Первые два дня не обошлись без некоторых недоразумений, мы понимали, что переход от жизни бесхозного кота к порядку, установленному для домашнего кота, не обойдётся без происшествий.
Однако, когда непонимание Борисом правил поведения домашнего кота стало по-настоящему всех раздражать, мы оба приняли решение вернуть Бориса в его обычную среду обитания.
Да и день-то для этого почему-то выбрали именно в среду.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПОКАЯНИЕ.

В тот день утром Галине надо было по делам службы уехать на совещание, она ещё работает.

Оставшись один, покормил я Бориса на дорогу, посадил его в переноску, вынес в коридор. Вернулся в квартиру за одеждой и документами. Вышел и стал закрывать дверь.

Что за ерунда такая. Ключ застрял в замке, вытащить его я не мог, как ни старался.

Выглядело это совсем нелепо. На моём плече сумка, у ног - переноска с Борисом, из двери торчит ключ. Ни закрыть квартиру, ни открыть её не могу.

И тут я услышал голос Бориса, тихое жалобное мяуканье – не увози меня!

Да как же мы жестоко поступаем, - подумал я.

Нельзя спасённую тобой душу животного вновь бросать и обрекать тем самым её на страдания.

В этот момент мне показалось, что земная твердь уходит у меня из-под ног. Головокружение?

Да нет же.

Это знак свыше. Борис должен остаться с нами. Так решено было за нас, мы лишь исполнили повеление, ниспосланное нам.

Борис вернулся в квартиру как ни в чём ни бывало.
Недоразумений с его стороны больше не было ни разу.
Поднявшийся со своей лежанки Василий подошёл к нему и потыкался своим носом в его нос.

Каждый вечер, после гонок по квартире, Борис ложится спать в моих ногах.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ЭПИЛОГ.

Лишь однажды мне вновь пришлось вытаскивать Бориса из западни, выбраться сам из которой он не смог.

В коридоре квартиры давно стоит старая большая ваза цилиндрической формы, как та бочка в деревне. В диаметре она полторы длины Бориса, высотой – две с половиной его длины.

Любопытства ради, как я думаю, каким-то неизвестным мне способом, он умудрился забраться в эту вазу, а вылезти у него не получилось несмотря на отличную способность прыгать высоко. Выбраться ему мешала скользкая поверхность этого фаянсового изделия.

Вновь, как летом, я вытаскивал его из западни.

Борис освоил игру в кошачий футбол. Поочерёдно левой и правой лапой бьёт по небольшому мячу, догоняет его и закатывает в угол комнаты. Футбольной команды нет, но сольные проходы к воротам соперника он проводит изящно, одним порывом.

Есть у него другая забава. Ему нравится наживать кнопки – будь то настольная лампа, или настольный же радиоприёмник. Представьте себе: неожиданно начинает работать радио и звучит музыка. Включается свет, хотя возле стола никого нет. Становится весело.

У обоих котов есть любимое занятие – гонки по квартире, с последующим захватом, завершающимся имитацией удушения. Нападающий и защищающийся поочерёдно, то Василий, то Борис, меняются ролями.

Известные английские учёные назвали такое поведение Frenetic Random Activity Periods (периоды бешеной случайной активности) или сокращенно FRAPs.

Ничего бешенного или случайного в поведении котов я не увидел. Как правило, это обычная вечерняя разминка. Хотя она бывает и по утрам тоже.

Так прошли осень, зима и весна.

Снова на пороге лето. И снова Василий и Борис поедут с нами в деревню.

Я часто задумываюсь о том: вернётся ли Борис в деревне следующим летом к своей маме, к братьям и сёстрам, к прежней среде обитания?

Либо теперь он постоянный, домашний кот навсегда?

Когда мы вернёмся осенью домой, то расскажу тебе, Саша, об этом.


Рецензии
Прекрасный рассказ! Читается на одном дыхании! Спасибо, уважаемый Владимир!!!

Игорь Тычинин   08.10.2023 08:26     Заявить о нарушении
оставил все "попутки" ???

Григорий Аванесов   08.10.2023 20:33   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Григорий! Да, пропустил я эту ошибку, исправил. Спасибо за прочтение и указание на неправильное слово в тексте.

Владимир Сосновцев   09.10.2023 11:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь! Ждём Ваших новых произведений на прозе. ру.

Владимир Сосновцев   09.10.2023 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.