Несчастная мать

             

         «Сын мой, а ум у него свой»,
         «Порванную верёвку как ни вяжи, всё узел 
         будет»,
         «Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не
          охнут» (русск. пог.)
            

          Я разрезала аппетитную жёлтую редьку, купленную мной накануне у знакомой на базаре за 400 тенге, готовясь насладиться сочным былинным овощем, воспетым не в одной  сказке - так я отдаю дань народным традициям. Но не тут-то было – внутри редька оказалась старой, мягкой, словно белой ватой набитой. Я расстроилась.  С самого утра день не задался! Сегодня, оказывается, не 31 сентября, а 1 октября, воскресенье! Я же ни за телевизор не заплатила, ни за интернет. Ладно утром не включился компьютер - без интернета прожить даже и до до понедельника можно. Но как два дня прожить без телевизора?.. Недавно в доме напротив повесилась старушка – наверное, ей отключили телевизор?!.
           Мы ужасаемся, как быстро течёт время: понедельник – пятница, понедельник – пятница!.. Так это же просто – продлить себе жизнь: выключи  телевизор! Сразу образуются огромные временные пространства - живи! Нет, нам слаще дарить своё время этому пожирателю наших жизней – телевизору! Я прикидываю все варианты, и мчусь на автобусе в центр своего города Петропавловска, к магазину «Океан»! Может, и негодную репу удастся вернуть, и за телевизор на автомате заплатить? Правда, я этого пока делать не умею.
            Но продавщицы на месте нет, претензию предъявлять некому... Разочарованная, я оставляю репу на прилавке – может, кто захочет взять для домашних животных? Жалуюсь другой знакомой продавщице - пропали мои 400 тенге! И без телевизора жизнь не мила... Несчастный я человек!..
            Ладно, пока зайду в местную столовую – там столько яств на витрине всегда выставлено! Иногда я здесь беру плов в контейнере, и съедаю его за прилавком, поджидая покупателей. Сегодня я так щедра, что даже могу кого-нибудь угостить, ведь день назад у меня был День рождения! Провела я его на даче, в трудах, а сегодня можно было бы и отметить! Только кого позвать?
            - О-о, Таня! Привет! Давно тебя не видела! Пойдём в столовую, я угощаю! – подворачивается Танюха. Мы на одном заводе работали много лет.
            - Не до того мне, – хмурится Татьяна, – видишь, рука поломана? Оказывается, с подвязанной рукой и равновесие при ходьбе держать трудно – иду, а меня качает...
            Да,  выглядит Татьяна не лучшим образом: лицо, щёки, волосы серые, глубокие морщины, половины зубов нет,  совсем исхудала... А ведь она моложе меня!.. Раньше Таня  была весёлой, симпатичной, компанейской, комсомольским вожаком! Общественницей она так навсегда и осталась – в последнее время мы с ней вместе входили в состав Совета ветеранов завода ЗИМ, работали с пенсионерами. Что-то у неё, вроде,  тогда были нелады с сыном?..
           - Как сынуля-то, радует? – спрашиваю.
           - Сынуля смерти моей ждёт,  – и Таня неохотно, но откровенно рассказывает, как много сил положила на его воспитание, как любила беззаветно, как баловала, желая компенсировать отсутствие отца. А потом как не могла справиться с уже взрослым сыном, сделать его самостоятельным, отказаться от спиртного. Наконец отчаялась, и решила оставить его в родительском доме – пусть поживёт один, может, за голову возьмётся, может, какая-нибудь женщина польстится на самостоятельного домовладельца? В большой тайне от сына она купила себе маленькую квартирку, сделала в ней хороший ремонт, переселилась, и предалась мечтам о спокойной, счастливой старости. Чтобы сын не узнал место её нового проживания, она даже от подруг скрывала свой новый адрес.
            И сын постарался поверить в себя – надоело быть изгоем. Надумал поднять старый дом, подвести новый фундамент, да и зажить «на свободе», без матери, надоевшей своими нравоучениями. Он снял крышу, ободрал стены, приподнял дом – руки-то у него золотые! Он всё сможет, он устроится на работу, он преодолеет себя, он станет, как все! Но лето проходило быстро вместе с добрыми намерениями, наступала осень, денег не хватало, строительство затягивалось... Мать, видя прекрасные порывы сына, радовалась за него больше, чем за себя:
               - И тут я совершила ошибку: пустила его к себе, я же мать! - рассказывает она. Осенняя депрессия, мамочкины обеды, старая беззаботная жизнь, встречи с друзьями... Сын запил, да страшно – после продолжительного перерыва. Сначала он разгромил всё в квартире, сломал матери руку в запястье, а через два месяца – уже около локтя, разбил голову об стену, говорит: «Всё равно я тебя убью!»
              - А если тебе куда-нибудь уехать? – ужасаюсь я.
              - Куда? Кому я нужна? – уныло спрашивает меня Таня, и отправляется на свою Голгофу.  Я печально смотрю ей вслед, думая о том, какие разные категории событий делают нас то счастливыми, то несчастными.  Мои несчастья для подруги бы показались счастьем - оказывается, пустая репа и пара пустых вечеров без телевизора – не самое большое горе... Всё познаётся в сравнении...

               Отправляюсь в столовую. Что же взять? Узбекский плов? Картофель по-французски? Бурятские позы, похожие на манты? На витрине всё такое аппетитное! Взяла салат, бигус, попросила в ту же тарелку положить пару мантов, беляш,  кофе три в одном – да съем ли я столько?  Располагаюсь с комфортом.
                По столовой мотается знакомая женщина в дорогой кофте – косит под цыганку, выпрашивает деньги.  Сгорбилась, надвинула платок, но я её узнаю – она всю жизнь на базаре, всю жизнь чем-нибудь торгует. В последнее время молоком – у дочери три коровы.  Денег у неё больше, чем у тех, кто ей подаёт, но она ходит от столика к столику с протянутой рукой. Это у неё такое хобби,  своеобразное творчество. момент вдохновения!
              Манты оказались так себе, беляш – не пропечённым снизу, а бигус не разочаровал... После столовой мне удастся заплатить за телевизор по автомату. Жизнь налаживалась...  Я иду к остановке автобуса, чтобы из центра города вернуться на свою окраину - в новый, 20-й микрорайон. Вокруг красота, рядом - река, а через три остановки - лес. Всем бы хотелось, наверное, жить на такой окраине! Навстречу мне – поток людей. Некоторые   ведут за руку детей – маленьких, очаровательных, невинных... Кто-то из них станет  родительской гордостью, кто-то – палачом тех, кто подарил им жизнь...
            
               Через два дня я узнаю, что репу какой-то мужчина забрал для своей черепахи, а через три дня мне и деньги вернули...


Рецензии