Страх смерти превращает человека в раба

Помню, когда я был ребенком лет семи, как на меня внезапно нахлынуло осознание того, что я когда-нибудь умру. Я так испугался этой мысли, что подбежал к маме, обхватил ее руками и закричал: "мама, я не хочу умирать!". Мама была сильно удивлена моему детскому страху и, успокаивая меня, с улыбкой сказала: "Тимочка, да ты что! У тебя впереди вся жизнь!".

Смерть кого бы то ни было это процесс естественный. Бояться смерти глупо, хотя большинство людей как раз испытывает перед смертью страх. Он толкает людей на избавление от него путем конструирования идей в виде культов загробной жизни, доктрин реинкарнации, либо иных воззрений, и такие верования смягчают осознание конечности бытия, дополнительно утверждая его небессмысленность.

Поиском эликсира бессмертия на протяжении тысячелетий занимались разного рода врачеватели, алхимики и придворные ученве властолюбивых монархов, на эти цели тратились приличные средства, и зачастую какая-либо живительная смесь весьма хорошо продавалась, пока покупатели к ней не охладевали как к очередной мошеннической уловке.

В наше время в инфопространстве циркулируют чудовищные по своей разрушительности идеи бессмертия, которого можно достичь путем генной инженерии. Последствия вмешательства наукообразных культов бессмертия, создаваемых для получения частной коммерческой выгоды, катастрофичны.

Моделирование жизнепродления путем трансплантации потенциальному покойнику выращенных органов, которые планируется использовать в качестве запчастей, это явная психопатология. Крионика обещает глубоко отмороженным пациентам будущее воскрешение, когда наука разработает технологии разморозки их тел, которые зачем-то кому-то в обществе будущего захочется оживить.

Даже если такое оживление через триста лет станет возможным и будет осуществлено в качестве научного эксперимента, то на размороженное чучело ископаемого человека будущие современники станут смотреть как на питекантропа и отведут ему место в безопасной камере, где он через некоторое время обязательно найдет способ покончить никчемную жизнь самоубийством.

Даже теоретически вечная жизнь невозможна, поскольку переменные условия среды требуют от индивидов поведенческой, биохимической, генетической и мировоззренческой пластичности, а она у взрослых особей ограничена, да еще снижается по мере старения. Вечная жизнь представителей воображаемой популяции отрицает необходимость размножения, чтобы не плодить конкурентов, которыми станут их потомки.

Страх смерти, превращающий человека в его раба, преодолевается надежно единственным способом: осмысленной созидательной жизнью, от которой только и возможно получить истинное удовлетворение. А тому, кто относится к жизни потребительски, сколько ее ни продлевай, будет мало. Если взять короткую жизнь молодого парня, погибшего на фронте при защите родины, то она имеет высокую общественную ценность.

Жизнь человека не оценивается длиною, она не сравнивается с другими, не измеряется одним универсальным количественным временным параметром, но ее смысл содержится в ее качестве. Ценна всякая уникальная жизнь, в какую бы эпоху ни жил человек, а любое жизнеподобие как следствие нелепого подражания кумирофицированным эталонам действительной ценности для самой личности не представляет.


Рецензии