О родном Хабаровске

Назвав Хабаровск родным городом, я слукавил.  Нет, моей малой родиной является не он, а небольшой поселок на севере Хабаровского края с не очень звучным названием Херпучи.  Такое название он получил от названия речки Херпучинка, которая в переводе с языка негидальцев, аборигенов этих мест, означает «деревянная лопата». Именно лопаты были основным инструментом старателей, добывающих золото в этих местах неизвестно сколько веков.

Но я не очень погрешил против истины, назвав Хабаровск родным. Потому что с 1955 года я почти каждое лето проводил в нем, а с 1965 года постоянно жил здесь, и все изменения в городе происходили на моих глазах. Я здесь женился, родились трое мои детей и два внука.

Правда, потом было три года, когда мне пришлось прожить во Владивостоке во время службы на подводной лодке в должности начальника медицинской службы подводной лодки. Но потом я вернулся снова в Хабаровск, и покинул его навсегда в 2003 году, т.е. 20 лет назад. Но я во снах часто вижу Хабаровск, хожу по его улицам, а еще на Яндекс.Карте или Гугл.Карте могу виртуально бывать в Хабаровске, замечая его изменения.

А еще в Хабаровске у меня осталось много друзей, коллег, да и хабаровчан среди виртуальных друзей на сайте «Одноклассники» хватает, и все они любят выставлять новые фотографии, так что, если я и отстаю от градостроительства в Хабаровске, то совсем не намного.

В целом Хабаровск всегда был на слуху: это крупный город, стоящий на Транссибе, одна из двух неофициальных столиц Дальнего Востока [до 2018 город был и официальной столицей соответствующего федерального округа, пока ее не перенесли во Владивосток], здесь неплохо развиты футбол и хоккей (по крайней мере местные команды играют на относительно высоком уровне), а хоккей с мячом так и вовсе развит просто отлично, наконец именно Хабаровск изображен на самой крупной пятитысячной рублевой купюре. И все же никогда прежде до 2020 года мы так часто не слышали о Хабаровске: город и проходящие в нем митинги долгое время не сходили с первых полос новостных сайтов и время от времени даже попадали в телеэфир. Как так вышло, что именно Хабаровск в одночасье получил титул столицы российского протеста, и что вообще из себя представляет этот дальневосточный город? Давайте попытаемся разобраться.

Первое, чем удивляет Хабаровск (хотя вообще-то скорее наоборот), так это скорее своею стандартностью, если не сказать, типичностью. То есть ты летишь 7 с лишним часов из Москвы на противоположный конец страны и оказываешься в самом обычном российском административном центре. Ведь если остальные дальневосточные столицы регионов расположены на море или океане и уже хотя бы этим отличаются от городов европейской части страны, то Хабаровск расположен на реке. Да, пусть и реке полноводной, с многочисленными рукавами, протоками и островками, а вдалеке так и вовсе виднеется Китай, но все же своей географией и рельефом Хабаровск похож куда больше на условный Ульяновск или Волгоград, нежели на Магадан или Владивосток.

Ну, а городская застройка Хабаровска, представляющая собой смесь из эклектики и модерна, сталинского ампира и хрущевок, редких сохранившихся деревянных изб и многоэтажных новостроек, делает город на Амуре так и вовсе неотличимым от большинства крупных российских городов. Нет, безусловно, у Хабаровска есть свое лицо, отдельные яркие достопримечательности, в целом весьма симпатичная застройка, прекрасная центральная улица и огромная главная площадь, та самая, которую мы  2 года назад часто видели на фотографиях в интернете. Но ведь то же самое можно сказать и про многие другие города России.

Выделяется Хабаровск в архитектурном плане разве что большим, если не сказать чрезмерным, количеством многоэтажных новостроек, появившихся по всему городу, в том числе и в центральной части, за последние десятилетия. Практически на всех общих планах города наиболее заметны на горизонте будут именно новые высотные жилые дома и бизнес-центры. Да, конечно, во многих российских городах, особенно крупных, в последние годы идет масштабное строительство, но, кажется, Хабаровск тут явно стоит особняком. По крайней мере по тому, с какой скоростью меняется общий облик города, Хабаровск явно впереди России всей.

Вот, например, один из главных открыточных видов Хабаровска, снятый со смотровой площадки на Амурском утесе. Все здания, которые на фотографии, за исключением разве что сталинки в левом углу, новые, построенные уже в постсоветский период. И это при том, что согласно официальной статистике, численность населения города по сравнению с 1991 годом даже немного снизилась, с 613 до 610 тысяч человек. (Где они раньше-то все жили?) Что уж говорить про новостройки на горизонте, все они абсолютно новые, некоторые еще даже не сданы. Это Индустриальный район города, вот численность его населения за последние 30 лет действительно увеличилась, практически в полтора раза. А вот почему сейчас в городе, где столько много новых домов, живет меньше людей, чем в начале 90-х, тоже есть ответ. Они жили в многочисленных общежитиях, и студенческих, и рабочих.

А на фотографии с заходящего на посадку самолета  видно, что новые многоэтажные жилые комплексы ; первое, что бросается в глаза. Про многие города говорят, что они меняются с такой скоростью, что можно приехать в них спустя пять лет и не узнать. Про китайские города, кстати, так говорят особенно часто, ну а Китай тут близко. Видимо, передалась как-то по воздуху данная особенность:) Не будь на фотографии многочисленных высоток, выросших за последние годы, даже непонятно, что на ней осталось бы. Православные соборы? Тоже нет. Два главных православных собора города, Спасо-Преображенский и Успенский тоже были построены в начале 2000-х годов.

Было бы очень интересно сравнить фотографии старого Хабаровска и современного в разрезе было/стало. Хабаровск на них, наверное, предстал бы своего рода Дубаем, только там за последние 30 лет посреди пустыни выросли небоскребы, а в Хабаровске, зеленом городе с малоэтажной застройкой, выросли многоэтажные жилые комплексы.

Или вот еще фотография хабаровских городских прудов в парке Динамо. Большая часть окружающей застройки на фоне прудов появилось уже в российский период истории.

Своего рода порталом в прошлое является вытянутый вдоль Амура центральный городской парк имени Муравьева-Амурского, старейший в Хабаровске. Парк в этом месте появился практически сразу после основания города в 1858 году. К слову, и сам город был заложен ровно здесь же, о чем и свидетельствует памятный знак на месте высадки 13 линейного батальона. Но, если о дореволюционном периоде, здесь напоминают разве что столетние деревья, то вот советских артефактов в парке намного больше: это и многочисленные спортивные сооружения, и скульптуры эпохи СССР, включая девушку с веслом, пионеров и Ленина с красноармейцем. Традиционных для современных российских городов скульптур «дам с собачками», «городовых» и даже «сантехников» здесь не увидеть.

А еще совершенно не изменился вид из города в сторону Амура и многочисленных амурских островов, включая и Большой Уссурийский, по которому сегодня проходит российско-китайская граница. Почему сегодня, а не вообще в принципе? Дело в том, что до 2005 года остров полностью был российским (ранее советским), хотя данное положение вещей и оспаривалось Китаем. Что-то вроде Южных Курил, но только здесь в роли Японии выступал Китай. Но в 2005 году нашему восточному соседу были переданы часть Большого Уссурийского острова и полностью остров Тарабаров, расположенный по соседству. Сегодня первый из них в Китае именуется Хэйсяцзы-Дао или остров Черного медведя, второй ; Иньлундао или остров Серебряного дракона.

И хотя, как я написал выше, Хабаровск стоит не на море или океане, а «всего лишь» на реке, присутствие большой воды здесь ощущается не меньше, чем, скажем, в Петербурге. Город расположен недалеко от места слияния рек Амур и Уссури и при этом протянулся вдоль берега Амура и Амурской протоки на 30 с лишним километров. Ну, а  большой реке большая набережная. Набережная в Хабаровске действительно большая и очень-очень длинная. Другой вопрос, что практически не обустроенная. Но и этому, по всей видимости, есть свое объяснение. Причина во многом в той самой большой воде.

Одним из наиболее примечательных и, увы, трагических событий новейшей истории в Хабаровске является наводнение 2013 года. Тогда уровень воды в Амуре в Хабаровске достигал 808 сантиметров, и это при том, что критическим считается уровень 600 см, а рекордный уровень, зафиксированный в 1897 году, составлял 642 см. Вода зашла далеко в город, затопив, ну или по крайней мере, подтопив сотни жилых домов и нанеся огромный урон городскому хозяйству. Так что сегодня хабаровская набережная, прежде всего ее новая часть, выполняет функцию не только общественного пространства, но и дамбы, защищающей от резкого подъема воды.

Не скажу наверняка, стало ли наводнение 2013 года для Хабаровска столь разрушительным из-за нестандартного рельефа (или просто осадки в то время были настолько обильны), но география города требует отдельного упоминания. Если Москва является «городом на семи холмах», то у Хабаровска тоже есть свое географические прозвище: «три горы и две дыры». Тремя горами являются параллельные улицы Ленина, Муравьева-Амурского и Серышева, проложенные по вершинам спускающихся к Амуру холмов. Ну, а своеобразными дырами являются Амурский и Уссурийский бульвары, устроенные в ложбинах, в прошлом руслах рек Чердымовка и Плюснинка.

Так, если пройтись по центральной улице Муравьева-Амурского от площади Ленина до смотровой площадки над Амуром, то вполне можно и не обратить внимание на нестандартный рельеф города. Но стоит свернуть вправо или влево, как дорога начинает резко спускаться вниз, упираясь в один из бульваров. А если продолжить идти вперед, то непременно придется уже взбираться в гору. А главное, во время прогулки по Хабаровску начинает казаться, что «на горах» жизнь по-настоящему кипит, а «в дырах» размеренно идет своим чередом. Там «наверху» все куда-то спешат по своим делам, а «внизу» неспешно прогуливаются и сидят на лавочках в тени деревьев.

Если вы помните фотографии протеста, ну или найдете их сейчас в интернете, то наверняка заметите эту самую географическую особенность города: толпа длинной вереницей движется издалека откуда-то сверху, спускаясь вниз, а после вновь поднимаясь наверх к той точке, откуда был сделан кадр. Собственно, перспектива хабаровских улиц и без того весьма примечательна благодаря подобной разноуровневости, ну а если улицы еще и наполнены тысячами людей, то смотрятся такие снимки, конечно же, куда более эффектно.

Ну, а что касается протеста, то он, как принято говорить, слился. Увы или к счастью, другой вопрос. Но все, что сегодня напоминает о многочисленных хабаровских митингах, в которых участвовала едва ли не треть населения города, это многочисленные оставшиеся с тех пор надписи на заборах и других поверхностях, а также 5-7 человек, державших плакат с поддержкой Фургала, на одной из центральных площадей под строгим надзором полиции.

Честно скажу, на набережной картина совсем другая, куда более характерная для сегодняшнего Хабаровска. На парапетах набережной много лозунгов за Фургала. Так что, вроде бы, и жарко, и солнце греет изо всех сил, но спичка почему-то уже не вспыхивает. Сгорела.

Да, и еще о митингах напоминает плакат в центральном парке с предупреждением об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях. Плакат явно старый и изрядно поистрепался за прошедшее время. Заменять на новый, вроде как, смысла нет, но и снимать его, похоже, пока тоже никто не торопится. Мало ли что, все-таки выборы не за горами.

Что до всевозможных наклеек, рисунков, граффити и надписей в поддержку Фургала, то они остались в весьма приличном количестве. Надо полагать, что часть из них убрали или закрасили, но, видимо, не слишком-то усердствовали. Да и чего краску переводить, сотрешь ; снова нарисуют. Ну, а когда весь протест, еще совсем недавно масштабный и многотысячный, выражается в одних только надписях на заборах, так с таким любая власть будет готова мириться.

В нынешнем Хабаровске нет и намека на «пороховую бочку», способную в любой момент вновь взорваться. Конечно, задним числом можно искать и находить различные объяснения того, почему именно Хабаровску в прошлом году была отведена столь знаковая в новейшей политической истории России роль. Однако на день сегодняшний, как мне показалось, ничего не указывает на то, что этому городу предстоит сыграть ее вновь.

Выскажу свое сугубо личное мнение по поводу протестов в Хабаровске.  Дальний Восток, как и Северную Америку, заселяли люди авантюрного склада, которым терять было нечего, а вот приобрести они могли и свободу, и богатство. Да и на каторгах в Сибири и на Дальнем Востоке были такие же люди, и после освобождения оставались здесь же. А яблоко от яблони недалеко падает. Я уже писал, что по своему менталитету сибиряки и особенно дальневосточники очень отличаются от тех, кто жил и живет в европейской части страны. Они чаще спорят с начальством из Москвы, по себе знаю, ведь куда-то еще сослать нельзя, и так на краю земли живут. И крепостного права не было ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке. И когда на выборах губернатора народ поддержал противника бывшего губернатора, за которого хлопотала Москва, это было протестное голосование. Власть должна была сделать выводы.  И если снимать Фургала с должности, то по-тихому, а не публично, с показом по центральному телевидению, с элементарным унижением человека. Поэтому народ и возмутился. Да и обвинение против Фургала шаткое, на показаниях лишь одного человека построено. Поэтому жители края и не довольны ни приговором, и уж тем более Москвой, обидевших публично хабаровчан.

Рассказывая о своем городе, я не мог не упомянуть о небольшом жилом массиве от улицы Шевчука и до речного затона, где зимуют речные суда. В нем жили преимущественно речники и рабочие судоремонтного завода. Сюда не водят экскурсии, нет изображения и на рекламных открытках. Даже его фотографии на Яндекс.Карте долгое время не освежали. Улица Ремесленная, Ладожский переулок до прошлого года имели фотографии от 2012 года, до наводнения. Я в этом районе прожил 24 года. Видел любительские фотографии во время наводнения. Как в моему подъезду можно было добраться лишь на лодке.  Думал, что после наводнения многое изменилось, но ошибался. Когда год назад Яндекс обновил панорамы, то увидел, что изменилась лишь улица Шевчука, расширилась за счет сноса старых двухэтажных домов. А вот в самом жилмассиве ничего не поменялось, даже новый асфальт не положили. И судя по письмам горожан в мэрию, таких мест в Хабаровске еще много.

Да,  конечно, с еще одной своей ролью Хабаровск справился просто отлично, на пятерку в прямом и переносном смыслах. 15 лет тому назад, впервые оказавшись на пятитысячной рублевой купюре, Хабаровск до сих пор радует глаз своим светло-коричневым отливом.

Ну, а если говорить о так называемом туристическом потенциале города, то закончить статью, пожалуй, можно тем же, с чего она и начиналась. Хабаровск ; крепкий середняк. Город в меру интересен, в меру красив и в меру обаятелен. И находись он на месте условного Воронежа или Самары, так был бы отличным вариантом поездки выходного дня из той же Москвы или из близлежащих регионов. Вот только находится Хабаровск уж слишком далеко, и махнуть туда на выходные, увы, все-таки не вариант. Но зато если вдруг надумаете попутешествовать по Дальнему Востоку или, скажем, прокатиться по всему Транссибу от и до, обязательно сделайте здесь остановку, прогуляйтесь по горам и дырам и полюбуйтесь бескрайними амурскими просторами ; не пожалеете! А выйдя из вагона и железнодорожного вокзала, выйдите на площадь, фотографию которой я поставил в заставке. На ней стоит памятник первопроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, в честь которого назван город. Красивый Амурский бульвар откроется перед вами, уважаемые гости города.


Рецензии