В парке Чаир

                Из цикла «Если бы меня спросили»

  На окраине города Минска (Минск - столица республики Беларусь) есть такое место, которое , говоря словами Л.Н. Толстого, «так странно и памятно поразило»  меня.  Какие- нибудь 150 - 200 лет назад здесь шумел  огромный  массив могучих елей.  Но цивилизация из десятилетия в десятилетие усердно обгладывала  его  кусочек за кусочком. В наше время    этот природой созданный   массив разделила современная магистраль  - улица   имени Максима Горецкого. Когда 10 лет назад  я поселился неподалёку от этих мест, то первое,  что меня заинтересовало, кто такой М. Горецкий. Оказалось, что это  белорусский писатель. В школьной программе  (а я оканчивал школу в Белоруссии) нас  с ним не знакомили. Там фигурировали Янко Купала,  Якуб Колас, Максим Танк, но Горецкого не было.  Мне было стыдновато, живя на улице Горецкого,  ничего не знать про него. Прочтя несколько его рассказов на белорусской  мове, я  восхитился его талантом. Он красочно, ярко описывал белорусскую природу и любимых им белорусских крестьян.  И вот ирония судьбы, магистраль его имени уничтожила несколько гектаров леса.  Печально, но ничего не поделаешь. В том кусочке бывшего леса, который теперь является для меня постоянным местом  прогулок,  есть три объекта, с которыми у меня сложились «дружеские отношения». Но об этом чуть ниже.
       В те недалёкие  времена, когда ещё  функционировал комсомол, по чьему-то мудрому указанию  ребята  этот кусочек природы облагородили,  соорудив даже  небольшое  озерцо, где с самой ранней весны до замерзания воды обитают дикие утки. Их собирается там до сотни. Иногда на его берегах сидят  рыбаки и даже вылавливают  мелких карасиков. От озера через небольшую запруду прорыт  прямой канал, который   пересекает массив насквозь. Через него сооружено несколько живописных мостиков. В самом парке несколько брусчатых дорожек. Есть детские площадки и  электрическое освещение.  Основными посетителями парка являются мамаши с детишками, пенсионеры,  собачники (хотя  запрещено гулять с собаками).  Постоянные  обитатели парка - утки на пруду, белки, вороны, сороки и воробьи.  Иногда  беседки оккупируют группки  молодёжи с выпивкой,  шашлыками, сигаретами,  музыкой и  матом. Самой главной достопримечательностью парка  является  бювет с якобы  лечебной водой.  Там иногда выстраивается очередь. Со всего  Минска приезжают с флягами, чтобы набрать   «святой» воды. 
        Скорее всего, на месте этого бювета в древние времена бил родник, и водичка из него текла по ручейку в соседнее озеро, находящееся в метра пятистах.  И, видимо, канал был прорыт по руслу этого ручья. Но, ручейки-то не бывают как линия прямыми, а люди  прорыли канал по прямой линии, так проще. Наверняка, пострадал не один десяток деревьев.  В подтверждение моей мысли я нашёл  две ели, у которых канал обнажил половину корней. Но, они цепляются за жизнь до сих пор, несмотря на эту якобы смертельную рану. Фото  1.   Так и в нашей жизни,  чьё-то прямолинейное решение  часть людей губит, часть делает инвалидами, а кого-то - богатыми.
    Теперь вернёмся к предметам моего обожания. Два из них видны из   моего окна. На первом плане  стоит громадная ива.  Через 50 м левее от неё растёт вековой дуб, а в середине самого парка находился громадный пень высотой см 40. Как-то раз я попытался сосчитать число колец на нём и после цифры 150 сбился со счёта.  Диаметр пня был 71 см.  Во всём парке нет ни одного дерева равного по диаметру той ели, от которой остался этот  пень.  Это какая же могучая ель была!!! И почему её спилили, непонятно. Хотя можно предположить, что  она могла обломиться под напором ветра.  Два года  назад пронёсшийся над парком смерч повалил десятки елей.  Этот пень  некоторое  время  назад  пень был уничтожен с помощью какого-то механизма. От него осталось небольшое пятно из древесной стружки. Фото 2. Этих  усилий затраченных на ликвидацию уникального пня с лихвой хватило бы на  защиту корней тех двух елей-страдалец.
    Старая ива на своё несчастье оказалась на пути  жителей  наших домов, протоптавших тропинку  к магазину. Туда ведёт и вполне современный тротуар, но он длиннее метров на 20 чем эта тропинка. Упрямые граждане предпочитают ходить   напрямую. Несчастьем ивы  оказался тот факт, что один из отростков нависал над этой тропинкой. И кому-то  в голову пришла мысль, что это опасно. Его спилили, лишив иву трети кроны. Фото 3.   Я сильно огорчился, увидев это безобразие. Но, что я мог поделать?  Только повозмущаться. Наш парк выглядит вполне культурно. Там, хотя и не регулярно, но убирают мусор, меняют сгоревшие лампочки, сметают опавшие листья, сажают новые деревья.  Недавно построили   удивительно красивую беседку для шахматистов. До этого  клуб любителей шахмат под названием «Васюки» располагался на одной из скамеечек парка. А теперь  шахматисты могут, не боясь ненастья,   продолжать свои турниры.    Рядом с беседкой на днях появились ещё две удобные, симпатичные скамейки для   постоянно  беседующих пенсионерок. Регулярно милиция патрулирует парк  со служебными собаками. Короче говоря,  о людях и их отдыхе заботятся. И кто-то всем этим грамотно руководит. А тут мне пришла в голову такая мысль:  в среду этого руководства затесался какой-то «болван», который даёт команду уродовать иву, выкорчёвывать  уникальный пень и совершает прочие мелкие глупости. Дуб, о котором я упоминал, выглядит  здоровым, могучим, у него огромная крона. А сейчас, подходя к нему,  я  слышу под ногами  хруст  опавших желудей.  Но, дуб со всех  сторон окружён автомобилями, так как  он стоит в центре  стихийной автостоянки. И  вдруг этому «болвану» придёт в голову  убрать дуб в угоду автомобилистам.  И опять я огорчаюсь. Один  идиот   в  Англии спилил знаменитый платан Робин Гуда.  Я очень боюсь, и мой любимый дуб постигнет  та  же участь.   Мне пришла в голову мысль  присвоить нашему дубу статус объекта, охраняемого государством.
      Буквально вчера, проходя по парку, я сделал замечание парнишке лет шести за то, что он пытался отломить ветку  берёзы. Его мамаша сидела рядом на скамейке, уткнувшись в смартфон.  – «Что плохого сделала тебе эта берёза?- спросил я его  – За что ты решил её наказать?»  Мой вопрос поставил парня в тупик. На выручку кинулась мамаша. – «Что Вы пристали к ребёнку?»                - «А почему он  уродует дерево?»  - «Подумаешь, он отломил маленькую веточку. Разве от этого дерево будет изуродовано?» Этой молодой особе невдомёк, что  деревья – это лёгкие земли, снабжающие её и её сына кислородом. Ведь, наверняка, в школе, где она училась, им об этом говорили. Она это, скорее всего,  не усвоила, а теперь не заботится о том, чтобы это понял её сын.                Зачем я это всё пишу?   Тут мне вспомнились те места, где я за свою долгую жизнь бывал. Родился я на берегу Ангары, там природа была суровая, но удивительно красивая. Потом долгие годы жил на окраине Бийска,  и через дорогу от нашего дома шумела  вековая тайга.   А на  широкую реку Бию мы гоняли небольшой табунок лошадей на водопой. Затем растерзанная войной Белоруссия, с прекрасной Березиной, где водилось  много рыбы, особенно сомов.   В молодые годы   на целых 30 лет  поселился в Сибири, на берегу реки Иня, где сохранились ещё могучие сосны.    Потом московские каменные джунгли, и, наконец, снова любимая Беларусь. Сравнивая все эти места, понимаю, что лучшего    места, чем этот парк, это озеро, эти ели, ива, дубы в моей жизни не было.         Вот вырастет этот парнишка, слегка поранивший берёзку, поумнеет  и будет  так же как я беспокоиться о сохранности этого прекрасного уголка природы. Но останется ли мой любимый уголок   таким же ухоженным, приветливым и  необходимым людям?
   P.S.
 Моему читателю может показаться, что я занимаюсь ерундой,  описывая  свою позицию  в отношении матушки-природы. Не судите меня строго!   Меня это очень волнует. Что будет  с нашим парком через    100 лет?
 
 07.10.23 г. Минск

   
 От редактора: Странный тип мне попался с его мыслями, выводами и предложениями. Но,  вот  ощущение, что он говорит важные вещи, не покидает меня. Подумайте и вы над этим. В том числе и те, кто призван содержать это место в должном состоянии.


Рецензии