О фильме Отстреливая собак

О геноциде в Руанде, снято достаточно много фильмов, но этот был первым для меня, потому произвел на меня наиболее сильное впечатление. В принципе благодаря этому фильму и я, и все мои знакомые узнали о том, что произошло в этой крохотной стране Африки не так уж и давно. Меня сильно удивило то, что я не помню чтобы, когда происходил этот геноцид о нем говорили в новостях, если и говорили, то как-то вскользь упоминали, так что никто на это особо не обратил внимания. Я начал искать фильмы об Африке после общения на курсах норвежского с беженцами из Африки. Я именно тогда вдруг понял, что знания мои об этом континенте весьма поверхностны. Вот и с жадностью кинулся искать информацию в интернете. Конечно, с беженцами из Руанды я не общался, там были люди в основном из Сомали, Эритреи и Эфиопии, которых Норвегия приютила на неопределенный срок. Большинство гастарбайтеров из Восточной Европы относилось к беженцам враждебно, с завистью, ведь мы там работаем, а беженцы получают пособие, пока не выучат язык и не обучатся потом какой-то профессии, да и многие из них не хотят интегрироваться, предпочитают просто ждать, пока у них на родине все наладится. В общем мне стало интересно, от чего из Африки бегут люди, и понял, что завидовать тем, кто оттуда вырвался, не стоит.

В этом фильме сначала показывают обычную католическую школу с мудрым священником, и самым обычным садовником. И ничего, вроде бы не предвещает беды, но тут молодой европеец видит что одни дети обзывают других тараканами и кидаются в них камнями, вроде бы ничего страшного, просто нужно пожурить их за плохое поведение, объяснить, что так нельзя. Европейцы мало разбираются в том, кто такие хуту и кто такие тутси. Это даже не разные народы, а представители одного народа, которых бельгийские колонизаторы разделили на две неравные группы. И это разделение в итоге привело к тому, что диктаторский режим решил укрепить свою власть за счет геноцида малочисленных тутси и своих оппонентов заодно. Править легче, когда толпа сплочена, а сплотить толпу проще всего массовым общим преступлением, главное найти безобидную жертву, вроде евреев. На это преступление население долго толкала агрессивная пропаганда, обещавшая злодеям полную безнаказанность и даже почести за убийства.

Одна журналистка заранее знает, что готовится, знает о том, что в страну из Китая было ввезено очень много мачете. И во время начала геноцида она честно признается в том, что гибель африканцев её как-то трогает меньше, нежели гибель людей в Боснии, к примеру. И ведь действительно, не только она все это так воспринимает. У всех сложилось убеждение в том, что в для Африки или Латинской Америки - это нормально, что там иначе и быть не может. А некоторые и вовсе говорят, что так им и надо, что они другие, иные, потому их удел нищета, диктатуры, гражданские войны и геноцид, так что нечего за них переживать, они же ещё дикие, пусть развиваются и не мешают нам жить. И в этом фильме как раз показывается, что африканцы такие же люди, как и мы, а то, что многие убеждены в том, что они другие и делает возможным такие ужасы, какие показаны в этом фильме. В Руанде были миротворческие силы, и если бы им не запрещали действовать, то они могли хотя бы могли спасти большее совершенно невинных людей от мучительной и страшной смерти.

Примечателен в этом фильме образ молодого дворника в школе. Сначала он выглядит вполне адекватным, обычным человеком, но только начинаются убийства, как он тут же преображается в палача, в маньяка, получающего удовольствие от убийств и насилия. И это наводит на мысль, что в любом обществе есть такие непримечательные, нормальные с виду люди, которые в определенной ситуации могут проявить себя подобным образом. Все эти ужасные преступления были совершены не маньяками в основном, не рецидивистами, а вот такими среднестатистическими дворниками, которым просто разрешили убивать и насиловать, они поверили, что это сойдет им с рук, и этого было достаточно для того, чтобы превратиться в людоедов.

В то же время пожилой священник был совсем не похож на героя. Надо сказать, что репутация у католической церкви в наше время уже не очень чистая, потому от священников мало кто ожидает чего-то кроме соблюдений ритуалов, смысла которых они часто не понимают, а в основном их интересует материальные блага и карьера, да чтобы спрятать понадежнее несоблюдение целибата. А тут священник решает пожертвовать собой, принять мучительную смерть, чтобы у нескольких детей был шанс убежать от убийц. А ведь он мог эвакуироваться из страны вместе со всеми иностранцами или мог потом просто сидеть тихо, его бы не убили, но нет, решил вывезти детей в кузове пикапа за оцепление, заговаривал убийцам зубы до последнего, пока дети убегали в лес из машины.

Название фильма не случайно, потому что миротворцам разрешили применять свое оружие только для отстрела собак, которые начали есть трупы лежавшие повсюду на улице. Один из миротворцев сказал, что ему стыдно перед своими предками, которые во время Второй Мировой войны в Нидерландах прятали у себя евреев от нацистов, а он, имея оружие, умея воевать ничего не может сделать против кровожадных маргиналов режущих детей, потому что его начальство никак не может официально признать происходящее геноцидом и принять какое-то решение, которое может хоть кого-то спасти от страшной смерти.

Фильм вряд ли кого-то оставит равнодушным, и вряд ли кому-то не захочется подумать не только о правах людей из развитых стран, но и об их обязанностях. Сейчас развитые страны борются с последствиями катастроф, происходящих в других странах, пытаются отгородиться от нелегальных беженцев высокими стенами, что совсем неэффективно, всё равно что тряпкой воду собирать под прорванной трубой. Никакой ров с крокодилами не спасет от беженцев. Людей теперь слишком много, средства передвижения слишком доступны, как и скорость передачи информации слишком высока. Потому земной шар стал слишком тесным, все слишком взаимосвязанно, и нет проблем одной страны, есть общие, мировые проблемы, которые не получится пересидеть в своем углу.


Рецензии