Узбекское дело или коррупция в СССР

               
  Это уголовное дело расследовалось в 80-х годах прошлого столетия и является одним из дел, характеризующих коррупцию в СССР. В течение длительного времени оно было в центре внимания общественности и многие граждане внимательно следили за ходом расследования. Теперь об этом уже подзабыли, а молодое поколение вообще не знает.
  Государство и коррупция, по-моему, данные понятия взаимосвязаны. Это явление было в царской России, распространено на Западе, в капиталистических странах, и с момента возникновения Советского государства, появилось и у нас. Чем больше чиновников, тем больше они имеют возможность, не забывать о себе «любимых». А в СССР они плодились из года в год: в 1922 году на 1000 жителей их было 5,2, в 1928 году – 6,9, в 1985 году уже 8.7. (По тем данным, что опубликованы в России, в настоящее время на каждые 10 тысяч жителей имеется 163 чиновника и это учтите, что в Союзе было 15 союзных республик и жителей в почти в два раза больше). Как видите «борьба» с коррупцией идет серьезная.
 Так вот, одним из значимых уголовных дел и было дело по Узбекистану. В СССР, Узбекская республика занимала одно из самых видных мест и являлась основным поставщиком хлопка для всего Союза. А хлопок – это текстильная промышленность, нитроцеллюлоза, которая использовалась для создания пластика, для бездымного пороха и главное, это важнейший источник поступления валюты в страну. Нефть еще не текла потоком на Запад. В 80-е годы ежегодно СССР экспортировал хлопка-сырца на 1 млрд. инвалютных рублей. (Доллар стоил тогда 60 копеек, это имеется ввиду инвалютный рубль). И называли хлопок «белым золотом». Первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана был Шараф Рашидов, близкий друг Л.И. Брежнева. Вот он и пообещал на очередном съезде КПСС, что республика к 1985 году сдаст 6 млн. тонн хлопка, хотя максимальные возможности у республики были на уровне 3 млн. тонн. А обещания он привык выполнять, вот и начались многомиллионные приписки. За счет этих приписок республика стала получать миллиардные рубли за не поставленный хлопок. Так обман в статистике породил «многоуровневую пирамиду лжи, воровства и взяточничества» в республике. Люди получали не только деньги, но и звания Героев Социалистического труда, ордена и медали.
  Таким был один из доверенных лиц Ш. Рашидова председатель колхоза имени В.И. Ленина Ахмаджон Адылов, который в конце 70-х годов возглавил Папский районный агропромышленный комплекс. Он стал одним из важнейших фигурантов «хлопкового дела». В 1984 году был арестован и отсидел восемь лет в Бутырской тюрьме, но так и не был осужден. Следователи не смогли доказать его вину. После обретения независимости Узбекистана, по просьбе первого президента Ислама Каримова, Адылов был освобожден и отправлен в республику. Там, формально, выпущен на подписку о невыезде. Организовал свою партию, стал претендовать на власть в республике. Это очень не понравилось Каримову и Адылов был вновь арестован, осужден вначале на 4 года, потом еще и еще. Уже в независимом Узбекистане отсидел 16 лет. Умер в 2017 году в возрасте 93 года.
  Вернемся все-таки к делу.  О действительном положении с приписками и взятками в республике знал руководитель КГБ Советского Союза Ю. В. Андропов, но вмешиваться и возбуждать уголовное дело он не решался, пока у власти находился Л. И. Брежнев.  Была попытка: в 1975 году возбудили уголовное дело в отношении Председателя Верховного Суда Узбекской ССР Пулатходжаева и дали показания на бывшего Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР Я.С. Насриддинову, но по настоянию Л.И. Брежнева дело было прекращено.
  Только возглавив государство, Ю. Андропов начал активную борьбу с коррупцией. Началось дело 27 апреля 1983 года, когда за взятку в размере 1000 рублей (прошу не сравнивать те рубли с нашим курсом), был задержан с поличным начальник ОБХСС УВД Бухарского облисполкома Ахат Музаффаров, который активно начал сотрудничать со следствием и давать показания на чиновников. Затем был задержан директор Бухарского горпромторга Шоды Кудратов, у которого при обыске было изъято 500 тысяч рублей, ювелирные изделия, золотые монеты на сумму 4 млн. рублей. По мере дальнейших арестов пошли показания, сдавать начали всех и вся. В начале апреля 1983 года по поручению Политбюро ЦК КПСС в Прокуратуре СССР была создана следственная комиссия для расследования злоупотреблений в хлопководстве Узбекистана. В нее входило в общей сложности около 200 следователей со всего Союза, 3 тысячи оперативников из МВД, КГБ и 700 экономистов, для проведения экспертиз. Всего насчитывалось около 5 тысяч человек. Курировал ее работу начальник следственной части союзной Прокуратуры Г.П. Каракозов. В течение пяти лет группа рассмотрела около 800 уголовных дел. Привлечены были к уголовной ответственности около 4,5 тысяч человек, из них свыше 600 занимали руководящие посты в республике. Министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана Усманов и начальник ОБХСС Музаффаров приговорены к расстрелу, остальные к различным срокам заключения. Ш. Рашидов скоропостижно скончался 31 октября 1983 года, указано, что в следствие болезни, но слухи были разные.
   Одной из наиболее активных была группа следователей, которую возглавляли следователи по особо важным делам Прокуратуры СССР Тельман Гдлян и Н. В. Иванов. Они заняли бескомпромиссную позицию в ходе расследования, но методы их работы, вызывали у многих вопросы и осуждения. Доказательства строились на чистосердечном признании, аресте и длительном содержании в следственном изоляторе, нахождении в одной камере с рецидивистами, угрозы, аресты родственников. Но показанные ими результаты, аресты высших чиновников, горы изъятых денег и драгоценностей, одобрялись высшей партийной властью, и они стали пользоваться огромной популярностью среди народа, как бескомпромиссные борцы с коррупцией. Т. Гдлян и Н. Иванов были избраны депутатами Верховного Совета СССР, затем Армении. Но политической карьеры так и не сделали. В 1989 году в «Литературной газете» появилась статья Ольги Чайковской с осуждением методов их работы, что значительно подорвало их авторитет. Была создана комиссия, которая уже расследовала их методы работы и по результатам которой они были уволены из Прокуратуры с формулировкой «за грубые нарушения социалистической законности при расследовании финансовых дел», хорошо еще, что не осудили, хотя и возбуждали уголовное дело, но Верховный Совет СССР не дал согласие на привлечение их к уголовной ответственности.
  По результатам расследования «хлопкового дела» были привлечены к уголовной ответственности первый секретарь ЦК компартии Узбекистана И.Б. Усманходжаев, сменивший на данном посту Ш.Рашидова, заместитель министра МВД СССР, зять Л.И.Брежнева, Ю.М. Чурбанов, секретари ЦК республики, первые секретари ряда обкомов, бывший Председатель Совета министров республики, генералы МВД республики и так далее. Они и стали давать показания по взяткам даже на членов Политбюро ЦК КПСС. Дело дошло до упора: тогда обвинили уже во всем следователей, допустивших «нарушение социалистической законности», на этом все и закончилось.
  Ну, а в Узбекистане, первый Президент республики И. Каримов помиловал всех осужденных по «хлопковому делу», которые отбывали наказание на территории республики и во всех бедах обвинили союзный центр, следователей и руководителей компартии республики.
При написании использованы материалы из Интернета.


Рецензии