Мы Московские Хиппи 70х годов
На фото я в Болгарии 1975год.
Мы московские Хиппи, джинсы и длинные волосы, как главный атрибут узнавание хипаря.
Слово хиппи производное от, hip бедро и hep — понимающий, знающий.
Само слово Хиппи придумали журналисты, здесь, как и в случае с Beatles,
игра слов, Хиппи носили куртки до бедра.
В самом начале хиппи, в противовес афециозу, носили одежду бабушек и дедушек.
Носили хиппи и драные джинсы,как знак сообщества Хиппарей, а без них ты уже не Хиппи.
И так, мы битломаны, сейчас превращаемся в хиппи.
Начну с истории перехода из битников в Хипппи.
Хиппи это мое время искать свое место в жизни улиц и дворов.Ответы на вопросы, кто мы новое поколение куда идем и зачем (по нашим понятиям конечно).
А молодежь она всегда на острие событий а первые признаки таковы.
Меняем шаровары и тюбетейки на "Техасы" советский вариант Джинсов, по сути некое подобие; 4 кармана и боковой 2 кармана с переди и два накладных как у настоящих джинсов с зади.
В союзе не было джинсов, а что такое джинсы в Америке раньше, рабочая одежда из грубой ткани.
А в карман с боу вполне входит отвертка или ствол револьвера "Смит энд Вессон.
(шучу)
Техасы были достаточно прочные не очень" маркие" и никаких неудобств не доставляли, И можно немного почувствовать себя ковбоем ,Техасы же как ни как.
Но главным решающим преимуществом была низкая цена.
И если не путаю от 7 до 8 рублей в 1061году.
А смог бы я всю жизнь прожить в техасах и с водой из автомата за копейку, без сиропа?
Легко, но почему то не хотел.
И я был не один такой в СССР 60 х годов.
Вот так и зарождались всякие хиппи и битники.
А значит нужны джинсы и куртки до бедра замшевые или джинсовые, но и то и другое достать почти не реально.
Так мы стали фарцовщиками, искателями всего фирменного.
А с песней по жизни, отдыхаем под ленивым полуденным солнцем,слушая песню группы Kinкs, «Sunny afternoon",встречаемся с девушками под музыку «Love, love mi do», и резвимся под «Rock-n-roll music».
Один из основных лозунгов движения хиппи,- « Make love, not war.»
По идее Хиппи человек должен быть свободным, а достичь свободы можно лишь
изменив внутренний строй души.
И поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.
Но красота, и свобода, и реализация того и другого, чисто духовная проблема.
Помимо прочего они еще не брезговали Мариванной, так в английском звучит
марихуанна.
Как все-же, бывают схожи события и люди живущие на разных материках.
В 1965г. эта Мариванна появилась и у нас, и достать ее не составляло
особого труда.
Дошло до того, что она была в каждом дворе Москвы.
Называли марихуанну у нас почему то "Дурью" или еще "Планом", ну допустим дурь
оно еще понятно, а вот почему "План"?
Может марихуанисты хотели внести Марихуанну в 5летний план развиия страны?
Но только тогда, это не сейчас и при помощи комсомольских отрядов и КГБ,за
2 года от марихуаны не осталось и следа.
В те времена мы считали себя Битломанами, как в Англии.
А значит во всем старались подражать этим Битлз.
Мы отрезали воротники у пиджаков и выпрямили лацканы, чтоб было как у Битлз,
и сделали прически как у них, похожие на спинки жуков.
Такие прически придумал для них новый продюсер Брайан Эпштайн, и именно с ним они добились успеха.
Думаю, нам хотелось еще знать как живут парни в других странах и чем
они дышат, что слушают и что читают, как одеваются.
Итак, наш внешний вид изменился, но именно вид, внутри мы мало изменились,
скорей мы больше притворялись такими экспрессивными и независимыми.
Внешний вид конечно со временем меняет и внутренний, куда уж тут дется.
Надо сказать первые Хиппи студенты и музыканты, Стив Джобс, Джимми Хендрикс,
и Джон Леннон.
В нашем возрасте думается, девчонки и мальчишки в чем-то похожи, им обоим так
хочется кого-то любить и обожать.
Так они придумывают себе кумира, но он таков лишь в их воображении,
собственно и это здорово, все же лучше чем ничего.
Хоть какая-то маленькая тайна в душе будет воодушевлять тебя на подвиги.
И еще одно открытие, жизнь наших сверстников в Англии и Америке, их
совершенно другая музыка, а сходство возможно лишь в одном, это не приятие
мира взрослых.
Они слушали « Rolling stones» ,Руби тьюздей, Рубиновый вторник и "Ай кен
гет ю сетисфекшн", и читали Селенджера « Над пропостью во ржи», а принцип
их, (это я понял позже).
Единственный роман журналиста и писателя Джона Сэлинджера,- «Над пропастью
во ржи», стал вехой в мировой литературе.
« Простыми словами, для простых людей, может именно поэтому нам было
близко то о чем они поют и пишут.
Став старше мы подстраиваем свои убеждения в меру собственной испорченности.
Вернемся к нашим баранам, что мы искали в музыке так любившие рок-н-ролл,
и биг-бит Битлз и похожие группы.
Что же такого в их музыке притягательного, думаю слова нам были и н так важны,
просто в этой музыке был ритм того времени, ритм жизни молодого поколения.
Вот так, теперь мы влюбляемся под песню «Love love me do» отдыхаем под
«Sunny afternoon» Полуденное солнце и веселимся под «Rock and roll music» и
прочие «Twisт again».
У нас в СССР Биг-бит, то что играли Битлс называли почему то Поп музыка.
Я в начале не понимал причем тут "Поп", он ведь священник и на электрогитаре не играет.
Потом понял, это сокращение от Популярной музыки По типу Собес, КПСС, Худрук, и Физрук.
А название Битлз это производное от двух слов, beat, на английском удар, в
смысле по барабану или тарелкам, beetles жуки, получится « Жуки Ударники»
или Beatles.
Понять это для нас не было проблемой, русских слов таких много, типа профком,
да и комсомол.
Даже древнее негодяй (не годный к воинской службе) или русско-
французское,(тужурка), или шантропа ( от французског Ни шон тре па, т.е. не
будет петь).
Крестьяне у графа Шереметьева после прослушивания для музыкального театра, выходя (если нет слуха, и их не взяли) отвечали мы Шантропа.
В начале, Битлз просто группа из рабочих районов портового Ливерпуля и
выступали они в местном полуподвальном клубе «Каве6рн».
Но мне больше нравились группа Herman Hermits, с их мелодичными оркестровками в песнях типа « Хир кам зи стар».
Надо заметить, что моим друзьям больше нравились быстрые мелодии.
Такие как «Рок-н-ролл мьюзик» Битлз или «Рок эраунд о клок», Чака Берри.
Теперь о термине « Хиппи», так стали называть молодежь носящую куртки
до бедра а бедро по английски Hеp,но Hip понимающий, знающий.
Хиппи носили куртки до бедра и любили поп музыку.
А эти куртки времен войны во Вьетнаме, войдут в молодежную моду насегда.
Джинсы, и ковбойские рубашки в клетку и замшевые куртки с бахромой по краям,
именно Хиппи ввели в моду.
Хиппи вывели джинсы из разряда рабочей одежды на уровень высокой моды.
Конечно, буржуйские бизнесмены быстро взяли это на вооружение, их расторопный
бизнес, это вам не СССР.
Позже появились джинсовые куртки до бедра, и джинсовые длинные юбки.
В те времена мы считали себя такими, как Битлз, в Англии.
И тоже искали всего самого нового.
Чем еще молодежь могла тогда, да возможно и сейчас, ничего героического не
сделав, заявить о своем эго, только необычной одеждой и гонором.
Это был молодежный вызов, одни одеждой и музыкой, а другие пьянством и
мордобоем.
Поначалу в группе Битлз было 5 человек, певец Стю Шутклифф, барабанщиком
тогда был Пат Бест, ну и остальные Леннон, Харрисон и конечно главный сочинитель Пол Маккартней.
На гастролях в Германии Стю поступил в школу Дизайна.
Ради шутки Битлз решили поменяться ударниками с одной группой.
Так к ним пришел ударник Ричард Старкеу,ставший Ринго Старом.
Он так и остался в группе, а вот когда они вернулись в Ливерпуль, начались
проблемы.
Фанаты стояли перед входом в Каверн с плакатами «пусть будет Пит всегда, а
Ринго никогда».
Но Ринго так и остался, а фанаты привыкли.
Второй любимой группой у нас была Энималс, ее песню «Дом восходящего солнца» исполняли все группы.
Позже появились и «Роллинг стонес», мы считали, что название переводится как
Катящиеся камни.
Rolling stones, которые оказалось совсем не «катящиеся камни», а «перекати
поле», что в американском блюзе означает «полный раздолбай и пьяница».
А ведь Роллинги взяли название из блюза американских негров, который они
любили «my father was a rolling stones» и еще они применяли губную гармошку.
А это явный атрибут блюза, и в блюзе называемой Миссиссипский саксофон.
А мы стали во многом подражать любимым группам.
Так мы с Петей Гайдуковым и Андреем Милосердовым пошили себе брюки клеш в ателье
«Люкс» Гума, больше их нигде не шили бы.
Все это в те времена рождало кучу проблем с окружающими но мы стойко ержались.
Шанс,что порвут штаны или постригут волосы под «Котовского» был довольно велик.
Под Котовского значит ты будешь Лысым.
Виталия Федченко, по кличке Федя побрили однажды на лысого.
Это тоже на первый взгляд было похоже на понт или прикол, он вообще был
экспрессивным и эпатажным, как теперь бы думаю, сказали о нем.
Кроме сего мы стали устраивать в школе «Огоньки» с музыкой, естественно
буржуйской, только вот коньяк( из чайника, для конспирации) мы пили
Армянский, а где было взять другой.
Мы в СССР однако.
Чайников, в смысле Алюминиевых, правда было два, один с кофе, для отвода
глаз, а другой с чем надо для нас.
Было очень весело хиппово и прикольно, т.е. хорошо на сленге.
Но это только начало, далее мы дошли до вечеринок у одноклассников дома ,
на днях рождения.
Это понравилось и тогда мы дни рождения стали придумывать, родителей,
конечно, отправляли в кино или еще куда.
Без присмотра было в двойне веселей мы пили вино, танцевали, а
кончалось все как обычно игрой в бутылочку или просто поцелуями.
А дальше не шло, это-же однако были такие далекие, невинные 60сятые.
Наодной из вечеринок я целовался с Инной, было здорово, так не
знакомое ранее чувство волновало и это приятно,аона мне тоже
нравилась.
Куда нас только не заносило, помню мы выпивали вечером у пруда рядом с
Калитниковским кладбищем и целовались.
К слову сказать, какие сюрпризы выдает иногда жизнь.
В 1962 года страна видимо решила заняться молодежью увлеченной западной
музыкой, вышел 1 номер журнала «Ровесник».
Все толькоо западной музыке, журнал старался говорить с нами на одном языке.
В Советском Союзе, существуя под эгидой ЦК ВЛКСМ и КМО СССР, «Ровесник» писал на уникальные тогда для советской молодёжи темы».
Пытаясь незаметно встраивать в текст, пропаганду.
Однако нас больше интересовали цветные фото наших кумиров, и еще
неизвестные нам исполнители.
Так мы узнали Пол Анку и Клифф Ричарда, плюс американца Бадди Холли, хорошой был певец, но рано погиб.
Их сегодня наверное мало кто знает.
Но их диски из Америки доходили до нас редко.
Ровестник писал про музыкантов вкрадчиво особо не ругая их.
Про Пита Таусенда(группа зи Ху), сказано, что он хороший музыкант, но вот
зачем прицепил Маузер к ремню джинсов и обмотался пулеметной лентой, как
матрос большевик Железняк.
Исчезает деревянная одноэтажная Москва, а вместе с ней и структура замкнутых
внутренних дворов, где все друг друга знали, и были совсем как одна семья.
И как пел Булат Окуджава,- «Я дворянин Арбатского двора», теперь уж больше
не споешь, Арбат начали перестраивать и сносить 2х этажные каменные особняки.
Хорошо что не все, некоторые передвинули.
А вот трамвай ликвидировали совсем, как лишний, а жаль он и так был тут совсем один
Так появилась вместо Калининского проспекта и части старого Арбата «Вставная
челюсть Москвы», как наш мудрый народ прозвал новый Калининский проспект.
Скажу так, да и Таганку, где «все ночи полные огня», знаменитую тюрьму
сровняли с землей.
Можно даже сказать, что и «Подмосковные вечера» 1957года сейчас почти уже в черте Москвы.
На старую уютную Москву, со всякими Кривоколенными переулками, и Николо-
ямскими тупиками надвигается агрессивный, с острыми углами современный
город.
Но человек он ведь не из углов,он гибкий и пластичный весь такой округлый.
А тут нам выдали дома как сплошные углы.
Задавив своими башнями маленькие симпатичные домики с палисадниками в центре
Москвы.
Прорубили прямые проспекты,через закоулки и переулки,снося все на своем пути,
как танки.
Город щетинился улами домов, высотой этажей перед маленьким человеком,а в
сравнении с такими домами он Маленький.
Упаковали всегда прохладную землю в асфальт, некрасивый серый , в жару
горячий в холод холодный.
Высокие безликие дома, а проспекты это совсем не например, «Земляной вал» ,
«Рогожский вал» или «Крестьянская застава», была даже «Застава Ильича»,
назвали видимо по инерции.
Эстетика Авангарда, кубизм, и теперь в городе сплошные серые квадраты.
И по инерции упрямые люди прокладываю дорожки по диагонали через прямой путь.
Все уже там, там далео: и первая любовь, и глупые переживания за плохие
отметки, и веселые огоньки с коньяком в чайнике,и новогодние праздники.
А какие вот отметки нам поставит взрослая жизнь?
Никто тогда даже и не думал, все были в эйфории, и ожидание чуда, мы
такие инфантильные подростки из СССР.
Это было конечно хорошо, однако чудо ждать не стоит, его нужно лепить своими
руками.
Вспоминаю наш авангардный спектакль «Похищение строптивой» сценарий В.
Федченко, П. Гайдуков, оформление В.Разумов, П.Гайдуков.
Тема такова двое молодых парней одурманенных западным образом жизни,
завербованы одним Американским шпионом.
Задание, украсть в колхозе миллионере «Красный лапоть» корову рекордистку.
Враг не думал дурачина, тот, кому все поручил он, был чекист, майор разведки,
и прекрасный семьянин, почти как у В.Высотского.
В спектакле «Похищение строптивой» задействованы заслуженные артисты школы,
Петя и Виталик, исполнявшие роли двух ребят, поддавшиеся растлевающему,
дурному влиянию запада, однако вовремя одумавшихся, и сообщившие органам
о задании Врага.
Артист В.Разумов играл сторожа, которого связали злоумышленники, позже
их арестовал майор Еж, в исполнении арартиста В.Горбатова.
В спектакле использована подлинная музыка Битлз, Роллинг-стонз, Кинкс, и
прочих Чак Берри, в двух зпизодах музыка И.Кабзон и М.Кристалинская.
Декорации авангард, позавидует любая Таганка и это в 1963году, корова,
рога транспортир, тело коровы, простынь раскрашенная крупным горохом разных
цветов.
Ружье сторожа, швабра с надписью на бумаге «Ружье».
Номер буржуя, два стула и парта, с надписью над ней «Отель суперлюкс
Метрополь», вся прочая декорация в таком духе.
Заметьте это 1963год, театра на Таганке в его авангардном виде пока нет.
Из реального в спектакле, Петя и Виталий в пиджаках с отрезанным
воротником, как у Битлз, брюки клеш, (пошитые в ателье люкс за 25 руб.
А магнитофон «Айдас» взяли у Петиного брат),как и подлинные записи музыки.
Я, как сторож, со шваброй она же «ружье».
А шпион и он же из КГБ В. Горбатов.
Корова, артист Разумов Вова и артист Волосов Вова, накрытые расписной в
крупный, разноцветный горох простыней, держащие транспортир, вместо рогов.
Спектакль был воспринят одноклассниками на ура.
Когда я позже встречал знакомых из школы, они часто вспоминали этот
спектакль, и еще трансляции современной музыки через школьный ретранслятор.
Как нам удалось воспитать любовь к такой музыке, но то что она звучала
факт, звучали, конечно, только лирические песни Битлз и других.
Уже после окончания школы, встречая друзей из других классов, в нашем
разговоре часто звучало воспоминание о нашем спектакле.
А некоторые даже говорили.- « Ваш спектакль «Похищение строптивой», по
декорациям так похож на Таганку Ю.Любимова».
Нас многие помнили и за песни Битлз передаваемые по школьному радио и за
наши необычные по тем времена вечеринки.
На окончание школы мы пригласили на выпускной настоящую бит группу.
А вечером, правда уже скорее ночью, пошли на Красную площадь, по старой
традиции.
Нам благо идти до Красной площади от Таганки всего ничего, минут 20- 25
самым тихим шагом.
То о чем мечтали все 10 лет обучения свершилось, школу закончили, но на душе как то немного грустно и тоскливо.
Понятно, ушло веселое время взросления и поисков себя.
Медленно идем по ночной Москве.
А куда теперь спешить, школа осталась там в нашем детстве и юности.
Вспоминаю, как в вечернем свете фонарей, наши абсолютно белые, нейлоновые
рубашки горели каким-то волшебным неоновым светом.
Да, по сути они и сами просто были неоновые фонари среди ночной темноты
московских улиц.
Красная площадь, вся заполненная выпускниками школ города,такова традиция.
А сейчас, в этом неоновом свете, ярком сиянии наших белых нейлоновых рубашек,
выпускных белых платьев наших одноклассниц был праздник.
И вот здесь, сейчас, совсем не обращая внимания на нас, находящихся в
эйфории как сказали бы сегодня, происходило главное, но мы его не замечали.
Так медленно, медленно, и совершенно незаметно, тихо, тихо, неслышно,
куда- то уходило наше беззаботное, милое вольное, свободное детство.
А что нас ждет там в пока не ясном будущем?
Власти считали, что Хиппи не любят родину,нл они глубоко ошибались.
Хиппи в армии героически воевали на Даманском и на озере Жаленашкуль в Еазахстане.
А позже их ждала война в Авганистане, где они стойко оборонялись и дрались с врагами.
И это я про то, что впереди рок музыки,длинных волос и тусовок.
Володя, твои воспоминания так приятны.
Они возвращают нас в забытое прошлое.
И Рок-н-ролл, и песни Битлз, и даже ателье Люкс ГУМа.
У нас там работала хорошая знакомая родителей, поэтому вход был всегда открыт (пошив платьев, пальто и т.д. был всегда обеспечен).
Зарубежные журналы-это вообще Песня. Примут в любую тусовку... Спасибо за Память. Влад и Лора из Рязани.
Свидетельство о публикации №223100700869