Выдача КЭР в ситуации цейтнота

Новости Правительства России (http://government.ru/news/49560/): Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко поручила ускорить работу по выдаче предприятиям I категории НВОС комплексных экологических разрешений (КЭР). Такое поручение Минприроды и Росприроднадзору дано по итогам совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти и бизнес-объединений. На текущий момент выдано 263 КЭР, из которых основное количество получено предприятиями топливно-энергетического комплекса. Всего же КЭР должны получить более 6 тыс. предприятий, а соответствующая работа должна быть завершена 1 января 2025 года и перенос сроков, по словам В.Абрамченко, больше не обсуждается…

Что это означает для бизнеса и госкомпаний, имеющих объекты I категории? Что впереди - огромные траты на разработку бюрократической документации и еще большие – на разработку и внедрение программ повышения экологической эффективности для тех, у кого не получается пока соответствовать технологическим показателям НДТ. Для фирм, занимающихся эко-консалтингом, это означает, что предстоящий год будет очень урожайным… Для надзорных органов и экспертных организаций это означает колоссальную нагрузку по рассмотрению материалов КЭР и ППЭЭ: 6000 (на самом деле – чуть больше) объектов делим на 250 рабочих дней и получаем, что в 2024 году должно подаваться/обрабатываться, в среднем, по 24 заявки на КЭР в день, чтобы успеть выполнить поставленную Правительством задачу. Т.е. каждый час рабочего времени должно выдаваться не менее 3 КЭР… Когда идет такой вал работы в режиме цейтнота, говорить о ее качестве уже не хочется…

Но что мешало нашим природопользователям планомерно  заниматься этой работой с 2019 года, когда стала внедряться новая система нормирования? Что мешало Росприроднадзору проводить разъяснительно-принудительную работу по «обилечиванию» объектов I категории КЭРами? Русский авось? Или надежда на Президентские выборы 2024 года, когда Правительство уйдет в отставку, сменится профильный министр и, возможно, в очередной раз поменяются правила игры? На мой взгляд, главным камнем преткновения стало «кривое» внедрение системы технологического нормирования.

Вместо того, чтобы «допилить», улучшить и упростить существующую систему нормирования, основанную на соответствии выбросов и сбросов загрязняющих веществ санитарным нормам (ПДК), мы попытались скрестить «ужа с ежом»: частично отменив старые нормы, внедрить еще и систему технологического нормирования, основанную на соответствии фактических технологических показателей выбросов и сбросов маркерных веществ технологическим показателям НДТ. И при этом выбрали путь, полный коллизий и перипетий - это я о приказе Минприроды России от 14.02.2019 г. № 89 «Об утверждении Правил разработки технологических нормативов»…

Не буду разбирать каждую строчку данного приказа – кто по нему работал, прекрасно знают, что определить технологические показатели с первого раза могут «не только лишь все, мало кто может это делать» (с). Почему, меняя систему нормирования, нельзя было сделать простой и понятный каждому экологу на предприятии способ определения технологических показателей и расчета технологических нормативов: выдать всем КЭР на основании проектных мощностей и утвержденных Минприродой России технологических показателей? Т.е. на первом этапе процесса нормирования можно было не заставлять людей заниматься наукообразными расчетами, а просто, установить всем технологические нормативы, исходя из проектной мощности объектов: 1. Для техпоказателей, установленных в удельных величинах, например, кг/т:  ТН = ТП НДТ * максимальное (по проекту) количество продукции; 2. Для техпоказателей, установленных в единицах концентрации, например, мг/куб.м: ТН = ТП НДТ * объем газовоздушной смеси или сточных вод.

Такой подход позволяет избавить предприятия от привлечения посредников, все могут получить КЭР без особого труда и в кратчайшие сроки. А дальше начался бы второй этап нормирования: уже на стадии получения КЭР, либо в течение года, при проведении производственного или государственного экологического контроля обязательно выяснится, что на некоторых объектах НВОС, фактические технологические показатели маркерных веществ не соответствуют технологическим показателям НДТ и нужно срочно разрабатывать и внедрять ППЭЭ… При таком подходе, природопользователи были бы сами заинтересованы как можно быстрее запланировать и начать реализацию природохранных мероприятий, чтобы не нарушать законодательство и не платить повышенные платежи за НВОС.

Но мы не ищем легких путей. «И вечный бой, покой нам только снится…»(с)
P.s. Хотя, нет худа без добра: момент, когда руководство страны будет вынуждено отменить все действующие экологические нормы и установить простые, понятные и справедливые по отношению к природе, обществу и бизнесу правила игры, стал еще ближе…


Рецензии