О технормировании выбросов ЦБК
Информационно технические справочники по наилучшим доступным технологиям, призванные помогать экологам предприятий в проведении работ по технологическому нормированию объектов НВОС и получении КЭР, в силу разных обстоятельств, еще далеки от совершенства. Техническим рабочим группам не всегда удается прийти к консенсусу в интерпретации результатов анализа НДТ, установления маркерных веществ и технологических показателей: Росприроднадзору хочется всех «закошмарить» расширенным перечнем веществ, природопользователи наоборот – ратуют за минимум нормируемых показателей. В итоге, однобокость и недосказанность утвержденного ИТС приводит к сложностям в оформлении заявок на КЭР и отказам в их согласовании. Сегодня рассмотрим некоторые проблемы, возникающие при оформлении заявок на КЭР целлюлозно-бумажных комбинатов.
Отраслевой ИТС 1-2022 «Целлюлозно-бумажное производство» был актуализирован в прошлом году но, к сожалению, члены профессионального сообщества, участвующие в этой работе, «перехитрили» сами себя: технологическую часть описали хорошо, а вот маркерные вещества и технологические показатели для всех объектов технологического нормирования, которые можно выделить на комбинатах, не установили. В результате, такие объекты технологического нормирования, как производство извести, хлора, соляной кислоты, гипохлорита натрия, гидроксида натрия, термическое обезвреживание отходов IV-V классов опасности, характеризующиеся выделением либо токсичных веществ, либо значительной массы загрязнителей, приходится нормировать с применением других ИТС, в которых описаны данные техпроцессы. Экологи ЦБК пытаются этому сопротивляться: «Это не наши справочники! Хотим нормировать только те вещества, которые есть в ИТС 1-2015 (1-2022)!», поэтому, чтобы направить диалог в конструктивное русло, обратимся к законодательству.
В п.4. «Правил разработки технологических нормативов», утвержденных приказом Минприроды России от 14.02.2019 №89 сказано однозначно, что технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ, а также для его частей, на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг, в отношении которых в ИТС НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов. Таким образом, при оформлении заявки на КЭР, природопользователь должен не просто взять ИТС, соответствующий основному ОКВЭД и провести нормирование, а выделить все объекты технологического нормирования, выбрать для них ИТС с описанием подходящих технологий, сравнить применяемые технологии с НДТ, выбрать маркерные вещества, установить для них ТП (при наличии) и рассчитать ТН для каждого ОТН. Т.е. для технологического нормирования такого объекта ОНВ, как ЦБК, имеющего в своем составе несколько ОТН (см. выше), необходимо использовать несколько ИТС НДТ и соответствующих приказов Минприроды России по утверждению ТП*.
Кстати, справедливость законодательства подтверждается и цифрами. Выбросы одного ЦБК составляют несколько тысяч тонн загрязняющих веществ, около 50 наименований. Технологические показатели установлены только для наиболее распространенного способа получения целлюлозы (сульфатного производства) – 3-х дурнопахнущих газов (суммарно): диметилсульфид, сероводород, метилмеркаптан. При этом, вклад ДПГ в загрязнение атмосферы составляет всего около 1%, т.е. вряд ли вообще оказывает какое-то негативное воздействие на окружающую среду за пределами промплощадки (разве что психологическое на жителей окрестностей - из-за неприятного запаха). И устанавливая нормативы только для 1% загрязняющих веществ (как хотят представители целлюлозно-бумажной отрасли), мы, по сути, устранились бы от нормирования негативного воздействия ЦБК на воздух. Подавляющая масса выбросов вредных веществ (более 90%) приходится на другие ОТН: котлы для сжигания отходов и черного щелока, известерегенерационные печи, производство химикатов. Таким образом, нормирование данных объектов позволяет осуществлять контроль за основной массой выбросов маркерных веществ, характерных для всех основных видов технологических процессов (а не только за ДПГ) и, при необходимости, своевременно планировать природоохранные мероприятия для уменьшения негативного воздействия.
Примечательно, но в наиболее выигрышном положении оказались ЦБК, производящие сульфитную целлюлозу – ТП выбросов маркерных веществ для производства сернистой кислоты и варки целлюлозы не утверждены отраслевым ИТС. Нет информации о производстве сернистой кислоты (применяемой, кроме сульфитной варки целлюлозы, для отбеливания тканей, а также в пищевой промышленности) и в других справочниках. Видимо в России производство этой кислоты широко не распространено, если для данного технологического процесса до сих пор не установлены технологические показатели выбросов диоксида серы. В результате, в выбросах ЦБК использующих сульфитную варку нормируются только вещества I-II класса опасности от различных вспомогательных техпроцессов (например – сварки металлов и т.п.), составляющие около 0,5% от общего выброса и котельные, сжигающие отходы (при наличии таких котельных).
Надеюсь, при следующей актуализации ИТС 1-2022, члены технической рабочей группы воспользуются накопленным опытом по технологическому нормированию и смогут установить для ЦБК оптимальный список маркерных веществ и справедливые технологические показатели для всех объектов технологического нормирования, встречающихся на производствах отрасли. Всегда удобнее пользоваться одним документом, чем перелопачивать гору справочников…
Список сокращений: ОТН – объект(ы) технологического нормирования, ТП – технологический показатель, ТН – технологический норматив, ИТС – информационно-технический справочник, НДТ – наилучшая доступная технология, ДПГ – дурнопахнущие газы, ЦБК – целлюлозно-бумажный комбинат.
* Примерный перечень документов для оформления заявки на КЭР для ЦБК (кроме отраслевого ИТС 1-2022): ИТС НДТ 9-2020 «Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами», утвержден приказом Росстандарта от 23.12.2020 г. №2181, введен в действие с 01.07.2021г.; ИТС 7-2015 «Производство извести», утвержден приказом Росстандарта от 15.12.2015г. №1577, введен в действие с 01.07.2016г. (ИТС 7-2022 вводится с 01.09.2023г.); ИТС 19-2020 «Производство твердых и других неорганических химических веществ», утвержден приказом Росстандарта от 23.12.2020 г. №2184, введен в действие с 01.07.2021г.; технологические показатели утверждены следующими приказами Минприроды: от 12.11.2021г. №844 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий утилизации и обезвреживания отходов, в том числе термическими способами»; от 2.04.2019г. №208 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства извести»; от 16.11.2021г. №857 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства твердых и других неорганических химических веществ».
Кроме того, рекомендуем использовать в работе следующие ИТС НДТ: 8-2022 «Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях», утвержден приказом Росстандарта от 23.12.2022г. №3248; 17-2021 «Размещение отходов производства и потребления», утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2015г. № 2965; 20-2016 «Промышленные системы охлаждения», утвержден приказом Росстандарта от 15.12.2016г. №1882; 22-2016 «Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях», утвержден приказом Росстандарта от 15.12.2016г. №1880; 22.1-2021 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», утвержден приказом Росстандарта от 02.12.2021г. №2690; 38-2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии», утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2017г. №2929; 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утвержден приказом Росстандарта от 17.04.2019г. № 835; 48-2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности», утвержден приказом Росстандарта от 29.09.2017 г. №2060.
Свидетельство о публикации №223100700913