65. Эпизод из истории лазеров

Витольд Муратов                Впервые опубликовано   07.10  2023  13::09   
На рисунке изображён образец автономного демонстрационного лазерного прибора.

Однажды  шеф лаборатории,ГОИ  в которой я  имел честь работать- Ванюков Михаил Павлович, с таинственным выражением на  лице спросил меня о том, не хочу ли  я заслужить медаль.

Естественно, что  я  ответил, что не хочу. Но за работу взялся.
В те годы весьма популярным был лозунг, пришедший, если не ошибаюсь, с экрана : « Научная работа есть не что иное, как удовлетворение собственного любопытства за счёт государства».
Не стану отрицать   значения, которое этот  лозунг оказал  на моё решение приняться за работу. Ведь не так уж часто Научным работникам удаётся  довести дело до  того, что в результате  можно подержать в руках.


В то время лазер повсеместно был  сугубо лабораторным и потому стационарным оптическим прибором.
 
И здесь следует высказать  глубокую благодарность Оптико-Механическому производству страны, наладившему  изготовление  абсолютно необходимых для монтировки и взаимного согласования компонентов лазера -  так называемых Оптических скамей.

 Которые представляли собой много килограммовый металлический рельс, на котором и монтировались  оптические элементы лазера и вспомогательные  устройства для взаимного согласования его деталей.

Естественно, такие лазеры представлли собой в принципе своём стационарные установки 

  Моя  коллега по работе и товарищ по аспирантуре Белоусова Инна Михайловна ( статья о которой имеется в Википедии), как –то   ссформулировала  один из важнейших принципов взаимодействия ГОИ с заказчиками его работ:  «Дать заказчику не то, что он просит, а то, что ему надо».
 
И вот, руководствуясь этим принципом,   я сконструировал автономный  портативный светосигнальный лазерный прибор на  манир  стартового  пистолета, пригодного , например, ддл  дистанционного пуска  станков , технологических или  осветительных  устройств и т.д.
 
 Я просто хотел этим создать ещё один  прецедент выхода лазера за стены лаборатории в жизнь. ( Который, правда,  уже имел место в офтальмологической практике.)

Дл  этого  я поместил  активный элемент в виде  цилиндра с нанесёнными на его плоскопараллельные торцы  полупрозрачные отражающие покрытия. с импульсной  лампой накачки, своим излучением  приводящей атомы рубина в возбуждённое состояние.
 
Оптическая ось получившегося лазера была мною   конструктивно  совмещена с осью монокуляра. И  специальная заслонка перекрывала ось зрения в момент пуска  лазера.
 
 Блок высоковольтного питания слампы конструировал мой коллега Саша Арапов.
 
Фотография прибора  в сборе приведена на фото. Но с исключением   приёмного устройства в виде фотоэлемента и лампочки, которую мы дистанционно включали своим светосигнальным прибором.

 И вот, убедившись в том, что у нас всё  работает.  Ванюков привёл нас в кабинет Евгения Николаевича Царевского – Научного руководителя Института ГОИ  и, следовательно, всей отрасли.

Тот вылез из-за своего громадного приналежавшего некогд самому Столыпину   стола со словами  опытного, повидавшего виды  и побывавшего на  бессчётном числе презентаций   человека:  «сейчас у вас ничего не получится !« .
 
Но  я прицелился , нажал курок и ....  лампочка на другом конце кабинета загорелась ! »

Но времена и интересы к тому времени сильно изменились и разговор о медалях как-то сам потерял свою актуальность.

Зато  я  получил орден "Знак Прчёта" "за идеологическое обоснование некоего применени лазеров в некоей обасти" или что-то в этом духе.Награждение производилось во дворце на Исаакиевской площади и с соответствующей помпой, но без буфета и обеда уж подавно.


Рецензии