Не нужен мне берег турецкий

     Получила недавно весточку от бывшей коллеги по работе. Она, как и я, вернулась на родину предков.
Я - на юг. Она - в небольшой городок Волгоградской области.
     Надо сказать, что её первое письмо с Дона было полно оптимизма и энтузиазма. Потом переписка оборвалась. И вот теперь несколько листов отчаянья, горечи, растерянности...
     О таких, как автор этого письма, говорят: «умница, красавица...» И, действительно, филологическое образование, знание нескольких языков, поэтический дар, необыкновенная человеческая порядочность, одним словом, всё то, что называют интеллигентностью, выделяло её из числа многих. Читаю строчки: «Добилась-таки статуса вынужденного переселенца, одна на весь район! Только меня не удалось обмануть этой чиновной!..
     Руководителя миграционной службы посадили за присвоение огромных сумм наших, переселенческих денег!
     ... Я по инерции, потом выяснилось по наивности, организовала творческий клуб. Увы! Тут интеллигенции меньше, чем пальцев на руках, да и то между собой здорово враждуют... Нет чувства духовной общности.
     ... Местная жизнь передёргивает. Тишь, глушь, немь, темь!
     ... Имела смелость выступить в местных структурах о катастрофическом уровне знаний выпускников школ по русскому языку. Обосновала расчётами, предложила поговорить по - профессиональному. Какое там!
     ... Здесь я лишний человек. Его можно пнуть, оскорбить, травить - почти всё безнаказанно! Мои знания раздражают и вызывают зависть. Я здесь - чужая. Девочки (дочки) тоже начинают что-то понимать. Не знаю, страшно ли это? Наверное, всё же страшно. На что тогда опираться? В Прибалтике я жила мыслью о спасении в России. В России я не вижу спасительной мысли. Даже более того - утрачиваю цель и смысл своего существования. Да что я! Здесь живёт самый нужный тутошним местам человек - кандидат наук, специалист по пойменным лесам Подонья. Он тут каждую веточку изучил, каждую букашку! Читай, реализуй, греби золото лопатой! И что? Двадцать два (!!) года диссертация лежит не востребованной. Умные и талантливые не нужны. Нужно ворьё и жульё.
     Немцы Поволжья, которым я, благодаря знанию немецкого, помогаю оформлять их бесчисленные документы, зовут меня в Германию. Но я этого не могу. С таким же успехом можно было оставаться в Прибалтике. Не говоря уже о других, более глубинных вещах.
     ... В общем, приехала я на родину. На родину ли? И где она теперь, эта моя родина? Молитвы уже не спасают, творчество - тоже. Бездомность - вот моё состояние души».
     Страшные строчки, страшная действительность: «Тишь, глушь, немь, темь!»
     Сразу же мелькнула мысль, что у меня-то всё гораздо лучше. Конечно, мой городок дыра, какую поискать, особенно после жизни в прибалтийской столице, но не до такой, же степени... Хороших, порядочных людей вокруг гораздо больше, чем их антиподов. Что касается индивидуального микромира, то многое зависит от нас самих. Это как интерьер в квартире - каждый сам и всё подбирает по своему вкусу. Свинья ищет лужу с грязью, а жаворонок поле да простор. И пусть не сразу, но всё-таки находят. На то и существуют такие понятия, как жизненное кредо, поиск...
     Больше чем уверена, пройдёт самый трудный адаптационный период и найдёт свой простор и моя коллега. Энергии ей не занимать... Но по большому счёту, конечно, очень обидно. Почему таким махровым цветом расцветают распри, зависть к ближнему, невежество, коррупция? Почему за границей с удовольствием принимают  и пестуют наши таланты, а здесь они вынуждены влачить жалкое существование? Кто может с уверенностью сказать: «Я доверяю своему государству. Если я попаду в беду - оно позаботится обо мне, оно защитит меня». Таких, пожалуй, найдётся немного.
     Развал СССР, напряженная ситуация в бывших республиках и вообще в мире, породили колоссальный поток беженцев, вынужденных переселенцев.
     Люди целыми семьями, зачастую оставшиеся не только без жилья и имущества, но даже и без документов, в первую очередь, ищут поддержки у государства.

Мы рвались в Россию. Мечтали о ней,
Как может мечтать лишь голодный о хлебе.
Она же, не помнящая сыновей,
Нас заводила в топи и дебри.
Мы рвались в Россию,- искали добра,
И правды, и братства, не попранной чести.
Да только Россия словно мертва
И сердце наполнено рабскою местью.
Когда и за что ей отмеряна кара
Быть мачехой детям, и другом - врагу?
Вновь слёзы, надежды, и поиск - всё даром.
Мы словно опять на чужом берегу.

     А может всё-таки недаром?
     Тысячи и тысячи далеко не худших россиян, вернувшись на родину, рассеялись по её просторам: глухим деревням и захолустным городишкам, неся с собой жажду жизни, свободолюбие и свободомыслие, свои таланты и способности, впитавшие немалую толику иных культур.
     Рассеялись, укрепились, пытаются изменить жизнь к лучшему не только для себя, но и для окружающих, потому что не нужен им берег турецкий...

1998г.


Рецензии