Сергий Радонежский Игумен Всея Руси

         

              « Сергий Духотворец – Живая Связь с Миром Вышним"               
             « ОТЧЕ СЕРГИЕ,ДИВНЫЙ,С ТОБОЮ ИДЁМ,С ТОБОЮ ПОБЕДИМ!»
               
                Н.Рерих


Ещё лет семь назад собиралась написать об отце Сергии, узнав о нём
много удивительного, но не сложилось, моё эмоциональное состояние помешало. После событий 2014-го для меня жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Даже не заметила, что перестала писать, да и подходить к компьютеру. Казалось, всё сказала, не верилось в происходящее, было непонятно , а что же дальше…
Боль, что братья вновь убивают братьев,  перекрыла мои творческие каналы напрочь, думала, что это всё…
И вдруг, в Питере, этим сентябрём, я увидела в храме Андрея Первозванного в алтарной части икону Сергия. Святой есть во всех храмах, и я к этому давно отношусь как к естественному событию, но здесь… Все иконы и образы были тёмными-краски от времени потускнели, но одна икона светилась, притягивая мой взгляд. Я подошла и встретилась с Сергием Радонежским! Меня притянуло как магнитом, я не могла отвести глаза. Я села на скамейку и погрузилась в созерцательное молчание, меня охватило необъяснимое чувство радости и покоя. Из храма я вышла счастливой, удивлённой и обновлённой.  На следующий день мы с подругой попали в музей Рерихов, где я увидела, среди продаваемых книг, небольшую книжицу «Знамя преподобного Сергия Радонежского»,1934 года издания.  Сборник из нескольких работ содержал очерк «Преподобный Сергий Радонежский» Н. Яровской. А так же там было несколько репродукций хорошего качества о житии отца Сергия самого Н.Рериха.  Позже я увидела, что Н.Яровская, это псевдоним Елены Рерих- его жены.
Приехав домой, поняла, что моё желание написать о преподобном Сергии вернулось, тем более, что скоро(8.10.23) день Его памяти!
Сергию Радонежскому 709 лет! А Его помнят, любят, к нему обращаются миллионы людей, и нет этой неоспоримой действительности никакого объяснения, как только – ЛЮБОВЬ всенародная, передаваемая от поколения к поколению.
Меня озарило, я, вдруг, вспомнила, что первая моя встреча с преподобным состоялась в далёком 1980г.Тогда я была так далека от веры и каких-то Духовных исканий. Студенткой 2-го курса, я приехала из Питера, познакомить родителей со своим избранником перед свадьбой. Были майские праздники, и мы решили все вместе съездить в Сергиев Посад. Мы шли по дорожке обители и, проходя мимо ларька с иконами, решили одну небольшую купить. Папа подошёл и попросил: «Дайте мне пожалуйста вот эту картинку». Монах глянул на него и сказал: «Это не картинка» и не продал ему ничего. Мы пошли дальше,  а мой, (почти муж), вновь вернулся к ларьку, что-то сказал продавцу и тот ему продал небольшую, размером с ладошку, икону Сергия.Это был серебристый оклад, а в вырезах было видно лицо и руки. После свадьбы мы поехали к моей бабушке в Балаклаву и взяли эту иконку с собой для подарка. Так она там, в доме и живёт! После института мы стали жить в Подмосковье, и периодически нам хотелось в Сергиеву Лавру. Это уже как традиция- ездить туда и видеть как монастырь оживает и преображается. В этом году, летом, мы вновь его посетили, но мы уже не те, что были в 1980)))
Уже более 10 лет у нас хобби; Сначала я читаю исторические источники, узнаю о каком-то значимом для Руси месте, планирую поездку, а затем мы отправляемся в путешествие. Поездки бывают разные, зависит от расстояния: есть однодневные, есть выходного дня, или нескольких дней. Я обратила внимание, что все монастыри, которые мы посещали построил Сергий с учениками или его ученики со своими. Оказывается, что при жизни он основал 40 монастырей, а его ученики ещё около 60.
Один из таких монастырей стал нашим семейным, мы туда и на праздники, и за святой водой, да и просто посидеть на лавочке и поесть пирожков с капустой, которые и мы, и внуки так любим))). Это Саввино-Сторожевский монастырь, основан учеником Сергия и его крестником Сыном Дмитрия Донского  Юрием в 1398г. Под Звенигородом.
Ещё Алексей Михайлович с сыном Петром сюда в паломничество на страстную неделю перед Пасхой хаживал. История этой обители очень интересна !
А ведь Сергий и не предполагал, и не стремился быть известным, он мечтал об уединении и разговоре с Богом, искал единения с Ним. А к нему стекался народ со всей Руси за помощью, он никому не отказывал. К нему шли и князья, и бедняки, и больные, и всякий находил помощь и утешение. Так ещё при жизни Его почитали Святым.
Молодым юношей он ушёл в густой лес, где срубил себе келью и жил в полном одиночестве, молясь и трудясь. Он сам шил себе одежду, добывал еду, строил церковь и кельи.
О его житии теперь можно найти много информации, а раньше мы знали немного. Основное, это Его благословение  Князя Дмитрия на бой с Мамаем. Отправив с ним двух своих учеников – братьев богатырей Пересвета и Ослябю, Сергий предвещал Дмитрию победу в сражении на Куликовом поле. Хорошо известна история  с медведем, которого он подкармливал и они стали друзьями. Есть ещё такая картина «Видение отроку Варфоломею» М.Нестерова, которую многие помнят и знают историю, что будущий святой Сергий не преуспевал в грамоте, а после встречи со старцем, стал учиться успешнее всех, незнакомец пророчил ему большое будущее. Примерно такой информацией мы и обладали.
Сейчас имя Сергия известно широко в мире и глубоко почитаемо в народе. У Е.Рерих написано: «Сергий Радонежский-воспитатель Духа народного и Строитель Земли Русской.»  Ведь возле каждой обители вырастали поселения, люди обживали некогда дикие места, чтобы быть рядом со святым местом и своими учителями.
«БОГ и РОДИНА» в молитвах Святого!
Я только сейчас поняла, почему в моей душе всегда такой трепет, когда я вижу образ Сергия Радонежского или попадаю в монастырь, построенный им или его учениками!
Моя жизнь сложилась именно так: сначала поиск Истины, затем Вера, далее ЛЮБОВЬ, за ней Свобода и углубление в историю моего Отечества. Я не любила в школе историю, видимо подсознательно чувствовала какие-то разорванные факты в вперемешку с вымыслом, мне было неинтересно. Зато повзрослев, с появлением нета, меня как  прорвало. Я много читала, выписывала и денно и нощно.
Возникали некие факты, которые объединялись в логическую картинку, всё вставало в голове на своё место. Я прониклась любовью и гордостью к Руси-Матушке. А начало положено в 1992г.! И с тех пор я живу в этом информационном поле. Я стала записывать интересные, на мой взгляд, факты, объединять события, появилось желание  делиться своими мыслями и находками, так и появились мои заметки «Знаете ли вы?», которые я публикую на стихи.ру и на проза.ру. в надежде, что кто-то читая, начнёт свои личные увлекательные поиски.
Как-то мне сказали: «Да ты патриотка!», да таким тоном, как если бы обозвали неприличным словом, я коротко ответила «Да». И очень даже рада, что меня так «заклеймили»;.
Так что с годами моя жизнь так и сложилась: «БОГ и РОДИНА», т.е.  «БОГ и РОССИЯ». Опять ушла от темы, я же о Сергии пишу;
Многие чудеса Сергия Радонежского были описаны Его жизнеописателем  Епифанием.
Преподобного Сергия уже при жизни почитали и признавали Всенародным Учителем, Заступником и Наставником. Его пример смиренной трудовой жизни подвиг многие народы к очищению и просветлению.
Сергий не разрешал просить милостыню, даже когда в обители  свирепствовал сильный голод, Его правилом было- заработай. Существуют воспоминания учеников, что в голодную годину Он Сам построил что-то какому-то крестьянину за корзину испорченного, заплесневелого хлеба. Только плата за труд и вольные пожертвования могли использоваться братией для проживания.
Хочется немного рассказать и о чудесных явлениях Отцу Сергию при жизни, просто напомнить тем, кто забыл и поведать тем ,кто не знал.
Сохранилось жизнеописание о явлении Небесного Света:
Была тёмная ночь, преподобный как всегда стоял на молитве о своей братии, как вдруг он услышал: «Сергие!».Открыв окно своей кельи, Он увидел яркий, струящийся с Неба Свет! Стало ярче, чем днём! И снова раздался голос: «Сергие! Ты молишься о чадах своих, Господь услышал моления твои!» Было видение множества птиц, а голос продолжал: «Смотри и виждь множество иноков, сшедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати."
Сергий, переполненный радостью, разбудил своего соседа, архимандрита Симона, который успел увидеть, как начало исчезать это видение – СВЕТ НЕБЕСНЫЙ…
При таких небесных явлениях рядом с отче всегда находился кто-то из братии, и Сергий всегда просил молчать о чуде при его жизни. Вспоминается аналогия с Новым Заветом, где рассказывается, что когда Иисус кого-то исцелял, всегда просил никому не сказывать.
Есть воспоминания, что по приезде князя Дмитрия перед боем с Мамаем ( с которым в сговоре были князь литовский Ягайло и князь рязанский Олег), Отец Сергий, благословив его, пригласил к трапезе, после которой произнёс: «Ты победишь враги твоя».
В те времена Русь раздирали междоусобицы между князьями, Сергий сделал многое, чтобы их примирить и у него это успешно получилось.
Произошло объединение княжеств вокруг князя московского Дмитрия.
Известно, что в 1365г. Он посетил Нижний Новгород и склонил князя Дмитрия вернуть город московскому князю и признать его власть.
А 1385г. Сергий пешком отправился в Рязань, чтобы призвать князя Олега к объединению княжеств. И после долгих переговоров, Олег заключил вечный союз с Дмитрием.  Сергий-Примиритель по сути сыграл ключевую роль в объединении русских земель (княжеств) в единое мощное государство.
Благодаря Сергию был установлен порядок престолонаследия от отца к сыну, чем и был положен конец распрям и началу собирания ВЕЛИКОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
В конце жизни преподобного Сергия произошло, пожалуй, самое главное чудо в его жизни – Явление Пречистой Богородицы!
Вечером, после молитвы, отдыхая в присутствии Михея, Сергий внезапно воскликнул: «Чадо, трезвись и бодрствуй, сейчас имеет быть нам чудесное посещение» - и услышал: «Се Пречистая грядёт.»
Святой поспешил в сени, где его сразу озарил ослепительный Свет и увидел он Царицу Небесную с апостолами Петром и Иоанном, светящимися неописуемым Светом. Сергий пал на землю, Пречистая коснулась его рукой и произнесла: «Не ужасайся Избранник мой.Услышана молитва твоя, не скорби больше об учениках твоих и об обители своей не скорби более. Ибо она всем будет изобиловать, и при жизни твоей, и по смерти твоей неотступна буду Я от обители Твоей». Сказала и стала невидима. Михею было велено ехать за Исааком и Симоном. Рассказав им о чудном видении,Преподобный попросил никому не говорить до его кончины.
После этого видения Сергий жил недолго, он предсказал свою кончину, собрав братию и передав обитель преподобному Никону.
Почил Святой 25.09.1392г. в возрасте 78 лет.Последними словами были: «Вот, я отхожу к Богу, меня призывающему, вас же предаю Гоподу и Его Матери. Она пребудет вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских».
После кончины Сергия происходило по молитве к нему очень много чудес, и эти чудеса происходят поныне.
Во время различных войн и смут на Руси многим было дано видеть Старца Сергия. Например, при нашествии поляков и попытке захватить обитель, при неравных силах, против врага в 30000 армии стояло 2500 тысячи защитников, ворогу не удалось прорвать оборону и пришлось отступить. Но многие свидетельствовали, как с одной, так и с другой стороны, что видели старца Сергия, ходящего по стенам и окропляющего их святой водой. И в любую лихую годину он всегда проявлялся своей помощью. О том есть множество свидетельств.
Сергий- Заступник Земель Русских! Вот и сейчас, я больше чем уверена, я это просто знаю, что Он со своей братией стоит на защите нашего Отечества, и нет той силы, которая могла бы нас сокрушить, ибо с нами БОГ!
«Свет и тьма! Свирепствует предсказанная битва! Грозен Армагеддон! Но час решительный наступает. И Свет побеждает тьму!»
               
                Николай Рерих.


Да будет так!!!                08.10.2023.

Все цитаты и жизнеописания взяты из книги 1934г.
«ЗНАМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.