Пэфэо...

     Общественная жизнь - очень сложное явление, но в её объяснении есть место и философии, и пэфэо. Простым формам объяснения. Или простоте форм объяснения.

     Философы придумали такое понятие, или даже философскую категорию, как "форма общественного сознания". Миф, искусство, религия, наука. Разные формы общественного сознания. Но появился в искусстве кинематограф. И одновременно появились вопросы, на которые многие люди так и не захотели ответить.

     Отличаются ли от форм общественного сознания простые формы объяснений общественной жизни? Если от форм общественного сознания отличаются простые формы объяснений, то какая людям польза от последних,  - от простых форм объяснения общественной жизни? Можно ли именно кинематограф назвать именно простой формой объяснения общественной жизни?

      Известна фраза В.И. Ленина о том, что для большевиков из всех искусств важнейшим является кинематограф, но только после цирка. 

      Вполне возможно, что тем, кто  начинает переустраивать общественную жизнь  на новых принципах или с помощью новых правил общежития, нужны такие простые формы объяснения народным массам общественной жизни, как цирк и кинематограф.

      Не только пэфэо,  - простым формам объяснения общественной жизни, учили  будущих  советских кинематографистов во Всесоюзном Государственном  Институте Кинематографии, но многие советские фильмы стали именно простыми формами объяснения советской общественной жизни.

      Одни фильмы советского кинематографа, те, что про классовую борьбу, имели такую простую форму объяснения общественной жизни, как "прежние хозяева и прежние управляющие, воры, трудящиеся".

      Фильмы так называемого зрелого социализма имели ещё более простую форму объяснения общественной жизни: "бывшие, воры, трудящиеся". Под бывшими имелись в виду представители эксплуататоров - дворян и капиталистов.

     А в так называемую "Перестройку" форма обьяснения общественной жизни в советском кинематографе усложнилась до такой: "Россия, которую мы потеряли, новые управляющие или новые хозяева, воры, трудящиеся".

      Как бы сильно ни боролись с воровством при социализме, в простых  объяснениях общественной жизни, используемых советским кинематографом, всегда присутствовали "во'ры" . Просто карма какая-то советского киноискусства!

      Неизбежность для советского кинематографа объяснения советским зрителям, что воровать плохо, и нужно трудиться, кто не работает, тот не ест, приводила к тому, что благодаря тому месту, на которое ставили советские  кинематографисты  в пэфэо воров, появлялись понятия:

      1. "Классовой близости воров и новой власти", если использовать такую простую форму объяснения общественной жизни, как "прежние хозяева и прежние управляющие, воры, трудящиеся".

      2. "Советская номенклатура как новый эксплуататорский класс". Данное понятие или возникает благодаря использованию советским кинематографом  такой пэфэо, как "воры, управляющие, трудящиеся", или, наоборот, общественная жизнь, в которой заправляет номенклатура, не может не отразиться в фильмах советских кинематографистов. Сейчас уж и не разобраться, что чему предшествовало: простая форма обьяснения общественной жизни "воры, управляющие, трудящиеся", используемая  советскими кинематографистами - номенклатуре, или появление номенклатуры - написанию сценариев и съёмкам советских фильмов о номенклатуре как об эксплутаторском классе.

     3. "Сращивание государственного аппарата и местной власти с криминалитетом". Очень популярная, в тысяча девятьсот  восемьдесят девятом - тысяча девятьсот девяносто первом годах простая форма обьяснения  общественной жизни советским кинематографом. Понятие сращивание госаппарата, государственной власти с криминалитетом возникает из такого простого объяснения общественной жизни, как: "управляющие, воры, трудящиеся".

      С классовой близостью, с номенклатурой, со сращиванием с криминалитетом всё понятно - это термины, которые возникли благодаря простым формам объяснения советским кинематографом советской общественной жизни, а вот есть ли простые формы объяснения общественной жизни первой половины двадцатых годов двадцать первого века и нужны ли вообще данной общественной жизни именно простые формы объяснения? Неизвестно!

     Советского кинематографа давно, не менее тридцати двух лет, нет, а  есть российский кинематограф, который больше, чем объясняет общественную жизнь, развлекает и увеселяет людей.

      Больше, чем российский кинематограф,  российскую же общественную жизнь пытаются объяснять российское телевидение и Рунет. И пока трудно понять, к чему больше склоняется, например, Рунет: к использованию простых или к созданию сложных форм объяснения российской общественной жизни?

      Очень трудно предложить простую форму общественной жизни в России в эпоху цифровизации всего и вся, в том числе и потому что нельзя понять, насколько современен сейчас термин "трудящиеся".

      Но поднапрячься можно и, считая термин "трудящиеся" вполне сохраняющим свою актуальность, предложить следующую пэфэо общественной жизни в России: "управляющие, айтишники, трудящиеся".

     В этой простой формуле нет такого элемента, как "во'ры". Это хорошо! Но так ли уж хорошо это, если вспомнить, что термин "айтишники" означает специалистов в информационных технологиях, а мошенничество, например, телефонное - это тоже информационная технология, вполне себе современная.

    Да, непростое это дело: разработать и предложить к применению  пэфэо, - простую форму объяснения современной общественной жизни!..


Рецензии