Глава 10. И поныне я её владелец...

На дворе ныне осень 2023-го года. В конце декабря будет два года, как я владею трёхдверной «Нивой». Нелёгкая участь быть хозяином данной модели авто, но я с мужеством и стойкостью несу оный чудовищный крест. Не скажу точно, сколько лопнуло нейронов в моей нервной системе, зато примерное количество потерянных денег сосчитать вполне по силам – где-то 980 тысяч рублей за сам автомобиль с последующей регистрацией в ГАИ и оплатой страховой премии за два года (КАСКО +ОСАГО), а также сюда входит приобретение необходимых приспособлений: аптечки, буксировочного троса, набора инструментов, огнетушителя и т.д. Плюс около 250-300 тысяч рублей – за ремонты, сопутствующие траты на расходные материалы, устранение косяков агатовцев в системе зажигания и прошивка ЭБУ для умерения прожорливости вечно голодного силового агрегата.
Какова же честная цена этому, с позволения сказать, автомобилю? Надо сказать, сам выпуск данной каракатицы и бессовестная реализация её хапугой-дилером на отечественном рынке есть не что иное как плевок в лицо потребителям-соотечественникам, преобладающая часть коих может позволить себе приобретение НОВОГО автомобиля только в кредит. Страшно подумать, сколь болезненно заиметь себе путём долгосрочного кредитования геморрой на колёсах и годами выщипывать из себя последние кровные гроши, экономя на всём и вся в стремлении одновременно справиться с кредитом и поддерживая работоспособность трёхдверной обжоры с корродирующим не по дням, а по часам кузовом. Говоря по совести, производство сего позора отечественного легкового автомобилестроения следовало свернуть ещё в советскую эпоху, при Михаиле Сергеевиче Горбачёве – году эдак в 1986-м. Перевернуть сию бесславную страничку анналов истории советского автопрома и предать забвению, подобно ночному кошмару из далёкого детства. Нет бы перевести заводские мощности на другие, более перспективные и востребованные в народном хозяйстве проекты! Однако же «умные и находчивые» тольяттинские конструкторы, инженеры и технологи пошли, к превеликому разочарованию, по иному, лишённому рациональности и всякого понимания к настрадавшемуся потребителю пути. Любому мало-мальски знакомому с ВАЗовскими жоповозками автолюбителю, вне всякого сомнения, очевидно значение термина «модернизация» в понимании недалёких отечественных автоделов. Чего стоит один только эволюционный путь нашумевшей в своё время так называемой «копейки» -  клона Fiat 124, позаимствованного за образец у добрых итальянцев для первой модели ВАЗ-2101. Модель сия, несмотря на многие устранённые со временем промахи и конструктивные недочёты, заслуживает продолжения своей конвейерной жизни и по сей день. К последним годам производства ВАЗ-2107 – её последней реинкарнации - автомобиль почти довели до ума, чего нельзя сказать о «Ниве», за почти полувековой отрезок времени изменившейся в сущих мелочах, а в чём-то даже в худшую сторону, к примеру, тонкий металл, донельзя уязвимое лакокрасочное покрытие, вонючий пластик, убогая отделка мини-салона, а также качество львиной доли запасных частей силового агрегата в своё время советским инженерам не привиделись бы в самой лютой пьяной горячке. В наше же время такая ситуация стала реалиями, соответствующими нормативно-технической документации! И это ещё не всё! Где это видано, чтобы после покупки НОВОГО автомобиля, не пройдя даже обкатки в 10 тысяч км. первый владелец, посланный ко всем чертям представителями официального дилера и АВТОВАЗа, вынужден был гнать его в частные мастерские и вкладывать в груду железа сотни тысяч рублей, дабы элементарно обеспечить себе возможность его безопасной и комфортной эксплуатации? Разумеется, у хвалёного официального дилера LADA-Агат на Комсомольском шоссе, 7В в Нижнем Новгороде. Возвращаясь к вопросу о честной стоимости автомобиля Niva Legend в трёхдверном исполнении и принимая во внимание вышенаписанное, ответ однозначен: его просто нельзя реализовывать на отечественном рынке из соображений дорожной безопасности и низкой покупательской способности населения страны. В том виде, в котором «Нива» в настоящее время сходит с конвейера, ей лишь одна дорога – на утилизацию. Естественно, предпочтительнее утилизировать её сразу, не дожидаясь ДТП с человеческими жертвами, исковерканным, жёваным металлом, рассыпанным по проезжей части стеклом и мясной человеческой мякотью, сочащейся из косых щелей в сплющенном металле.
Другое дело, если всё-таки автомобильчик смогут преобразить и ввести в 21-й век как полноценного участника дорожного движения, в коего не страшно сесть и ехать, не стыдясь за резкий контраст угловатого мамонта на фоне плотного трафика из достойных восхищения иномарок… но мечтать, как говорится, не вредно.
Как-то на одном из сайтов с автомобильной тематикой я случайно наткнулся на занятную статейку, восхваляющую ВАЗ-2121. Были там такие слова: «…НИВА – Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода… самая успешная машина автопрома СССР, которая выпускается 45 лет…  внедорожник получился практичным, комфортабельным и дешевым. Автомобиль получил несущий трехдверный кузов типа универсал, рассчитанный на 4 человека включая водителя, постоянный полный привод и механическую 4-ступенчатую коробку передач…»
Хе-хе! Мне сразу стало понятно: автор данной статьи либо дурак, либо дешёвый клоун! Я не спорю, что данный автомобиль «Изобретение Волжского Автозавода», но вот с тем, что сие изобретение «наилучшее» согласится лишь человек недалёкий умом и далёкий от автомобильного дела. В чём же практичность «Нивы», в коей места для пассажиров кот наплакал, равно как и для груза, когда для перевозки сколько-нибудь массивной клади водитель вынужден водружать поклажу на крышу, монтировать «надстройку»?
О комфортабельности трёхдверного выкидыша тольяттинской шарашки даже сейчас, в 2023-м году, не может быть и речи. Задняя передача включается раза с четвёртого-пятого, динамика черепашья, панель приборов то и дело пищит, раздатка при разгоне и движении на скорости более 100 км/ч утомительно гудит, двери с первого раза не захлопываются, через уплотнение багажного отделения (если его так можно назвать) просачивается вода, грязь и другие жидкости. Даже после посещения мойки самообслуживания на углублениях съёмной формованной полочки за задним диваном скапливается лужица из смеси воды и пены. А что если горе-владелец демонтировал полочку и оставил её, скажем, в гараже? Да ничего страшного – вода сочится прямо на груз либо на коврик багажного отделения, присутствующий, кстати, не во всех комплектациях «Нивы». Принимая во внимание восхваляемые уходящими поколениями автолюбителей советские ГОСТы и требования к качеству продукции, можно предположить, что качество металла было получше. «Нива» - это автомобиль из эпохи, когда преобладающая часть населения страны имела возможность видеть иномарки только по телевизору в зарубежных кинолентах, а цена бензина варьировалась от 10 до 20 копеек за литр. Скудный выбор, дефицит запчастей и эксплуатационных материалов вроде моторных и трансмиссионных масел вынуждал людей радоваться тому, что есть. Стоит ли говорить про антифризы и тосолы, когда впадающие в деменцию милостью судьбы дожившие до сегодняшнего дня бывалые водители из эпохи т.н. «застоя» с ностальгией вспоминают, как заливали в радиатор системы охлаждения обыкновенную водичку?
«Нива» - дешёвый автомобиль? Бредятина редкостная! В своё время она была дорожайшим из доступных отечественных легковых автомобилей. В конце 1970-х её стоимость составляла в районе 11 тысяч советских рублей, тогда как за более респектабельную и уважаемую в обществе «Волгу» ГАЗ-24 была установлена госцена около 10 тысяч. Модификации «Волги» для государственных и силовых структур того времени в расчёт брать не будем, их стоимость, безусловно, была выше, но и простые советские граждане такими автомобилями владеть могли едва ли.
Та убогая «Нива», что толкается дилерами в настоящее время, должна стоить по совести тысяч 250. В люксовой комплектации – 300 тысяч. И производить её следует мелкими сериями, но более высокого качества как сборки, так и запчастей.
Волжскому автомобильному заводу же – стыд и позор! Никакой ответственности перед потребителем! Пока дилер с заводом-изготовителем играют претензией недовольного покупателя в «горячую картошку», последний сам от безысходности либо выкладывает корыто на avito.ru или иной сайт схожего назначения в поисках лошары, готового купить эту пока ещё не сгнившую рухлядь, либо своими силами восстанавливает работоспособность увечного, бракованного карлика. Оглядываясь назад, в 2022 год, я признаю, что поступил опрометчиво, пойдя по второму пути.
Вот так иногда задумаешься, бросая взгляд в окно на ковыряющегося в подкапотном пространстве и изрыгающего ненормативные замечания в адрес тольяттинского автозавода дядьку во дворе, о лихих временах конца 20-го века, когда на Автовазе рулила Волговская ОПГ во главе с Димой «Большим» Рузляевым. Тогда автовазовцы твёрдо знали: любая партия сходящих с конвейера жигулей может запросто быть изъята для бандитских нужд. Кто из работников завода халтурил – от слесарей до руководства –  долго, как правило, не жил. У братков с халтурщиками разговор был короткий. В те суровые годы за качество продукции отвечали головой, но то было перед бандитами со страхом за собственную шкуру. Однако 90-е годы канули в Лету, Дима «Большой» принял назначенную ему судьбой дозу свинца и попрощался с нашим миром в 1998-м году. Ныне же на рядового потребителя насрать и в прямом, и в переносном смысле этого слова.


Рецензии