Электромобильная чума скоро пройдет

Когда я был учеником старших классов советской школы, учитель труда рассказывал нам о забавном случае: городская жительница поехала в лес, где через некоторое время прогулки потеряла сознание, надышавшись чистым воздухом с высоким содержанием кислорода, испытав кислородное отравление. Она быстро пришла в себя после того, когда ее нос поднесли к выхлопной трубе работающего автомобиля.

Производство электромобилей превратилось во внеэкономическую внеэкологическую безумную гонку ведущих автопроизводителей мира под влиянием активности экологических экстремистов. Необразованный в своей массе народ США и ЕС сформировал приличный спрос на электрокары, считая себя сознательными ответственными современниками, которые заботятся о чистоте воздуха и способствуют снижению выбросов углекислого газа, понижая парниковый эффект.

В итоге возникновения моды на электроавтомобили недальновидные маркетологи занялись самообманом, приняв за необратимую перспективу автомобилестроения в глобальном масштабе на основе потребительских предпочтений у обладателей измененного сознания жителей так называемых развитых стран электродвигателестроение. А правительства этих стран приняли масштабные программы субсидирования производства электромобилей.

В силу начавшейся гонки за освоением новой рыночной ниши недальновидными  автопроизводителями ими были сделаны огромные инвестиции в добычу лития, фабрики аккумуляторных батарей и электродвигателей. Начались вложения в электрозаправочную инфраструктуру, без которой продажа и эксплуатация электромобилей невозможна. Так часть производственных проектов сделала их инвесторов и менеджеров заложниками политизированных игрищ экоактивистов с потребителями.

Что происходит на самом деле. В разных районах мира электрогенерация базируется в основном на сжигании ископаемых углеводородов, доля такой электроэнергии колеблется от 50 до 80% от общей выработки. И только в городах, запитанных от АЭС или ГЭС, эксплуатация электромобилей снижает так называемый углеродный след. К тому же, еще никто научным способом не доказал антропогенный характер изменения климата, все держится на умозрительных спекуляциях.

Производство аккумуляторный батарей сопровождается гигантским углеродным следом, а их утилизация до сих пор катастрофически затратна. Литий-ионные батареи чрезвычайно токсичны, и даже если кто-то организует их обезвреживание, то оно снова создаст большой углеродный след. Ко всему прочему заправочная инфраструктура требует больших затрат на свое создание, и нужно не только строить сами заправки, но и подводить к ним медные электрокабели от удаленных генерирующих мощностей.

Некоторой альтернативой зарядным станциям может быть зарядка аккумуляторов от бытовой розетки по ночам, но далеко не все владельцы электромобилей живут в собственных домах с гаражами или на первых этажах многоэтажек. И что делать тем, у кого большой суточный миграционный пробег электроавто требует их подзарядки на трассе?

В Китае, США и Европе уже выросли гигантские кладбища отработавших свой жизненный цикл электромобилей и электросамокатов. Особенно обширный кладбища возле тех городов, где развиты электрокаршеринг и электротакси. Кто и когда займется утилизацией автоэлектрохлама и кто будет за нее платить, непонятно.

Кроме прочего, зарядка аккумуляторов занимает самое быстрое минут сорок, что не вполне удобно. А срок службы аккумуляторов максимум 10 лет. Автомобили с ДВЗ современной сборки могут активно использоваться вдвое дольше, что ограничено их плановым устареванием для избегания затоварки, а автомобили исторически ранних сроков производства в конце прошлого века эксплуатировались по 40-50 лет.

Развитие альтернатив аккумуляторным автомобилям также на месте не стоит: ведется создание двигателей на топливных элементах, с ДВЗ на метане, на водороде, ведутся исследования в области создания ядерных двигателей, хотя у них есть масса технических сложностей, а также автомобилей на солнечных батареях, расположенных на поверхности кузова, КПД которых год от года растет.

Так что мне лично будущее электроавтомобилестроения в его нынешнем формате без радикальных преобразований энергоисточников в экологически чистые представляется туманным. А фундаментальные исследования в области создания недорогих экологичных аккумуляторов требуют колоссальных затрат. И тенденция существенного снижения спроса на электромобили уже ощущается в Китае, где на огромных стоянках брошены умирать новые произведенные и невостребованные потребителями электромобили.

Во многих странах мира, где министры правительств обладают грамотностью и трезвомыслием, никаких программ субсидирования производства электромобилей и строительства электрозаправок не существует, и по дорогам этих стран не передвигается ни один электромобиль. Нет у них в инфополе циркуляции идей агрессивного экологического фундаментализма, нет спроса на электромобили. К тому же, у нефтедобывающих стран (за исключением России) цена топлива на АЗС довольно низкая, а электричества сравнительно высокая, и мэрами их городов не работают популисты собянины, энергично осваивающие отнятый у остальной страны в пользу ненасытного мегаполиса бюджет.


Рецензии