Рекорды в подплаве

Недавно была  очередная годовщина самой разрушительной атаки подлодки в морской истории.
Автором самой разрушительной атаки подлодки за всю историю морских сражений считается командир японской I-19 Такакадзу Кинаси. 15 сентября 1942-го он нанес серьезный урон ВМС США, уничтожив и повредив несколько ценнейших для американцев кораблей. Успех Кинаси был настолько удивительным, что до сих пор не все готовы в него поверить.

Подводные рекорды
Счет успешным торпедным атакам подводных лодок был открыт 5 сентября 1914-го, когда немецкая U-21 потопила британский крейсер «Патфайндер». С того момента субмарины выпустили множество торпед, поразив огромное количество целей. И чем крупнее были последние, тем больше славы их уничтожение приносило подводникам. Поэтому каждый командир подлодки мечтал пустить на дно линкор, авианосец или тяжелый крейсер.

Поскольку в морской истории столь успешных атак было не так уж и много, имена их творцов на слуху. В первую очередь, это американец Джозеф Инрайт, потопивший авианосец «Синано» – самый крупный военный корабль, уничтоженный подлодками, и немец Гюнтер Прин, уничтоживший линкор «Ройал Оук» на главной базе британских ВМС в Скапа-Флоу.

Еще одной категорией высокой результативности считалось поражение нескольких крупных целей одним торпедным залпом. Здесь стоит упомянуть британцев Чарльза Бикфорда и Аластера Марса, торпедировавших разом по два вражеских крейсера каждый. Но еще более выдающегося результата добился командир итальянской субмарины «Аксум» Ренато Ферриньи.

«Аксум» была одной из подлодок «оси», брошенных в бой, чтобы сорвать операцию «Пьедестал», в рамках которой британский флот проводил конвой на Мальту. Вечером 12 августа 1942-го Ферриньи, находившийся на позиции северо-восточнее Бизерты, заметил вдалеке крупный корабль. Приняв его за авианосец, Ферриньи немедленно начал готовиться к атаке. Но спустя час оказалось, что вместо авианосца к «Аксуму» приближается целое соединение военных кораблей и транспортов. Это был британский конвой.

Ферриньи сблизился с ним, выпустил четыре торпеды и поразил три цели, потопив крейсер ПВО «Каир», а также повредив легкий крейсер «Нигерия» и танкер «Огайо». Это была одна из самых выдающихся атак подлодок за всю Вторую мировую войну. Но даже она блекнет на фоне успеха японца Такакадзу Кинаси – командира I-19, ставшего автором самой разрушительной атаки в истории подплава.

Гуадалканал и авианосцы
7 августа 1942 года морская пехота США высадилась на Гуадалканале и Тулаги, чтобы создать в южной части Соломоновых островов опорные пункты для нейтрализации Рабаула – главной базы Японии в регионе. Высадка прошла гладко, так как японцев застигли врасплох, но вскоре они ответили ударами ВВС с аэродромов Рабаула. Прикрывавшее десант авианосное соединение ушло от Гуадалканала 9 августа, поскольку командовавший им адмирал Флетчер решил, что японские бомбардировщики сами по себе не смогут выбить морпехов с острова, но, если они потопят его авианосцы, это обернется поражением в битве за Гуадалканал.

Решение Флетчера увести авианосцы, оставив без прикрытия десант и его транспорт, считается одним из самых противоречивых решений за все время войны на Тихом океане и служит предметом бесконечных споров. Но адмирал, уже потерявший два авианосца в сражениях в Коралловом море и при Мидуэе, хорошо знал возможности ВВС противника. Кроме того, его беспокоили и вражеские подлодки. Ведь именно их торпеды поставили точку в карьере авианосца «Йорктаун» – 6 июня 1942-го он был поврежден субмариной I-168 и на следующий день затонул.

Но из-за подлодок Флетчер волновался напрасно. Японцы действительно не ждали высадки союзников на Гуадалканал, поэтому их субмарин в этом районе не было, хотя многочисленные ложные тревоги и убедили командование ВМС США в обратном. Впрочем, такая ситуация продлилась недолго – к концу августа уже до 10 японских субмарин действовали к югу и юго-востоку от Гуадалканала. Как и в случае с бомбардировщиками, их основными целями были американские авианосцы.

Во второй половине августа 1942-го Гуадалканальская кампания продолжала набирать обороты. Противоборствующие стороны перебрасывали к острову все больше сил, что привело к ожесточенным боям на суше и на море. 24 августа произошло морское сражение у восточных Соломоновых островов, в котором японцы потеряли легкий авианосец, а у американцев был поврежден и вышел из строя авианосец «Энтерпрайз».

Но это было лишь началом трудностей для авиасоединения Флетчера. Хотя он и вывел свои авианосцы из-под удара наземной авиации, они продолжали действовать в водах, кишащих японскими подлодками. Это сыграло роковую роль 31 августа, когда удача для Флетчера закончилась и его флагманский корабль – авианосец «Саратога» – во второй раз за войну был торпедирован.

Автором этой атаки стал командир японской субмарины I-26 Минору Йокота. Находясь у острова Эспириту-Санто, в ночь 31 августа он обнаружил корабли Флетчера, патрулировавшие район подходов к Гуадалканалу. После долгого маневрирования под водой Йокота занял позицию для атаки, после чего в 7:46 выпустил в «Саратогу» шесть торпед с дистанции в 3,5 км. В тот момент один из американских эсминцев заметил прямо по курсу перископ. Он просигналил на авианосец об обнаружении подлодки. «Саратога» круто повернул вправо, дав полный ход, что позволило ему увернуться от большинства торпед. Но одна из них все же поразила корабль в корму, ранив 12 моряков, включая Флетчера.

Взрыв торпеды не нанес авианосцу фатальных повреждений. Но он вызвал множество коротких замыканий, которые вывели из строя турбоэлектрическую силовую установку «Саратоги», лишив возможности двигаться. «Подранка» пришлось тащить на буксире, пока экипаж пытался вернуть ему ход. В результате авианосец удалось спасти, но его ремонт продлился несколько месяцев.

Троих одним ударом
После выхода из строя «Энтерпрайза» и «Саратоги» у ВМС США на Тихом океане остались лишь два авианосца: «Хорнет» и «Уосп». В начале сентября 1942-го они действовали к югу от Гуадалканала, то есть вне пределов досягаемости японских ВВС наземного базирования, но достаточно близко, чтобы оказывать поддержку морской пехоте на острове. В ответ японцы отправили в тот район подлодки, в том числе и I-19 Кинаси.

15 сентября группы TF-18 («Уосп», крейсеры и эсминцы) и TF-17 («Хорнет», линкор «Северная Каролина», крейсеры и эсминцы) сопровождали важный конвой, перевозивший 7-й полк морской пехоты на Гуадалканале. Хотя тем ранним утром американским истребителям удалось сбить вражеского воздушного разведчика, японцы определили местонахождение авианосцев. Их лодки начали охоту.

В 9:50 акустик I-19 доложил командиру о сильных шумах винтов, но тот лишь спустя час смог заметить в перископ источник шума – корабли группы TF-18. Оценив курс целей, Кинаси начал сближение с ними. До американцев было более 15 км, и они шли зигзагом на скорости в 16 узлов. Вероятно, в том положении лодка не смогла бы их атаковать, если б ей не помог случай. В 11:20 авианосная группа изменила курс: «Уосп» сделал медленный разворот по ветру, чтобы поднять самолеты, и теперь он шел прямо к подводной лодке.

Авианосец в этот момент был максимально уязвим, так как снизил скорость и шел постоянным курсом. Теперь его безопасность зависела от эскорта, но шесть эсминцев, окружавших «Уосп», не засекли лодку гидролокаторами. Выйдя прямо к нему, в 11:45 с дистанции менее 900 м Кинаси выпустил шесть торпед, две или три из которых поразили «Уосп». Но это был еще не конец.

Группы Т-17 и T-18 находились друг от друга на расстоянии нескольких миль, в пределах видимости. Не попавшие в «Уосп» торпеды пошли в направлении группы «Хорнета». В 11:52 одна из них поразила «Северную Каролину», спустя две минуты другая попала в эсминец «О’Брайен». Эсминцы начали охоту на I-19, но она благополучно ускользнула от них.

Результат залпа
После торпедирования на «Уоспе» начался пожар. Так как взрывы вывели из строя систему пожаротушения, у экипажа не было эффективных средств для борьбы с огнем, быстро распространявшимся по кораблю. Поняв, что авианосец обречен, его командир капитан Шерман приказал команде покинуть корабль, после чего «подранок» был добит торпедами эсминца «Лэнсдоув». За всем этим наблюдала находившаяся рядом лодка I-15, что позволило японцам получить точную оценку результата атаки.

Линкор пострадал меньше, хотя в носу его и зияла огромная пробоина. Экипажу удалось быстро справиться с последствиями взрыва, и вскоре корабль возобновил движение со скоростью 25 узлов. Тем не менее ему потребовался двухмесячный ремонт в Перл-Харбор.

Эсминец «О’Брайен» тоже получил попадание в нос, но на этом корабле обошлось без человеческих жертв. Тем не менее, повреждения оказались достаточно серьезными, и эсминцу пришлось отправиться на ремонт к Эспириту-Санто. Там его подлатали, после чего «О’Брайен» отправился в США. Но во время перехода у него открылась течь, оказавшаяся смертельной.

Таким образом, атака I-19 привела к гибели двух из трех торпедированных ею кораблей. Но была и четвертая жертва – «Хорнет». Охранявший его «О’Брайен» нес мощное зенитное вооружение, и его отсутствие (наряду с «Северной Каролиной») впоследствии стало одной из причин гибели «Хорнета» в сражении при Санта-Крус в октябре 1942-го.

Любопытно, что до сих пор бытует мнение, что Кинаси не имеет права претендовать на авторство самой разрушительной атаки подлодки в истории. Скептики приписывают I-19 лишь торпедирование «Уоспа», а победу над «Северной Каролиной» и «О’Брайеном» относят на счет I-15, сомневаясь, что торпеды I-19 могли проделать столь долгий путь. Но Кинаси стрелял торпедами типа 95, то есть уменьшенным вариантом знаменитого «Лонг Лэнса» (тип 93) – самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой того времени. Тип 95 был способен проходить до 12 км, а I-15 в тот момент атак не совершала. Таким образом, лавры победителя достались Такакадзу Кинаси вполне заслуженно.

P.S. Если интересуетесь успешными атаками, то рекомендую прочитать про то, как был потоплен английский авианосец  "Арк Ройал" - один из самых известных кораблей Второй Мировой. Он совершил немало славных дел, но 13 ноября 1941-го его карьеру прервала торпеда немецкой подводной лодки. Об этом славном авианосце, горькой усмешке судьбы над ним, комедии с командирами немецких подлодок и коте "Непотопляемый Сэм" можно прочитать в продолжении этой заметки.

Британский авианосец «Арк Ройал» является одним из самых известных кораблей Второй мировой. Но 13 ноября 1941-го его карьеру прервала торпеда немецкой подлодки. В историю войны авианосец вошел не только славными делами, но и нелепостью своей гибели, которая в дальнейшем сделала его героем известного мифа.

Второй, но первый
Хотя Великобритания разработала концепцию авианосца еще во время Первой мировой, «Арк Ройал» был лишь вторым ее кораблем, спроектированным таковым, уступив первенство «Гермесу». Но при этом он являлся первым крупным авианосцем специальной постройки британских ВМС, превосходившим размерами и возможностями предшественника. Его конструкция включала в себя ряд нововведений, которые должны были стать стандартом в строительстве британских авианосцев, в том числе закрытые ангары на двух уровнях, являющиеся частью конструкции корпуса, закрытый «ураганный» нос и ярко выраженный выступ на корме, добавлявший почти 25 м к длине корабля. Также «Арк Ройал» стал первым крупным кораблем британского флота, в строительстве которого широко использовалась сварка.

Авианосец вступил в строй в конце 1938-го. Прежде чем включить его в состав флота метрополии, «Арк Ройал» отправили в Средиземное море для подготовки. С началом войны он и «Корейджес» стали ядрами групп ПЛО, сформированных для поиска и уничтожения подлодок в Атлантике. Первый признак того, что эта тактика может завершиться катастрофой, появился, когда 14 сентября 1939-го «Арк Ройал» подвергся неудачному нападению U-39. Последующее уничтожение лодки эсминцами сопровождения сохранило веру Адмиралтейства в непогрешимость тактики, и только после того, как «Корейджес» был потоплен через три дня, авианосцам нашли другое применение.

26 сентября «Арк Ройал» впервые попал под удар люфтваффе в Северном море. Но уцелел, так как бомбы разорвались рядом с кораблем. Впрочем, это не помешало Берлину объявить его потопленным. С октября 1939-го по февраль 1940-го авианосец вместе с линейным крейсером «Ринаун» действовал против немецких рейдеров в Южной Атлантике. В апреле началась Норвежская кампания, во время которой он принял участие в противодействии немецкому вторжению в Скандинавию. 10 апреля его пикировщики, правда, взлетевшие с наземного аэродрома, потопили в Бергене немецкий легкий крейсер «Кенигсберг», что стало первым случаем в истории уничтожения авиацией крупного военного корабля.

После эвакуации союзников из Норвегии «Арк Ройал» отбыл на юг, в Гибралтар, где присоединился к «соединению H» адмирала Сомервилла. В его составе он участвовал в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940-го. В течение следующих нескольких месяцев авианосец совершал рейды в Западное Средиземноморье, нанося удары по итальянским авиабазам и прикрывая конвои на Мальту и в Александрию. 9 февраля 1941-го корабли Сомервилла провели дерзкую воздушную и артиллерийскую бомбардировку Генуи, Специи и Ливорно, нанеся их береговым сооружениям серьезный ущерб.

Деятельность «Арк Ройала» не ограничивалась Средиземноморьем. Уже в сентябре 1940 года он участвовал в неудачной атаке на вишистский Дакар, а в марте 1941-го его самолет-разведчик заметил немецкие линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» адмирала Лютьенса в Атлантике. Тем не менее они успели достигнуть французского Бреста, прежде чем британцы их перехватили. Через два месяца «Арк Ройал» снова встретился с Лютьенсом уже на линкоре «Бисмарк». 26 мая его торпедоносцы смогли добиться двух попаданий в стального гиганта, сделав того неуправляемым. Когда на следующее утро «Бисмарк» погиб в бою с британской эскадрой, флот метрополии должен был благодарить именно «Арк Ройал» за то, что тот передал «немца» в его руки. Иначе немецкий линкор бы ушел под зонтик своих истребителей с берегов Франции.

Летом и осенью 1941 года авианосец вернулся в Средиземное море, где продолжил прикрывать конвои и доставлять самолеты на Мальту. Никто тогда не знал, что карьера этого замечательного корабля уже подошла к концу.

Две атаки
В сентябре 1941-го Гитлер принял решение об отправке своих подлодок в Средиземное море в помощь итальянцам. Первые субмарины прошли Гибралтарский пролив в конце сентября – начале октября. В ноябре за ними последовала вторая волна «серых волков», первыми из которых были Франц-Георг Решке на U-205 и Фридрих Гуггенбергер на U-81. В период новолуния 11–12 ноября обе лодки прошли через пролив незамеченными.

Днем ранее «соединение Н» в составе линкора «Малайя», авианосцев «Арк Ройал» и «Аргус» с эсминцами вышло из Гибралтара для переброски самолетов на Мальту. Выполнив эту задачу, 12 ноября Сомервилл повернул обратно, «сопровождаемый» итальянскими воздушными разведчиками. Узнав об этом, командующий подводными силами Карл Дениц приказал U-81 и U-205 перехватить британскую эскадру к востоку от Гибралтара.

U-205 первой заметила британские корабли рано утром 13 ноября. Сначала расстояние до целей было запредельным для хода торпед. Но в 05:06 эскадра временно легла на выгодный курс, сократив дистанцию стрельбы до 6 км. Хотя этот маневр ненамного увеличил шансы на успех, Решке выпустил три торпеды, после чего вдалеке увидел «яркую вспышку», а затем услышал «два металлических удара». Так как о результате нападения можно было лишь гадать, он не стал спешить с победной реляцией.

U-81 обнаружила «соединение Н» лишь в 16:00. Условия для атаки были сложными: до целей было далеко, и над ними кружили самолеты. Но Гуггенбергер смог занять позицию для стрельбы, в 16:36 выпустив по линкору четыре торпеды с дистанции 3–4 км. Результат залпа он не видел, так как сразу ушел глубину. Спустя шесть минут немцы услышали сильный взрыв, который приняли за попадание в «Малайю». А через почти восемь минут взорвалась еще одна торпеда. Так как ее проход составил более 6 км, то Гуггенбергер предположил, что постепенно замедлявшийся «угорь» попал или в эсминец, или в один из авианосцев.

Далее сложилась комичная ситуация. Не будучи уверенными в результатах своих атак, командиры U-81 и U-205 не спешили докладывать о них в штаб. Каждый из них ждал, что доложит другой. Молчанку прервал Дениц. Он сообщил на лодки, что, по данным агентства «Рейтер», «Арк Ройал» потоплен, и желал узнать, кто это сделал. Тогда Решке сообщил о трех попаданиях в «авианосец и эсминец», а Гуггенбергер доложил, что торпедировал линкор и, возможно, поразил еще одну цель. В итоге Дениц отложил разбор атак до возвращения лодок.

Когда месяц спустя U-81 и U-205 вернулись на базу, командующий проанализировал записи их вахтенных журналов и пришел к выводу, что авианосец потопил Гуггенбергер. 10 декабря 1941-го его наградили Рыцарским крестом. Но справедливо ли было это награждение?

Гибель «Арк Ройяла»
Как оказалось, для Сомервилла атака U-205 стала неприятным сюрпризом. Из-за непогоды скорость эскадры менялась. В 5:14 британцы услышали подводный взрыв за эсминцем «Легион». Это сработала одна из торпед Решке. С рассветом «Арк Ройял» поднял в воздух самолеты для защиты от лодок. А вскоре «соединение Н» получило предупреждение по радио о субмарине, находящейся рядом с ним. Тогда Сомервилл решил изменить курс и идти на базу новым путем.

Обычно «соединение Н» возвращалось в Гибралтар, двигаясь вдоль испанского или марокканского побережья. Но, получив предупреждение, оно изменило курс, чтобы приблизиться к Гибралтару непосредственно с востока. Это решение стало роковым, поскольку британские корабли пошли прямо на позицию Гуггенбергера.

В 16:41 «Арк Ройял» был поражен в правый борт. По хронометражу торпеда прошла более пяти километров, что говорит о промахе U-81 в линкор и случайном попадании в авианосец. Причем торпеда Гуггенбергера нанесла достаточно повреждений, чтобы потопить корабль.

В момент торпедирования «Арк Ройял» накренился, совершая быстрый поворот влево. В результате торпеда попала (а не прошла под днищем) в скуловой киль и взорвалась фактически внутри противоторпедной защиты, выведя из строя правую котельную и главный распределительный щит. Выправить крен не получилось. К 18:00 центральная котельная была затоплена, что в свою очередь лишило корабль электроэнергии для насосов, вентиляции и вспомогательного освещения. Командир авианосца кэптэн Маунд приказал большей части команды перейти на эсминцы, оставив на «Арк Ройяле» лишь специалистов для ремонта.

Королевский флот попытался спасти авианосец. На помощь «Арк Ройялу» из Гибралтара вышли корабли с запчастями. Кроме того, на место инцидента прибыли два буксира, попытавшиеся доставить подбитый авианосец в порт. Возможно, «Арк Ройял» удалось бы спасти, если бы своевременно была затоплена котельная левого борта. Это позволило бы кораблю восстановить нормальное положение и его бы получилось отбуксировать к Гибралтару. Но к тому моменту, когда стали обсуждать эту меру, авианосец уже так «нахлебался воды», что реализация этого плана привела бы к его немедленному затоплению.

Аварийная команда работала всю ночь, стараясь обеспечить «Арк Ройял» электроэнергией и запустить насосы. Но к пяти утра стало ясно, что авианосец спасти не получится. Его крен продолжал расти. Тогда Маунд приказал ремонтникам покинуть корабль. В семь утра буксиры сбросили тросы. Спустя 13 минут гордость британского флота перевернулась и ушла под воду.

Потери экипажа «Арк Ройяла» были минимальны – погиб только один моряк. Плохо было другое: королевскому флоту нечем было заменить «Арк Ройял» и британские средиземноморские ВМС остались без прикрытия с воздуха на море. Одним ударом U-81 нанесла им больший ущерб, чем весь итальянский флот за 17 месяцев боевых действий.

Недавно была очередная годовщина яркого события, как в истории Второй Мировой, так и в истории подводной войны, в целом. 11 августа 1942-го в Средиземном море был потоплен авианосец "Игл". Представляю вниманию своих читателей заметку об этом случае триумфа немецкого поплава и трагедии британского флота.
2 августа 1942 г. четырнадцать судов конвоя WS-21S отплыли от Клайда, что было шагом отчаяния Великобритании к пополнению запасов на охваченном войной острове Мальта. На заключительном этапе своего перехода через Западное Средиземноморье конвой WS-21S, усиленный крупной эскадрой британских боевых кораблей и вспомогательных судов, стал центром одного из величайших морских сражений Второй мировой войны - операции "Пьедестал". Эскорт конвоя был одним из самых мощных в истории Второй Мировой. Он состоял из линкоров "Нельсон" и "Родней", крейсеров "Сириус", "Фэб", "Харибда", "Нигерия", "Кения", "Манчестер" и "Каир", а также двух десятков эсминцев при поддержке четырех корветов, двух флотских танкеров и буксира, многие из которых должны были пройти до самой Мальты.

Кроме того, воздушное прикрытие конвоя должно было осуществляться авианосцами «Викториес», «Индомитебл» и «Игл» с 72 истребителями на борту. Они должны были сопровождать конвой вплоть до Бизерты у входа в Тунисский пролив - самого опасного участка плавания. Таким образом количество кораблей, сопровождавших WS-21S, составляло 41 единицы.

Но немцы и итальянцы уже давно знали о планируемом конвое из Гибралтара. Хотя основные силы Оси ожидали его к югу от Сардинии и дальше, командующий немецкими подводными силами в Италии, контр-адмирал Лео Крейш уже направил U-73 капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума и U-331 капитан-лейтенанта Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена для патрулирования вод между Майоркой и Алжиром. 8 августа U-331 была застигнута врасплох и повреждена британским самолетом. Но Розенбауму повезло больше. Утром 11-го августа акустик U-73 засек безошибочный шум крупного соединения, идущего на восток примерно в восьмидесяти милях к северо-востоку от Алжира.

Начав сближение с источником шума, Розенбаум фиксировал в перископ самолеты и корабли сопровождения. После полудня, когда он смог пройти сквозь противолодочный экран и выйти прямо к ордеру конвоя, где он увидел «около 8-10 больших транспортов тоннажем 7-10 тыс. брт, 8 эсминцев и сторожевых корабля». Спустя четверть часа в поле зрения появился «Игл». В 12:56 Розенбаум объявил торпедную атаку, заявив экипажу, что они атакуют авианосец.

«Игл» сопровождали шесть эсминцев. Но Розенбаум ювелирно обошел эту помеху, пройдя между двумя из них, несмотря на то, что они вели активный поиск гидролокаторами.

Сближаясь с целью, подводная лодка шла к ней встречным курсом. Поэтому медлить было нельзя. Когда до «Игла» оставалось около 800 метров, Розенбаум разрядил в него четыре носовых торпедных аппарата, выпустив торпеды с их поворотом к цели в 64 градуса. После этого на U-73 все замерли в ожидания результата.

Спустя 32 секунды начали греметь взрывы торпед, попавших в цель. Этот факт дал понять Розенбауму, что он ошибся в расстоянии, так как после залпа проход торпед составил вдвое меньше – около 480 метров. Оказалось, что лодка стреляла с ну просто пистолетной дистанции и ей очень повезло, что выпущенным торпедам хватило времени, чтобы встать на боевой взвод. Но это была лишь часть везения. Другой его частью было то, что торпеды были выпущены с поворотом на 64 градуса, в то время как система поворота Хагенук позволяла стрелять с установкой не более 68 градусов. На систему в свое время очень ругался Кречмер, когда столкнулся с неприятным фактом невозможности выстрела с поворотом на 90 градусов.

Результат залпа Розенбаума был фантастическим – все выпущенные торпеды поразили цель. В истории Второй Мировой это был единственный случай, когда немецкая лодка атаковала полным носовым залпом крупную цель с одной и той же дистанции и все торпеды в нее попали.

Увы, у пораженного «Игла» не было ни шанса уцелеть. Результат смертельности атаки был на лицо, поэтому командовавший силами прикрытия «Пьедестала» вице-адмирал Сифрет заявил, что проведение комиссии по расследованию гибели "Игла" будет напрасной тратой времени, так как четыре торпеды, врезавшиеся в его борт, в считанные секунды решили судьбу авианосца.

После попадания первой торпеды «Игл» накренился на пять градусов влево, после четвертого попадания крен увеличился до пятнадцати градусов, после чего «Игл» продолжал быстро ложиться бортом на воду и затем затонул.

В тот момент на тонущем корабле разыгралась трагедия. Его самолеты сыпались с взлетной палубы в воду, а люди отчаянно карабкались по его корпусу. Скорость затопления левого борта не позволила принять какие-либо меры по борьбе с повреждениями, и агония корабля длилась не более десяти минут. За это время не было отдано приказа покинуть корабль по радиосети, так как из-за потери энергии она не работала. Приказ отдавался локально офицерами, которые быстро оценили обстановку и приказали своим людям прыгать за борт. В результате из 1100 человек погибло лишь 160… Такой большой процент выживших объясняется не только эффективным действием «сарафанного радио», передававшего из уст в уста, что корабль тонет, но и тем, что перед атакой лодки, прозвучал отбой тревоге и экипаж авианосца покинул свои боевые посты.
Гибель «Игла» стала нокдауном британцам, но, несмотря на это, конвой шел к Мальте, где его ждали новые потери. И тот факт, что его проводка завершилась успехом, говорит о том, что «Игл» погиб не напрасно.

За свою блестящую атаку Розенбаум был награжден Рыцарским крестом. Любопытно, что ей немецкий поплав завершил свою серию потоплений британских «капитальных» кораблей: линкоров и авианосцев, а для Великобритании потеря «Игла» стала последней потерей таких кораблей во Второй Мировой.

В завершении отмечу, любопытный факт. Мастерство и везение Розенбаума были неоспоримы. Ему удалось проникнуть сквозь сильное охранение ПЛО, которое в тот момент не зевало, а активно вело поиск подводных целей. Но, к несчастью для британцев, работа "асдиков" была неэффективной. Когда корабли ПЛО использовали их, идя на большой скорости, это нейтрализовывало возможности точной работы гидролокаторов. Поэтому гибель "Игла" продемонстрировало, что "асдик" не был идеальным средством для обнаружения подлодок, несмотря на мнение, бытовавшее в Великобритании в довоенное время.


Рецензии