Погибла ли китайская субмарина

Китайская атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 093 «Шань» потерпела крушение в Желтом море, сообщило издание Daily Mail со ссылкой на секретный отчет разведки Великобритании. По данным СМИ, инцидент произошел 21 августа, в результате погибли 55 китайских военнослужащих.

Подлодка попала в ловушку, установленную Военно-морскими силами Китая для борьбы с подводными судами США и их союзников, после чего на борту произошел сбой в работе системы очистки и подачи кислорода, утверждают в британской разведке.

«На ремонт и всплытие судна ушло шесть часов. Бортовая кислородная система отравила экипаж после катастрофического отказа», — говорится в отчете.

По информации разведслужбы, из-за нехватки кислорода скончались 22 офицера, 7 курсантов, 9 старшин и 17 матросов Национальной освободительной армии Китая, в том числе командир АПЛ, полковник Сюэ Юн-Пэн.(думаю, капитан 1 ранга, а не полковник. Последнее звание в сухопутных войсках – А.Щ.)

Как сообщает Daily Mail, отчет об инциденте имеет высокий уровень секретности, независимых подтверждений данных о крушении субмарины на данный момент не поступало. В Королевском военно-морском флоте Великобритании комментировать информацию отказались.

Что говорят в Китае
Первые сообщения о крушении подлодки появились в социальных сетях в конце августа. Изначально предполагалось, что авария произошла в Тайваньском проливе.

22 августа представитель тайваньского министерства обороны Сунь Лифан на пресс-конференции заявил, что никаких доказательств, подтверждающих эту информацию, нет.

12 сентября помощник заместителя главы управления разведки генерального штаба ВС Тайваня генерал-майор Хуан Вэньци отказался комментировать сообщения об инциденте, поскольку сведения о произошедшем являются «абсолютно конфиденциальными». Он добавил, что «раскрывать информацию неудобно из-за деликатности».

Официальный представитель министерства обороны Китая У Цянь в конце августа отрицал сообщения об аварии. «Соответствующая информация является полностью ложной», — заявил он, призвав пользователей сети доверять только «авторитетной информации, опубликованной официальными аккаунтами Китая».
По информации Daily Mail, Пекин не обращался за международной помощью в связи с инцидентом.

Пропавший министр обороны
Министр обороны Китая Ли Шанфу перестал появляться на публике 29 августа текущего года. 7-8 сентября он пропустил ежегодное собрание по вопросам военного сотрудничества, организованное Вьетнамом на границе с Китаем, — по данным Reuters, Пекин уведомил Ханой, что министр не может посетить мероприятие из-за «проблем со здоровьем».

Посол США в Японии Рам Эмануэль также заявлял, что Ли пропустил «запланированную встречу с главнокомандующим ВМC Сингапура» Шоном Ватом во время визита последнего в Китай, однако сингапурская сторона не сообщала, что такая встреча была запланирована.

14 сентября британская газета Financial Times со ссылкой на неназванных представителей администрации США сообщила, что глава китайского минобороны может находиться под следствием.

Американская The Washington Post со ссылкой на источники в оборонной промышленности КНР писала, что «исчезновение» Ли Шанфу может быть связано с подозрениями в коррупции. По данным Wall Street Journal, министр «был увезен властями для допроса».

27 сентября министр обороны пропустил учебную сессию Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая с участием председателя КНР Си Цзиньпина, при этом на аналогичной встрече 30 июня он присутствовал.

Китайские власти «пропажу» министра не объясняли. Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин в середине сентября заявляла, что ей «ничего не известно» об этой ситуации

Британская газета Daily Mail сообщает, что в Китае произошла авария на атомной подводной лодке Военно-морских сил (ВМФ) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) «093-417». По данным издания, в результате инцидента погибли все 55 моряков, которые находились на борту. Что известно о катастрофе, прокомментировали ли чрезвычайное происшествие официальные власти Китая и может ли это сказаться на военных амбициях Пекина — в материале NEWS.ru.

По данным газеты, 21 августа во время выполнения миссии атомная подводная лодка ВМС Китая типа 093 затонула в Желтом море в китайской провинции Шаньдун. Издание ссылается на данные британской разведки. Якобы судно КНР попало в ловушку, которую ранее установили сами китайские военные для британских и американских кораблей.

«Подводная лодка столкнулась с цепным и якорным препятствиями, используемыми ВМС Китая для заманивания в ловушку подводных лодок США и союзников», — говорится в материале Daily Mail.

Согласно источникам, которые цитирует издание, в результате аварии были повреждены кислородные системы подлодки. На ремонт и всплытие субмарины ушло шесть часов, за это время весь экипаж погиб от гипоксии — 22 офицера, семь курсантов, две старшин, 17 матросов и капитан, полковник Сюэ Юн-Пэн. (Непонятно, как могла всплыть субмарина, если весь экипаж погиб. В автоматическом режиме, что ли? Не слыхал о таком – А.Щ.)
Британская газета добавляет, что на данный момент в открытом доступе нет независимого подтверждения, что лодка затонула.

По данным издания, Пекин до сих пор отрицает, что потерял подлодку. По мнению британских журналистов, китайские власти не стали запрашивать международную помощь для спасения судна.

31 август КНР официально опровергла аварию с подлодкой, заявив, что материалы СМИ об инциденте не соответствуют действительности. Официальный представитель китайского Министерства обороны У Цянь тогда назвал информацию, которую распространяют в медиа и социальных сетях, фейком и призвал доверять только официальным данным.

«Соответствующие сообщения являются абсолютной ложью. Призываю доверять только авторитетной информации, опубликованной официальными аккаунтами Китая», — заявил он.

12 сентября Министерство обороны Тайваня отказалось комментировать слухи, связанные с предполагаемой гибелью китайской подводной лодки. Начальник разведывательного управления главного штаба оборонного ведомства генерал-майор Хуан Вэньци подчеркнул, что даже если военные ведомства Тайваня и обладают информацией об инциденте, они не стали бы ее разглашать из-за высокой степени секретности.

22 августа представитель Министерства обороны Тайваня Сунь Лифан заявил, что разведывательные службы Тайваня не имеют достоверных доказательств, которые бы подтвердили, что авария произошла.

Подводная лодка типа 093 считается одной из наиболее современных из имеющихся у Вооруженных сил Китая. Разработка субмарины началась в начале 1980-х годов и проходила при участии советских специалистов.

Подлодка модели 093 достигает более 100 метров в длину. Она вооружена 553-миллиметровыми торпедами, крылатыми ракетами и минными системами. Подводные лодки этого типа поступали на вооружение армии Китая в течение последних 15 лет. Всего на данный момент в арсенале китайских вооруженных сил имеется шесть таких подлодок.

Востоковед Андрей Островский предположил в разговоре с NEWS.ru, что даже если катастрофа с субмариной подтвердится, это никак не повлияет на позиции Пекина и его военные амбиции. По его мнению, такое случается у многих стран. «Это никак не повлияет. В любой армии мира всякие бывают аварии, и это ни к чему не приводит. Да, трагическое событие, несчастный случай, но что поделать», — посетовал китаист. Он отметил, что с такими авариями сталкивались Россия, США, Индия и другие «сильнейшие в военном отношении» страны мира.

В ВМФ НОАК уже происходили подобные трагедии, в результате которых гибли члены экипажа из-за нехватки кислорода. В апреле 2003 года случилась авария на борту китайской дизель-электрической подводной лодки типа 361. По официальным данным, она проводила учения в территориальных водах Китая у восточной провинции Чжэцзян. В результате неназванной технической неисправности погибли все 70 членов состава.

«Подводная лодка 361 стала крупной потерей для Народного флота. Выражаем глубокие соболезнования всем офицерам и солдатам субмарины, которые, к сожалению, погибли при выполнении учебных заданий», — заявил тогда МИД Китая.

Эксперт американского журнал The National Intrest Калеб Ларсон отмечает, что Китай, как правило, официально не делится информацией, связанной с деятельностью военных ведомств, поэтому причины катастрофы до сих пор точно неизвестны. По его мнению, согласно одной из основных теорий, экипаж погиб от нехватки кислорода после того, как бортовой дизельный генератор подводного корабля вышел из строя и израсходовал весь кислород.

Другое ЧП якобы произошло в 2011 году: на борту атомной подводной лодки типа 094 произошла утечка радиации. Тогда Китай опроверг эти данные и запретил местным СМИ освещать эту новость.

По данным американской некоммерческой организации Nuclear Threat Initiative, в марте 2023 года у Китая на вооружении стояло не менее 56 единиц подводной техники — шесть подводных лодок с баллистическими ракетами, шесть атомных ударных подводных лодок, 44 дизель-электрических ударных кораблей и 17 субмарин на воздухонезависимых двигателях.

Одной из главных ударных сил подводного флота КНР считается стратегический подводный ракетоносец класса «Цзинь» типа 094. Эти суда были специально разработаны для запуска ядерных баллистических ракет (фото на заставке).

Также Китай активно занимается производством нового поколения подводных лодок, обозначенных как тип 096. Эти современные субмарины будут оборудованы мощными межконтинентальными баллистическими ракетами, способными достичь территории США при запуске из акватории Южно-Китайского моря.
Пекин также поставляет свои подводные лодки в различные страны: в Таиланд, Пакистан, Бангладеш и Мьянму.


Рецензии