Из книги Подарок к юбилею Кайф

     «Сегодня Новый год , а в моём доме никакой предновогодней суеты. Тоска рвёт моё сердце, и с самого утра не могу слёзы остановить. Уже 4 года прошло, как мой муж Виктор помер. Помянуть даже не с кем.  Дожилась! Вышло так, что осталась без подруг, друзей и  даже детей нет рядом. Выросли  детки мои быстро , стали самостоятельными, а теперь разъехались. Денег им не хватает. Деньги, деньги… Зло  неистребимое. И мне теперь их не хватает. На рынок перестала ходить».  – Сокрушалась она, стоя у окна.  Шире отодвинула штору.  -  Хоть ты прилетел, дружок».На краю подоконного отлива сидел голубь, засунув голову в грудку, Женщина открыла  форточку окна и насыпала семечек. Голубок, расправив грудь,  сразу преступил к завтраку. Клюёт бойко и одним глазом косит на окно.  Она закрыла  форточку
Она вздрогнула от неожиданности от резкого звонка в двери. Поспешила в.сени.
    - Иду, иду! Кто там? – спросила Маргарита.
    - Открой, не бойся, это я – Вера Сычёва, подруга твоя.
   Распахнула дверь. В сени, вся запорошенная снегом, зашла Вера. Стряхнула снег с шубки, сняла варежки.
    -   Такой снегопад перед самым Новым годом – быть добру! Здрввствуй, подружка! Что растерялась, Рита? В дом запустишь? С наступающим Новым годом, подруга!  Женщина, ты кого  - то  прячешь в шкафу? – пошутила она, снимая шубку.- Почему  у тебя молчит телефон? Разведка мне донесла, что ты не одна. - А я закрыла квартиру дочери и поехала на удачу, к тебе.
     - Заходи разведчица. Спрашиваешь, прячу кого? Ни кого, а что! Тоску и одиночество прячу. Инфаркту пока не за что зацепиться, слава Богу!
        - Кто страдает, тот не грешит, а значит, я вовремя приехала. Тащи, давай, сумку  на кухню.  И будем с тобой « грешить», встречая новую веху нашей жизни.
       - Ты когда приехала? Почему не предупредила? Проходи и будь, как у себя дома. – Рита  обняла подругу. – Проходи и не суетись
      - Вчера я  к своим приехала ревизию наводить. Что – то дочь моя скрывает. Я, Рита,  ехала и  думала, что  погреюсь у семейного очага моей любимой дочери и её семьи, а они оказывается уезжают по путёвке в  дом отдыха на 3 дня. До 2 января я – «бесхозная коза». Я не знала, что мои дети не любят сюрпризов!– Вера выдохнула свою проблему на одном дыхании. - Успели  упрекнуть,а твои где?
      -   Мои дети, Веруня, так и не вернулись в Калачинск. Живут там же, в Питере. Почти 30 лет мы с тобой теряемся и снова находимся.  Пошли комнату. Я чай поставлю.
      - А давай выпьем  лучше  кофе с коньячком, для сугреву? Погодка –то  самая новогодняя! На улице красота снежная и до полночи еще далеко. – Сказала Вера. – Я так боялась не застать тебя дома. Нам только 55 лет, а мы уже штучки.
      - Не поняла? Какие штучки?
      -  По одной людской единицы в пустой квартире. А что такое один –  одна штука! Гоняем днём  пыль по квартире; вечерами - тоскливые  мысли, а ночью страшные сны.
       - Ну и теория у тебя, Веруня! Чайник закипел, а завтрак или уже обед, готов. Где накрыть стол?
       - Давай в комнате возле дивана или кресел. Пошли,  я тебе помогу всё перенести. Я  заметила, что у  тебя в доме ничего не меняется. Когда я была у тебя последний раз?  Наверное, на похоронах? Шторы весят те же на окнах.
      - Меняется, обижаешь! Старое постельное бельё рву на части,  посуду бью, не специально конечно. Вот смотри, - Маргарита наклонилась. – 2 пары домашних тапочек новых купила. Одну тебе дарю,  - она достала из шкафа красивые тапочки и протянула подруге.  - Я и сама эти топотушки надела только сегодня утром.
   - Представляешь, Ритка, как я успела во время приехать, вот тапки и обмоем.  -Вера достала из сумки коньяк и красивую коробочку. - А тебе я дарю пеньюар. Знаю, что сама вряд ли купишь, моя Золушка.
   - Моё имя  - Маргарита – от латинского слова - « жемчужина»! – Рита встала в гордую позу, выставив грудь.  – Царское имя то! Бедные жемчуг не носили.
  -  А моё имя Вера – русское православное и воспринимается так же – Вера. Если честно, моя жемчужина, то я очень  - очень голодна.
   Стол для завтрака накрыли быстро.  Выпили и за себя, и за тех, кого нет рядом. Долго вспоминали прошлое и  говорили о настоящем   - Ты, знаешь, а сегодня ещё день памяти Виктора. – Сказала Рита. -  Уже прошло 4 года.  Я стала забывать его лицо, но до сих пор не могу ему простить его подружку, с которой он более10 лет хороводился. Я когда узнала, то сразу ему вещи собрала и счастья пожелала.  Муж мой думал, что я прощу, как всегда его, мелкие «шалости», но терпение моё лопнуло! Оправдываться он не стал, и  в тот же день убежал, хлопнув дверьми, и не ночевал дома, а утром явился, не запылился. Свои сумки со психом поднял с пола и упал. Скорая помощь довезла до стационара, но спасти не смогли. Мы с детьми от него получили такой новогодний подарок  - от мужа и папы, как раз 31 декабря. Я теперь думаю, что мои ночные дежурства в больнице, которые я набирала, чтобы семья лучше материально жила и моё частое отсутствие способствовали его  свободе. Научился с мужиками пить и гулять. Виктор  тоже уходил на работу в ночную смену, чтобы благосостояние семьи повысить. Я никогда не проверяла, работает он ночью или нет. Но ведь зарплату и премии он мне полностью приносил! – Маргарита замолчала. -  Были, конечно, отклонения в наших отношениях, но я  это списывала на возрастные изменения. Он был старше меня, если ты помнишь, на 6 лет.  Обидно, досадно, но как говорят, теперь ничего не изменить. Мой Витя испытывал «кайф» с другой в чужой постели, а я до сих пор только в своей. -  Проворчала Рита. – Боюсь перемен в жизни, но знаешь, я, кажется, влюбилась. Не могу больше в себе носить эту тайну - Включить музыку?
      -Ты кого – нибудь ждешь? Давай лучше полежим в тишине. До вечера ещё далеко, а до боя курантов ещё время  больше 10 часов. – Предложила подруга.   
     -  Ты уже спрашивала. Я тебе в спальне постелю, а сама здесь лягу, прилягу.  – Проворчала Рита. - Нам не всегда удаётся отдохнуть днём. Надо нам дремануть!   Успеть отдохнуть до новогодних громких петард, феейверков и шума до утра.
       - Сама  понимаешь и знаешь, что прошлое не вернуть и не изменить. Наслаждайся и тоже кайфуй, Ритуля. Они  - мужики, все до одного сами себе на уме. Если помнишь, что мой Константин тоже не без греха.  - С печалью в голосе сказала Вера. -  Мой Серёгин сейчас постоянно живёт у мамы в деревне. Встречаемся летом на грядке, а зимой только в маминой хатке. Не хочет он возвращаться в город.  У  моего  мужа дед  был неуёмный  бабник и гулёна , так свекровь, Клавдия Егоровна, говорила мне: « Себя  мне очень жаль, но поздно поняла, что надо бояться козла спереди, коня – сзади, а дурака  - со всех сторон» Сейчас болеет свекровь моя сильно. Свёкор живет на дачном участке у озера, Целыми днями  рыбачит.  У него сарай какой – то на берегу построен, а дома только ночует. Сергей там у них на работу в МТС устроился. И никак не хочет Костя возвращаться в город.   Земля крутится вокруг солнца, а мы, женщины, всем обидчикам ищем оправдание. – О на горестно вздохнула. - Мне, Ритуля, деваться от него не куда. Он невыносимый стал, скандальный и ревнивый. Терплю, а приспичит,  я  тогда схожу в церковь и мне легче. Я тоже, как  «невеста». Всё отдыхаем, дорогая, а то сегодня ночь будет длинной.
Проснулись от звонка. За дверью ответили, что доставка.
    -  Здравствуйте, Маргарита Семёновна, поздравляем  вас с наступающим Новым годом.  – Курьер, молодой мужчина, протянул ей коробку и квитанцию – Распишитесь, пожалуйста.
 – Спасибо и вас с праздником. – Ответила хозяйка.
 Рита  прочитала адрес и, зайдя в дом, ничего не говоря, опустилась на пуфик в коридоре  и  заплакала.
        - Хватит мочить линолеум, Рита. А посылку под ёлку до утра спрячь. так положено, а то Дед мороз отберёт подарок, если ослушаешься. Не плачь, прошу.
    В  10 часов вечера снова сели за стол провожать старый год. Покушав, перебрались в кресло и включили телевизор. По телевизору начались развлекательные программы. Убавили звук.
       - Что там у тебя опять стряслось? Рассказывай, подруга.
        - Я иногда себя ругаю, но стервой никогда не была, а вот курицей  и ещё хлещи  меня, мой Виктор Петрович,  часто и щедро обзывал.  Терпела,  делала вид - или что прощаю, или не слышу. Последних несколько лет жили как брат с сестрой в одном доме, но в разных комнатах. Никому и никогда об этом не рассказывала. Вот ты мне сказала, Вера, живи и кайфуй.  Не знаю как ты, а я кайф этот, как состояние полного удовольствия или эйфории, давно не ощущала. Может в детстве. Хватило ума или дури, но теперь у меня есть  тайна. А ещё, у меня  есть придуманная  мною  шифровка для общения на «дипломатическом уровне» для посторонних, «чтоб никто не догадался, что нет « любви хорошей у меня». Вот и придумала на досуге заботу себе. КАЙФ – это сокращенные инициалы ФИО – Кирилл Александрович Ифратов.  Кирилл Ифратов одинокий мужчина высокого роста, худой с сильными мускулистыми и хваткими руками. Лицо самое обыкновенное. Не красавец, а глаза черные, как два уголька. Вспыхивают от злобы, словно огнём обжигают. Добра и любви в них  не разглядишь. Живёт бирюк – бирюком. Замкнутый, серьёзный и до сих пор для меня непонятный.  По паспорту ему 50 лет; по игре воображения не больше40,  а по поведению и на 90 лет потянет. Не доверчив…Соседи дружат с ним на уровне огорода и погоды. Мужики  соседские иногда предлагают ему с ними выпить, но он чаще всего отказывается. Ифратов вернулся в родительский дом лет 10 тому назад  после  смерти отца и матери. Остался жить в родительском доме. Не дом, а избушка. Низкая изба с окошками высотой от пола, на уровне коленок. Света мало, потому что это не окна,  а амбразурки. Отопление печное,  удобства на улице и вода из колодца. Сразу завёл хозяйство: кур и свинью. Всё делает сам  по дому и в огороде тоже. Свободного времени не так много, потому что он работает начальником производства в водоканале. Привёз все стройматериалы для постройки нового дома, но передумал строить. Говорит, что не для кого, а ему одному места хватает.  Соседи заметили, что почти до утра горит свет. А главная странность  вообще удивляет! Вроде не урод и не старый, а дамского общества избегает. Мужик, как говорят в народе, рукастый. У него есть хобби  - делает маски из дерева и вырезает из бумаги лица людей, зверей. Всё может и ребячью смешную рожицу и хмурого богатыря в шлеме. Все поделки без сучка и задоринки. Одним словом – природный талант! Вот такой он – КАЙФ!   А познакомилась я с Кириллом Александровичем, благодаря своей профессии и приятельницы Вере, твоей тёзке.
  Три года назад у нас была самая холодная погода за несколько лет.  Зима снежная и вьюжная. Морозы под 40 градусов и сильные ветра. Старики  прошлое вспоминая, пугали и говорили, что такие зимы только до войны были и что не только тараканы в домах, но и сильные морозы к новой войне.
    Кирилл Александрович сильно простыл. Может, на работе, а может, даже и в своей старой избёнке. А, что? Пол – ледяной, застеленный  половичками тряпочными тоненькими. Стены – насыпные. Да и работает часто  на улице. Он, отвечает за производство, вот по объектам мотается. В больничке нашей ему отказали из - за того, что даже коридор забит больными. Привезла скорая помощь его домой с кучей лекарств и сказали, что сам справится. Вот Вера, моя приятельница  ко мне и прибежала, чтобы я за больным присмотрела. Верочке всего 45 лет и живет она с дочерью и внучкой. А вдруг вирус? Стала Верочка меня упрашивать, чтобы я за ним присмотрела. Верочке всего 45 лет и живет она с дочерью и внучкой. Твоя тёзка.
     - Присмотри, я тебе заплачу. Кормить,  за печью смотреть я сама смогу., а ты за состоянием его наблюдай. Вот тебе рекомендации по приёму лекарств, когда и как , всё расписано.
     -  Но захочет ли он, чтобы чужая тётка  ему уколы ставила? - А у него есть выбор? Никого кроме меня у него нет. Жить все хотят и он тоже.
Уговорила, да и как не помочь, если  человека безысходное положение? Вот и стала я на правах медицинской сестры ухаживать за одиноким  мужчиной. Однажды на улице метель была такая, что хоть, по привязанным верёвкам от дома к дому ходи.  Я, хоть и живу недалеко,  но опоздала. Сама  свою входную дверь и калитку  еле откопала, от наметенных  сугробов.
 Зашла к  Ифратову, а Вера сидит уже одетая, и плачет:
     - Температура опять вверх полезла. У меня внучка заболела, а дочке в ночь на работу, будь она не ладна, эта её работа! Рита, боюсь я его  одного на ночь оставлять. Рита, посиди, пожалуйста, выручи!
    - Хорошо, не переживай, согласилась я. – Всё равно дома, нет  в доме никого живого и только друг единственный и верный – телевизор.  А он есть, и пить не просит. – Пошутила я. – Будь спокойна.
Сестра его, попрощавшись, ушла.
Кирилл дышал тяжелее обычного. Померила температуру, а он ничего не почувствовал и даже не шелохнулся. Примерно через час вдруг его  лицо покрылось испариной и он начал бредить. Честно, но я испугалась. Сделала  ему жаропонижающий укол и померила давление. Села рядом кроватью. Наркоз, да бред – освобождение от бед . Сначала было бессвязное мычание, а потом что то типа «покаяния». Вот так я  случайно узнала его тайну.
Вернулся он в наш город он от неразделённой любви  с замужней женщиной, но бывшей его подружкой. Наташа его с армии не дождалась, а с другим мужчиной  у неё не очень хорошо всё сложилось. Семья, есть семья, а у неё, Наташи, ещё и двое детей. Про армию и про Якутию что – то бормочет и всё время Наташу зовёт. Потом зарыдал и открыл глаза.  Я знаю, что под гипнозом можно, задавая  больному вопросу узнать про него всё и без детектора лжи. Мужчина в бреду отвечал на мои вопросы, но в душу свою так и не пустил. Я не осуждаю ни его, ни её. Хорошо, когда всем хорошо! Бог живёт наверху, а мучает внизу!
 Я согласилась на  одну ночь подежурить, а сама, неделю возле его постели провела, взяв на работе отгулы. Боялась, что помрёт!  Наверное, все  мы по молодости немало  «дров наломали». Только в приближающейся старости и одиночества, может, от той поленницы дров сейчас  теплее жить? Поправляться стал, а я уйти не могу. Поняла я, что рядом со мной живёт человек с родственной и такой же, по сути, одинокой душой.  Любовь? Придумала я всё, наверное, да и  внуки мои подрастают! Понимаешь я любовь, грешница, почуяла в себе. Кручусь перед зеркалом, как девчонка, и сама себя боюсь. Лицо мои уже изрядно морщинки испортили. Когда я была молодой, то думала, что и замуж не выйду. Парни редко обращали на меня внимание! А сейчас  я говорю утром ,видя своё отражение  -«Здравствуй обезьянка!» Да, что рассуждать про красоту. Бывало,  в  детстве завяжешь бантик на голове и  ты  уже  красавица! – рассказчица грустно улыбнулась.
 Дружим мы уже с Кириллом  больше трёх лет. Два взрослых «школьника»!.
Умный, эрудированный и надежный! Иногда мне по хозяйству помогает. Сама видишь, дом мой в частном секторе, а без мужских рук всё стареет и рушится.
Прозвище его, то есть шифр – КАЙФ, ему понравилось. И я  чувствую, что сама от наших отношений «кайфую», как от французского вина. Я такого ни разу не пила, а жаль… Фраза красивая.  – Рассмеялась Рита. – Границу наших отношений, им очерченную, я не переступаю. Иногда, чисто по – женски, его провоцирую, но он пока на мои вопросы и душевные порывы не отвечает и руки ко мне не тянет. Ну что же, насильно мил не будешь! Получается в друзьях смешно, а в любви грешно! Подумала я, что  самой надо себя от него отучать, а потом решила, что не зачем. Дети теперь сами по себе, а я одна и жизнь у меня тоже одна.  Недавно, по  моей просьбе, он в  свою избенку телефон поставил. Номер такой, как  в такси  - все цифры одинаковые. Кирилл часто сам стал звонить.
 Два дня назад он подарил мне маску из дерева. Я там такая смешная: на голове берет с помпоном и улыбка до ушей!  Самоделка, а очень  похожая на меня. Беру маску и жду нужных слов, а мой трепетный друг робко потоптался, буркнул себе под нос что – то, типа до свидания, и ушёл, не оглянувшись! Наверное, на меня столбняк напал, я не окликнула его и не позвала. Вот третьи сутки «кайфую» со своим весёлым изображением и жду, жду, жду…
Сегодня Ифратов мне позвонил рано утром и первым поздравил меня с наступающим Новым годом. И его обыкновенные слова  - бальзам  мне на сердце! Голос  такой взволнованный и задушевный .Пожелал  всего стандартными и привычными словами, помолчал и вдруг говорит:
    - Ты, Маргарита. Такая красивая, энергичная и умная женщина, а я мужик деревенский: и с виду неказист собой, и говорю невпопад, и думаю коряво    - Ты... - Помолчал. – Но я, Рита, искренне хочу, чтобы ты была счастливой! Признаюсь честно, я несколько растерялась от этого монолога. Кажется, сказала ему – спасибо. Он сразу же бросил трубку, а я разревелась и не осмелилась сама позвонить. В общем, подруга, могу поставить  сама себе диагноз – сплошная шизофрения. Одни ожидания и не исполненные желания в голове день и ночь. Постоянно жду! Жду от него каких - то слов признания для своих тоскующих ушей. Жду от него звонка с приглашением на встречу! И не пойму, что происходит?_ Мы с ним оба  - одинокие, взрослые  и  самодостаточные люди! Сейчас никто и ни что  не мешает  нашему  сближению  и не стоит на пути!  Люди  искушённые давно не верят в дружбу между мужчиной и женщиной, но кому нужна, из нас двоих,  эта игра в жмурки? – она замолчала. – Рита встала с кресла и  принесла с комода подарок Кирилла. - Вот эта маска, смотри!
         -  Правда, Рита  -  это ты! Опаздываем, подруга! Смотри на часы! Без пяти минут 12! Наливай шампанское, и мы загадаем желание! За нас, красивых и счастливых! С Новым годом!
После боя курантов так никто больше  и не позвонил.  Они опять проговорили до  самого утра.    Утром позвонила сестра Кирилла и сказала, что он уехал на работу  ещё ночью  30 числа по аварийному вызову  и просил тебя, Маргарита, за него не беспокоиться.
Утром ,прощаясь, Рита, обняв подругу, сказала :
      - Спасибо тебе. Что ты приехала и  помогла мне  хотя бы тем, что просто выслушала. Наболело.  Не суди меня строго. Осуждения и пересудов я не боюсь, и оправдываться ни перед кем не буду. Просто я много лет была честной замужней женщиной. Один мужчина был моим, но стал чужим под старость, а теперь  появился чужой, но не мой! Ко всему  красивому всегда тянется человеческий взгляд, а ко всему  доброму  - сердце. Что будет дальше - время покажет!
     -  Мы с тобой перезванивались, хоть и не так часто, но я понимала, что с тобой, что - то происходит.  Человека счастливого всё равно слышно, если ты даже не смотришь ему в глаза. Только вот беда, пока сам не испытаешь на себе искушение, другого человека с его заморочками, ты вряд ли сразу что - то поймёшь.
     - Вера, значит, подруга, по – твоему, можно быть чокнутой от счастья?
      - Рита, не чокнуой, а просто -  счастливой! Счастье ещё поймать надо, оно само не приходит.  И даже, если у вас с Кириллом ничего не сложится,  ты будешь жить дальше с доброй памятью и воспоминаниями в душе! Даже эти ощущения  не каждой из нас, женщин, даны в нашем элегантном возрасте.  Стареть, это – грустно! Успокойся!  Спасибо тебе, подружка, за твоё гостеприимство. В моём маленьком городишке теперь наладили хорошую связь. До свидания Я жду твоих звонков, а сейчас такси уже  меня ждёт. – Женщины снова обнялась на прощание.
 - Счастливого пути. Не теряйся. И позвони, как до дому доберёшься. – Попросила Рита свою давнюю подругу.
Оставшись одна, Маргарита закрыла засов в сенях, и выглянуло в окно. На улице,  во всю ивановскую разгулялась метель. Ей плохо  было видно даже забор.


Рецензии