О фильме Цельнометаллическая оболочка

Экранизация романа Густава Хэсфорда "Старики". Признаюсь честно, книгу я не читал, потому не могу сравнить с ней этот фильм. Да и так, как я никакой не киновед, о фильме я тоже не могу судить, могу лишь поделиться своими впечатлениями об этой, гениальной, на мой взгляд, картине, в которой показано, что страшна не только война, но для некоторых страшна и армия. В начале фильма главным героем является вовсе не тот, от чьего лица ведется повествование, а рядовой по прозвищу Пайл - в английском это слово одновременно означает и кучу, и геморрой. Человек явно не готов к военной службе, ни физически, что в принципе можно было поправить, ни психически, с чем ничего поделать нельзя. Изощренно ругающийся сержант не имеет полномочий удалить из учебки негодного к службе призывника, хотя очевидно, что солдата из него не получится, и приходится сержанту жестоко наказывать постоянно совершающего ошибки толстяка, унижать его перед всеми, натравливать на него сослуживцев, чтобы они били его за каждую провинность. В итоге, дерзкому главному герою, от лица которого ведется повествование, получившему от строго сержанта уважительную кличку Шутник, поручают пестовать Геморроидальную кучу. И это со временем приносит свои плоды. Сочетание заботы товарища и жестоких наказаний за ошибки озлобляет нежно воспитанного человека. Казалось бы, это то, что нужно от солдата, особенно на войне. Но оказывается, что на этом человеке эта система, превращения человека в солдата, дает сбой, и вместо солдата получается маньяк, который хочет только одного - убить сержанта. Последней каплей является то, что Сержант отказывается перестать называть его обидным прозвищем даже после того, как тот прошел все экзамены и получил направление в часть, как и все остальные сослуживцы. И в последнюю свою ночь в учебке он убивает сержанта, который до последнего не верит в то, что этот его подопечный на такое способен. После убийства своего врага, Куча убивает и себя.

Многие, кто служил, скажут, что весь этот идиотизм, который показывается в учебке американской морской пехоты можно назвать подготовкой молодых оболтусов к войне, но на мой взгляд эта подготовка совсем не эффективна. Вся эта муштра направлена на то, чтобы люди начали, не рассуждая выполнять любые приказы, какими бы они абсурдными ни были. Конечно, если приказы перед выполнением будут подвергаться критике подчиненных, обсуждениям, то армия будет небоеспособной, но прибывая на войну, те, кто остаются в живых после первого же боя, вынуждены именно учиться рассуждать, думать, как им выполнить приказ так, чтобы остаться в живых. Сначала солдаты думают, как остаться в живых, потом начинают думать о том, как бы жить более комфортно в полевых условиях, и если война затягивается, то многие из них начинают задумываться о том, зачем эта война нужна, а официальные версии, как правило, рассчитаны на людей, которые бездумно выполняют приказы, или на все вопросы выдают вызубренные готовые ответы. В общем, получается, что та муштра в учебке была направлена только на то, чтобы солдаты не сопротивлялись отправке на войну, а потом на войне думали только о том, как выжить, как выживать более комфортно, а о целях войны задумались только после демобилизации, и не найдя никакого смысла во всем том рукотворном ужасе, впали в депрессию и спились.

Главный герой прибывает на войну в качестве военного журналиста с надписью о том, что он рожден, чтобы убивать и со значком пацифиста на груди. Случайно он встречает своего товарища по учебке Ковбоя, тот уже стал опытным солдатом. Война показывается без пафоса, солдаты мрачно шутят над противниками, хотя и в этих шутках сквозит некое уважение к фанатизму красных вьетнамцев. В то же время к тем, вьетнамцам за которых они сражаются они относятся с презрением, даже с неприязнью. Все они стараются не задаваться вопросами о том, зачем они в этой чужой стране, за что они тут мучаются, убивают, умирают. Они мечтают выжить, демобилизоваться, вернуться домой. Для них война - это неприятная работа, с которой нельзя уволиться. Прекрасна и беспощадна откровенная сцена торговли солдат с проституткой. Вот они солдатские радости между боями! Нет, это не военное преступление, это не какая-то страшная правда. Об этом все догадываются, но об этом не напишут в газетах, повествуя о доблестных воинах, защищающих интересы родины на чужбине. Да, солдаты в основном на отдыхе не читают Аристотеля или Платона, они расслабляются по-простому.

Фильм заканчивается батальной сценой, когда отделение Ковбоя, а вместе с ним и Шутник со своим фотографом оказываются под огнем снайпера. Половина отделения гибнет, но до снайпера удается добраться, и оказывается, что это девушка. У Шутника в самый ответственный момент заклинивает оружие, и снайпера убивает его фотограф, казавшийся ему рохлей. Вернее снайпер не убит, а смертельно ранен. Девушка просит её застрелить, она не хочет мучений перед смертью. И тут бывалые солдаты отступают. Одно дело убить врага атакующего тебя в бою, а другое дело убить девушку, пусть и умирающую, выстрелить в упор. Да она только что стреляла в них, некоторых убила, но ненависть к ней куда-то ушла, когда они оказались в безопасности и лицом к лицу с ней. Такое бывало на многих войнах. И в такие моменты становится ясно, что воюющих друг с другом солдат просто сделали врагами, а они друг против друга не имеют ничего. И Шутник убивает её, чтобы избавить от напрасных мучений. А потом он идет и старается радоваться тому, что он выжил, напевая саркастическую песенку.

В этом фильме не смотря на множество ужасных моментов нет никакого трагизма, ужас воспринимается, как нечто повседневное, неприятное и неизбежное, которому бесполезно сопротивляться, и остается только принять и посмотреть на это с юмором, насколько это возможно. 


Рецензии