Записки землемера. Станция Когалымская

                Ночь прошла, неспокойная. Снились сны, отрывками, не связанные между собой; мелькали лица незнакомых мне людей, спешащих в неизвестном направлении…
               Утром проснувшись чувствовал себя не выспавшимся, и с засевшим где-то внутри беспокойством, начал собираться на вертолетную площадку. Собирать мне с собой было нечего, просто сообщил брату (он уже прибыл из отпуска), что лечу с начальником НГДУ на ст. Когалымская и вышел из квартиры.
              Где расположена вертолетная площадка мне было известно, сел в автобус и поехал среди прочего люда, в сторону аэропорта. В конечной остановке, вышел из автобуса, прошёл немного в левую сторону, и уткнулся в вагончики. Рядом за забором, на площадках виднелись вертолёты.
                Нашёл диспетчера НГДУ, которая отправляла пассажиров нашего НГДУ, показал ей паспорт, сказал, что лечу на ст. Когалымская, с начальником НГДУ. Она вписала меня в ведомость, сказав:
              - Ждите!
              Помещение, было составлено из четырех вагончиков, поставленных квадратом, и соединенных по верху одной крышей. Внутри образованного таким образом помещения стояли деревянные опоры. Они и держали центр крыши. Сидений для ожидания не было, видимо из-за скромности пространства. В каждом вагончике было рабочее место диспетчера. У каждой организации свой. Когда шла пересменка вахт, жизнь здесь бурлила потоками людей, которых диспетчеры отправляли на месторождения, или иные объекты работы. Мне повезло, пересменки не было, и народу было мало.
            Через полчаса появился Кошелев, тут же вышла диспетчер, и огласив:
                - Кто на Когалымскую? На посадку!
               Я пошёл следом за ней, по пути поздоровался с начальником. Он, увидев меня, спросил:
                - А где Клесов?
                - Я за него.
                - Ладно разбирайтесь сами, мне надо чтобы вопрос по поселку решался, а то начальник СМУ всё время просит, прислать маркшейдера.
                Сели в вертолёт, из кабины вышел вертолетчик, как никак начальник НГДУ летит! Они обменялись рукопожатием. О чем-то поговорили, видимо, часто наш начальник был пассажиром. А как же иначе, месторождение находилось на расстоянии 180 км по прямой, и другого транспорта через тайгу не было.
                Диспетчер передала ведомость с фамилиями пассажиров, и пожелав, начальнику доброго пути, отправилась в свой вагончик.
Вертолёт был Ми-4, это мне сообщил сидящий рядом мужчина, как потом оказалось, главный механик НГДУ. И этот полёт на вертолете в моей жизни был первый. Летело нас пятеро, люди кроме начальника НГДУ, не были мне знакомы. Включились двигатели, и лопасти, которые до этого были немного наклоненные к земле, начали раскручиваться. Гул двигателя усилился, лопасти в такт этому гулу, тоже раскрутились и стали невидимыми, только проглядывался создаваемый их движением круг. Сидел я, в удобном месте, рядом с круглым окошечком. И происходящее за стенкой кабины вертолета мог рассматривать через мутное стекло. Через некоторое время, вертолет, как бы привстал на своих колесах, и начал медленно, увлекаемый раскрученными лопастями подниматься вверх. Три, пять, восемь метров, пятнадцать и всё! Мне стали видны: вагончики диспетчеров, аэропорт, дорога к нему, а потом и дома города. Мы взлетели!
                Вначале, с правой стороны были видны горящие факелы, как потом мне объяснили, так сжигался попутный газ. Через минут десять с левой стороны показался город Мегион, блеснула река, еще через пять минут, показалась какая-то трасса, с отсыпанным полотном, выяснил позже – строящаяся железная дорога Нижневартовск – Сургут.
                Дальше начался сплошной полосой лес, хвойный и лиственный. Лиственные породы были заметны издали, своей желто-красной листвой. Как никак наступала осень! Затем, пошли холмистые участки, но также прикрытые мощными кронами. Клесов потом мне сказал, что это были - «Аганские увалы». Он был заядлый охотник, и видимо в тех местах и охотился. У него даже при упоминании этого словосочетания, в глазах мелькнул огонёк азарта, в тот момент.
                Так продолжалось минут двадцать, затем показалась река.
Видны были: берега, поросшие кедром, и елью; небольшой плёс, и изгиб реки. По глади плыла лодка, в ней сидел человек на корме, управляющий мотором. В стороны от лодки, расходились созданные её движением волны. Вода в реке была темная, и полна тысячелетней тайны. Я впервые видел на таком близком расстоянии таёжную реку! Сразу вспомнились прочитанные мной книги, на таёжные темы, и фильмы, где жила, как мне казалось особой жизнью тайга, и жили герои выполнявшие какие-то очень важные дела.
                Сидеть в пол оборота, и глядеть в окошечко, занятие оказалось непривычно-неудобное, поэтому я вернулся в исходное положение. Люди в вертолете, кто читал газету, кто сидел закрыв глаза. Мелькнуло – «Неужели спят!» Спать при таком грохоте, мне казалось невозможно, кроме грохота, еще и была небольшая вибрация, которая передавалась от пола, от сидений. Начальник в этот момент встал, видимо затекли ноги, а может множество проблем требовало действий! Он в расстегнутом, длинном, кожаном плаще начал неспеша ходить вдоль кабины вертолета. Голова была немного опущена вниз, он как бы рассматривал заклепки на металлических рифленых листах пола. Руки, соединенные сзади, с помощью пальцев, уравновешивали его неспешные шаги. И видимо способствовали размышлениям, в такой необычной обстановке.
                Чтобы он не заметил, моего за ним наблюдения, я снова отвернулся к окну.
                Лес постепенно начал редеть, кроны стали не такие мощные, вертолет начал приближаться к озерно- болотистой местности.
                Такой картины я ещё в своей жизни не видел! Озер было бесчисленное множество: и маленьких, и крупных. Они, как будто лежали, на этих рыжих мшистых болотах. Вода в некоторых озерах, у берегов была прозрачна, видны были созданные волнами из песка небольшие гребни в воде, в виде полосок. Далее от берега, вода была темная, я думал от глубины. Нет, это скопленная за годы жизни сапропель, лежащая на дне, создавала такой вид. Формы озер, тоже были разные: и овальные, и круглые, и продолговатые. Иногда виднелись между озерами ниточки из деревьев. Потом, понял, это ручьи соединяющие озера. Казалось, всё в той местности застыло. Надолго. Навечно. Со временем, я разобрался, с увиденным. Все стоки через ручейки, и речки стекают в средние реки, а они в свою очередь доставляют воды в величавую реку Обь.
                Вертолёт внезапно начал делать круг, сосед прокричал мне в ухо:
                – Прилетели!
                В окне, проплыло, уходящее в северном направлении полотно железной дороги, блеснули рельсы, стояли параллельно друг другу, составы из товарных вагонов. Напротив, между полотном и болотом лежали трубы большого диаметра. Вертолёт продолжал своё движение по кругу, пролетая над лесом, открывая улицы и дома поселка, затем снова показалось полотно железной дороги.   
                Началось снижение. Вертолет начало трясти, и после нескольких минут колеса коснулись вертолетной площадки. Винты не глушились, механик вышел из кабины, открыл дверь, спустил металлический трап, и рукой показал:
                - На выход!
               Я хотел направиться к выходу, но увидел, как Кошелев, машет мне рукой. Я подошёл, немного качаясь, склонился к нему. Он прокричал мне в ухо:
              - Найдешь начальника СМУ, он тебе поставит задачу!
              - Понял! прокричал я, плохо слыша собственный голос.
               На станцию летели мы двое: я и мой сосед главный механик. Мы вышли, отошли немного и стали глядеть, как взлетает вертолёт. Вновь, завертелись став невидимыми винты, очерчивая своим вращением круг, вертолет немного присел, затем оторвался  колесами от площадки и взлетел, взяв курс в восточном направлении. Я понял, там и находится наше месторождение Повховское.
               Когда шум вертолёта удалился, мой коллега предложил закурить. Я объяснил, что не курю, и смеясь сказал ему, что мне бы сейчас в себя прийти после часа полёта.
               Он улыбнулся, и бросил:
               - Хорошо, я покурю, а ты приходи в себя.

              Попутчик, здесь уже бывал, и после перекура, уверенно направился в нужном нам направлении. Я последовал за ним. Мы прошли дорожкой от площадки, до полотна железной дороги, и перешли через него, а далее пошли по улице, образованной: справа жилым поселком, слева какой-то промышленной базой. Поселок в этом месте был огорожен забором, из свежих сосновых досок, обрываясь на границе улицы выходящей перпендикулярно, к той улице по которой мы шли.
                - Поселок СМП-524, а там вот, и магазины, и столовая, сообщил мне попутчик.
                В это время мы пересекли тупичок железной дороги, ведущей к производственной базе.
                - А это УПТОиК!
услышал я в ответ на свой вопрос.
                Дальше по ходу нашего движения виднелись два общежития, одно стояло перпендикулярно к улице, другое стояло вдоль.
                - А вот это и есть общежития нашего СМУ, и автоколонны.
                - А вы знаете начальника в лицо? – спросил я,
                - Да, тут его все знают, найдём.
                Подойдя поближе к общежитиям, увидели мужчину идущего нам навстречу:
                - А вот и он собственной персоной, начальник СМУ.
                Мужчина видимо зная главного механика, обрадованно заулыбался, и подойдя протянул ему руку:
               - Давненько ждём мы вас, давненько, вот вертолёт увидел и сразу понял, это ко мне!
               Я тоже представился, и сообщил что я маркшейдер. Начальник, а он представился кратко - Капитанов, воскликнул:
               - Ждём, ждём и маркшейдера!
И чтобы отпущенное нам время до завтрашнего дня, не пропадало даром, сразу мне и предложил, показывая рукой:
               - Видишь, вот там, пилорама? Найдешь, Сергея Жуковина, он тебе всё объяснит.
               Моё дело малое, задание своего начальника Клесова надо выполнять, я проследовал в указанном мне направлении. Там действительно был нужный мне мастер Сергей, при знакомстве, он также обрадовался, тому, что я маркшейдер. Пилорама работала, был привычный мне запах свежих сосновых опилок, сразу припомнились, годы учебы в техникуме, практика на пилораме. Шум не давал нормально разговаривать, мы отошли немного от пилорамы, и подошли к группе работающих людей. Вокруг были штабеля конструкций ( потом понял, щиты будущего здания), доски, стояла строительная бытовка.
             - Понимаешь Николай, работаем, заложили свайное поле под общежие, типа «БАМ», и работа встала. Есть нивелир, а как пользоваться им не знаем, и специалиста нет. Нам нужно горизонтальную линию пробить на сваях, вот наша первая проблема, поможешь нам?         
              У меня мелькнула мысль -«Хорошо, что он не спросил, - А где нивелир у тебя?»
               Хорош, бы я был сейчас в их глазах. О, эти «испорченные телефоны», я и не знал, что они будут мои постоянные спутники, в дальнейшей работе. Такие вот они, первые месяцы работы вновь созданного предприятия. К начальнику НГДУ стекалась, вся информация, также он выслушивал все просьбы своих работников, а так, как это происходило в основном на «бегу», не было рядом с ним какого-то человека, который всё это записывал, и отправлял в нужные адреса, и держал всё на контроле. Не было такой должности, а зря! Может и как-то бы, по-другому, всё начинало двигаться. А так, одни попросили, другой просто дал команду, а исполнитель что должен делать? Шарады разгадывать? Сотовых телефонов тогда не было, да и обычных телефонов в новом НГДУ не было. Письмо напечатать машинки нет, да и направить его в Нижневартовск с этой станции тоже проблема. Так проблемы и блуждали неделями, а начальник прилетит, вопрос задаст
                – Что надо?
               Ему выскажут целую кучу, причем разных направлений и тем, часть будет помнить, часть забудет, или переставит в своей голове местами. Нужны команды точные, и объединяющие несколько служб. В дальнейшем в НГДУ, всё это будет исправляться – появятся новые люди, новые службы, и самое главное знающие своё дело специалисты. А сейчас, многие люди, как и я, только приступили к работе, многие только что вернулись с отпусков. Была неразбериха.
                - Поможешь, Николай? 
                Вновь спросил Сергей, вернув меня в сентябрьский день, и к ждущим нас работникам, и стоящему столбами разной величины, свайному полю.
                - Нет вопросов  - ответил я, и взяв штатив начал его устанавливать, раздвигая в стороны, имеющиеся у него три ноги. Нивелир был не старый, и не новый. Я осмотрел линзы, винты – всё было на месте. Укрепил его на штативе, и с помощью имеющихся на нем уровней, начал выравнивать прибор, добиваясь совпадения с центральными метками на стеклышках. Одновременно, всё это объяснял и Сергею, и видимо бригадиру. Когда все уровни встали в свои нужные места, означавшие, что прибором можно пользоваться, объяснил, как нужно используя видимые в зрительной трубе линии перенести на крайние сваи, затем натянуть нить между ними, и совместив нить с отметками на сваях сделать отметки на других сваях. Рабочие, которые выполняли мои команды, натянули нить, и сделали необходимые отметки. На моё удивление, бригадир, всё понял мгновенно. Видимо простой в работе, не устраивал: ни его, ни бригаду, ни начальство. Когда горит план, а с ним зарплата, все науки понимаются, с полуслова. Главное, объяснил ему, что дальнейшие отметки на сваях, делать используя первую сваю, она основа всей горизонтали, на всех сваях. У другого, дома будет своя первая свая, и другая горизонтальная линия. Бригадир довольный, обучением, пожал руку, а мы пошли с Сергеем, дальше.
                Он пояснил, что строят без генплана, нет, ни рабочих чертежей, ничего дающего, очертания будущей улицы. И опять я мысленно, обругал, всю эту начальную стадию формирования предприятия. А почему? Да, потому что не мог понять, как можно начинать что-то новое (в данном случае поселок), ничего не имея. Со временем, ко всему мне придётся привыкнуть, и понять многое. Но в том момент, я не понимал: как это могло так получиться, и как найти правильный выход.
                Помня наказ Клесова, о площадке 200х200 метров, и ориентируясь на три существующих здания, в которых проживали и работники СМУ и автоколонны, предложил Сергею, отметить эту площадку на местности, колышками. Так и сделали. Через полчаса площадка с нужными сторонами, была закреплена вешками, в рядом расположенном соснячке. Сергей сказал:
                - Ну теперь, этого нам хватит до Нового Года!
               
                Мы распрощались, и я пошёл на поиски начальника СМУ, долго искать его не пришлось, рядом с одним из зданий, стояла техника – автомобили КрАЗ, и гусеничный трактор. Там и стояли – Капитанов, и мой давешний попутчик. Капитанов вместе с трактористом и водителем, объясняли, какие требуются запчасти этим транспортным средствам. Главный механик старательно всё записывал в блокнотик. Я отрапортовал, что всё, что нужно было Сергею, всё выполнил. Капитанов, что-то начал вспоминать, но потом махнул рукой:
                – Ладно, вспомню, скажу.
                Время было обеда, мы с главным механиком направились в столовую. Дорога опять была, через широкую улицу, всю перепаханную колесами тяжелой техники, приходилось, или перепрыгивать, или шагать по глубоким колеям вдоль, взяв ориентир на здание столовой. В столовой народ был, но не так много, как в столовых Нижневартовска.
                После обеда, раз мы свои задания выполнили, по совету Капитанова пошли в лес, который был рядом, собирать бруснику. Прихватили с собой по пустой трехлитровой банке, и найдя небольшую полянку, образованную вырубкой (у меня сразу в голове возникли виденная мной пилорама), но вырубка была прошлых лет, пни уже были подсохшие, и явно не тянули, на свежеспиленные.
                Погода была отличная: тепло, яркое солнце, немного обдувал ветерок, прогоняя назойливых комаров, и мошек. Впрочем, когда греет солнце, этих кровососущих мало. Вот стоит только скрыться солнышку, тогда да, услышишь их нудное пение, и начнёшь отмахиваться руками, во все стороны. Как будто их может это напугать. На место одних прилетят другие, а потом, ещё и ещё. Без мази, в лесу делать нечего! Но нам повезло, мы спокойно, наполнили, свои посуды, и вернулись к Капитанову. Приближался вечер, время подумать о ночлеге. На ужин решили не идти, больно уж труден путь, всего 800 метров, а шагать по этим колеям просто не хотелось, да и видимо надышавшись свежего воздуха в лесу, хотелось, отдохнуть. Завтра утром зайдем по пути на вертолетку. Ночевали у Капитанова, на полу, на матрасах, вместо подушек были какие-то мешки, всю ночь работала ветродуйка, заботливо поставленная Капитановым, спасая нас от холода.
                Утром, прилетел вертолёт, механик спросив наши фамилии, посмотрев в бумажку, молча, рукой пригласил в салон.
Снова был взлёт, небольшой полукруг, и вертолёт взял курс на Нижневартовск. Я, как и вчера продолжал наблюдать в окне за приобскими пейзажами, мысленно подводя итоги своей поездки.
                Задания, которые мне давал Клесов я выполнил, хотя понимал, что это не входит в мои служебные обязанности. Вот и не знал, радоваться мне или нет. Видел место станции, и возможное моё будущее место жительства - да это было! Понравилось, ли оно мне, точно не понял. Одно понял – впереди море работы! А дата была - 8 сентября 1978 года, и это была пятница.

НГДУ - нефтегазодобывающее управление;
СМУ  - строительно-монтажное управление;
СМП  - строительно-монтажный поезд;
БПТОиКО - база производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования;

Сентябрь, 2023 года


Рецензии