Рыльские Судбищи 1589 г

FEB
15
Рыльские "Судбищи" 1589 г. или как "рука Москвы" казаков на свою службу перенимала.


 

Царские наказы Федора Иоановича (6 грамот)  Афанасию Федоровичу Зиновьеву были опубликованы в 1831 году и с тех пор привлекли внимание целого ряда исследователей; начиная со знаменитых историков 19 века Соловьева и Яворницкого и оканчивая современными  исследователями  (А. В. Зорин и А. И. Папков, М. Ю. Зенченко. ). Но интересовали историков эти документы в контексте отношений представителей Московского государства и казаков, либо как источник цитат.

На самом же деле перед нами план компании 1589 года, который при благоприятных условиях привел бы к новому сражению в духе сражения при Судбищах 1555 года, с отъемом коша у татарского войска, выхода ему в тыл, преследованию, и возможному разгрому во взаимодействии с подошедшими отрядами из соседних городов. Лишь стечение обстоятельств изменило планы Москвы  с "Судбищ №2" на геноцид воровских казаков живших по Донцу и Осколу.
5 царских наказов Федора Иоанвоича А. Ф. Зиновьеву - это последовательные этапы политики Москвы на поле в 1589 году.  Весьма важна хронология грамот, речь идет о периоде с  ранней весны - конце лета 1589 года.
 


Хронология и Краткая характеристика событий описанных в  грамотах. 

февраль 1589 года - зима очень тяжелое время для лошади в степи, и особенно опасен последний месяц, когда оттепели сменяются заморозками, корм из-за частой замены воды для питья снегом усваивается плохо и т. д.,    а потому угроза набега или большого похода в феврале резко падает. Это один из главных факторов того, что сторожевая служба на поле и активные действия Московского государства начинаются в апреле.

 (Для лучшего понимания кочевой цивилизации рекомендуем блестящую книгу казахского автора: Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. http://library.wksu.kz/dmdocuments/..pdf  )

апрель 1589 года - начало дозорной службы на Поле в Москве получают первые сведения о том, каким будет следующий год с неспокойным степным соседом.


1-й наказ от 26 апреля 1589 г.  приблизительный план Царя  Афанасию Федоровичу Зиновьеву на осуществление компании 1589 г в районе Донца и Оскола. Важная роль в нем отводится союзным черкасам. 

2-й наказ 11 мая 1589 г.  указ идти на поле, на устье Самары появился отряд из 600 черкас, и в Москве не знают кто они и их планы, воровские черкасы совершили набеги на Ливны и Рыльск.
3-й наказ 23 мая 1589 г.   констатация факта, что собрать планируемые силы не удается.
4-й наказ 12 июля 1589 года.  Награды, подкрепление и задача на уничтожение воровских казаков по Донцу и Осколу.
5-й наказ 25 июля 1589 г.

Поскольку карьера Афанасия Федоровича большей частью была посвящена контактам  с казаками Днепро-Донского междуречья, да и в самих грамотах речь в том числе шла  об отношениях с запорожскими и борьбе с воровскими казаками, то никто из отечественных исследователей в этой документации даже и не пытался увидеть что-то другое.

Между тем именно в "зиновьевских грамотах" содержаться  сведения о борьбе с Крымским ханством, найти которые мы не можем в других источниках. А именно, о том как использовали крымские татары Муравский шлях для походов на Москву и где они метали кош.

Для начала приведем биографию героя царских наказов.  Она не оставляет сомнений, в том, что перед нами опытный, можно сказать узкоспециализированный переговорщик с казацкой вершиной по специфическим вопросам.

Зиновьев Афанасий Федорович - брянский выборный дворянин и голова, затем земский судья в Москве, старший из 3 сыновей Ф.М.Зиновьева.
В 1587 был послан против (?) гетмана запорожских казаков князя М. Ружинского. Упоминается также в связи с нападением запорожцев во главе с атаманом Кулагой на г. Козлов (Евпатория), Аккерман (Белгород-Днестровский) и Азов (1589). После получения известий об этих рейдах казаков Москва поспешила поощрить последних за урон, нанесенный татарам.
Весной того же года Зиновьев был отправлен с полком рр. Северский Донец и Оскол "для проведывания о хане".
В апреле ему пришло предписание о посылке к запорожскому атаману М. Федорову гонца, чтобы узнать, "оберегает ли атаман станичников, сторожей, путивльских казаков и севрюков государевых, стоящих по Донцу, пропускает ли крымских гонцов, будет ли он прмя государю и станет ли защищать государево дело. Если проведает, что козаки и атаман Матвей с товарищами прямы, то Афанасий Зиновьев должен промышлять над крымскими людьми". Исполняя этот наказ Зиновьев отыскал атамана на Донце, удостоверился, что тот служит "прямо" государеву службу, и передал от него царю челобитную о пожаловании казакам продовольствия, так как они за недостатком пропитания ели все, что попадалось под руку, даже разные травы. Узнав об этом, Федор Иванович послал им запасы муки, толокна, и 100 рублей деньгами для раздела на 620 человек, а атаманам, кроме того, отправил еще и особые подарки. В 1600 попал в опалу из-за ареста окольничего  Б. Бельского, при котором находился в Цареве-Борисове. Его и других дворян подвергли наказанию за то, что они не донесли царю о крамольных речах Бельского, отправленного царем в ссылку. В 1612 Зиновьев управляющий земским двором в столице. В церемонии коронации царя Михаила Федоровича ему было поручено "беречь чертожное место". Оставил 2 сыновей: Льва и Григория.


                Владимир Вольфович Богуславский     Славянская энциклопедия: XVII век в 2-х томах. A-M. Том 1.


И так перед нами "рука Москвы" в казацких походах 1587-1589 г. на татарские города Евпаторию, Аккерман и Азов. К сожалению, тема эта насколько можно судить еще ждет своего исследователя.  О том что  полномочия Зиновьева в решении "определенных вопросов" были безграничны свидетельствует наказ наместнику Рыльска:



Секретная миссия с самыми широкими полномочиями.

7 ноября 1587 года наместник Рыльска Иван Филатьевич Бибиков получил наказ  о том, что через Рыльск к гетману Михаилу Ружинскому послан царем дворянин Афанасий Федорович Зиновий.
Наказ обязывал Бибикова оказывать Зиновьеву максимальное содействие: "и ты-б с ним Наше дело делал, по Нашему Наказу, за один, тотчас без мешканья, как ему Афонасью по Нашему Наказу надобе".



Наказ Царя и Великого Князя Феодора Иoaнновича Наместнику в Рыльске Ивану Филатьевичу Бибикову, писанный в 1587 году.

От Царя и Великого Князя Федора Ивановича всея Руссии в Рылеск, Наместнику Нашему Ивану Филатьевичу Бибикову. Послали есмя для Нашего дела ко Князь к Михаилу Кружинскому (Ружинскому?) дворянина своего Афонасья Федоровича Зиновьева; и как Афонасей в Рылеск приедет, и ты-б с ним Наше дело делал, по Нашему Наказу, за один, тотчас без мешкания, как ему Афонасью по Нашему Наказу надобе.
                Писан на Москве, лета 7095, Ноября в 7 день.





                гетман    Михаил Ружинский


Наказ №1. Как план Новых Судбищ.
 

26 апреля   1589 года А. Ф. Зиновьев


Читая царский наказ  по данному поводу нельзя отделаться от мысли что она пропитана духом битвы при Судбищах, с той лишь разницей что теперь ударной силой в тылу идущего на русские земли татарского войска должны стать запорожские казаки.



 Наказ Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича Афонасью Федорову Зиновьеву, писанный в 1589 году.



Лета 7097, Апреля в 26 день, Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Pycии велел Афонасью Федоровичу Зиновьеву

1-я боевая задача: из Путивля А. Ф. Зиновьев должен

ехати из Путивля на поле, на Донец Северской, и на Оскол, на свою Государеву службу, в которое место пригоже и Государеву делу прибыльнее, в котором месте от Царева походу уберечися, а над ним и над кошем поиск учинити, обсылаяся с Черкасы, которые пришли из Запорожья на Донец, Матвей Федоров с товарищи;





а кому с ним детям боярским и головам с козаки итти на Донец, и что жалованья козакам дати, и ево Афонасья с теми со всеми людьми пересмотря, отпустити на Донец,
 и жалованье раздати детем боярским и казакам послан дворянин Матвей Павлович Проестев, и роспись с сим Наказом к Афонасью послана, и Афонасью вместе с Матвеем в Путивле Государевым делом промышляти, чтоб ранее детей боярских и козаков собрати из Чернигова, и из Стародуба, и из Рылеска вскоре итти для Государева дела на  Донец, или на Оскол, а пойти-бы однолично, собрався с людьми с Вознесеньева.






А как из Рылеска, и из Стародуба, и из Чернигова дети Боярския и головы с Козаки в Путивль сойдутца к тому сроку, и в Путивль головы белодворцев и охочих козаков приберут, и Государево жалованье денежное детям Боярским и белодворцем и казакам раздаст Матвей Проестев, и Афонасью, собрався с детьми Боярскими, и с Путивльцы, и с Черниговцы, и с Рылескими и с Стародубскими козаки, итти на Государеву службу на поле на Донец или на Оскол, на которое место пригоже, то по вестям смотря Афонасью yчинить.

Рассылка станиц.

И пришед на Донец, или на Оскол, на котором месте пригоже, стати, в которое место крепкое на Донце и на Осколе став, и укреплясь в крепких местах посылать от себя станицы, чтоб про Царев поход и про больших людей уведав и самому сметя по сакме людей, каковы люди пойдут, послать х которой Украйне к Государю, и отписать подлинно, многие-ль люди и стрельба пищальная и тележные признаки будут ли со Царем, о том проведав и сметя сакмы, тотчас на скоро Государю отписати,
Взаимодействие с казаками Матвея против Крымских людей и над кошем Царёвым.

 а к Запорожским Черкасом к Отоману к Maтвею с товарищи, которые ныне пошли з Днепра на Донец, будут ли они Государю прямы; а прослышишь про них, что от них Государю правды чаять для того, как они ко Государю, служити хотят и пришли на Донец, что бы им, будучи на Донце, Государю служить и над Крымскими людьми промышлять  Государевым делом и над кошем над Царевым, как Царь или Царевичи пойдут на Украйну промышлять, а поставят кош в котором месте пригоже.

Миссия Федора Киреева.

А к Черкасом послан голова Станичная с Тулы Федор Киреев и быть ему с ними велено. И Афонасью к Федору и к Черкасом к Матвею Федорову с товарыщи обослатись и проведать Черкасские правды: как стоят и как промышляти хотят Государевым делом, и станичников и сторожей Путивльских берегут-ли, и козаков и севрюков Государских, которые по Донцу стоят, берегут-ли, и Петра Зиновьева с Крымскими гонцы пропустили-ль и не погромлят-ли его.


Мишак  с товарищи.

А которые воры Черкасские ходят преже сего летом и сея весны, а житьем живут по Осколу и по Сети(?), и что на Дон ходит Мишак с товарыщи, и с ним оне вместе непойдут ли воровать, или над ними почнут промышлять хто именно.

Обещания Матвея Федорова Царю.

К Государю Запорожские Козаки, Отоман Матвей Федоров с товарыщи, писали: что им над теми воры, над Черкасы, которые ходят по Донцу, и по Осколу, и по Дону, и громят Государевых людей, хотят над ними промышляти и их побивати, и ко Государю переимав посылати, и только Афонасей про тех Черкас про Матвея Федорова с товарищи проведает, что они перед Государем прямы будут.

На кош их приходить, итти за ними к Украйне, ззади на них приходить.

 А вести будут, что Царь сам или Царевичи пойдут на Государевы Украйны, и Афонасью с теми Отаманы, с Матвеем Федоровым с товарыщи, обослався с Черкасы и сшедшися с Федором Киреевым и с Черкасы Государевым делом над Крымскими людьми промышляти вместе, за один, и над Крымскими людьми и над коши их приходить и итти за ними к Украйне, на которые места пригоже, и на них на походе промышляти, зъзади на них приходить; а Отаманы и Черкасы, Матвей Федоров с товарыщи, со всем войском своим с Федором с Киреевым шли бы с ним с Афонасьем за Крымскими людьми и промышляти с ним за один.


Призрак битвы при Судбищах.

А будет Царь или Царевичи пойдут многими людьми, и покинут кош по прежнему на Осколе и меж Щенева и Алым, или далее или ближе, в котором месте нибудь, Афонасью и Федору со всеми Черкасы проведати кош, где покинут, и итти со всеми Черкасы на кош, и взяв кош и отступя с людьми к Путивлю, или в которой город, самому перебрався с лудшими людьми и с Черкасы на лучших конех итти за Царем или за Царевичи х которой Украйне ближе и сшедшися с Воеводами Государевым делом промышляти.






Языки с Перевозов на Донце.


А будет на Донце, в котором месте на перевозех Афонасей или Черкасы погромят Крымских людей и языков поемлют, и с языком с лучтим с одним послать ко Государю, который вестей больше ведает, х которой Украйне ближе.
Если же  запорожцы обманут действовать самостоятельно.
Пожалуй, наиболее драматичный момент царского плана. Если Матвей Федоров будет Государю не прям (изменит) Афанасию пришлось бы выполнять план по захвату коша и удару в тыл самостоятельно:

А будет Черкасы, Отаман Матвей Федоров с товарыщи, Государю не прямы и над Крымскими людьми промыслу их почают с ними за один, и Афонасью, не сходясь с Черкасы, над Крымскими людьми и опричь Черкас промышлять, и на кош их приходить, а за Крымскими людьми итти к Украйне.

   Мишук с товарыщи, бывший путивльский казак.

 А будут вести прямые, что Царь Казыгирей со всеми Крымскими людьми пошел на Казылбашу, а Крымских людей, и Азовских и Ногайских людей приходу на Государевы Украйны почают, и Афонасью промышляти над дворы над Черкасы, которые ныне на Донце, и на Осколе и на Семи живут и воруют Мишук с товарыщи, а бывал Путивлец казак, и ходят пo Осколу и по Семи воруют, станичников громят и грабят, и Афонасью над теми Черкасы промышляти, чтобы тех воров переимати и перевешати,

Уничтожив Мишука оставаться на Донце и Осколе, ожидая развития событий.

а перевешав воров Черкас, быти Афонасью на Донце и на Осколе со всеми людьми, смотря по вестям до Государева Указу, а к Государю отписывать о всяких вестях, и Государь по тому Указу свой учинит.

Не давать мелким крымским отрядам переправляться через перевозы.

 А будет Казыгирей Царь на Казылбаши не пойдет, а пойдут Царевичи и Князи и Мурзы с Крымскими и с Ногайскими людьми, и Афонасью над ними Государевым делом, сослався с Черкасы, промышляти, и в перевозех перевозитесь им не давать, и языков бы в те поры на перевозех подобыти, и с вестью ко Государю прислати наперед их,


Если же крымчаки будут в силе и прорвутся через переправы идти в тылу на соединение с силами Государевых Украинских воевод.

как пойдут Крымские люди на Государевы Украйны, и хто именем: Царевич-ли, или Казыев улус, и самому Афонасью со всеми людьми за ними итти к Украйне, к которому городу пригоже, и сшешшися с Государевыми Украинскими Воеводами и Крымских людей назад промышляти,




 Краткое сообщение .

 и о всем Афонасью будучи на Донце Государевым делом промышляти по сему Государеву Наказу, как его  Бог вразумит и Государь, а о всем без вести не держати, а отписывать ко Государю.

Подлинный Наказ за приписью: Дьяка Ондрея Щелкалова.



  Наказ № 2.

Наказ Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича Афонасью Федоровичю Зиновьеву, писанный в 1589 году.  От Царя и Великого Князя Федора Ивановича всея Русии Афонасью Федоровичу Зиновьеву.

600  человек черкасов стоят на усть Самары и ждут подкрепления что бы в Петров день идти громить донских казаков.

Писали к нам ис Путивля Воевода Василей Вельяминов да Иван Вахромеев, что пришед в Путивль, сказывал им козак Васка Тарунин, что стоят на устьи Самары шесть сот человек Черкасов, а еще иных ждут к себе Черкас, а хотят де итти на Дон и на Донец на Петров день, и Донских козаков хотят громить.

Приказ идти на поле.

А к нам Запорожские Атаманы и Черкасы, Атаман Матвей Федоров писал и товарыщей своих прислали, Евсея с товарыщи, а хотели итти на Донец для Царева приходу. И ты-б по Нашему Указу, собрався с людьми шел ис Путивля на поле на Донец и на Оскол бережно, и ставился на станех усторожливо, чтоб те Черкасы Запорожские, Матвей Федоров с товарищи, которые стоят ныне на устьи Самары, на вас не пришли и вас не погромили.
Есть ли Матвей Федоров на Донце.

А пришед на Донец или на Оскол, в котором месте пригоже, по вестям смотря, с людьми стати в крепком месте, где пригоже, и тотчас с Федором с Киреевым, который поехал от нас на Донец  к тем Черкасом Запорожским, к Матвею Федорову с товарыщи, обослався: Черкесы Матвей Федоров с товарыщи на Донце естли?
Если Матвея Федорова нет,  соединиться с Федором Киреевым и со станичниками.

И будет Черкасы, Матвей Федоров с товарыщи не бывали еще, a те Черкасы ныне стоят на устьи Самары и сбираются с товарыщи, и Федор Киреев с станичники шел к тебе и с тобою был у наших дел по Нашему Наказу. Будет пойдут на Наши Украйны Царь или Царевичи с Крымскими людьми, и вы-б под ними Нашим делом промышляли и на них приходили;

Кто стоит на усть Самыры Матвей Федоров или нет?

а про тех Черкас послал-бы еси проведать на устья Самары: те ли Черкасы, Матвей Федоров с товарыщи на устьи Самары, и как они пойдут на Донец, и не чаял-ли от них воровства, наших станичников и сторожей и Донских козаков не станут ли громити? И козаком Донским велел с собою быти.

И будет те Черкасы, Матвей Федоров с товарыщи, сбираются для нашего дела, как они писали к нам, и воровства от них отнюдь нечаять, и придут на Донец, и похотят Нашим делом промышлять над Царем, а от них Нашим станичником и сторожем и Донским козаком дурна никотораго не будет, а будет учнут стояти на Донце смирно, и Козаков Донских с Дону не учнут сбивати, а учнут с вами ссылатися для Нашего дела, что им с вами вместе и с Донецкими козаками Нашим делом над Крымскими людьми промышляти, как пойдут Крымские люди. И будет те Черкасы прямы нам, как они нам писали о службе своей, и Черкасы тобе о том ]пришлют, чтобы им, с вами сшедшися, Нашим делом над Крымскими людьми промышлять, и вы-б с ними сослались, и Нашим делом сопча промышляли; а стоять бы вам с ними порознь и беречись, a на них-бы неоплативались бы, чтоб над вами поману неучинили.

Если черкасы изменят. пришлем подкрепления.

 А буде те Черкасы, Матвей Федоров с товарищи учнут, пришед на Донец, Наших станичников и сторожей и севрюков громити и грабити, и Козаков Донских учнут с Донца сбивати, и выб однолично с теми Черкасы несходились, а стояли б есте на Донце или на Осколе в крепком месте, чтоб на вас те Черкасы не пришли и вас не погромили, а над ними сами промышляли, чтоб их самих погромить. А в прибавку людей к вам тот-час из Украинских городов пришлем над теми воры промышляти.

Воры черкасы по Рыльском и Новосилью.

А из Рылеска к нам писали, что под Рылеск воры Черкасы приходили на стада, и под Новосиль приходили на стада воры-ж Черкасы с Оскола.

 Если Цареву походу не почаять, черкас переимати и перевешати, а к нам дву трех лучших прислати.

И буде ныне до заговена Царева походу не почаять на Наши Украйны, и вам бы однолично над теми воры над Черкасы промышляти, и тех воров Черкас переимати и перевешати, а к нам дву трех лучших прислати.

  Если Матвей Федоров верен побить черкас.

А будет и Матвей Федоров, Атаманы Черкаские с Запорожскими придут на Донец, а почнут с тобою ссылатися и похотят Нашим промышляти с тобою, и правды в них почаешь, и тыб к ним приказывал, чтоб они Нам вперед тем правду свою показали, что-б себя очистили, и от Нас к себе похотели Нашего жалования. Над теми воры над Черкасы, которые  приходят из Переяславля, и под Наши городы приходят и Наших людей громят, и по Донцу и по Осколу станичников и сторожей грабят – и они-б их искаши послали, чтоб их побить, а Нам их служба тем прямее, что они тех воров побьют и к Нам пришлют.



А будет Царь или Царевичи пойдут на Наши Украйны  промышлять.

А будет Царь или Царевичи пойдут на Наши Украйны – и ониб с вами по Нашему Наказу над Крымскими людьми промышляли, и о всем бы еси с Федором Нашим делом промышляли по нашему Наказу и смотря по тамошнему делу, как-бы Нашему делу прибыльнее; а вам-бы себя от Черкас уберечися, и над воры над Черкаскими промышлять, а нас о всем без вести не держати. Писан на Москве лета 7097, Мая в 11 день.

Подлинный Наказ за приписью: Дьяка Ондрея Щелкалова.


Наказ №3.  Подсчет сил вышедших в Поле и обещание подкрепления.

№ 3. Наказ Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича Афонасью Федоровичу Зиновьеву, писанной в 1589 году

От Царя и Великого Князя Федора Ивановича; всеа Русии Афонасью Федоровичу Зиновьеву.


Писал еси к Нам что велено с тобою по Нашему Указу отпустити на поле ис Путивля:


 детей Боярских двадцати человек,
да белодворцов пятидесят семь человек,
да Черкас сорока пяти человек,
да из Рылеска пришло детей Боярских  двадцать человек,
да Рылеских козаков сорок семь человек,
(всего 189 человек).

и те все дети Боярские, и белодворцы и Черкасы на Нашу службу готовы;


План мобилизации в Чернигове, Путивле, Рыльску, Стародубе.

да ис Чернигова Петр Кошкаров привел детей Боярских семьдесят человек, а лошадей у них только девяносто три лошади;
да в Путивле велeнo головам прибрати: Ивану Киреву да Юрью Беззубцову охочих козаков сто два человека;
да в Рылеску Ивану Никонникову да Яку Бобровскому велено прибрати пятьдесят человек;
да в Стародубе велено прибрати Федору Щеголеву, да Якуту Лысому охочих козаков сто двадцать пять человек, а жалованья всем тем охочим козакам велено давати по два рубли человеку, а были-б те козаки о дву конь и о дву меринех.


Срыв планов мобилизации.

И в Путивле и в Рылеске головы не прибрали охочих козаков ни одного человека,
и из Стародуба Федор Щеголев охочих козаков привел в Путивль только пять человек, и жалованья им дал в Стародубе по два рубли человеку; а что денег, за роздачею от козаков осталось, и те деньги взял Петр Совин.
А атаман Якут Лысой в Путивле не бывал, а из Стародуба велено итти с Матвеем Безобразовым сту человеком козаков о дву конь, а жалованья им послано по два рубли человеку, а голова Матвей Безобразов привел козаков в Путивль девяносто два человека, а лошадей у них только десять кляч.

Да в Путивле Сотнику Стрелецкому, Ивану Мордвинову, велено выбрати изо ста человек двадцать пять человек лучших, да из пушкарей из затинщиков лучших двадцать человек; а подмогати велено тех стрельцов товарищам их стрельцом, а пушкарем и затинщиком своих двадцати человек велено подмогати, а были-бы стрельцы и пушкари о дву меринех.

И стрельцы, приходя к вам говорят, что у них лошадей нет, а пушкари и затинщики у себя пищалей не сказывают, а Нашего Указу не слушают; а Стародубские козаки, Матвеева прибору Безобразова, лошадей у себя потому несказывают, а хотят пеши итти на поле, и то стрельцы, и пушкари и затинщики и козаки Стародубские воруют, что у себя лошадей не сказывают.


Меры по устранению недостатков.


И Мы о твоем отпуске о всем подлинно писали к Матвею Проестеву, а велели ему на Стародубских козаках лошадей доправить, чтоб с тобою были все конные, о дву конь или о дву меринех, а по неволе ино-бы у дву человек было три лошади; а будет на Стародубских козаках недоправить вскоре лошадей, и Матвею велели есми придать к прежним к дву рублям по рублю человеку, чтоб за тем Наше дело не стало;

а что Путивльские стрельцы, и пушкари и затинщики у себя пищалей не сказывают, и Мы на них на всех пищали и лошади велели доправить тотчас;


 а что охочих козаков Мишинских Федор Щеголев прибрал двадцать пять человек, а привел в Путивль только пять человек, и будет которые козаки не бывали в Путивле, которых Федор Щеголев прибрал, и денежное жалованье им роздал, а Якут Лысой в Путивль не бывал-же, и Мы Матвею Проестеву тотчас по них велели послати, и те деньги, что Петр  Совин у Федора Щеголева взял, што у него за роздачею у охочих козаков осталось, те деньги велели ecмя к Матвею прислати в Путивль, и на те деньги прибрати охочих на людей, сколько мочно, не потому Указу сколько велено прибрати, по деньгам смотря.

А жалованья велели есмя давать по три рубли человеку, и былиб те козаки о дву конь или о дву меринех, а по неволе у двух три лошади.

А Черкасом Федору Городскому велели придать Нашего жалованья по прежнему Указу: Федору три рубли, а товарищам его трем человеком, которым дано Нашего жалованья по шти рублев, тем по два рубли человеку, а достальным его товарищам, которым дано по три рубля, тем велели есмя придати по два рубли человеку.

А Агеевым товарищам, которые будут худы и лошадей у них нет, и Матвею тем Черкасом велели есми, придати по два рубли человеку, толко-бы Черкасы однолично все были на конех или на меринех.

Разжаловать Якута Лысаго:

А Якутку Лыcaгo велели есми Матвею привести его к себе, и распросити про него Федора Щеголева, и козаков поставя с ним, и будет Якут воровал и пил, и Мы его велели, бив, тебе отдати, и был-бы Якут с тобою в рядовых Черкасех, а не в атаманех.

А как Матвей на козаках Стародубских лошади доправит, и на стрельцех, и на пушкарех, и на затинщиках на Путивльских лошади доправит, а деньги козаком и Черкасом роздаст, и тех всех людей тебе отдаст, а отдав тебе людей, велели есми Матвею ехати к Москве; а ты-б Афонасей, взяв у  Матвея Проестева детей Боярских, и Стрельцов, и козаков, и пушкарей и затинщиков, сколько их сберется, шел на Нашу службу на Донец, смотря по вестям.



Проблемы с возможными нападениями Татар Белогородцев и Черкас.

Будет вести почаем Tатар Белогородцев и Черкас на Крымские места и в посад к Путивлю и к Рылеску, и ты-б на Донец и на Оскол ходить не поспешил, а выждал-бы еси подлинных вестей в Белогородских Татарех, и о Черкасех о походе, только пойдешь недождався вестей прямых, искати Черкас воров на Донец и на Оскол.

Последствия неусторожливости.

А будет Белогородскиe люди и воры Черкасы придут без тебя к Путивлю и к Рылеску, и Нашему делу то будет убыток, а будет, вести прямые будут про Белогородских Татар, и не почаят будут их приходу к Путивлю и к Рылеску, и ты-б шел на Донец и на Оскол с теми людьми, что с тобою будет, и Нашим делом промышлять по нашему Наказу.


По обстоятельствам либо против крымского царя, либо против черкас.

А будет, вышед на поле, весть тебе объявится про Черкас, которые воры Черкасы почнут где стоять, и ты-б над ними промышлял, чем тобе иттить на Донец или в Оскол, и Нашего дела над ними искал. А будет весть у тебя, что чают приход Царев или больших людей на Наши Украйны, и ты-б шел на Наши Украйны, на Оскол или на Донец, Нашим делом над ними промышлял по Нашему Наказу, усмотря по тамошнему делу, как будет пригоже.



А что селитры, и свинцу и серы послали есми в Путивль, и ты-б тое селитру и свинец у Матвея Проестева взял, и раздавал на пищали по фунту человеку, а иным по два, смотря  по людям; а досталь, что ся за тем останет, с собою бы еси взял на запас; а к Матвею о том от нас писано, и велено селитру и свинец отдать тебе. А как пойдешь из Путивля, и на которое место, и что у тебя на поле вестей поновится, а в котором месте почаешь быть, о том отпиши с поля немешкая; а только на Оскол пойдешь, и мы по тебе с Ливен в прибавку на Оскол пришлем людей. Писан на Москве, лета 7097, Мая в 23 день.

Подлинный Наказ за приписью Дьяка Андрея Щелкалова.

                Наказ №4.  Июля в 12 день.

4-й наказ Царя был написан 12 июля, то есть в Петров день, в один  из наиболее почитаемых праздников народного и церковного календаря.  И в день когда по слухам отряд казаков на усть Самары идет громить Дончаков.

После стандартной шапки: "Наказ Государя, Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича Афанасью Федоровичу Зиновьеву, писанный в 1589 году",  царь уведомляет Зиновьева о том, что атаман Матвей Федоров прислал захваченных языков: сначала Казыева улусу, а затем  черкасски воров, пленников сопровождали представители Матвея Федорова:

"От Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Русии, Афонасью Федоровичу Зиновьеву. Прислали к нам с Донца атоманы, Матвей Федоров с товарищи, товарыщей своих Черкас Матвея Дворецкого с товарыщи пяти человек, и языка к нам Казыева улусу прислали; а после Матвей же Федоров с товарыщи прислали к нам товарищей своих Черкас, Ясаула Трошу Афанасьева с товарыщи, с воры с Черкаскими языки".

Посланники Матвея Федорова били челом просили помощи, "что-бы" не поморити с голоду, а они де и на Донце едят траву:
И били Нам челом о записех, чтоб нам их пожаловавши прислати к ним на Донец запасу, чтоб их не поморити с голоду; а они де и на Донце едят траву;

Федор Зиновьев же сообщал об успехах, что стал Матвея Федорова на Донце на устенцу и по перевозом (на устье и на перевозах) и противостоял Крымским и Азовским людям, кроме того планировал бороться  с воровскими черкасами, которые ходят по Донцу, а черкас воров Сеньки Колпакова побили:




"а ты Федор писал к нам, что ты атамана Матвея Федорова с товарыщи стал на Донце на устенцу, и по перевозом для нашего дела атаман Матвей с тобою козаков Донецких поставили вместе, и ходят под Крымскими и под Азовскими людьми; и нашим делом промышляют, и над дворы над  Черкаскими, которые воры Черкасы, ходят по Донцу, наших севрюков и козаков Донских громят, хотят их имая, вешати, и Черкас воров, Сенку Колпакова с товарыщи, на Донце побили".


В целом прошла уже середина лета, вести были хорошие, поэтому послов Матвея Федорова царь пожаловал и отпустил на Донец.

А после того ты к нам писал, что ты запас им ис Путивля привезя, отдал Матвею Федорову, а хочешь с Матвеем Федоровым с товарыщи делом нашим промышлять и языков в улусах добывати. И мы тех Черкас, Матвея Дворецкого с товарыщи и Ясоула Трошу с товарыщи пожаловали и отпустили на Донец

Помимо одобрения царь и поощрения царь резко усиливает группировку своих сил на Донце.  Достигается это за счет ослабления ключевых городов в системе обороны от крымского хана.
На Донец уходят под руководством Дементья Яшкова и Афанасия Жилина "дети боярские" и "люди с огненным боем на конех" из Тулы (ключевая каменная крепость на Муравском шляхе), Ливен (крепость у Кирпичного брода через Сосну на Муравском шляхе), Болхова (крепость на правом берегу Оки у Свиной дороги).
Система подсчета людей в подкреплении не ясна, речь идет либо о трехстах (если избегать умножения), либо о 800 ! (2 раза по 100 детей боярских, 3 раза по 200 человек с огненным боем) воинах.
Подкрепление 12 июля 1589 года.
а к вам есмя в прибавку людей на Донец, голов с детьми боярскими Дементья Яшкова до Афонасья Жилина, а с ними детей боярских, послав сто человек,
да с ними же послано с Тулы и с Болхова, и ис Ливны двесте человек с огненным боем на конех:


Припасы и подарки для казаков.

да с ними же послали есмы к нему, Матвею Федорову с товарыщи,
на Ливну сто четьи муки ржаной, да двадцать пять четьи толокна;
а с Ливны вперед велели есми отпустить достальное муки сто четьи да половина полтретьядцать четьи.

Да к Матвею Федорову послали есми с Богданом Арсеньевым пансыр, да шелом, да шулумбас,
да сукна портище лундушу,
да в приказ пять рублев денег,
да атоманом лучшим и ясоулом пятидесять человеком по сукну по доброму,
а достальным всем на шесть сот на дватцать человек на раздел послано сто рублев.

И как Дементей Юшков да Афонасей Жилин с детьми боярскими и с Козаки к вам приедут на Донец и запас привезут, и вы-б тот-час, что привезут муку и толокна,  атаману Матвею Федорову с товарыщи им отдать велел на их войско, а Богдану Арсеньеву наше жалованье Матвею Федорову пансырь, и шелом и тулумбас, и атоманом лучшим пятидесяти человеком по сукну по доброму, да на войско на шесть сот на двадцать человек на роздел сто рублев велел отдати.



 Тулумбас 17-го века.



Новая система управления, войска делятся на три части, но промышлять вместе:


 И были бы Дементей Юшков и Афонасей Жилин с детьми Боярскими и с козаки, и с Черкасы,
 а Федор Киреев с своими станичниками, с тобою с Афонасьем; а стояли бы со всеми бы людьми в стогах опричет Черкас Матвея Федорова с товарыщи,

а нашим делом промышляли с тобою вместе.

Прежняя задача оставалась прежней: "Будет пойдут Крымские и Азовские люди на наши Украйны, и вы-б над Крымскими и Азовскими людьми нашим делом над ними промышляли".
Однако на календаре была уже середина лета, следов татарской активности не было, и поэтому альтернативой в Москве видели зачистку Донца от воровских черкас:
"Если Крымские и Азовские татары на Украины не прийдут, крымский хан пойдет строит города на Днепре, а рать пошлет на Литву, громить и вешать воровских черкас".

Далее из документа становится ясно, зачем Матвею Федорову  были отправлены еда и подарки, зачем силы Зиновьева получили подкрепление и были отделены от сил Матвея Федорова.

Зиновьев должен был убедить Матвея Федорова и его людей  "по разгрому и вешанью воровских черкас на Осколе и на Донце"

А будет, нечаят ныне Крымских и Азовских людей на наши Украйны, и подлинные вести у вас будут, что Царь будет пойдет на Днепр города ставить, а рать Крымскую пошлет на Литовскую, и вы-б Атаману Матвею и всем Черкасом товарыщем его говорили на крепко тогды, как оне нам почали служить, так бы оне нам большую свою службу и совершили с вами, на воры на Черкас ходили, чтоб воров Черкас на Осколе и на Донце, где воры будут,

Черкасы тут-бы есте их сходили, и их в тех местех имая, вешали, а к нам бы есте одного их них лучшего или дву прислали, а достальных всех туто перевешали, а живых ни кого непущали, и где их не поемлете – туто их и перевешайте;

кроме того Матвей Федоров должен был убить уже взятых в плен черкасов, в том числе Сенку Колпака. За это было обещано великое жалование.

а которых товарыщи, Сенку Колпака, у себя в  войску Матвей Федоров оставил с товарыщи, и которые громили Донецких козаков, а они-б тех воров Черкас велели перевешати, а живых недержали, где кого возмут, туто тех и казнили, и нам бы тем службу свою довершили: а нам всех болша та и служба, что они воров Черкас по всем речкам, и по Донцу и по Осколу переимают, а мы за то Матвея Федорова с товарыщи пожалуем своим великим жалованьем.




Прислать вестей и языков, чем занимается Крымский хан:

А подлинно бы есте однолично тот-час прислали вестей проведать, и языков подобыть: Крымской-ли Царь Казыгирей:


стоит в Крыме,
или в Перекопе,
или на Днепре город делает?
И в Литву война будет-ли, или будет итти ему на наши Украйны?
И ис Азова и ис Нагаи Ногайские Мурзы в Крым к Царю бывали-ль?
И как с Крымским Царем ныне Казыева улусу Мурзы Ягшусат Князь, и все те Мурзы Казыева улусу в Тируле или в Крыму?
И ис Казыева улусу Мурз есть-ли кто?
И от Турского к Крымскому Царю сее весны присылка о чем бывала-ль?



 А проведав про Крымского Царя, и про Азовских и Ногайских людей подлинно, и добыв языков с теми вестьми тотчас к нам прислали бы вести.

А буде подлинно вестей, про Крымского Царя, и про Азовских и Ногайских людей, проведаете, что нечаят его походу на наши Украйны, и хочет с нами быти в миру, и гонцов и послов хочет к нам отпустить, а Азовских и Ногайских людей на наши Украйны нечаят же их приходу, и вы-б и с вами атаман Матвей Федоров с товарыщи нашим делом промышляли над воры над Черкасы.

Послы из Крыма не прикосновенны.

 А будет Казыгирей Царь нашего гонца Ивана Mишурина или Павла Елизарьева, или кто пойдет ис Крыму, и к нам отпустят и своих гонцов с ними отпустит, а придут к нам на перевоз, и выб нашего гонца Ивана Мишурина и Павла Елизарьева и Крымских гонцов велели перевести и береженье великое учинили, и атоману, Матвею Федорову с товарыщи на крепко говорили, чтоб они Крымских гонцов ни чем не крянули и провожатых, которые их учнут провожать ис Крыму до перевозу, не крякнули-ж их ничем.

Объяснить крымским гонцам, что головы стоят от воров Черкасских.

А Крымским гонцом велеть про себя сказать, что головы стоите для обереганья от воров от Черкаских, а то с вами служивые Черкасы стоят для того, что многие воры Черкасы стоят по Донцу и по Осколу и по Дону, и станичников наших громят, и подходя под наши Украйные города стада отганивают, и они для того по Донцу стоят и тех воров Черкас ходя, сыскивают, и для того чтоб воры Черкасы на них гонцов на Крымских не приходили и их не громили; да и тот вам указ есть от нас, что вам на крепко велено того беречи, что-бы вам проходить здорово без всякого изрону;

Провожатые послов из Крыма

да проводить-бы есте их послали до Ливны детей боярских до двадцати человек, да Козаков до тридцати человек – Ливенских и Болховских; и те-б Черкасы, Матвей Федоров с товарыщи, ни чем не крянули, и сами-б они того берегли на крепко.

Не доверять Матвею Федорову.


А будет от Черкас от Матвея Федорова с товарыщи, вперед  каковa дурна почаете, и неучнут будут нам прятити, и над дворы над Черкасы нашим делом нe станут промышлять, и выб вперед близко их стану неставилися, и от них-бы есте оберегли себя, и где и станете, и вы-б от них береглися, чтоб над вами котораго дурна неучинили; а только от них дурна не почаете, и прямая их служба будет к нам, как ныне почали они служить, и вы-б с ними стояли поблизку и нашим делом промышляли сопча за один по сему нашему наказу, усмотря по тамошнему делу.


Совместная деятельность Дементея Юшкова, Афанасия Жилина и Афанасия Зиновьева.

А Дементей-бы Юшков и Афонасей Жилин с тобою с Афонасьем стояли, или особно, толко-б по близку меж вас, и делом нашим промышляли сопча все, как-бы вам бережно было от Черкас. А писали-бы есте грамоты к нам о всяких наших делех, ты Афонасей с товарыщи.

        Донские козаки с ними, атоман Борис Татаринов.

 А которые воры Черкасы ныне по Дону и на Волге воруют, и Донские козаки с ними, атоман Борис Татаринов с товарыщи, и над ними наши головы пошли промышлять из Шицкого ис Ряжского Князь Петр Горчаков, да Иван Губин. И будет те воры Черкасы пойдут с Дону и с Волги на Донец – и вам бы однолично над теми воры промышляти и от них сами оберегалися, чтоб над ними промышляти.


А слух у нас в том учинился, что де им итти на Днепр к атаманом Запорожским, и вы-б однолично нашим делом промышляли, как будет пригоже. А как ся у вас наше дело учнет делатись, и вы-б нас без вести недержали, и к нам по часту отписывали.

Богдан Арсеньев с подогревом для Донецких атаманов.

Да послали есми нашего  жалованья к Донецким атаманом Юшку Лопатину, Ивашку Розмазне, Труше Черкашенику, Грише Деменькову, Федке Жулидору, Иванку Белoycy по рублю человеку; а послали есмя с сим тридцать три рублев с Богданом с Арсеньевым. И как Богдан Арсеньев на Донец с тою вашею посылкою придет, и ты-б ему те деньги козаком велел роздати: атаманом шти человеком по рублю человеку, а достальным пятидесять четырем человеком по полтине человеку, и говорил-бы еси им наше жалованное слово, чтобы они нам ныне послужили, и над дворы и над Черкасы промышляли с нашими головами вместе, а мы их за то своим жалованьем впред пожалуем. Писан на Москве, лета 7097, Июля в 12 день.

У подлинного Наказа припись: Дьяк Ондрей Щелкалов.



№ 5.    Июля в 25 день.

Наказ Государя, Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича Афанасью Федоровичу Зиновьеву, писанный в 1589 году  От Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Pусии на Донец головам Афонасью Федоровичу Зиновьеву с товарыщи.

Матвей Федоров с товарищи с голоду ест лошадей.

Писал к нам ты, Афонасей, что живучи на Донце Черкасы, атаман Матвей Федоров с товарыщи, с голоду едят лошади, а запасу у них нет, и что ты привез – и тот запас поели, и они с Донца xотят брести розно, и мы ныне послали к вам с Ливен на Донец в прибавку людей: голов Дементья Юшкова да Афонасья Жилина и c ними детей Боярских сто человек, да  козаков и Черкас двесте человек; и с ними вместе велели есми послати к Черкасом к Матвею Федорову с товарыщи, сто четьи муки да двадцать пять четьи толокна,

Проводы на Чугуев перевоз.

а проводити есмя велели голов Дементья и Афонасья с запасом до Донца, до Чигаева до перевозу до тебя Афонасья Князь Андрею Волконскому. И как придут головы наши Дементей и Афонасей с запасом и провожатой Князь Андрей Волконской, и головы бы были с тобою с Афонасьем, а Князю Андрею Волконскому велели есми быти с тобою-ж с Афонасьем.


А писали-бы есте грамоты к нам о всяких наших делех, ты Афонасей с товарыщы. И как к вам сей наш наказ придет, и вы-б атаману Матвею Федорову и всем Черкасом говорили от нас на крепко, что-бы они нам служили, и над воры над Черкасы промышляли, а запасы есми к вам ныне послали сто четьи муки ржаной да двадцать пять четьи толокна, а большое свое к ним жалованье и запас пришлем в перед, и они-б, однолично на Донце будучи, нам служили, и с Донца несходили,

 хотя они ныне голоду и потерпят; и мы к ним за то большое свое жалованье, и запас и указ свой, где им вперед стоять, пришлем; а они-б нам ныне на Донце служили. Будут пойдут Крымские люди на наши Украйны, а вы-б над ними промышляли; и будут Крымские люди пойдут, и они-б с вами промышляли над воры над Черкасы, и за ними ходили, и, их имая, вешали; а как к нам вести Крымские прямые будут, и мы к ним тотчас указ свой [424] пришлем. Писан на Москве лета 7097, Июля в 25 день.

У подлинного Наказа припись: Дьяк Ондрей Щелкалов.






Южное российское порубежье в конце XVI-начале XVII в: опыт ...

https://books.google.ru › books

М. Ю Зенченко - 2008 - ;Просмотр фрагмента
26 - Наказ Посольского приказа голове Афанасию Федоровичу Зиновьеву, посланному с черниговскими, стародубскими, рыльскими и путивльскими детьми боярскими и казаками на рр. Северский Донец и Оскол для обороны ...


Рецензии