Пушкин Онегин Адвокатская речь в защиту Татьяны

Пушкин
Онегин (роман о диалогах жанров поэтики)

Адвокатская речь в защиту акций Письма Татьяны

Центр Главы третьей романа Евгений Онегин (*)  - это Письмо Татьяны к тому, кто оказался минуты на три в пределах аудиально-визуального обзора Татьяны Лариной когда некто ей неизвестный  и с которой ее даже не познакомили с ним (какое унижение – она ведь уже «невеста»)  беседовал с ее маман Прасковьей о всякой сельской чепухе. Этот некто попал в ситуацию сексуального развития барышни, которую автор иронично-саркастично охарактеризовал как «Пришла пора…  душа ждала … кого-нибудь». Кто-нибудь и стал для истомившейся Тани ИМ … Не видя шансов сойтись с Ним ближе, Таня, теряя рассудок (по ее же показаниям)  пишет Ему – тому кто якобы дан ей свыше (обязательное религиозное обоснование решения) – Письмо с  протоколом о намерениях  - «Я твоя…»

(*)   Глава третья В этой главе Ленский привозит Онегина к Лариным и знакомит его с сестрами. Онегин остается равнодушным, новое знакомство на него нагоняет скуку – Евгений устал от общества. Татьяна же, напротив, очень заинтересовалась Онегиным, она влюбилась в него. В этой главе девушка, томясь от любовной муки, решается написать письмо с признаниями чувств. И безрезультатно ждет ответа.
Работу над текстом главы Пушкин начал после месячного перерыва – 8 февраля 1824 г. В октябре этого же года глава была готова и вышла в печати в том же месяце.

Третья глава имеет свой идейный романовый  центр – Письмо Татьяны. Именно с этого момента текст превращается в роман …
 Судя по срокам написания главы, Письмо писалось уже в Михайловском, куда поэт был сослан (после полного увольнения с госслужбы)  за «аморалку»

Автор уже не мог рисковать как прежде = выдавать тексты с предосудительным содержанием, позволяющем легко обвить ссыльного в нарушении моральных норм и благочестия.      

Поэтому  автор понимает = писать и первой признаться в любви девицы  к Незнакомцу = это совсем не ком иль фо …Это на грани оправдания порока с агитацией модели свободной женщины – героини времени. Этому поступку Тани надо дать обоснование полностью ее оправдывавшее … даже в глазах обомлевшего Эрота в условиях обычаев и нравов сельских дворян-пуритан. А по Пушкину «обычай деспот меж людей»

// (гл. 1, строфа 25).
К чему бесплодно спорить с веком? Обычай — деспот меж людей
Смысл выражения: правила, некогда установленные людьми, со временем становятся неписаными законами, которым приходится подчиняться — вопреки здравому смыслу и собственным интересам//

Поэтому Пушкин перед Письмом пишет ДЕВЯТЬ (!!!) строф своей авторской адвокатской речи в защиту той, которую он готовит стать его верным да еще и  милым Идеалом женской и супружеской  верности:
- Таня верна мужу на уровне векового жертвенного ритуального обета
- Таня верна любви к Жене = к чему лукавить …

Вот эти 9 строф:
XXII
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда20.
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.
XXIII
Среди поклонников послушных
Других причудниц я видал,
Самолюбиво равнодушных
Для вздохов страстных и похвал.
И что ж нашел я с изумленьем?
Они, суровым повеленьем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь
По крайней мере сожаленьем,
По крайней мере звук речей
Казался иногда нежней,
И с легковерным ослепленьем
Опять любовник молодой
Бежал за милой суетой.
XXIV
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?
XXV
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.
XXVI
Еще предвижу затрудненья:
Родной земли спасая честь,
Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски...
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изьяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.
XXVII
Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным»21 в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
Не правда ль: милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой
Не обратился ли в родной?
XXVIII
Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я... какое дело мне?
Я верен буду старине.
XXIX
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в груди моей;
Раскаяться во мне нет силы,
Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.
Но полно. Мне пора заняться
Письмом красавицы моей;
Я слово дал, и что ж? ей-ей
Теперь готов уж отказаться.
Я знаю: нежного Парни
Перо не в моде в наши дни.
XXX
Певец Пиров и грусти томной22,
Когда б еще ты был со мной,
Я стал бы просьбою нескромной
Тебя тревожить, милый мой:
Чтоб на волшебные напевы
Переложил ты страстной девы
Иноплеменные слова.
Где ты? приди: свои права
Передаю тебе с поклоном...
Но посреди печальных скал,
Отвыкнув сердцем от похвал,
Один, под финским небосклоном,
Он бродит, и душа его
Не слышит горя моего.
XXXI
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Кто ей внушал умильный вздор,
Безумный сердца разговор,
И увлекательный и вредный?
Я не могу понять. Но вот
Неполный, слабый перевод,
С живой картины список бледный
Или разыгранный Фрейшиц
Перстами робких учениц:

***
Смысл речи
Доводы оправдательной  речи из  14 онегинских сонетов и 434 стихов автора-адвоката:
1) Недоступность девицы –  всего лишь модная спесь
2) Недоступность такая же природная добродетель (как и любовь, и секс…) = они равноправны
3) Еслине челе девицы вы видите тень недоступности, то над ней висит дантева вывеска Врат Ада =  Оставь надежду навсегда20. Ха-ха-ха
4) Это также означает, что девица обречена  страдать уже при жизни  и эти прижизненные страдания адские =  потому обычай сей -  зверский  и сомнительной добродетели
5) Многие внешне равнодушные к похвале и намекам поклонников скоро оказывались в их пленительной власти – такова природа людей
6) Так чем виновнее Татьяна (все ж е вину автор признает! не дожидаясь канонады крупнокалиберной обоснованной и им же спровоцированной критики), если она:
-  в милой простоте не ведает обмана
- верит избранной мечте (хотя не отмечает при этом, что сия мечта – из  образцов жития героинь третьесортных любовных романов недружественных стран поганых иноверцев!)
- любит без искусства, послушная влеченью чувства
- простодушно доверчива и наивна – т.е. как бы и не злоумышленница = типа «не виноватая я!»
- от небес одарена воображением мятежным = т.е. ее акция не отсебятина = это дар богов  с добавкой к тому же в виде ума и воли живой, своенравной головы,  сердца пламенного и нежного, что делает ее акцию почти невинной = эдакой не осуждаемой или, в кр. случае,  простительной легкомысленности страсти
7) любит не шутя, но при этом  предается безусловно Любви, как милое дитя
8) не ставит лукавых сетей в злом постыдном в умысле, в котором и не видно плотского Эроса
9) писала по-французски … хотя с нянями (их оказалось аж три!) легко секретничала по–русски – что же взять с Парни

т.е. Таня не виновата – его порок с времени – наши барышни обмануты иноземными  романистами

Итого, Письмо – это невинная игра робкой девицы в любовь, не ведущей что творит = это голос невинного сердца, которому в жизни надо одно - Любовь:

Кто ей внушал умильный вздор,
Безумный сердца разговор,
И увлекательный и вредный?
Я не могу понять.

Ловко! 

Прокурор забился в истерике на скамье зала суда и  … потребовал епитимьи = выдать замуж за калеку ( но генерала и князя!) и носить пояс верности с кодовым замком с паролем «Не дам!» целый век ( но бабий)

А бабий век  = это сколько !?
Ах, сукин сын, автор – хитрый…

***
Прим. Ликбез по бабьему веку:
Есть такое крылатое выражение "бабий век - короток".
женщина может рожать примерно до 40-45 лет, а мужчина может стать отцом хоть в сто лет.
“40 лет — бабий век” — гласит русская поговорка.
антропологи установили, что:
предки человека (австралопитек, homo erectus, неандерталец) жили примерно 20-23 года. Появившийся в эпоху мустье современный человек жил в среднем на 3 года дольше, до 26 лет. Люди верхнего палеолита стали жить 31 год. При этом мужчины чаще жили до 33 лет, а женщины — до 28. В мезолите мужчины жили до 35 лет, а женщины — до 29. В неолите продолжительность жизни мужчин сократилась на год, а женщины стали жить на полгода дольше. С момента освоения человеком равнинных пространств и до конца XVIII века продолжительность жизни человека была от 31 до 39 лет. При этом женщины жили на 5 лет меньше мужчин. Эта разница считается антропологами нормой. Если женщины живут столько же, сколько и мужчины, или переживают их, это свидетельствует о нарушении баланса в природе или обществе. Однако с началом промышленной революции человек стал жить по другим законам. Начиная с конца XVIII века средняя продолжительность жизни человека увеличилась до 73 лет. Причем женщины стали жить на 6 лет дольше мужчин.. https://www.kommersant.ru/doc/1638965
Большинство источников считает, что бабий век длится примерно 20 лет. Умберто Эко
Ранее в русском языке существовали следующие градации применимо к женщине: девица, девка, баба и бабка. Соответственно девица - женщина, не достигшая детородного возраста, девка - женщина, достигшая детородного возраста, но не вышедшая замуж и не родившая детей, баба - замужняя женщина, родившая ребенка (раньше говорили "обабилась" - значит родила), ну и наконец бабка - женщина после менопаузы. Почему говорили, что бабий век короток? Потому, что женщина могла долго задержаться в девках, если не могла выйти замуж и век деторождения все же не долог. Так девке скорее напоминали, что пора бы замуж выходить, ато опоздаешь...  vtor-ol [5.7K] 

Я уверен, что:
-  Таня не знала что это значит … быть верной век = И буду век ему верна
- это формула каприза отвергнутой и не простившей обиды непокрытия и недефлорации
- Пушкин и сам не расчухал, сколько Тане томиться – ему нужен был Идеал до его смерти без права  на УДО
- Если же оба (Таня и Саша) понимали о чем речь, то это означало, что пока Таня сможет зачать от мужика, она не будет рисковать …
Ну а потом … во все тяжкие! 


Рецензии