В Невеле

               
Прежде чем говорить о Невеле, вспомним его непростую историю.
Краткая летопись Невельской земли.
1185 – первое упоминание в Новгородской летописи окрестностей Невеля – пограничного городка Еменец. XII-XV – Невельская волость входила в состав Торопецкого княжества. Конец XV в. – волость Невле принадлежала полоцким князьям Ивану и Михаилу Невельским. 1504 г. –по завещанию Иоанна III волость Невле досталась его сыну Василию.
В договорной грамоте польского короля Сигизмунда I и русского государя Василия Иоанновича упоминаются волости: Березай, Невль, Усвай, Ловец – Невельские земли, принадлежащие России.
Волость Невле упоминается в перемирной грамоте царя и великого князя Московского Иоанна Васильевича с польским королём Сигизмундом-Августом как принадлежащая России. Январь 1558 г. – войска Ивана Грозного вступили в Ливонию.
Невельский замок взят русскими. 1562 г. – князь Андрей Курбский потерпел поражение под Невелем. Январь – Иван Грозный «дневал на Невли».
В июле 1564 г. князь Юрий Токмаков походом из Невеля осадил Езерище. Август – моровое поветрие, унесшее жизни многих невельчан.
1572 г. – Невель упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного.
1580 г. – Невель был взят войсками Стефана Батория. Октябрь 1580 г. – пребывание в Невеле Стефана Батория, готовившегося к походу на Псков.
По Деулинскому перемирию Невель отходит к Польше. 1623 г. – Сигизмунд III пожаловал Невелю магдебурское право, печать и герб.
Невель по Поляновскому договору возвращён Польше. 1649 г. – король Ян-Казимир подарил Невельское староство гетману Янушу Радзивиллу, который стал именоваться «господином Невеля и Себежа».
По Андрусовскому перемирию Невель отходит к русским. 1668г. – Невель передан Литве.
Потом Невель отходит к Польше почти на сто лет.
Через сто лет Невель снова в руках русских.
Пётр I посещает Невель.
В местечках Невле, Себеже, Копосе обращено в унию 40 церквей.
Обращение невельчан к Петру I c просьбой о защите от притеснений униатов.
Первый раздел Польши, по которому Невельские земли отходят к России.
Невель становится уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии.
1778 г. – утверждение плана Невеля и герба города Екатериной II.
Путешествие Екатерины II в Белорусское наместничество. Из Могилёва она посылает денежный подарок Невельскому Спасо-Преображенскому монастырю.
Невель становится уездным городом Витебской губернии до 1924 г.
В Невеле открывается дворянское училище, которое преобразовано в уездное. Также открывается общественная библиотека.
Отечественная война 1812 г. Под Невелем, на дороге к Полоцку, происходят столкновения французов и русских. В Невель французы не вошли.
1906 г. – Открыто здание женской гимназии, в котором работал великий русский философ М. М. Бахтин.
Открыта учительская семинария, просуществовавшая до Октябрьской революции 1917 г.
1916 г. – издание журнала «Бодрое слово».
Июль 1941 г. – совершён первый воздушный налёт фашистской авиации на Невель. С 16 июля 1941 г. началась оккупация Невеля немецко-фашистскими захватчиками. Было сожжено и уничтожено 364 населённых пунктов, погибло более 20 тысяч мирных жителей. С августа 1941 г. на Невельщине начал действовать партизанский отряд под командованием М.М.Шатухо. 6 сентября 1941 г. гитлеровцами расстреляны евреи Невельского гетто в местечке Голубая Дача.

Моя мама помнила Невель со времён НЭПа, когда город ожил после тяжких лет революции, гражданской войны и военного коммунизма. Старинный русский город Невель имел давнюю 500-летнюю историю. Когда-то был крепостью. Во времена детства моей мамы там ещё сохранялась крепостная стена и крепостной вал с полуразрушенным замком. От центральной улицы Шоссейной, которая в последствии стала называться улицей Ленина и сохранившей название до нынешних времён, расходились кривые городские улочки с деревянными домами и палисадниками. На одной такой улочке под названием Зелёная, ныне улица Герцена, и стоит до сих пор дом под номером 52. Это и есть дом моего деда, из которого в итоге все выехали: кто в другие города и страны, кто в мир иной. И теперь туда, – в основном в летний период, – наезжают только правнучки наших деда с бабушкой. Наезжают с семьями, поддерживая дом и участок в рабочем состоянии.
Население Невеля было очень пёстрым по национальному составу. Среди русских там проживали целыми общинами поляки, немцы, евреи.
Когда-то через Невель проходила черта оседлости, поэтому евреев было много. В городе было два православных храма, синагога, костёл и немецкая кирха.
По субботам в синагогу шествовали евреи. Старые евреи в камилавках вели пушистых годовалых ягнят для жертвоприношения. Маленькие овечки покорно шли на заклание, часто перебирая своими маленькими копытцами. Маме всегда их было очень жалко. Молодые евреи, преимущественно   рыжеволосые, в круглых шляпах, из-под которых выбивались пейсы, шли группами, держа под мышкой толстые книги и громко переговаривались между собой. После синагоги, эти молодые евреи собирались во дворе у раввина, громко читали Тору, мерно раскачиваясь вперёд и назад всем корпусом.
По воскресеньям целыми семьями в костёл шли поляки нарядно и даже щеголевато одетые. В православный храм шли мужчины в чистых рубашках, тщательно причёсанные и в сапогах, начищенных до блеска. Женщины были в цветастых юбках и белых платочках. 
Мой дед с бабушкой ходили в православный храм. Бабушка в последствии в чём-то не согласилась со священником и стала посещать староверческое собрание, чему дедушка очень огорчался, но в итоге смирился. Он так любил и уважал жену, что насильно ни к чему не принуждал. Это было единственным серьезным разногласием в их жизни.
НЭП дал возможность развиться частному предпринимательству. На центральной улице города появилось множество частных магазинчиков, лавочек, ларьков, питейных заведений и чайных. У дверей своих лавок стояли торговцы и зазывали посмотреть товар.
Мама рассказывала, что однажды они с бабушкой (т.е. со своей мамой) шли с рынка мимо этих лавочек и в одной из них увидели на витрине красивое плюшевое покрывало. Тотчас же на улицу вышла торговавшая в лавке еврейка и ласково сказала: "Мадам, зайдите посмотреть товар, покупать не надо, только зайдите, посмотрите!". Это обычный приём торгашей: «только зайдите…» Они зашли в лавку, наполненную красочными тканями и различными текстильными изделиями. Бабушке продали покрывало в долг. Сейчас это называется рассрочкой. Пархалей в Невеле знали, уважали и доверяли. Бабушка каждый месяц приносила в магазинчик положенную часть денег и через год прекрасное плюшевое покрывало было полностью выкуплено.   
  По воскресеньям шумел невельский рынок, куда привозились продукты и изделия ремесленников со всех окрестных деревень и сёл.
Ремесленников было много. Ремесленничество было основным видом производства товаров. В Невеле русские ремесленники были кузнецами, гончарами, бондарями, веревочниками, плели лапти, корзины.
В целом, жизнь Невеля тех времен была разнообразная, насыщенная, но неспешная.
Мой дед был веревочником. В старину их называли шнорами. Отсюда слово шнурок. А станок для свивания верёвок назывался просак. Выражение "попасть в просак", т.е. в затруднительное положение, имеет под собой конкретную основу.
Еврейские ремесленники были стекольщиками, лудильщиками, портными, сапожниками. Среди них было много и мелких торговцев, а также содержателей питейных заведений – шинков, и владельцев небольших частных пекарен. Одна такая пекарня была неподалеку от дома деда, пекли хлеб всей многочисленной еврейской семьей на горячих камнях.
Маму посылали с раннего утра за горячими "куханами". Эти небольшие белые хлебцы были очень вкусными. Мама бежала к пекарне с зажатыми в кулачке монетами, на них ей выдавали несколько таких хлебцев, она тщательно их складывала в специальную хлебную котомку и приносила домой ещё горячими.
Чем занимались поляки и немцы, досконально неизвестно. В Невеле по медицинской части практиковал очень известный во всей округе Валентин Павлович Скачевский – земский врач, сведущий во всех разделах медицины. Попал он в Невель, как сейчас говорят, по распределению, после окончания ординатуры. Претендентов на это место было двое. Скачевский выиграл этот небольшой конкурс благодаря блестящим знаниям в области медицины и лечении больных. А ещё сыграло свою роль умение играть на виолончели. И так он между игрой на виолончели и медицинской практикой не раз спасал людей от тяжёлых и смертельных недугов, проводил осмотры детей в школах и пользовался среди жителей особым почитанием, впрочем, как и вся местная интеллигенция. В те годы, учителя, врачи и нотариусы были в большом почёте.


Рецензии