Пушкин Демон Даймоны и Даймонии
Толк:
В 1821 г Пушкин переживает (до душевного потрясения) слом, смену или перестройку своего мировоззрения:
Он покончил с своим либеральным бредом по его выражению (именно с либеральными идеями. а не идеями милого ему либертинажа!)
Он покончил с особой как Певцом свободы
(в письме послании Вяземскому он из двух разных черновых произведений образует одно – Свободы сеятеля пустынного с личным приговором народу толпы черни – никакой свободы не достойного, а лишь одного – ярма с гремушками и бича-стимула в руках погонщика волов или стада скотов)
Он пишет кощунственную для РПЦ пародийную поэму Гавриилиада
И, наконец, он признается – в этот время :
какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Паранойя?
Шизофрения?
Это одна из маний по Платону – к поэтической мании добавилась иная
Но какая?
Натолкнувшись на концепцию даймонов или даймоний у великих поэтов в кн. Ю. Ключникова (Шекспир Уильям Сонеты и Поэмы. Поэзия шекспировской эпохи в пер Ю. Ключникова –Беловолье 2020), убедился: речь идет не о « банальной чертовщине», бесовщине или сатанизме, а о Разговоре с Другим, функцию которого исполняет Двойник
Демон Пушкина – это его двойник, второе Я
Это м.б. «Я» неземное, внеземное, высшее, запредельное, не бытовое…
Это «я» иное, освобожденное от земной мишуры и тщеты тщеславий и суеверий жития
Как потом у Лермонтова, Гоголя, Врубеля, etc
***
Ликбез для лика без:
Daimon or daemon (Ancient Greek: ;;;;;;, "god", "godlike", "power", "fate")[1][2] originally referred to a lesser deity or guiding spirit such as the daimons of ancient Greek religion and mythology and of later Hellenistic religion and philosophy.[3] The word is derived from Proto-Indo-European daimon "provider, divider (of fortunes or destinies)," from the root *da- "to divide".[4] Daimons were possibly seen as the souls of men of the golden age acting as tutelary deities, according to entry ;;;;;; at Liddell & Scott.[5]
See also daimonic: a religious, philosophical, literary and psychological concept.
Даймон или демон (древнегреческий: ;;;;;;, "бог", "богоподобный", "сила", "судьба") первоначально относилось к низшему божеству или руководящему духу, такому как даймоны древнегреческой религии и мифологии и более поздней эллинистической религии и философии. Слово происходит от протоиндоевропейского daimon "поставщик, разделитель (состояний или судеб)", от корня *da- "разделять". Даймоны, возможно, рассматривались как души людей золотого века, выступавших в роли божеств-покровителей, согласно записи ;;;;;; в Liddell & Scott.
См. также даймонический: религиозная, философская, литературная и психологическая концепция.
Сократ
В "Симпозиуме" Платона жрица Диотима учит Сократа тому, что любовь - это не божество, а скорее "великий демон" (202d). Она продолжает объяснять, что "все демоническое находится между божественным и смертным" (202d–e), и она описывает демонов как "интерпретирующих и передающих человеческие вещи богам и божественные вещи людям; просьбы и жертвы снизу, а также постановления и воздаяния свыше ..." (202e). В Апологии Сократа Платона Сократ утверждал, что у него был даймонион (буквально "нечто божественное"), который часто предостерегал его — в форме "голоса" — от ошибок, но никогда не говорил ему, что делать. Платоновский Сократ, однако, никогда не упоминает даймониона как даймона; к нему всегда относились как к безличному "чему-то" или "знаку". Этим термином он, по-видимому, указывает на истинную природу человеческой души, его новообретенное самосознание. Пол Шори рассматривает даймонион не как источник вдохновения, а как "своего рода духовный такт, удерживающий Сократа от любых действий, противоречащих его истинным моральным и интеллектуальным интересам". Что касается обвинения, выдвинутого против Сократа в 399 году, Платон предположил: "Сократ поступает неправильно, потому что он не верит в богов, в которых верит город, но вводит других демонических существ ..." Буркерт отмечает, что "особое существо наблюдает за каждым индивидуумом, даймон, который получил человека при его рождении по жребию, - это идея, которую мы находим у Платона, несомненно, из более ранней традиции. Знаменитое парадоксальное высказывание Гераклита уже направлено против такого взгляда: "характер для человека - это его даймон"".
Платон и Прокл
В древнегреческой религии даймон обозначает не определенный класс божественных существ, а особый способ деятельности: это оккультная сила, которая движет людьми вперед или действует против них.[требуется цитирование] Поскольку даймон является скрытым ликом божественной активности, каждое божество может действовать как даймон.
Пифагорейцы утверждают, что обладают особыми знаниями о даймонах, тогда как для Платона даймон - это духовное существо, которое наблюдает за каждым человеком и равносильно высшему "я", или ангелу.
В то время как неоплатоники называют Платона "божественным", Аристотель считается даймониосом, что означает "посредник между божествами" – поэтому Аристотель относится к Платону как ангел к божеству.
Для Прокла даймоны - это промежуточные существа, расположенные между небесными объектами и земными обитателями.
Туровцев Т. А. Феномен сократовского даймония (ж-л "Начало" Философия):
Очевидно, что даймоны Античности представляют собой некоторое иное бытие, отличное от человеческого. (см. Платон. Апология Сократа, 31cd)
Есть «священный род даймонов, которые всегда свободны от пут и оков тела и начальствуют над определенными силами. В их числе — Сон и Любовь…» (Апулей. Цит. изд.).
В ж. Античная мифология. Даймоны =
Демоны (;;;;;;) - персонифицированные духи человеческого состояния и абстрактные концепции составляли большую часть греческого пантеона богов.
В полном списке даймонов иди даймоний антиков приводится описание порядка 130 мифологических персон – на все случаи жизни и смерти, включая ГИМЕРОСА (Сексуальное желание, стремление, томление), пленившего Татьяну Ларина, или ТАНАТОСА (Смерть (Mors, Letus)), поборовшего Наше Всё
Свидетельство о публикации №223100901174