Глава 3

Глава 3. История бабы Любы. Мы узнаем, как была разрушена церковь

А утром нас разбудил стук в дверь, а затем и в окно: "Есть кто? Отзовитесь".
На пороге перед нами предстала довольно колоритная бабуля в телогрейке, накинутой на цветастый халат.

"Баба Люба",- отрекомендовалась она, - "А вы тут кто?".
Так нам пришлось завтракать вчетвером.

Баба Люба оказалась нашей соседкой. Она приехала только вчера вечером из Рязани и не видела, как мы целый день бегали по деревне. Увидев машину рядом с заброшенным домом, она не смогла остаться равнодушной.

Пользуясь случаем, мы забросали ее вопросами о бабушке и, конечно, показали найденную карту.
Про бабушку она знала немного, она была младше ее почти на двадцать лет.
С любопытством осмотрев карту, она заявила: "Если это Иваньково, то здесь раньше церковь стояла," - она показала на отмеченное на карте место.
"Немного правее - колокольня, она и сейчас там, разрушается потихоньку. А здесь - точно церковь".

От бабы Любы мы узнали, что в настоящее время вокруг разрушенной колокольни разместился палаточный лагерь археологической экспедиции.
Видя мой интерес и горящие глаза детей, баба Любы пригласила нас к себе.

Рассматривая старинный альбом с фотографиями, я задала волнующий меня вопрос: что же случилось с церковью, кто и когда ее разрушил.
И пожилая женщина, глубоко вздохнув, поведала нам грустную историю.

Рассказ бабы Любы
Церковь была деревянная, красивая, вся будто в кружевных узорах – постарались местные мастера-резчики. Наличники на окошках – с птичками и цветами. Внутри – будто в поле стоишь – просторно, светло. Прохладно летом, зимой не холодно. Давно ее построили – сто, а  может и больше лет назад.

А колокольня была каменная, кирпичная. Сами селяне собирали на ее строительство. Да денег хватило только на первый этаж. Зато вверх – деревянный, как кружевной. Маковка аккуратненькая. А крест – золотой, это уж, говорят, барин постарался.
Помню, дядя родной рассказывал, он старостой был, про священника. Его расстреляли еще до войны.

Старенький он был, священник тот. И жил вроде один. Золото искали. Пришли сначала к дяде, как к старосте. Люди деньги собирали для голодающих, так у него все забрали, обыск устроили. А у батюшки какое-то золото искали. Слухи ходили, что клад во время революции дьякон нашел и не отдал. Так или нет – не знаю. Но тогда всех без разбору к стенке ставили, особенно людей церковных.
 
Ну а потом, как служить не кому стало, церковь во время войны по досточкам и растащили. Колокольня каменная, стоит пока, свой век доживает.
А что, может, археологи то клад ищут? Как думаете?


Рецензии