Два характера
чтобы помогать другим увидеть
смысл в своей жизни».
В. Франкл
Характер-судьба
Характер - уникальная и сокровенная характеристика личности человека. Понимание своего характера равноценно пониманию своего призвания и важно для людей, занимающихся самопознанием и думающих о самоактуализации и самореализации. Родителям и педагогам эти знания нужны для воспитания своих отпрысков и воспитанников и обеспечения полного развития их личности с учетом всех присущих им особенностей. В таких знаниях кроется огромный потенциал развития человека и общества.
В психологии так же как и в философии много различных направлений. Но их объединяет - это моё открытие-убеждение, о котором говорил в нескольких своих работах - желание каждого автора выразить в предлагаемой теории своё мироощущение, с которым он проживает жизнь в данном воплощении. А содержание мироощущения, проявляющееся в особенностях его мышления, в свою очередь зависит от врождённых черт характера, глубинной характеристики личности человека, которую он проносит из воплощения в воплощение.
Мироощущение-характер творят мировоззрение, а с ним и судьбу человека, которые постепенно проявляются даже в его внешнем облике. Гете увидел действие этих формообразующих сил даже в форме черепа своего рано ушедшего из жизни друга поэта и философа Ф. Шиллера. Это откровение Доктор Штайнер раскрывает в своем докладе «Человеческий характер». Изложению этого доклада и возникшим по этому поводу собственным ассоциациям посвящена моя статья с таким же названием. Там рассказывается, что черты характера закладываются ещё в прошлой жизни человека, а формируются в текущей по мере его роста и развития. Для меня этот доклад был откровением: из него узнал, как из получаемых нами ежедневно знаний и опыта постепенно благодаря еженощным путешествиям нашей души в астральный мир мистическим образом (т. е. образом, непостижимым умом) формируются качества и способности человека, создается наша индивидуальность.
В своем докладе Доктор говорит: Если мы хотим постичь душой сущность человеческого характера, нам надо сегодня вновь обратиться мыслью к тому, о чем мы сказали в общих чертах, рассуждая о сущности благоговения. Мы вновь должны обратить внимание на то, что душевная жизнь человека, его внутренний мир в действительности представляет собой не просто хаос беспорядочного волнения ощущений, влечений, страстей, представлений и идеалов. В детали этого доклада здесь вдаваться не будем, отмечу только что упорядочивают этот хаос и приводят его в систему мироощущения симпатии и антипатии человека, притягивая к нему вещи родственные его характеру и отталкивая чуждые. Этот механизм действует как на уровне мышления так и в социальных контактах (не всегда сознательно) и формирует в конечном итоге личность человека (его Я) и его окружение.
Характер определяет индивидуальность человека и в конечном итоге его судьбу, но почувствовать её в себе, а тем более у другого достаточно трудно, поскольку она сильно завуалирована наследственными качествами и темпераментом, и скрывается под наслоениями качеств и привычек обретённых в результате воспитания и влияния среды. Но открыть свой характер, а главное, дать ему возможность проявить себя равноценно открытию своего призвания и в соответствии с этим открытием формировать своё мировоззрение. Значение такого открытия может быть огромно для личности человека. Кроме того, понимание своего характера может помочь сознательному отношению к выбору своего окружения, близких вам по духу людей, поиску друзей, товарищей и приятелей
Меня в этом поиске вдохновляло высказывание нобелевского лауреата немецкого писателя Германа Гессее: Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал – поэтом, безумцем или пророком, – это не его дело и в конечном счете неважно. Его дело – найти собственную, а не любую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Все прочее – это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью (цитата из книги «Демиан»). Отмечу здесь попутно, что не всем дано такое и нужно иметь мужество особого рода, чтобы следовать по этому пути, почувствовать дыхание своей судьбы, потому что она может оказаться и злым роком...
Современные психологи тоже признают значение характера и говорят, что характер человека проявляется в его отношении к окружающему миру, то же самое они говорят и о мироощущении, тем самым признавая единство этих характеристик личности. И выбирая из этого мира соответствующие его характеру явления, идеи, вещи, людей формирует своё мировоззрение и создаёт свой собственный мир и кует свою судьбу. Судьба и является творением каждого живущего на земле. Таким образом, каждый из нас является творцом, только не все сознают это, проживая жизнь в неведении о своем призвании.
Этим так или иначе занимаются все люди, в поступках в поведении человека при внимательном наблюдении можно увидеть отпечаток его характера, но постороннему наблюдателю трудно из этих единичных фрагментов составить цельную картину, поэтому наши оценки других людей скороспелы и полны субъективизма.
Люди с творческими задатками пытаются в меру своего таланта отразить мироощущение и мировоззрение в своих творениях. Глубина проникновения художника в свою душу, в своё сознание и подсознание может быть различной. В литературе такое отражение называют художественным или внутренним миром писателя или поэта. Были писатели, творившие в рамках социалистического реализма, и были мистические видения Даниила Андреева, описанные им в «Розе мира». Все помнят реалистичные полотна Шишкина, картины импрессионистов и чудеса сюрреалистов...
Так же рождаются философские трактаты и психологические модели человека. Т.е. все они субъективны и описывают людей с одним из типов или разновидностей человеческого характера. Несходство характеров на бытовом уровне и в социальных отношениях часто бывает причиной антагонизма и неприятия людьми друг друга. «Не сошлись характерами» - самая частая причина разводов молодых пар. Расходящиеся в разные стороны люди, конечно, часто сами не понимают в чем они не сошлись, но тем не менее многие так говорят….
Например, философы и психологи с мироощущением материалистов создают теории материалистического плана с акцентом на физической стороне мироздания, а метафизики, способные выйти за границы физического мира и проникнуть в мир идей - теории и концепции идеалистической направленности.. В философии классическими примерами таких мыслителей являются Аристотель и Платон. На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены самые известные древнегреческие философы, в центре панно две главные фигуры этого пантеона, спускающиеся по лестнице Аристотель и Платон. Материалист, логик Аристотель показывает пальцем на землю, утверждая этим, что Истина находится на земле, а идеалист Платон указывает пальцем в небо, говоря: Истина - на небе. Признаюсь здесь - мне ближе утверждение Платона...
Другие разновидности мироощущений можно обнаружить рассматривая работы древнегреческих философов. Я их насчитал около пятидесяти, но для классификации их трудов с предлагаемой здесь точки зрения требуются фундаментальные психологические исследования характеров ученых в увязке с направлением их учений и работ. В обычной жизни это довольно легко почувствовать, пытаясь найти философа с приемлемой для вас философией или просто близких вам по духу людей… Если вам удастся найти такого философа, возможно его учение станет стержнем вашего мировоззрения, если же вы в жизни найдете такого человека, то скорее всего он станет вашим близким другом. В этом заключается один из прагматических смыслов изучения философии: философы могут помочь понять нам самих себя и дают шанс при желании что-то изменить в своей судьбе…
Могу сказать, что мне удалось сделать и то и другое, читатели знакомые с моими работами поймут, о ком и о чем я здесь говорю…
Наука о душе
Хотя психологию и величают наукой, но современное определение её объекта темно и неопределённо… В переводе с древнегреческого это наука о душе человека, но понятие души существует только в религиозных и идеалистических учениях, у материалистов, а большинство ученых имеют исключительно материалистическую и атеистическую направленность ума, понятия души не существует или является только оборотом речи и более того оно противоречит научному мировоззрению. Был у меня такой товарищ, публицист, поэт, с которым у нас постоянно возникали искрометные споры, как только кто-то из нас проявлял свой характер: ему трудно было читать мои работы, а мне - его...
Поэтому современное уклоняющееся от сущности изучаемого вопроса определение психологии - «наука о разуме и поведении человека». Отсюда множество проблем и противоречий, возникающих у современных психологов при изучении и описании несуществующего объекта или реалий жизни наших чувств. Существование души подтверждается огромным количеством фактов, но поскольку эти факты невозможно проверить научными методами ученые их игнорируют. Интересно послушать толкование души в лекциях профессора МДА А. И. Осипова, имеющего огромную аудиторию в Интернете, но отлученного от Церкви за своё вольнодумство и лжеучение. Говорит он увлекательно, может объяснить всё что угодно, но для меня в его краснобайстве есть что-то отталкивающее - возможно таким образом проявляется различие наших мироощущений… О трёх составляющих души он говорит путано и неправильно, но её существование не отрицает и подтверждает фактом клинической смерти и воспоминаниями об этом одного из своих знакомых… Таких фактов литературе приводится очень много.
Антропософия дает точное представление о триединой сущности человека, состоящей из физического тела, души и духа. Для меня такое представление, изложенное Р. Штайнером в его «Теософии», органично и понятно. Но это не его открытие, за ним стоят выдержавшие испытания временем учения восточных и западных мистиков. Только в терминологии могут быть некоторые различия, поскольку он ориентируется на западного читателя, но Штайнер для ясности и связи приводит и те и другие определения. Определение сущности человека фундаментальное положение антропософии, на основе которого он раскрывает содержание духовной науки и рассказывает о назначении человека и его связях с духовным миром. Мое принятие учения Доктора говорит об особенностях моей индивидуальности и моего характера. Слава Богу, я здесь не одинок… но путей духовных исканий много и каждый стремящийся выбирает то, что ближе всего его сущности.
Для понимания излагаемых далее взглядов на работы и личности двух гениев психологии Зигмунда Фрейда и Виктора Франкла нужно иметь в виду, что Штайнер выделят три составляющих души соответствующих различным уровням духовного развития человека: душу ощущающую, душу рассудочную или душу характера и душу сознательную. Душа ощущающая присутствует у всех людей, её наполняют инстинкты и влечения, связанные с жизнью плоти человека. Мышление, обслуживающее жизнь души ощущающей психологи называют предметным. Именно описанию этой части души и посвящены психологические теории и откровения первого австрийского психиатра. Это основная черта его мироощущения, о котором он методично рассказывает в своих многочисленных работах.
Особенность предметного мышления - полная зависимость мыслей от вызывающих их чувств. Чувство голода заставляет человека думать о еде, холод искать теплую одежду, причем часто действия, связанные с удовлетворением такого рода потребностей люди производят бездумно, как автоматы. Многие не имеющие склонностей и способностей размышлять о жизни, так и проводят всё отпущенное им время. Более высокие ступени души у них развития не получают. К сожалению (или к счастью - как посмотреть) таких людей большинство. Вынужден углубиться в строение и развитие человеческой души для правильного понимания направлений современной психологии, а также ко многим другим явлениям, происходящим в современной жизни.
Для понимания жизни души рассудочной нужно мироощущение и характер другого плана, свойственные людям, стоящим на более высокой ступени развития, мыслительные способности, соответствующее этому уровню психологи называют абстрактным или образным (у людей с творческими задатками). Такими людьми обычно движет стремления к удобству, комфорту, познанию и пониманию смысла своего существования. Все достижения материальной культуры - дороги, паровозы, самолёты, связь и т. п. - это достижения души рассудочной и обслуживающего её мышления. Такое мышление приподнимает человека над обыденными проблемами.
Рассудок и характер - это две стороны познавательной активности человека. Органом познания в первом случае является мозг, а во втором - сердце человека. Люди с развитой душой характера хорошо проявляют себя в ситуациях, где необходимо доброе и сердечной отношение к людям. Такими качествами обладал другой знаменитый австрийский психотерапевт Виктор Франкл. Мы потом увидим как это отразилось в созданном им психологическом направлении и как такой характер проявил себя в его личной жизни и судьбе.
Душа сознательная присутствует у людей самого высокого уровня духовного развития. В русской религиозной и духовной литературе они описаны как старцы, проповедники, мудрецы и тому подобные люди, посвятившие свою жизнь Богу или высоко духовной жизни. Таким людям уже присущ не обычный ум и разум, а мудрость. Самого Рудольфа Штайнера в силу безгранично большего масштаба его личности и его уникальных способностей ни к философам (хотя он доктор философии), ни тем более к психологам какого-либо направления отнести нельзя, такие люди проходят по разряду учителей человечества.
Три части души должны жить совместно и у гармонично развитого человека звучать в унисон. Настраивает этот инструмент и исполняет на нём душевную музыку сознание, Я человека, главную роль в котором играет мышление.
Принимают такое полноразмерное строение души и существование духа только люди и психологи, обладающие метафизическим мироощущением и мировоззрением. К таким психологам можно отнести близкого мне психотерапевта Бернарда Ливехуда, автора книги «Кризисы жизни — шансы жизни». С материалистами и безбожниками вы обсуждать подобные темы в позитивном ключе не сможете. Главное в этой модели - присутствие духа в структуре личности человека.. Доктор утверждал, что без этой составляющей адекватной человеческой сущности психологии создать невозможно, более того такие ущербные модели могут носить деструктивный характер.
Признание и принятие духа - один из глубочайших мировоззренческих признаков людей. Остальные считают эзотерические учения бредовыми и при изучении психики человека руководствуются другими прагматичными моделями личности, и исходя из этих представлений строят свои теории для изучения разума и поведения человека. Но чаще всего явно или неявно современные психологи разрабатывают свои теории на потребу общества потребления и его законодателей. Они стали соучастниками духовной эксплуатации человечества. Их уши торчат везде, их можно увидеть и в идеологии построения Интернета и практически всех социальных сетей. Все эти современные формы виртуального общения построены на психологии общения, анализе наших инстинктов, влечений, стремлений и пронизаны духом коммерции, и если вы начнёте продвигать там какие-то идеи по своим правилам вас сразу же как непослушного мальчика вырубят из сети или укажут на плохое поведение…
В детали этих разногласий здесь вдаваться не буду, отмечу только, что одним из таких соучастников был и всемирно признанный основатель психоанализа и исследователь подсознательного психиатр Зигмунд Фрейд. Нужно сказать жестче, увлекшись своими интеллектуальными играми с сексуальностью и подсознанием человека, он стал демоном и разрушителем западной цивилизации.
Энергия, таящаяся в подсознании человека огромна, учителя человечества, создатели мировых религий это прекрасно понимали и наложили табу на свободное, бесконтрольное проявление инстинктов и влечений нашей души. Такие проявления были названы греховными, определены наказания для нарушителей этих запретов. Фрейд же будучи безбожником нарушил эти табу, убедив в прелести скрытых соблазнов. И уже в который раз слабым звеном в этом искушении оказались женщины, составлявшие основной контингент его пациентов. Христианское учение справедливо ставит женщину на второе место в браке и социальных отношениях, однако ему и здесь удалось смутить женскую душу, повлияв на усиление борьбы женщин за эмансипацию и равные права с мужчинами...
Во времена языческого Древнего Рима таких табу и запретов не существовало, что привело к известному всем концу этой цивилизации. Христианство запечатало этого джина на несколько веков в бутылку церковных догматов и ограничений. А Фрейд и другие воинствующие интеллектуалы стали этот сосуд откупоривать… Начала эти эксперименты Ева со змеем-соблазнителем, за которым стоял Дьявол, а потом постоянно появлялись продолжатели её безбожного стремления к познанию и вкушению запретных плодов.
Одним из таких пионеров-экспериментаторов и был этот очень талантливый австрийский еврей, ярчайший представитель венской школы психологов.. Нужно отметить, что еврейскому народу свойственна необузданная революционная страстность душевных проявлений. Это одна из глубинных черт евреев, которую они продемонстрировали в России во время Октябрьской революции и последующих событий. Содеянное Фрейдом явление такого же рода и с теми же корнями, только не со столь очевидными и растянутыми во времени последствиями..
Идей и догадок он в своих работах высказал много и в то время у него было много сторонников и оппонентов. Его творческое наследие составляет 26 томов. Кто-то считает его гением, кто-то интеллектуальным шарлатаном. Очевидно, что этот талантливый человек своими трудами и своей деятельностью сколь безумен и разрушителен может быть не обузданный нравственными принципами интеллект человека, ставший, на мой взгляд, одним из демонов и осквернителей западной цивилизации.
Своими экспериментами и опытами над пациентами он показал - как и потом А. Гитлер - сколь опасны безнравственные и безответственные эксперименты с сознанием и подсознанием людей. О таком свойстве ума говорили многие великие: и Ф. Шиллер об этом писал в своих «Письмах об эстетическом воспитании» и Доктор не раз говорил в своих лекциях. Русская интеллигенция царской России это всей своей деятельностью подтвердила с ужасающей убедительностью.
Но сам Фрейд и его психологические откровения представляют большой интерес для антропософского исследования жизни души этого гения. В силу особенностей своего характера и психики его научные интересы были обращены к изучению низших проявлений человеческой души, которые он как психоаналитик хорошо чувствовал в себе и считал свойственными всем людям. Свойственны они всем - это правда, но не у всех они доминируют: люди, имеющие моральную основу могут их видеть в себе и контролировать их проявления. Это и показал в своих исследованиях его оппонент В. Франкл.
Есть арабская пословица: Если верблюд начнет описывать лошадь, он обязательно представит её горбатой… Психолог с мироощущением материалиста с мощными проявлениями сексуальности - а это наряду с сильным интеллектом одна из главных черт характера Фрейда - не может признать существование высоких дущевно-духовных стремлений в человеке. Эти особенности и определили выбор направления и объектов его исследований ими стали в основном женщины-невротички.. И при сильном интеллекте и познавательной активности его мышление было устремлено на изучение женских неврозов, вызванных сексуальной неудовлетворенностью. И в этой области он раскрылся и как психотерапевт и как мужчина. Много тайн женской души открыли ему его пациентки лежа на его знаменитой кушетке...
В этом и заключается главный изъян его психоаналитики и её последствия для западного мира.. К этому надо добавить о зависимости Фрейда от морфия, с которым он довольно рано начал экспериментировать над собой, своими близкими и пациентами. В литературе писано действие опиумных препаратов на половую сферу человека… Исследователи его биографии утверждают, что и многие его работы написаны в состоянии кайфа от этого наркотика…
Есть в природе человека тайны, которые нельзя делать достоянием толпы, с которыми могут иметь дело только посвященные, поскольку эти знания при популяризации могут иметь чрезвычайно разрушительные последствия. Примерно такой эффект имело для всего мира открытие тайны атомного ядра и попыток использовать атомную энергию. Мир сейчас постоянно находится на волоске от гибели в огне ядерной катастрофы. В подсознании человека хранятся тайны такого же плана и такой же разрушительной силы.
К такого рода душевно-духовным тайнам в экстазе научного исследования и прикоснулся Фрейд, относивший все мировые религии, в том числе и еврейский иудаизм, в разряд «прочей ерунды». Гитлер тоже с демонической страстью прикоснулся к коллективному бессознательному германского народа и погубил в огне Второй мировой войны десятки миллионов человеческих жизней… Германский солдат тогда чувствовал себя сверхчеловеком, который во имя идеи Великой Германии может попирать всё.
Другой психоаналитик К.Г. Юнг исследовал это страшное явление и описал его в своих работах. Правда деяния бесноватого фюрера дружно осуждены всем миром и самими немцами, слишком уж очевиден был нанесённый им миру ущерб. Моральный ущерб, наносимый такими гениями как Фрейд на фоне восторгов почитателей и последователей психологов-материалистов и гонений на мистиков-эзотериков оценить труднее… Но таков путь современной культуры.
Во всех основных религиях есть догматы и правила, направленные на ограничение и обуздание животной природы человека: их создатели пророки, учителя человечества понимали опасности пагубных страстей человека, опасность безудержной похоти. Опасности, таящиеся в инстинкте размножения, в котором после эпохи пуританизма строжайшего соблюдения моральных принципов начали видеть только источник особого рода удовольствия. Вот этого джина З. Фрейд и выпустил из бутылки. Свою зацикленность на сексуальности он считал свойственной всем людям, хотя это совершенно правильно для людей определенного уровня…
И поскольку таких людей большинство из открытого им ящика Пандоры сексуальность так быстро была подхвачена и привела на Западе к сексуальной революции. Свои отношения с матерью и скрытую ненависть к отцу он приписал всем семейным отношениям и назвал это Эдиповым комплексом. Именно поэтому я назвал его развратителем… Конечно это очень мягко сказано - один из фильмов об этом психиатре называется «Зигмунд Фрейд против Бога», и это правильное оценка направленности его учения, потому что он своими откровениями расшатывал нравственные основы жизни людей, выступая на одной стороне с темными силами.
Женщины того времени, приходившие к нему на сеанса психотерапии со своими неврозами прекрасно вписывались в его объяснение причин такого рода психических заболеваний. Сексуальные проблемы и сексуальная неудовлетворенность пациенток из высших слоев общества при их образе жизни были очевидны. Простые женщины, трудившиеся в поте лица, к нему не приходили … Его пациентки, лежа на его знаменитой покрытой персидским ковром кушетке рассказывали в свободной беседе о самых затаенных своих желаниях и причинах их возникновения. Эффект таких откровений был ожидаемым и часто превращался в сексотерапию. Примерно также потом «лечил» от неврозов русских барынь Григорий Распутин. Только вместо фрейдовского метода свободных ассоциаций он использовал русскую баню. Но итоговый результат был одним и тем же... Главное и там и там было помочь женщине перешагнуть порог стыдливости.
Сейчас трудно не имея глубокого мировоззрения занять чью-либо сторону в противоположных оценках его прошлых и современных коллег. Но личностью Фрейд был безусловно очень яркой - я бы сказал дьявольски яркой - и весьма одарённой. Для данного эссе важно, что он был ученым материалистической ориентации и действовал исключительно эмпирическим путем, подходя к объекту исследования как к черному ящику. Этот метод и сейчас используется в кибернетике для анализа сложных систем. Многие свои выводы он сделал на изучении особенностей собственной психики (в частности своей сексуальности и своих сновидений) и смело распространил их на всё человечество…
Люди с материалистической и идеалистической ориентации психики испытывают друг к другу непреодолимую антипатию и не могут плодотворно сотрудничать. Много раз проверял это на своих ощущениях материалистов-безбожников. Основанием считать его материалистом мне дают его атеизм, его научные интересы, многие факты его биографии и проявившиеся со временем непримиримые разногласия с одним из его последователей швейцарцем К.Г. Юнгом, который в своих методах психоанализа использовал эзотерические учения.
В разработанной Юнгом теории коллективного бессознательного - очень импонирующей мне и многое объясняющей при анализе поэтического творчества - много мистических элементов, не доказуемых научными методами.
Зигмунд Фрейд и Виктор Франкл
В качестве примера-иллюстрации психологов с различными мироощущениями и мировоззрениями в этом эссе хочу рассказать о двух всемирно известных психотерапевтах Зигмунде Фрейде (1856-1939) и Викторе Франкле (1905-1997). Пол века разделяет время жизни и деятельности этих ученых. Оба они австрийцы еврейской национальности. О характере, склонностях и научных интересах первого гения психологии я уже составил своё представление и изложил его выше.
Интересующие меня события произошли в Австрии после молниеносной оккупации её Третьем Рейхом. Они проливают свет на отличия этих двух психотерпевтов-психиатров. 12-13 марта 1938 года Австрия была аннексирована и вошла в состав Германии и все евреи, проживавшие в то время там, в соответствии с политикой германских национал-социалистов оказались под угрозой ареста и уничтожения.
В упоминавшемся фильме о Фрейде говорится, что лидеры нескольких стран, включая СССР, пытались его выкупить у Гитлера, т.к. его теории представляли большой интерес для управления массовым сознанием. З. Фрейду с помощью влиятельных друзей удалось получить разрешение на эмиграцию в Англию. Однако денег на выплату германскому правительству требуемой суммы у него не было. В Англию его должна была сопровождать его дочь Анна, но в Германии при этом у него оставались четыре сестры. Остальные (кроме Анны) пятеро его детей сами заблаговременно эмигрировали из Австрии, от которых у него потом появилось 13 внуков.
Необходимую для выкупа сумму в виде своего последнего замка предоставила пациентка и ученица принцесса Мари Бонапарт (правнучка брата императора Бонапарта Наполеона). В июее 1938 года психиатр с женой Мартой и дочерью Анной покинули Вену. Путь в Лондон проходил через Париж, где Фрейда встречали как Наполеона, постелив ему под ноги красную дорожку, по которой когда-то шествовал великий француз. Мари Бонапарт после этого вместе со своим учителем вошла в историю. В Англии он прожил чуть более года, его болезнь (рак горла) прогрессировала и в сентябре 1939 года его друг сделал ему по его просьбе смертельную инъекцию морфия.
Так закончился его жизненный путь. Четырех его сестёр гитлеровцы не выпусти из Германии и позже все они были убиты в концентрационных лагерях. Вот вкратце всё, что я хотел сказать здесь об этом ярчайшем представителе науки о душе человека. Вкратце, но думаю этого достаточно для того, чтобы представить личность другого исследователя души, человека может быть чуть менее известного в широких кругах, но не менее талантливого и значимого. В его официальной приведенной в Википедии характеристике для меня важно определение его создателем гуманистического направления в психологии. Этим признаётся, что психологи, работавшие ранее, включая Фрейда, таким качеством не обладали, что полностью совпадает с выводами этого эссе.
Сравнивать простых и особенно талантливых задача неимоверно сложная и практически не разрешимая. Время хорошо умеет определять значимость людей и их ранг в культуре своей страны или человечества - «нас всех расставит по местам придирчивое время» говорит в одном из своих стихотворений Сергей Таратута. … В искусстве характер и другие качества художника часто только мешает оценке его произведений, в науке они тоже имеет второстепенное значение, придавая определённый колорит личности талантливого ученого. Однако в психологии, где объект исследования душа человека, личность и её моральные качества имеет гораздо большее, если не определяющее значение для восприятия результатов их исследований. О причинах этого говорилось ранее.
В треугольнике личности - чувства, мышление, воля - воля и поведение имеет главное значение для окружения человека. Чужая душа - потёмки, но поведение носителя души может многое открыть для внимательного наблюдателя. Известно высказывание гениального естествоиспытателя, мыслителя и поэта И. Гёте: Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик. Гёте здесь он нам указывает на биографический метод исследования личности.
О некоторых особенностях поведения и фактах его биографии З. Фрейда пытался рассказать в предыдущем разделе эссе, много других подробностей можно найти в многочисленных фильмах, снятых по материалам его биографии. Экспериментатором он был смелым и многим мог пожертвовать ради науки, но его поведение как ученого и человека нельзя назвать моральным. Одни его опыты с морфием на себе, на своих близких и пациентах о многом говорят… Можно утверждать, что безбожие и аморальность были определяющими чертами его личности и что это было его главным отличием от Франкла.
Виктор Франкл с его необычной биографией и подходу к человеку стал своего рода духовным антиподом Фрейда. У маленького Виктора были прекрасные, любящие, верующие родители, мальчик вырос в любви и это во многом определило черты его характера. Есть такая зависимость между атмосферой, в которой растут дети, и характером, проявляющимся у них впоследствии, и о ней не раз говорил в своих лекциях Доктор Штайнер. С детства мальчик проявил интерес к психологии и философии, дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления.
В 15 лет прочитал свою первую лекцию о смысле жизни, и эта тема прошла через всю его жизнь. Поиск смысла стал главной чертой его характера. Это говорит о неординарности и цельности его натуры, о его моральных стремлениях и незаурядных мыслительных способностях юноши, способности к абстрактному мышлению, которые и дали возможность развиться его душе. Изучал медицину в Венском университете, по окончании которого стал заниматься неврологией и психиатрии. Особенно глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств, что и стало потом главным направлением, где он пытался помогать сомневающимся в смысле жизни людям — это были пациенты с гораздо более сложными проблемами, чем у Фрейда.
Еще подростком начал переписываться с Фрейдом, но потом отошел от его воззрений. Посещал лекции знаменитого коллеги, но не мог принять ограниченность его подход к анализу человеческой психики и пошел своим путем. Коренной, глубинной причиной их расхождения была вера и отношение к Богу: Фрейд был безбожником - отсюда и аморальная, разрушительная сила его мощного интеллекта, - а у Франкла отношения с Богом были органичными, он был его постоянным собеседником. Мистическое чувство без сомнения присутствовало в его мироощущении и много раз потом в концлагере спасало ему жизнь.
Если Фрейд лечил неврозы в целом благополучных дам, объясняя их сексуальными проблемами, то Франкл начал помогать людям с суицидальными наклонностями. Начал он эту работу среди студентов. Так появилась его логотерапия (лечение смыслом), которая реально ещё в довоенное время спасла жизни многих и многих его пациентов. О гуманитарной направленности его мышления говорит также то, что в юности был активным участником социалистического движения в Австрии. Отец юноши тоже был социалистом.
***
Отвлекусь от основного текста, чтобы сказать о том, что меня мотивировало к написанию этого эссе, как неожиданно от поэзии пришел к Фрейду и Франклу. Понял - это была важная встреча: они помогли мне заполнить несколько пробелов в моем мировоззрении.
«Человек в целом, каким его видит Франкл, управляется и подчиняется не слепым инстинктами и влечениями, а также не формируется воспитанием и средой. Напротив, он ищет свой собственный путь, несмотря на инстинкты, влечения, среду и воспитание. Этот путь включает счастье и печаль, любовь и страдание как осмысленные аспекты пути развития, ведущего к полному человеческому бытию».
Это высказывание о видении человека Франклом из книги Б. Ливехуда «Шансы жизни - кризисы жизни» - хотел использовать её в своем биографическом очерке - и именно она вместе с её автором вынудили меня взяться за написание этого трудного эссе. Ливехуд близок и интересен мне как последователь Р. Штайнера и создатель биографического метода исследования личности. Давно занимаюсь исследованием своей биографии и мне эта мысль показала два основных пути человека, самый легкий - путь удовлетворения своих физических потребностей и самый трудный - путь поиска самого себя, поиска смысла своей жизни. Первый путь не требует выдающихся мыслительных способностей от человека, второй - предъявляет исключительно высокие требования к интеллекту, поэтому на этой дороге не так многолюдно, как на первой, чаще всего по ней идут в одиночку...
Хочу здесь отметить, что такому представлению о человеке, каким его видел Франкл, конечно соответствуют не все, а только люди с чертами характера близкими этому великому психологу. Но магия его характера действовала на всех, и благодарю этому он смог спасти жизни стольким людям. В экстремальных условиях у всех людей пробуждается чувство веры и они обретают качества, не свойственные им в обычной жизни.
Если взглянуть на пирамиду потребностей американского психолога А. Маслоу, то мы увидим, что индивидуумы с духовными потребностями находятся на самой вершине пирамиды и их весьма и весьма мало - об этом говорит объем этой части пирамиды. Но именно такие склонны к личностному росту, развитию, самопознанию и самоактуализации. Безусловно, люди такого плана как Франкл - с таким сильным моральным чувством и с такими мощными моральными импульсами - довольно редкое явление в нашей жизни и по праву своих редких качеств находятся на самой вершине этой пирамиды.
С этой вершины он и смотрел на окружающий мир, выискивая людей с похожими характерами: другие бы просто не поняли о чем он с ними пытается говорить. Путь таких людей - людей не способных к самопознанию и развитию - действительно определяется инстинктами, влечениями, воспитанием и средой. На пирамиде Маслоу люди с физическими потребностями располагаются в самой нижней, самой объемной части пирамиды, что говорит о том, что такие потребности свойственны всем людям.
***
В начале пути увлекался разными направлениями венских психологических школ, но потом в спорах с последователями фрейдизма Франкл настаивал на том, что их психологические подходы носят дегуманистический характер, и утверждал, что смысл является центральной мотивационной силой в человеческих существах. И это убеждение легло в основу разработанного им метода логотерапии и создания им в Вене самостоятельной школы психотерапии, а главное, оно стало лейтмотивом всей его жизни.
Из описанного выше представления о строении и развитии души очевидно, что логотерапия Франкла, пробуждая в человеке мысли о смысле жизни, обращалась уже к высшим её разделам, поднимала его над собой и уводила пациентов от страха и непонимания ценности жизни к поиску и осмыслению стремлений и потребностей духовного плана. И такого рода мысли подводили к осознанию себя, пробуждали духовную энергию и желание жить дальше. В этом и заключался гуманистический характер его логотерапии.
Франкл был не только талантливым психологом, но и прекрасно владел словом и был очень хорошим оратором - это помогало ему затрагивать все струны человеческой души, гармонизировать её, заражать их своим энтузиазмом и дарить пациентам ранее неведомое им ощущение полноты и ценности жизни. И это была психотерапия более высокого уровня, чем метод свободных ассоциаций Фрейда. И пациенты у него были не дамочки-невротики, неспособные разобраться в своих ощущениях, а люди тонко чувствующие, думающие, но потерявшие всякие ориентиры в жизни.
В 1933-1937 годах возглавлял в одной из венских клиник отделение по предотвращению самоубийств среди женщин. Пациентами Франкла стали свыше тридцати тысяч женщин, подверженных риску самоубийства. В 1938 году после присоединения Австрии к Германии для работавших и проживавших там евреев наступил очень сложный период. Как еврею ему запретили лечить лиц арийской национальности.
После получения от США визы на выезд он встал перед очень трудной дилеммой: уехать в Америку с женой без родителей и продолжить там свою деятельность или остаться в Австрии с ними с высокой вероятностью оказаться в фашистском гетто или концентрационном лагере. Это был ключевой поворотный момент его жизни. Заманчивая перспектива жизни и работы в Штатах и чувство самосохранения боролись в нем чувством долга сына, любящего своих родителей.
Он никак не мог принять решения, пока однажды отец не вернулся домой с небольшим куском мрамора и рассказал, что этот обломок от взорванной фашистами синагоги. На куске были какие-то буквы… Виктор спросил у отца, что это за буквы, отец ответил: это часть текста одной из заповедей Моисея: Чти отца твоего и мать твою. Очевидно в характере Франкла были мистические наклонности, он посчитал это знаком свыше и принял решение остаться в Вене с родителями. Дорогостоящая американская виза пропала и он предался своей судьбе.
В сентябре 1942 года Франкл с женой и родителями были депортированы в концентрационный лагерь. Последующие два с половиной года вплоть до освобождения американцами в мае 1945 года были не только самыми трагичными в его жизни и жизни его семьи, но и временем, когда проявились необычные качества его души и стойкость его характера. Все его близкие погибли в концлагерях, жена умерла от истощения и болезней вскоре после освобождения. Всё это время, находясь в разных лагерях, с группой врачей-единомышленников он оказывал психологическую поддержку своим товарищам-заключенным. Все что он испытал там вскоре после освобождения он опишет в книге «Психолог в концентрационном лагере», которая после опубликования стала мировым бестселлером, много раз переиздавалась и была переведена на многие языки.
Вторая его жена Элеонора так же как и первая была медсестрой. Она была католичкой, но они с большим уважением относились к верованиям друг друга. Кроме того, выбор им таких женщин говорит о том, что его привлекали женщины с ярко выраженной душой характера, которым свойственно сердечное отношение к другим людям. Только такие люди и проявляют себя хорошо в такого рода профессиях. Этот выбор характеризует и особенности души самого Франкла - подобное притягивает подобное.
Всего Франкл до конца жизни написал и опубликовал около сорока книг, суммарные тиражи их многие и многие миллионы экземпляров. Книгу «Человек в поисках смысла» библиотека Конгресс США признала одной из десяти книг, оказавших самое сильное влияние на американцев.
Свое отношение к таинственным мирам и к Богу, которое безусловно было важнейшей, если не главной, чертой его характера, он выразил в диссертации «Бессознательный бог». На мой взгляд именно это качество, полностью отсутствовавшее у Фрейда, сделало его открытия столь актуальными и жизненными. После защиты диссертации в 1948 году получил звание доктора философии в Венском университете. Склонность к объединению этих двух научных направлений (психологии и философии) говорит о необычайной силе и широте его мышления, что подтверждает его гармоничное развитие, присутствие у него всех трёх частей души и полную реализацию всех его талантов, и на мой взгляд сближает его воззрения с антропософией его современника - и тоже австрийца - Рудольфа Штайнера (1861-1925).
***
Стал основателем гуманистического направления в психологии (Википедия). Для меня это признание его вклада в человековедение звучит странно: как будто эта наука или вообще какие-нибудь науки могут быть иными… Но похоже Фрейду создать дегуманистическое направление в психологии удалось.
Но времена меняются. Меня как дилетанта в психологии порадовало недавно признание знакомого психолога, что как Фрейд сейчас никто не работает. Но в широких массах на коллективном Западе идеи о необузданной всеобщей сексуальности без учета гендерных различий живут и разрушают. Правда, теперь, к сожалению, такое время, что приходится этому только радоваться….
Похоже, поэт оказался прав - придирчивое время действительно умеет всех и всё расставлять по своим местам…
.
.
Свидетельство о публикации №223100901372