Красоты русского севера. Кижи

 

    Уже начало октября. Убираю на зиму летние вещи, беру в руки  лёгкий костюмчик. Вспоминаю: а я ведь в нём уезжала на Кижи. Как летит время! Кажется, только недавно вернулись из очередной поездки. Уже много лет, как у нас в семье установилась традиция: летом ездим в небольшое путешествие. В этот раз решили  посмотреть музей – заповедник Кижи.

    Собираясь в поездку, набрали довольно много теплых вещей, нам сказали, что на острове очень сильный ветер. И вот мы мчимся к цели, сначала по дороге преодолели почти 1000 километров, а затем, разрезая волны, мчимся на Метеоре по Онежскому озеру. Вокруг только яркое синее небо и переливающиеся под солнцем волны. Горизонт где-то очень далеко. Солнце в зените, жара 34 градуса. Ветер обдувает уже покрасневшее от солнца лицо и вырез на кофточке. Водное путешествие – чуть более часа. И вот он – остров Кижи. Пришвартовались. При  выходе на берег нас проверяют: нет ли оружия, взрывчатки. Такие сейчас времена. Проходим дальше, оглядываемся. До нас сюда уже пришли два больших туристических корабля «Александр Грин» и «Константин Симонов». Вблизи корабли кажутся огромными и в то же время воздушными, из-за цветовой гаммы – бледно голубой и голубой, они как бы парят в воздухе огромными призраками. Заходим на оборудованную территорию, билеты уже в руках, нужно пройти ограждение и мы – на заповедной территории острова. Людей очень много, слышна иностранная речь. Остров весь залит солнцем, ни ветерка, даже листья на деревьях не колышутся. Из-за огромной толпы приплывших туристов уходим в противоположную от знаменитой церкви сторону. Гуляем по проселочным дорожкам, подходим к старинным строениям. Девушки в нарядных одеждах (сарафанах и платочках) качаются на качелях. Гуляют юноши и мужики в военной форме, похожей на казачью. Тут же мастерят глиняные свистульки, расположившись прямо на телеге. Всё это создает антураж 18-19 веков. Заходим в дом крестьянина Яковлева, большой двухэтажный. В нем все сохранено так, как жили в те времена: русская печь, полати, деревянные стол и стулья, лавки, домотканые скатерти, к потолку подвешена детская люлька. Осмотрели весь дом. В одной из комнат представлены различные инструменты и утварь, одежда, обувь, вышитые полотенца и расшитые северными узорами сарафаны. Повеяло давно забытым духом деревенской жизни с её свежестью, запахом молока и коровы, супом с клёцками. В книге отзывов оставила запись, писала от души. Но нужно продолжать путь по острову.

    Жарко, очень жарко. Идем медленно, бережем силы. Показалось, что основная достопримечательность - Церковь Преображения – освободилась от толпы туристов, пошли в ту сторону. Но – нет. В саму церковь зайти невозможно. Люди, в основном мужчины, толпятся в дверях. На головах у них различные женские забавные предметы: от косынок, юбок, кофточек, до купальников, всё, что смогли они найти в бездонных сумочках своих спутниц. Понятно, каждый хочет обезопасить себя от солнечного удара. Мы остановились на террасе, здесь под крышей хотя бы тень. Благодать. В сторону церкви движется еще одна большая группа туристов: пришвартовался еще один  корабль. Понимаем, что нам не попасть внутрь церкви. Я подхожу к церковной лавке и покупаю книги о Кижах, листаю, всматриваюсь в лики святых. Вот и побывала, хоть и мысленно, в храме.

    Читаю книжку о Кижах. Там описывается церковь: «Прошло почти три столетия с создания Преображенской церкви, но труд безымянных мастеров не канул в лета – он оценен по достоинству: архитектурный ансамбль Кижского погоста включен ЮНЕСКО в Список памятников Всемирного культурного наследия. Сложнейшее высотное сооружение (37 метров) Преображенской церкви состоит из традиционных простых элементов. В основании пятиярусной композиции, на фундаменте из камней, стоит высокий восьмигранник (восьмерик) с примыкающими к нему прямоугольными прирубами (по сторонам света), обеспечивающими устойчивость конструкции. Над основным восьмериком возвышаются два дополнительных прируба, меньших по размерам. Они имеют по два уступа. С запада к храму примыкают паперть и двухсходное крыльцо».  Вроде уже больше узнала о Кижах.

    Идем ближе к воде, от деревьев небольшая тень. Мужчины входят в воду, а я прошу намочить мне бейсболку. Слегка стряхиваю воду и, мокрую, одеваю на голову. Становится немного легче. Возвращаемся к причалу. Рядом с ним сделан большой деревянный настил и полукругом расположены кафе, магазинчики и сувенирные лавки. Среди разной всячины обнаружили местный «деликатес»: мороженое, одно - с икрой ряпушки, другое - с икрой морского ежа и ламинарией (честно, не обманываю), но не решились попробовать. Попили чай с булочкой.

    До отправления нашего Метеора обратно в Петрозаводск остается меньше получаса. Большие корабли по-прежнему стоят и ждут своих туристов. Оглядываюсь вокруг. Такое впечатление, что мы находимся в центре огромного моря, куда не взглянешь, везде вода , которая  сливается с ярким синим небом без единого облачка. Такое небо может быть только на севере.

    Обратный путь по озеру показался коротким. Может по тому, что из-за духоты в каютах, стояли на открытом месте, где ветерок холодил нам лица. Промелькнула мысль, что хотелось  бы  иметь собственную яхту.  Как было бы хорошо,  вот так проводить время на морях и океанах, смотреть на проплывающие острова и берега, восхищаться природой. Но это только смешные мечты.

    Наконец – причал! С удовольствием выходим на набережную. Город встретил нас таким же ярким солнцем. В сквере на берегу Онежского озера памятник Великому Петру, основателю города.

    Едем по городу, улицы проложены так, как будто заранее знали о большом потоке машин. Планировка города, во всяком случае центра, сделана по-петровски: широкие улицы и проспекты проложены под прямыми углами. Много схожего с Петербургом и Кронштадтом.  Дома невысокие, не больше 8-10 этажей, постройки 50-х годов. Новые дома строятся по краям города, не нарушая архитектурную гармонию центральной части. Опять проезжаем памятник императору Петру Великому (автор И.Н. Шредер), основателю Петрозаводска, который установлен в 1873 году. Это самое примечательное место в городе, почти у самого берега Онежского озера.

    Хочу остановиться на самом памятнике и истории города. С моей точки зрения это один из лучших памятников Петру I, очень реалистичен. Мне представляется, что он сейчас сойдет с пьедестала и отправится осматривать свои заводы, переоденется в рабочую одежду и станет вместе с рабочими «делать железо». Время как будто бы повернулось назад… Всё говорит об этом, каждая складочка на сюртуке, на сапогах, сосредоточенное выражение лица и подробное исполнение мельчайших деталей. Просто фантастика.

    История Петрозаводска начиналась с оружейного завода. На Онежском озере была руда, и именно на это обратил внимание Пётр I, проезжая по «Осударевой дороге» на курорт Марциальные воды. В 1703 году на берегу Онежского озера, по указу Петра I, было начато строительство казённого оружейного завода, этот год и считается годом основания города.  Изначально Поселение  было названо Шуйским. А уже в 1704 году, к моменту окончания строительства, завод был переименован в честь Петра I  в Петровский. Выросший при заводе посёлок стал именоваться Петровской слободой. Всего Петр был в Петровской слободе восемь раз, осматривал заводы. В общей сложности он провел здесь целых две недели. Город появился на месте первого завода, который в 1703 году открыл Пётр. Со временем вокруг него стали селиться рабочие. Вскоре Петровская слобода превратилась в крупнейший пункт Олонецкого уезда с населением в несколько тысяч человек. Статус города присвоен поселению в 1777 году. Теперь это город Петрозаводск - столица Карелии.

    Осмотрев город, с удовольствием вернулись в гостиницу, одну из лучших в городе, которую заранее забронировали, кажется, она принадлежит немцам, называется Piter Inn. Немного отдохнули и отправились в ресторан, где нас уже ждали. В центре стола стоял большой букет с дивными розами: это для нас с мужем. Старший сын постарался, у нас - 50 лет свадьбы. Этот юбилей мы решили отпраздновать в путешествии. Музыка, тосты, улыбки, поздравления. Всё замечательно. Из потаённого уголка памяти всплывают воспоминания: … мы в Крыму, в Судаке, два дня как знакомы, договорились с утра взобраться на гору к Генуэзской крепости, тогда она была доступна для отдыхающих. Долго забирались наверх к разрушенной крепости, к цитадели, там много открытых переходов и вдруг, в одном из них, я не могу ухватиться за край каменной кладки, мне помешал сильный ветер. Меня качнуло в сторону и, если бы не протянутая вовремя рука, была бы я внизу на древних камнях у самого синего моря. Это мой будущий муж протянул руку, за которую я ухватилась и уже более 50 лет не отпускаю. Замечательно отпраздновали, цветы взяли в номер, но утром пришлось их оставить, пусть украшают помещение.

    Нам пора возвращаться домой по уже знакомой дороге. Машин мало, слева и справа, по краям дороги, возвышаются стройные карельские сосны. Почти середина лета, всё цветёт, много разнообразных полевых цветов. Вроде в детстве всех их знали, а теперь они встречаются только на севере. Переезжаем по мосту Свирь, которая соединяет Онежское и Ладожское озёра. Мост какой-то необычный. Такой я вижу впервые, муж смеётся, объясняет, почему так построили: для прохода больших кораблей средний пролёт моста поднимают вверх, а не как в Питере. Он видел подобный в Архангельске. Подъезжаем к Волхову, многоводной широкой реке и, на удивление, красоты невероятной. Едем вдоль берега, кажется, что так и будем ехать бесконечно, но вот и поворот на базу отдыха «Староладожские дачи». Нам дают ключи от коттеджа (пару дней назад, когда ехали на Кижи, мы уже останавливались здесь). В одной половине поселились мы, в другой – сын с семьёй. Отдохнув от поездки, пошли гулять на берег Волхова. Ещё раз полюбовались этой красавицей рекой. База сделана с заботой об отдыхающих: вокруг коттеджей высокие живые заборы высотой полтора-два метра из постриженных кустарников с арками для входа. И, самое интересное, что и разного оттенка зелени.

    База отдыха построена рядом с древним городищем. Интересно было узнать историю этого красивого места, расположенного в устье реки Любша, притока Волхова. Приобрела книгу «Древняя Любша» (так раньше называлось это место), с удовольствием прочла. Оказывается, первые люди в Приладожье появились давным-давно - 5-6 тысяч лет назад. Затем тектонические подвижки привели к подъёму уровня воды в озере на 15-17 метров, старые берега были затоплены, а по долине Волхова воды озера доходили до устья Любши. Здесь, на территории Староладожских дачь, проводились раскопки древнего каменного городища. Сохранились и другие древности. Несколько веков Любшанское городище было ключевым укрепленным местом и держало под контролем Великий Волжский путь и летописный путь «из варяг в греки». Предполагается, что забытая крепость - первая русская столица, предшественница Ладоги, которая находится на другом, левом берегу Волхова. Каменная крепость Ладоги возведена уже после разрушения Любши. Вплоть до появления Новгорода в VIII-IX веках столицей Северной Руси была Ладога.

    Сколько же многого интересного и познавательного хранит наша северная земля!

    С утра, не очень рано, отправились домой. Почему-то обратная дорога всегда кажется быстрой. Хотелось петь в полный голос «… широка страна моя родная …».

    Как же прекрасна наша земля, куда бы вы ни поехали! Берегите её, люди!


Рецензии
Вы пишете очень хорошо. Очень интересно. Прочитал с удовольствием.

Александр Староторжский   21.05.2025 19:54     Заявить о нарушении
Александр! Рада Вашему отзыву. Пишу то, что идёт от души.
С теплом,

Галина Поливанова   22.05.2025 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 106 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.