Белов Андрей Иванович

Родился  25  августа  1913  года  в  деревне  Илецино  Вичугского  района  Ивановской  области  (Россия).  Русский.  Окончил  6  классов  в  1930  году  и  ФЗУ  в  1933  году.
В  РККА  с  10  августа  1933  года.
С  августа  1933  года  по  декабрь  1935  года  учился  в  11-й  Ворошиловградской  военной  школе  пилотов.
В  звании  старшины  служил  летчиком  13-го  истребительного  авиационного  полка  ВВС  Краснознаменного  Балтийского  флота.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  14  декабря  1937  года  по  13  июля  1938 года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
В  воздушном  бою  в  районе  Теруэля  21  февраля  1938  года  был  сбит  и  при  падении  самолета  получил  переломы  и  тяжелые  травмы.

     «…Нашу  эскадрилью  в  составе  двенадцати  самолетов  вызвали  на  линию  фронта  для  прикрытия  наземных  войск.  Подлетая  к  линии  фронта,  мы  сразу  заметили,  что  в  воздухе  в  районе  расположения  республиканских  наземных  частей  находятся  самолеты  «мессершмитт»  и  «фиат».  Завязался  воздушный  бой  с  превосходящими  силами  противника.  Некоторое  время  инициатива  принадлежала  нашим  летчикам,  но  постепенно  противник  стал  наращивать  силы.  На  каждый  наш  самолет  приходилось  три-четыре  вражеских.  Связи  с  командным  пунктом  не  было  из-за  отсутствия  раций  на  самолетах,  поэтому  помощь  прибыла  только  примерно  спустя  час  после  начала  боя.
     В  ходе  боя  у  меня  оказалась  очень  выгодная  позиция  по  отношению  к  «мессершмитту»,  который  пытался  зайти  в  хвост  нашему  истребителю.  Я  довернул  свой  самолет  вправо,  поймал  самолет  противника  в  прицел  и  дал  длинную  очередь  из  пулеметов.  Дистанция  стрельбы  составляла  всего  80-100  метров,  «мессершмитт»  медленно  перевернулся  на  спину,  затем  на  крыло  и  стал  падать.  Дальнейшее  наблюдение  за  ним  вести  не  пришлось,  так  как,  увлекшись  атакой,  я  отстал  от  своего  звена  и  попал  в  сложное,  неприятное  положение.  Оглянувшись,  я  увидел,  что  на  хвосте  у  меня  «висит»  «Фиат».  Я  резко  развернул  самолет  влево,  и  трасса  пуль  прошла  справа  от  меня.  Почти  одновременно  сверху  на  меня  спикировал  «мессершмитт».  Я  направил  самолет  навстречу  противнику,  памятуя,  что  «мессеры»  в  лобовую  атаку  идут  неохотно,  потому  что  на  них  стоят  моторы  с  водяным  охлаждением,  а  это  делает  их  уязвимыми  при  лобовых  атаках.  Кроме  того,  мой  маневр  имел  цель  прикрыться  мотором  от  огня  противника.  Атака  противника  успеха  не  имела:  он  повернул  вправо  и  пронесся  метрах  в  десяти  от  моего  самолета.   
     Через  несколько  секунд,  со  стороны  солнца  я  увидел  трассу  пуль  и  еще  один  пикирующий  на  меня  «мессер».  На  этот  раз  я  не  успел  сманеврировать  и  почти  сразу  услышал  треск  -  остановился  мотор.  Я  перевел  самолет  в  крутое  пике,  а  «мессер»,  преследуя  меня,  дал  еще  несколько  очередей.  Только  одна  из  них  достигла  цели,  но  для  меня  она  оказалась  роковой.  Как  только  самолет  противника  прекратил  преследование,  я  стал  выводить  самолет  из  пике,  но  он  не  слушался  рулей.  Я  понял,  что  перебито  управление  рулем  высоты.  Быстро  отстегнув  привязные  ремни,  я  хотел  прыгнуть  с  парашютом,  но,  определив,  что  высота  не  более  150  метров,  не  решился  совершить  прыжок:  парашют  не  успел  бы  раскрыться.  Самолет  в  это  время  вышел  в  горизонтальный  полет,  затем  некоторое  время  планировал,  а  потом  опустил  нос  и  стремительно  пошел  к  земле.  Чтобы  смягчить  удар  о  землю  в  момент  приземления,  я  резко  накренил  его  на  левое  крыло,  а  левой  рукой  прикрыл  голову  от  возможного  удара  о  прицел…  Больше,  я  ничего  не  помню.
     В  сознание  я  пришел  на  прифронтовом  перевязочном  пункте,  когда  меня  выносили  из  легковой  машины.  В  результате  падения  я  получил  перелом  левого  предплечья  и  сложный  перелом  бедра  правой  ноги.  После  оказания  первой  помощи  меня  направили  в  госпиталь  в  предместье  Валенсии…»
     (Из  воспоминаний  А.  И.  Белова  в  книге  «Ленинградцы  в  Испании»)   

Всего  в  Испании  произвел  около  30  боевых  вылетов,  участвовал  в  8  воздушных  боях,  лично  сбил  2  самолета.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  13-м истребительном  авиационном  полку  ВВС  Краснознаменного  Балтийского  флота.   
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  30  ноября  1939  года  по  12  марта  1940  года.
В  1940  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «старший  лейтенант».
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  1  сентября  1941  года.
Помощником  командира  эскадрильи  62-го  истребительного  авиационного  полка  ВВС  ЧФ  воевал  на  Черном  море  с  1  сентября  до  20  декабря  1941  года.
20  октября  1941  года  в  одном  из  боев  получил  легкое  пулевое  ранение  кисти  левой  руки.
С  марта  (27  мая)  по  июль  (10  октября)  1942  года  в  должности  командира  эскадрильи  воевал  на  Ленинградском  фронте  в  составе  20-го  истребительного  авиационного  полка  Отдельной  Морской  Авиационной  Группы.  Затем,  в  этой  же  должности,  с  июля  1942  года  по  август  1943  года  участвовал  в  боях  в  Заполярье.
В  1943  году  получил  осколочное  ранение  нижней  челюсти.
12  августа  1943  года  был  назначен  на  должность  начальника  штурманской  службы  1-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизии  ВВС  Краснознаменного  Балтийского  флота.  В  этой  должности  прослужил  до  конца  войны.
Войну  закончил  в  звании  майора.
К  началу  сентября  1944  года  произвел  280  боевых  вылетов,  участвовал  в  28  боях,  сбил  лично  2  самолета  и  в  составе  группы  1  самолет*.
Всего  за  время  участия  в  Великой  Отечественной  войне  на  истребителях  И-16,  Ла-5  и  Ла-7  произвел  268  боевых  вылетов,  участвовал  в  25  боях,  лично  сбил  1  Хе-113**  (по  другим  данным,  в  групповых  боях  сбил  4  самолета).
В  декабре  1946  года  по  болезни  уволился  в  запас  в  звании  майора.
Проживал  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия).
Умер  3  мая  1982  года.

Список  известных  воздушных  побед  А.  И.  Белова:
00.01.1938       1       Ме-109             Испания                лично
21.02.1938       1       Ме-109             Теруэль                лично
08.06.1942       1       Хе-113             Ленинград                лично

Награжден  орденом  Ленина  (21.04.1940),  орденом  Красного  Знамени***  (14.11.1938),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (23.05.1945),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Ленинграда»,  «За  взятие  Кёнигсберга»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.
   
Примечание:
*     Данные  взяты  из  наградных  документов.
**     Данные  взяты  из  наградных  документов.
***     Орден  имел  порядковый  №  2231.


Рецензии
В Испании, в отличии от ВО, советские лётчики-истребители сражались с немецкими почти на равных.
С дружеским приветом
Игорь

Игорь Бородкин   09.10.2023 13:18     Заявить о нарушении
В общем-то да. Спасибо за отзыв!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   09.10.2023 14:03   Заявить о нарушении