Белов Андрей Иванович
В РККА с 10 августа 1933 года.
С августа 1933 года по декабрь 1935 года учился в 11-й Ворошиловградской военной школе пилотов.
В звании старшины служил летчиком 13-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 декабря 1937 года по 13 июля 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
В воздушном бою в районе Теруэля 21 февраля 1938 года был сбит и при падении самолета получил переломы и тяжелые травмы.
«…Нашу эскадрилью в составе двенадцати самолетов вызвали на линию фронта для прикрытия наземных войск. Подлетая к линии фронта, мы сразу заметили, что в воздухе в районе расположения республиканских наземных частей находятся самолеты «мессершмитт» и «фиат». Завязался воздушный бой с превосходящими силами противника. Некоторое время инициатива принадлежала нашим летчикам, но постепенно противник стал наращивать силы. На каждый наш самолет приходилось три-четыре вражеских. Связи с командным пунктом не было из-за отсутствия раций на самолетах, поэтому помощь прибыла только примерно спустя час после начала боя.
В ходе боя у меня оказалась очень выгодная позиция по отношению к «мессершмитту», который пытался зайти в хвост нашему истребителю. Я довернул свой самолет вправо, поймал самолет противника в прицел и дал длинную очередь из пулеметов. Дистанция стрельбы составляла всего 80-100 метров, «мессершмитт» медленно перевернулся на спину, затем на крыло и стал падать. Дальнейшее наблюдение за ним вести не пришлось, так как, увлекшись атакой, я отстал от своего звена и попал в сложное, неприятное положение. Оглянувшись, я увидел, что на хвосте у меня «висит» «Фиат». Я резко развернул самолет влево, и трасса пуль прошла справа от меня. Почти одновременно сверху на меня спикировал «мессершмитт». Я направил самолет навстречу противнику, памятуя, что «мессеры» в лобовую атаку идут неохотно, потому что на них стоят моторы с водяным охлаждением, а это делает их уязвимыми при лобовых атаках. Кроме того, мой маневр имел цель прикрыться мотором от огня противника. Атака противника успеха не имела: он повернул вправо и пронесся метрах в десяти от моего самолета.
Через несколько секунд, со стороны солнца я увидел трассу пуль и еще один пикирующий на меня «мессер». На этот раз я не успел сманеврировать и почти сразу услышал треск - остановился мотор. Я перевел самолет в крутое пике, а «мессер», преследуя меня, дал еще несколько очередей. Только одна из них достигла цели, но для меня она оказалась роковой. Как только самолет противника прекратил преследование, я стал выводить самолет из пике, но он не слушался рулей. Я понял, что перебито управление рулем высоты. Быстро отстегнув привязные ремни, я хотел прыгнуть с парашютом, но, определив, что высота не более 150 метров, не решился совершить прыжок: парашют не успел бы раскрыться. Самолет в это время вышел в горизонтальный полет, затем некоторое время планировал, а потом опустил нос и стремительно пошел к земле. Чтобы смягчить удар о землю в момент приземления, я резко накренил его на левое крыло, а левой рукой прикрыл голову от возможного удара о прицел… Больше, я ничего не помню.
В сознание я пришел на прифронтовом перевязочном пункте, когда меня выносили из легковой машины. В результате падения я получил перелом левого предплечья и сложный перелом бедра правой ноги. После оказания первой помощи меня направили в госпиталь в предместье Валенсии…»
(Из воспоминаний А. И. Белова в книге «Ленинградцы в Испании»)
Всего в Испании произвел около 30 боевых вылетов, участвовал в 8 воздушных боях, лично сбил 2 самолета.
После возвращения из Испании продолжал служить в 13-м истребительном авиационном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.
В 1940 году ему было присвоено воинское звание «старший лейтенант».
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1 сентября 1941 года.
Помощником командира эскадрильи 62-го истребительного авиационного полка ВВС ЧФ воевал на Черном море с 1 сентября до 20 декабря 1941 года.
20 октября 1941 года в одном из боев получил легкое пулевое ранение кисти левой руки.
С марта (27 мая) по июль (10 октября) 1942 года в должности командира эскадрильи воевал на Ленинградском фронте в составе 20-го истребительного авиационного полка Отдельной Морской Авиационной Группы. Затем, в этой же должности, с июля 1942 года по август 1943 года участвовал в боях в Заполярье.
В 1943 году получил осколочное ранение нижней челюсти.
12 августа 1943 года был назначен на должность начальника штурманской службы 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В этой должности прослужил до конца войны.
Войну закончил в звании майора.
К началу сентября 1944 года произвел 280 боевых вылетов, участвовал в 28 боях, сбил лично 2 самолета и в составе группы 1 самолет*.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне на истребителях И-16, Ла-5 и Ла-7 произвел 268 боевых вылетов, участвовал в 25 боях, лично сбил 1 Хе-113** (по другим данным, в групповых боях сбил 4 самолета).
В декабре 1946 года по болезни уволился в запас в звании майора.
Проживал в городе Санкт-Петербург (Россия).
Умер 3 мая 1982 года.
Список известных воздушных побед А. И. Белова:
00.01.1938 1 Ме-109 Испания лично
21.02.1938 1 Ме-109 Теруэль лично
08.06.1942 1 Хе-113 Ленинград лично
Награжден орденом Ленина (21.04.1940), орденом Красного Знамени*** (14.11.1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (23.05.1945), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Данные взяты из наградных документов.
** Данные взяты из наградных документов.
*** Орден имел порядковый № 2231.
Свидетельство о публикации №223100900254
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 09.10.2023 13:18 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 09.10.2023 14:03 Заявить о нарушении