19. Всемирная Торговая. Хроники. Сражение за 5G

Май 2019


Едва присыпав песком дело о «российском вмешательстве» в американские выборы, США тут же откопали топор торговой войны, накинувшись на китайскую компанию Huawei, и вновь заговорили о намерении победить Китай в войне пошлин.


С осени прошлого 2018 года, когда во всю гремели залпы американо-китайской торговой баталии, Вашингтону и Пекину так и не удалось прийти к согласию относительно таможенных пошлин на товары, поставляемые друг другу. Несколько раз с обеих сторон объявлялось о скором достижении соглашения. Однако встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина переносились, двусторонние переговоры по этой проблеме заходили в тупик.


Как мы и предполагали несколько месяцев тому назад, Вашингтон стал усиленно раскручивать тематику китайского шпионажа в США и других странах. Так, были арестованы, причём не только в США, но и других странах, ряд граждан Китая, которых обвинили в промышленном и прочем шпионаже.


Самым громким скандалом стал арест в Канаде дочери основателя китайской компании Huawei Мэн Ваньчжоу, которая является главным финансовым директором этого китайского электронно-коммуникативного гиганта. Возможно, в ответ в Китае были арестованы двое граждан Канады, а ещё одного канадца суд Поднебесной приговорил к смертной казни за контрабанду наркотиков.


Сейчас канадское правосудие решает вопрос об экстрадиции арестантки в США, где её обвиняют в нарушении санкций в отношении Ирана. Сомнительно, что американский запрос НЕ будет удовлетворён, хотя Оттава и стремится максимально оттягивать время выдачи. Доподлинно не известно, совпало так или нет, но США объявили послабления канадским производителям стали и алюминия, и теперь те могут снова ввозить свою продукцию в США практически без пошлин.


Напомним, что именно эта «лазейка» для канадских металлургов была поводом к громкому разрушению НАФТА и заключению нового трёхстороннего соглашения USMCA. Так что, вполне вероятно, за помощь в противоборстве с Китаем со стороны «принципиальной» Канады Вашингтон решил дать своему северному соседу порцию сладких печенек.

 
Заодно «кость раздора» брошена и в сторону Мексики, возможно, с надеждой на то, чтобы её левоцентристское правительство президента Андреса Лопеса Обрадора не слишком спешило в торговые объятия Пекина.


Китай, в тоже время, объявил о введении с 1 июня 2019 года пошлин на американский импорт в общей сумме 65 миллиардов долларов. Дональд Трамп в ответ включил заезженную пластинку о 500 миллиардах долларов дополнительных пошлин на китайские товары. Стороны практически вернулись к патовой ситуации прошлогодней осени, когда попытались урегулировать спор.


Возобновив торговую войну, министерство торговли США внесло Huawei и ещё 70 связанных с ней компаний в санкционный список структур, чья продукция якобы представляет угрозу национальной безопасности.


Президент США Дональд Трамп ещё более драматизировал проблему, объявив о введении чрезвычайного положения для обеспечения безопасности информационной и коммуникационной инфраструктуры страны. По мнению Белого дома, угрозу представляет неограниченное приобретение и использование в США информационно-коммуникационных технологий, разработанных или предоставленных лицами, которые находятся в юрисдикции или под контролем «иностранных противников».


Антикитайская направленность этой меры очевидна как белый день.
Хотя вряд ли такая мера приведёт к повальному вытравливанию продукции Huawei с американского и глобального рынков, создать дискомфорт для Китая она всё-таки в состоянии. Ряд мировых компаний уже заявили о прекращении поставок китайцам комплектующих деталей.


Однако эта мера больнее бьёт по традиционным союзникам США, прежде всего, Японии и Южной Корее. Так, если в мае т.г. китайские фондовые индексы продолжили положительную динамику: Shanghai Composite прибавил 0,28%, Hang Seng вырос на 0,27%, то наоборот, японский Nikkei просел на 0,55%, а корейский Kospi уменьшился на 0,71%.


Может быть поэтому, Дональд Трамп объявил о снижении пошлин на японские автомобили, поставляемые США. Об этом, скорее всего, просил премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время своего апрельского визита в Вашингтон, причём в обмен на лояльность Токио своему заокеанскому союзнику в противостоянии с Пекином. В продолжении этих вынужденных уступок, уже во время майского визита Дональда Трампа было объявлено о других послаблениях для японского импорта в США.


Нынешний всплеск всемирной торговой войны связан, главным образом, со стратегическим противоборством США и Китая за новейшую технологию связи 5G. И здесь есть за что побороться.


Например, по сравнению с технологией 4G ёмкость этой сети нового поколения в 20 раз выше, а энергопотребление — 10-кратно ниже. Размеры её оборудования меньше более чем на две трети, а одна базовая станция размером с портфель весит не более 20 кг. Материалы, из которых изготавливается оборудование 5G, антикоррозийные в течение почти 10 лет. Станции 5G могут размещаться не только на любых столбах и стенах, но и в канализационных сетях. Сеть может передавать различный контент в очень высоком разрешении 8К. При этом себестоимость 5G в 10 раз ниже любого другого современного аналога.


Китай стремительно обогнал США в области коммуникативных технологий, сделав свои информационные достижения широко распространенными в Европе и Азии.


Поэтому Вашингтон применил против Пекина приёмы недобросовестной конкуренции в виде фактического запрета на использование китайских технологий 5G на американском поле коммуникаций.

 
Он настойчиво уговаривает и своих ближайших союзников присоединится к этому антикитайскому демаршу.


Сомнительно, что попытки США подорвать китайское лидерство в технологиях 5G могут оказаться абсолютно успешными. Скорее всего, речь идёт о дополнительных инструментах давления Вашингтона на пекинских партнёров по двусторонним торговым переговорам.


Вместе с тем даже сам факт открытого соперничества двух экономических лидеров мира – Китая и США — в области высоких технологий, говорит о более выигрышных позициях Поднебесной. Ведь каких-либо 10-15 лет назад даже самым изощрённым аналитикам мира такая перспектива казалась фантастической.


Во всяком случае, позиции КНР и на фронтах всемирной торговой войны представляются более выигрышными уже потому, что рынок самого Китая и стран, участвующих в реализации его стратегии «Один пояс – один путь», намного обширней и перспективней.

 
К тому же, китайское руководство ещё почти не использует политические инструменты в противостоянии с США. Однако при продолжении Вашингтоном подобной практики, это станет лишь вопросом времени, а средств у Пекина на такие манёвры уже предостаточно. Вопрос же о том, какими они окажутся, может стать предметом особого рассмотрения, при соответствующем заказе на проработку.


Май, 2019


Рецензии