Бой дирижабля с подводной лодкой

Статистика упрямая вещь, если её ведут правильно и честно. Она-то и говорит о том, что наибольший урон немецкие подводные лодки получили от авиации союзников – англичан и американцев, особенно во второй половине войны, когда в состав кораблей охранения стали входить небольшие, на 5-6 самолетов, конвойные авианосцы. Но в начале войны немецкие субмарины действовали против одиночных судов или небольших конвоев в одним-двумя кораблями охранения.  Сами немцы назвали эти годы тучными, когда многие командиры немецких субмарин пополняли счет потопленных судов союзников за один поход на десятки.

Примерно такое же положение было в западной части Атлантического океана, когда США вступили в войну, но необходимого количества судов для охраны конвоев у них еще не было. Даже у своих берегов, куда немецкий адмирал Дёниц переместил свои субмарины, где они могли хорошо поживиться.

8 июля 1943 года состоялся очень необычный бой. Необычен он был тем, что в нем впервые в истории сошлись в противостоянии подводная лодка и дирижабль. Но чем окончился этот бой, кто вышел из него победителем?

Итак, я начну издалека. Немецкие подлодки ничуть не стеснялись вольготно чувствовать себя у самых американских берегов, особенно у проливов у штата Флорида. Там они "охотились" часто и весьма результативно, потому что судоходство в том районе было очень развито, а вот с охраной дела обстояли не так хорошо. Вернее, охрана то была - на базе в Ричмонде находились дирижабли ZP-21, входившие в состав ВМС США. По факту этой эскадрильи было поручено патрулировать проливы Флориды и в случае необходимости давать отпор. Но только в случае острой необходимости, так как все понимали большую уязвимость дирижаблей перед любым более-менее серьезным оружием. Да, ZP-21 имели на носу 12,7-мм пулемет, имели 4 глубинные бомбы, но они были невероятно тихоходны и не предназначались для атак. Ни о каком преследовании врага не могло быть и речи, немецкие подводные лодки всегда успешно уходили от дирижаблей. Всегда, кроме того дня, о котором и пойдет речь.

Поздним вечером 18 июля 43-го года нескольким дирижаблям была поставлена задача патрулировать район, по которому должен был пройти грузовой конвой из нескольких судов. Неподалеку еще стоял эсминец - он в случае опасности тоже мог прийти на помощь. Дирижабли К-74 и К-72 выступили для выполнения задачи. К-74, который нас и интересует, был под командованием лейтенанта Нельсона Гриллса, ему подчинялись еще 9 членов экипажа.

К-72 ушел патрулировать в одну сторону, а К-74 в другую, в сторону Атлантического океана. В это же самое время немецкая подводная лодка U-134 всплыла для вентиляции отсеков - ночь стояла тихая, вода была спокойная, и ничто не предвещало беды. Через несколько часов эту самую лодку и засек дирижабль лейтенанта Гриллса. Сперва он увидел субмарину лишь на радарах, и только по прошествию времени, когда дирижабль выскочил из облаков, U-134 можно было различить визуально.

Между тем лодка стояла точно на пути того самого конвоя, который должен был пройти здесь примерно через час. Гриллс смекнул, что, вероятно, немцы готовятся встретить конвой и атаковать, как они делали не раз. Но вступать в открытый бой с субмариной на дирижабле было, мягко говоря, рискованно. И тем не менее командир принял решение - воспользоваться фактором неожиданности и напасть на немцев. Это, кстати, было строго-настрого запрещено инструкцией, но уж больно желанной для Гриллса была цель. Он передал на базу, что идет атаковать подлодку и начал готовиться к сбросу глубинных бомб.

На беду американцев, немцы заметили дирижабль. Была поднята тревога, и по К-74 был открыт огонь из 20-мм пушки. Следом за ней через несколько минут стало бить и 88-мм орудие. Гриллс упрямо шел на лодку, хотя с каждым попаданием ситуация на дирижабле осложнялась. В конечном итоге снаряд угодил по двигателю, и он загорелся. В этот момент К-74 уже была прям над подлодкой, экипаж гибнущей машины не растерялся и попытался сбросить бомбы, но они не отцепились. Полыхавший двигатель удалось потушить, но все было сильно повреждено, и дирижабль терял высоту. Спустя 5 минут после начала боя К-74 коснулся воды.

Экипаж машины покинул ее через двери и окна, в разнобой, успев накинуть спасательные жилеты. Спущенный плот был мгновенно унесен волнами и найти его не удалось. Гриллс плавал вокруг дирижабля и пытался подсчитать, все ли из его бойцов живы. Но он не рассчитал свои силы, и очень скоро его унесло в море так же, как и плот. В скором времени он увидел, что на него что-то надвигается - большое темное пятно. Как оказалось, это шел тот самый конвой. Сколько он не кричал, никто его не услышал, хотя корабль и прошел совсем рядом с терпящим бедствие лейтенантом.

Остальные члены экипажа  держались за дирижабль, воздуха в котором оставалось все меньше и меньше. Всех пугала неизвестность - за несколько мгновений до крушения они успели отправить сигнал бедствия, но принял ли его хоть кто-то? А вдруг сейчас придет немецкая подлодка и пленит их? А может и не станет брать в плен, а просто расправится на месте, да и все? Или за ними вообще никто не придет, и тогда их судьба будет еще более ужасной?

Как выяснилось немногим позже, сигнал бедствия был получен. На поиск подлодки американцы бросили свои силы, а один из гидросамолетов засек экипаж дирижабля К-74. Однако море к тому времени спокойным уже не было, волны становились все больше и больше, и сесть и спасти экипаж тогда не удалось. Им оставалось только ждать. 8 человек так и держались за дирижабль с одной стороны, а Айседор Стеселла, механик-бомбардир, был с другой. Вот ему и не повезло - внезапно за его спиной возник акулий плавник, и боец ушел под воду, и только красное пятно рассказало товарищам о его ужасной судьбе. Оставшиеся члены экипажа забрались на какие-то обломки машины - как угодно, лишь бы не быть в воде. Они достали ножи и приготовились обороняться, хотя и понимали, что это мало поможет. В 8 утра 19 июля дирижабль окончательно ушел под воду, а вскоре раздались взрывы - это запоздало сработали глубинные бомбы, достигшие глубины, на какую были поставлены.

Наконец, в 9 утра 19 июля к месту крушения пришел американский эсминец. Там к тому времени собралось много акул, которые кружили вокруг несчастных, что те уже и не надеялись на спасение. Разогнав их из пулеметов, людей подняли на борт. Пытались поискать и Стессела, хотя бы то, что от него осталось, но ничего не нашли. Не было там и командира Гриллса. Но его все же обнаружили в 9 -10 км от места крушения.

Позже некоторые члены экипажа за этот бой, хоть и вчистую проигранный, были награждены, в том числе и командир.

Таким образом, единственный бой дирижабля против подводной лодки закончился в пользу последней. Членам экипажа К-74 пришлось провести в воде более 9 часов, а командиру все 19. Экипаж понес потери в одного бойца из-за нападения акулы. Немцы потерь не понесли, и их подводная лодка еще 2 раза атаковала конвои в том районе. После этого она убыла во Францию на ремонт, после чего вновь вышла на путь "охоты" и была потоплена в одном из рейдов.


Рецензии