20. Ядерный банкет на троих

Май 2019


США взяли курс на реструктуризацию сложившейся в ХХ веке глобальной системы ядерной безопасности, базирующейся, как известно, на паритетных двусторонних договоренностях Вашингтона и Москвы об ограничении оружия «судного дня».


Это наследие уже далёкого биполярного мира, ставшее основой пока ещё действующего режима нераспространения ядерного оружия, в текущем ХХI веке сильно обветшало. По мнению большого числа международных экспертов, оно уже не учитывает больших перемен, произошедших за три десятилетия после краха СССР.


Произошло явочное расширение клуба ядерных держав, и сегодня 8 государств обладают ядерным оружием вполне официально, не скрывая этого: США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Индия, Пакистан и Северная Корея.
Подозрения о его наличии есть в отношении Израиля и Ирана. Формально их относят к числу так называемых «пороговых государств», которые в состоянии самостоятельно разработать и поставить на вооружение ядерные средства массового поражения. В этот список включают также Саудовскую Аравию, ЮАР, Мьянму, Алжир, Египет, Бразилию, Южную Корею, Швецию, Украину и ряд других.


Однако всё же глобальный режим нераспространения, при всех имеющихся в нём лазейках, действует и, как минимум, замедляет процесс расползания ядерной чумы по всему миру.


Мир перестал быть сначала биполярным, а потом — и однополюсным, с США как единственным абсолютным лидером во главе. К сожалению, Вашингтон, несмотря на постоянно декларируемые им миролюбие и строгость контроля, упустил шанс сделать планету совсем безопасной от угрозы ядерного самоуничтожения.


Своими главными ядерными «противниками» США резонно стали видеть «пороговые страны». Почти все войны, которые велись Пентагоном на рубеже двух столетий рассматривать именно с точки зрения ядерной безопасности мира. Так, были сокрушены Ирак и Ливия, однако доказать наличие у них ядерного оружия или его отдельных компонентов, так до сих пор никто и не смог.


Иран был загнан под жесткий международный прессинг из-за подозрений в работах по созданию ядерных боеприпасов и развитию средств их доставки. Свергнуты талибы в Афганистане, которые превратили страну в базу Усамы бен Ладена, подозреваемого в намерении осуществлять акции ядерного терроризма, взрывая в городах «грязные бомбы».


Следует отметить, что при Бараке Обаме США смогли организовать принятие срочных мер практически всеми государствами мира по защите от международных террористов имеющихся ядерных материалов. Четыре саммита по ядерной безопасности, прошедшие в 2010 — 2016 годах, сделали своё благородное дело. Тем не менее потенциала американского глобального лидерства не хватило на то, чтобы предотвратить появление ядерного оружия у Индии, Пакистана и Северной Кореи.


С Тегераном была заключена многосторонняя сделка по ядерной проблеме, гарантами которой стали, кроме США, Россия и Евросоюз. Однако администрация Дональда Трампа вышла из этого соглашения, усмотрев в нём лазейки для Ирана продолжать ядерные разработки. Вашингтон проигнорировал позицию всех своих партнёров по этой сделке, возобновив санкции против Тегерана.


Собственно, это привело к осложнению ситуации в регионе Персидского залива, вновь поставив его страны на грань возможного военного конфликта.
Дональд Трамп, вне сомнений, добивается более полного международного контроля над ядерными программами Ирана, оперируя доказательствами их продолжения, предоставленными Израилем.


Но у Израиля свой интерес – выдавить Тегеран из числа региональных игроков в Сирии, Ливане и на остальном Ближнем Востоке. В условиях осложнения ситуации вновь поднимается вопрос о ядерных амбициях Саудовской Аравии, которая и прежде угрожала обзавестись своим ядерным оружием, скорее всего, его купив.


Тридцать лет «противником» Вашингтона является Пхеньян, умудрившийся создать свои атомные, водородные боеголовки и бомбы. Для Северной Кореи это вопрос выживания в окружении напичканных ядерными ракетами и снарядами американских военных баз на юге Корейского полуострова, в Японии и Тихоокеанском регионе.

Конечно, они угрожают не только Пхеньяну, но и Китаю, ощетинившемуся по линии своего побережья баллистическими ракетами дальнего и среднего радиуса действия.
Причем под прицелом китайского ядерного оружия находится не только американская военная инфраструктура в регионе, но и практически весь курсирующий в океане американский флот. Военные эксперты США уже признали практическую неуязвимость Китая для любых попыток атаковать его со стороны Тихого океана.


Вообще в вопросах глобальной ядерной безопасности, США ведут себя как слон в посудной лавке. Понимая, что снижать уровень военных ядерных арсеналов всё же необходимо, Вашингтон идёт по странному пути. Он последовательно отказывается от выполнения своих обязательств по двусторонним договорам с Россией, заключённым ещё во времена СССР.


Администрация Дж. Буша–младшего похоронила договор о противоракетной обороне, заключённый в 1972 году. Это детище мудрого поколения американских и советских руководителей давала шанс миру уничтожить ядерное оружие через ограничение и последующий запрет на создание средств защиты от него.


То есть, расчёт был таков: если ядерное государство не сможет защищаться от ядерного нападения, не имея для этого соответствующих систем, то и создание новых образцов ядерного оружия будет бессмысленным, так как всё равно обе стороны ядерного конфликта окажутся взаимно поверженными.


Таким образом, на страхе перед полным ядерным уничтожением основывалась вся система сдерживания роста ядерных арсеналов. И это работало, открывая дорогу ядерным державам к постепенному сокращению и уничтожению оружия массового поражения.

 
К сожалению, американские наследники мудрого поколения оказались не столь дальновидны, расторгнув это соглашение, якобы мешавшее им надежно обороняться от других ядерных и пороговых держав, в частности, России, Ирака, Ирана и других.
Сегодня, когда страх пропал, Россия, например, пошла путем создания и развертывания систем гиперзвукового оружия, ракетных систем подводного флота, сделав уязвимой для ядерного удара практически всю территорию США и их союзников.


Более того, США, считая себя обойдёнными Россией, заявили о намерении выйти из другого американо-советского договора об ограничении ракет малой и средней дальности. Повод нашёлся — усовершенствование одной из российских ракет этого радиуса действия (опять же, вследствие утраты страха уничтожения, что и порождено после денонсации американцами договора по ПРО). Россия в ответ приостановила своё участие в этом договоре, полностью от него не открестившись.


Сейчас в США уже обкатывается другая идея – не продлевать договор о стратегических наступательных вооружениях с Россией. Подспудно в американские СМИ закидывается мысль о том, что якобы Москва нарушает договоренности о моратории на ядерные испытания. Тем самым делаются намёки на возможное скорое прекращение США следовать ещё одному системному соглашению в области глобальной ядерной безопасности.


Почему Вашингтон избрал такую тактику торпедирования сложившейся системы предотвращения ядерной войны?


На наш взгляд, причины могут быть в следующем.

 
Многоцентричность формирующегося ныне миропорядка сомнений не вызывает. Но вместе с тем соблазн обладать в полном объёме самой разрушительной военной силой увеличивается у всех претендентов на геополитическое первенство в своих регионах.


Сегодня Россия и США располагают самыми большими военными ядерными арсеналами, имея, соответственно, 7000 и 6800 боеголовок. Из них число стоящих на боевом дежурстве, тоже примерно равно: в России – 1950, США – 1650. Смертоносные запасы других держав намного скромнее: Франция – 300/280, Китай – 270, Великобритания – 215/120, Индия и Пакистан – порядка по 120, Израиль – 80, КНДР – 20. Причём все ядерные державы отказались поддержать Всеобщий Договор о запрете ядерного оружия, который уже подписали почти 60 государств.


По оценкам военных экспертов, ситуация в ближайшее время может измениться в том плане, что Китай в состоянии резко нарастить свой арсенал ядерного оружия. Пекин способен увеличить его через 10 лет, как минимум, до 500 боеголовок и более, не считая его тактических видов. Соответственно, будут ускоренно развиваться и программы совершенствования средств доставки. Бурное развитие космической отрасли в Китае только подтверждает такое предположение.


Важно учесть, что США и Китай — экономические лидеры мира. Как показывают текущие события торговой войны между ними, экономическое соперничество будет предопределять и рост их военно-политического противостояния.


По этой причине Дональд Трамп уже заявил о важности формирования трехсторонней системы договоренностей по ограничению ядерного оружия – с участием США, России и Китая.

 
Если Москва, формально не заявляя о своей поддержке инициативе Вашингтона, всё же дает понять, что не против этого, то Китай выражает своё несогласие с этой идеей.


Вот тут-то, возможно, и кроется замысел американской стороны. Суть его в том, чтобы, намеренно разрушая систему российско-американских договоренностей в области ядерного разоружения, создать волну глобального давления на Китай. И это преследует цель – добиться включения Пекина в международную систему контроля за ядерными арсеналами, создав барьер для резкого роста и модернизации китайского оружия «судного дня».


Отказ Китая от такой возможности мотивируется тем, что его арсеналы многократно ниже американских и российских, что вполне справедливо. Пекин призывает Вашингтон и Москву первыми снизить порог ядерного противостояния в двустороннем формате.


В тоже время, возможное участие в тройственном соглашении по ядерному оружию представляется стратегически выигрышным для Китая.


Во-первых, китайская сторона могла бы обусловить своё согласие участвовать в таком процессе предоставлением ей Вашингтоном уступок в нынешнем торговом противостоянии с США.


Во-вторых, статус Пекина как участника трёхстороннего договора по самой жизненной проблеме на Земле – ядерному разоружению, сразу же сделает его, де-факто и де-юре, одним из глобальных геополитических центров. Геоэкономическим полюсом планеты он фактически уже является. Тем самым, Китай закрепит за собой роль одной из трёх системных конструкций многополярного миропорядка, которому суждено сложиться в текущем столетии.


В-третьих, китайское руководство сможет выдвинуть некий современный аналог советской «программы мира» 70-х годов ХХ века. Это заполнит своими инициативами пустующую общественную нишу в области ядерного нераспространения, и станет дополнительным фактором роста доверия и привлекательности Китая для остального мира.

 
В таких условиях гораздо легче будет реализовывать торгово-экономические и политические проекты, выгодные Пекину.


В целом, в действиях США всё же просматривается определенная практическая логика, рассчитанная на стратегическую перспективу. «Ядерный банкет» на троих, к которому приглашает Китай и Россию Дональд Трамп, может сформировать и зафиксировать ту новую реальность, в которой вопросы глобальной повестки дня будут решаться за столом переговоров трёх ведущих центров мира. И тогда снизится опасность самоубийственной брани между ними, способной уничтожить всё человечество.


Май 2019


Рецензии