Хирурги

Становятся ли люди, находящиеся долгое время под прессом тяжёлой профессии сильнее и мудрее? А прошедшие через кровь и страх, и преодолевшие эти страдания и барьеры - обретают ли они что-то в себе, либо теряют?
     Вот к примеру - хирурги...
     Хирург, который каждый день по локоть в крови... Он режет, колет, вскрывает, отрезает, зашивает, у него болит спина и ноги. Что с ним со временем происходит?
     Тут я о настоящих хирургах: о тех, что в госпиталях и больницах, а не в поликлиниках. Становятся ли они от рутины и усталости откровенными циниками, как и многие врачи, либо обретают что-то иное - доброе и вечное?
     Занесло меня в молодые годы поступить в медучилище. Нужен был диплом. Я там правда недоучился, пробыл пару месяцев и ушел, нужда в дипломе отпала. Но не обо мне речь. Хирургию у нас вёл дядечка лет пятидесяти с умным усталым и мужественным лицом. Вёл и вёл... Так же, как и другие вели остальные предметы.
     И вот однажды, входит он в аудиторию изрядно пьяненький, извиняется и плачет... Начинает говорить и плачет... Никак не может себя взять в руки. Но потом собрался и объяснил в чём причина. Оказалось, что был он на похоронах своего сокурсника по институту:
"Если бы вы знали, какой это был хирург! - воскликнул он.- Не люблю я это выражение, но тут такой случай - "от Бога"! В Склифе работал. По косточкам всех собирал! А сам попал в аварию... и его не спасли..." Наш преподаватель проглотил спазм и продолжил:
- В институте мы его с практических занятий за дверь на руках утаскивали - как девочка в обморок каждый раз падал... Такой чувствительный был... Потом к старшим курсам попривык, но всё равно переживал... Переживал чужую боль, как свою. Вот так - себя преодолел и стал уникальным операционным хирургом! Некого с ним рядом даже близко поставить... Мы все равнодушные прагматичные бездари, быстро выгорели и всё...!
     Так с восторженной горечью говорил он, всхлипывая о своем товарище, и не было в нем ни капли зависти к более способному или даже талантливому ровеснику.
     Совсем не помню, как звали нашего подвыпившего педагога и тем более имени того удивительного погибшего хирурга. Я почти ничего из тех двух месяцев не помню: ни сокурсников, ни других преподавателей, ни какое другое событие. Меня тогда ничто не коснулось, только этот, совсем короткий его рассказ. Он так и врезался в память! Значит в нём была истина или очень много правды... Наверно речь тут о силе и слабости...
     Каким быть или стать -  зависит от воли человека и самой его природы. Да, в силу различных причин можно сделаться грубым, циничным и даже жестоким, но только в том случае, если всегда имел к тому внутреннюю склонность.
     У чуткого сердцем, душевная глухота не образуется. И если такой человек оказывается в жёсткой профессии или трудных обстоятельствах, то  он перемалывает их, а не они его. А уж коли совсем невмоготу - просто уйдёт из этой профессии, но внутренне меняться и черстветь не станет.
     Выходит так, что циничным и грубым в трудных условиях становится именно слабый, а вот сильный - всегда эмоционально сострадающий. Он будет только ярче и увереннее, как профессионал и светлей, добрей и мягче, как человек.

©  А.Е. Тулупов
   25 ноября 2022 г.


Рецензии
В хирургии видать без таланта не обойтись. Таким был говорят Николай Амосов - торокальный хирург, внедривший у нас в СССР АИК - аппарат искусственного кровообращения. Купил заграницей некоторые детали на свои деньги и собрали в Киеве. Прочитал все его мемуары - интереснейшие.

Алекс Савин   10.10.2023 21:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.