Первые уроки интернум философии
Эта философия не пытается ответить на глобальные философские вопросы, такие как вопросы о происхождении мира и вселенной, смысле их существования, о направлении эволюции, возможности познания абсолютной истины и многие другие. Она целиком направлена на изучение внутреннего мира обычного человека, законов, которым он подчиняется. Она имеет чисто практическую направленность и базируется на знаниях, которые накопила практическая психология и практическая философия.
УРОК 1. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ – ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вот что говорил о внутреннем мире человека философ Лао-Цзы:
«Представьте себе пруд на равнине. Когда страхи и желания не волнуют поверхность пруда, вода образует совершенное зеркало. В этом зеркале вы можете увидеть отражение Дао. Вы можете видеть Бога, и вы можете видеть творение».
Водную гладь пруда легко нарушить: достаточно вынырнуть крупной рыбе или плюхнуться брошенному камню. Разрушить внутреннее спокойствие большинства людей также легко: кто-то обругал в транспорте, написал злобный комментарий в соцсетях, человек совершил досадный промах в работе. И вот уже он во власти эмоций: ярости, обиды, стыда и разум работает с перебоями, как поврежденный аварией мотор.
Поэтому разумного человека, прежде всего, должна интересовать погода в его внутреннем мире. Если там штормит, дуют порывистые ветра или небо застилают хмурые тучи – ему плохо, даже если в реальном мире сияет солнце и поют птички, и в его доме полное изобилие.
Когда же на внутреннем озере штиль и погода солнечная, в душе будут расцветать прекрасные чувства и состояния: радость, эйфория, любовь, в это время приходят творческие решения, озарения. Об этом Лао-Цзы писал:
«Если вы озадачены тем, что видите и слышите, то не прилагайте усилий, чтобы понять вещи. Отойдите на мгновение назад и успокойтесь. Когда человек спокоен, сложные события становятся простыми».
Те же идеи поддерживал философ Артур Шопенгауэр, он написал в своей книге «Мудрость жизни»:
«Обыкновенный человек своё счастье находит во внешних по отношению к нему вещах: в имуществе, статусе, жене и детях, друзьях, обществе и т. д. Когда он их теряет или разочаровывается в них, рушится основа его счастья. Другими словами, центр тяжести находится не в нём самом; он постоянно меняет своё место при каждом желании и капризе».
В «Афоризмах житейской» мудрости он отмечал:
«Крайне глупо лишаться чего-либо внутpи себя с тем, чтобы выиграть вовне, т. е. жертвовать покоем, досугом и независимостью, – целиком или в большей части – ради блеска, чина, роскоши, почета или чести».
Итак, человек, желающий себе счастья и благополучия, должен постараться переместить полюс своих ценностей внутрь себя и, если необходимо, жертвовать внешним ради внутреннего, материальным ради идеального. Но этого недостаточно. Человеку необходимо научится контролировать свои эмоции и инстинкты. Это важно не только для того, чтобы иметь трезвую голову. Многократно показано различными авторами, что стрессы, беспокойства, отрицательные эмоции, подтачивают здоровье, как ржавчина металл. Убедиться в этом легко убедиться самому, измерив свой пульс и давление в определенные критические моменты жизни.
Здесь следует также добавить, что внутренняя гармония не подразумевает абсолютного душевного покоя. Философ и психиатр Виктор Франкл писал: «Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия».
Кто-то скажет, что все это пахнет эгоизмом и эгоцентризмом. Уход во внутренний мир – это жизнь для себя, пренебрегающая обществом, интересами других людей. Интернум философия не призывает игнорировать ни окружающих людей, ни социальные и трудовые обязанности, ни обычные радости жизни и ценности, она лишь призывает правильно относиться ко всему этому. И вот почему. Ответьте на вопрос, каким вы нужны вашим близким, вашим сослуживцам, всем тем с кем вы общаетесь – человеком заторможенным, подавленным, с расшатанной нервной системой и целым набором всевозможных заболеваний или человеком бодрым, спокойным, сообразительным, деятельным, способным решать проблемы? Ответ однозначен.
Итак: ОХРАНЯЙТЕ ВАШ СОКРОВЕННЫЙ ПРУД ОТ БУШУЮЩИХ ВЕТРОВ ЖИЗНИ.
УРОК 2. ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ МЫСЛЕЙ И ОТ ОТНОШЕНИЯ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ
Неприятные события, такие как разочарования, утраты, поражения, потери, травмы, болезни обязательно случаются в жизни каждого человека и приносят ему душевную боль, а иногда и физическую. Но одно и то же событие может совершенно по-разному восприниматься различными людьми. Например, один человек, провалившийся на экзамене по вождению, очень огорчится и отбросит идею получить права, другой же решит повторить попытку и станет заниматься с удвоенной силой.
Одно и то же событие может по-разному восприниматься одним и тем же человеком в разные периоды жизни. Например, молодого человека бросила невеста, вначале он был в полном отчаянии, но через несколько лет взгляд изменился и он понял, что случившееся может быть и к лучшему, у невесты был дурной характер и они все равно бы не поладили.
Почему так случается?
На самом деле всё зависит от ваших мыслей и от отношения к происходящему. Философ император Марк Аврелий писал в своей книге «Размышления»: «Если какая-либо внешняя вещь причиняет вам огорчение, то вас беспокоит не сама вещь, а ваше огорчение. И вы в силах его устранить».
То же самое утверждал Монтень: «Каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает».
Образец стойкости и разумного взгляда на трагические события жизни дает нам философ Анаксагор. Ему, обвиненному в «безбожии» грозила смертная казнь. Анаксагору пришлось бежать из Афин. Некто ему посетовал: "Ты лишился общества афинян", намекая на бедственное положение философа. Но Анаксагор по-другому оценивал происходящее. Он спокойно ответил: "Нет, это они лишились моего общества".
Итак: ВЗГЛЯНИТЕ НА ВСЕ ИНЫМ ВЗГЛЯДОМ, КАК БЫ ПОДНЯВШИСЬ НА ВЫСОКУЮ ГОРУ.
УРОК 3. РАЗЛИЧАЙТЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВЫ В СОСТОЯНИИ КОНТРОЛИРОВАТЬ И КОТОРЫЕ ВНЕ ВАШЕЙ ВЛАСТИ
В жизни любого человека происходит множество событий от него не зависящих. Например, вы сделали ставку на выигрыш любимой команды, а она проиграла и деньги потеряны. Вы хотели попасть в театр на разрекламированную премьеру, а билеты кончились. Вы купили компьютер, а через месяц он сломался. Что делать? Многие расстроятся, станут сетовать: «Надо было сделать иначе, надо было сделать ставку на другую команду». Все знают, что «надо было», когда событие уже произошло. Назад в прошлое не вернёшься, а сожаления и причитания не исправят ситуацию. Единственное, что вы приобрели - это отрицательный опыт и еще вопрос, воспользуйтесь ли вы им.
Зато есть другой подход. Различайте вещи, которые вы в состоянии контролировать и которые вне вашей власти. Последние примите, как неизбежное, как плохую погоду, как разбушевавшуюся стихию. Разве на плохую погоду можно обижаться? Только глупец на это способен. Пошел дождик – вы раскрываете зонтик и никаких эмоций. Независящие от нас события – это то же самое, та же стихия, с которой сталкивается человек.
Многие философы высказывали эту мысль. Философ-стоик Эпиктет говорил: «Существует только один путь к счастью - для этого следует перестать беспокоиться о вещах, которые не подчинены нашей воле… Одна из вещей, которая «не в нашей власти» — это везение».
Генри Форд сказал примерно то же самое: «Когда я не могу управлять событиями, я предоставляю им самим управлять собой».
Итак: НЕ БОРИТЕСЬ С ПЛОХОЙ ПОГОДОЙ, ЛУЧШЕ РАСКРОЙТЕ ЗОНТИК.
УРОК 4. НАКАПЛИВАЙТЕ ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. ОТКРЫВАЙТЕ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ. В СТРЕМЛЕНИИ К НИМ ВЫ ОБРЕТЁТЕ СЧАСТЬЕ
Философ Кьеркегор говорил: «Дверь к счастью открывается наружу». Нельзя просто желать его и получить. Оно приходит постепенно, в процессе накопления духовных ценностей, духовного восхождения, развития талантов. Стремление к ним - двигатель жизни. А без двигателя не едет автомобиль, и не летит самолет.
А каковы они эти ценности? Все, что минуло, отложилось не только в вашей памяти, но и в памяти этого мира. Знания, умения, постигнутые истины, вся накопленная за жизнь информация, приобретенные и унаследованные ценные качества души все это не исчезает в никуда со смертью человека, а остается. Материалист скажет, что это остается в памяти потомков, будет зафиксировано в книгах, фильмах, звуках, произведениях науки и искусства, теист заявит, что это останется в бессмертной душе и пригодится в будущей жизни.
Человеческие таланты также – несомненные ценности и для их обладателя и для других людей. Иногда Бог с рождения награждает человека большим талантом, видным всем, а иногда он едва заметен даже для своего обладателя, это всего лишь зародыш, семя. Так не бойтесь посадить его в своем саду, берегите и возделывайте это семя и получится большое дерево, приносящее полезные плоды, а если нет – обратите свое внимание на другие семена.
Знайте, что Бог каждому что-то дал и об этом говорит известная евангелическая притча: « Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно также и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл, и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подошедши, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрёл на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрёл на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошёл и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 14-30).
В Евангелие также сказано:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Многие философы, представители различных культур, соглашались с этими мыслями.
«Дух человека по природе нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорной работой над самим собой», – утверждал философ-стоик Эпиктет.
Итак: НАПОЛНЯЙТЕ СОКРОВИЩНИЦУ ДУХА И НЕ ЗАРЫВАЙТЕ СВОИ ТАЛАНТЫ В ЗЕМЛЮ.
Свидетельство о публикации №223100900521