Влияние стиля управления на сотрудников

Влияние стиля управления на поведение сотрудника
М. Шульгин, 2023 – 6 с.

Эта публикация составлена по работам И. Адизеса без интерпретаций и домыслов

           Цель – подвигнуть читателя, незнакомого с темой «Управление изменениями», идентифицировать своего руководителя. Для чего? – чтобы знать, кто он и почему он поступает именно так.
           Для чего еще? – Чтобы ВАМ не обсуждать начальника «какой он плохой», а делать свое дело добросовестно, как подобает гражданину своей страны и православному человеку (Н. Гоголь, Мертвые души т.2)
            Проблема состоит в том, что наш/ваш начальник, акцентируется на какой-то одной или двух из пяти ролей управления, а другие – выпускает по каким-то причинам.
            Стиль управления начальника определяет характер поведения подчиненных, которые вынуждены подстраиваться к нему. А иначе – удачи не видать.

1.   Стиль управления «Одинокий ковбой» (ОК)

Все усилия такого руководителя направлены на достижение целей организации. Как же он действует и как он выдвинулся на должность? – Его отличает усердие, прилежание, исполнительность. Слабые стороны «ОК» – администрирование, координация сотрудников, контроль за выполнением заданий и обязанностей. (ОК) прекрасный исполнитель в получении результатов. Много ли он работает? – Чрезвычайно много.
Когда он приходит на работу – первым. А когда уходит – последним.
           Что берет с собой домой – уходя берет с собой деловые бумаги. Для чего? – Вдруг выдастся возможность поработать в доме или поездке. Охотно ли посещает собрания и семинары – у него для этого нет времени. Что он делает в перерыве и на отдыхе? – Звонит в офис, интересуются, какие возникли новые проблемы, чтобы их решать самому.
           Покой приносит ему беспокойство. (ОК) подобен неуправляемой ракете, и может взяться за сторонние работы других организаций.
           Рабочие собрания он проводит – нехотя, редко, не задает вопросов, не создает дискуссий. – Расскажет, что предстоит делать и разошлет подчиненных выполнять поручения.
           Он не занимается обучением подчиненных, поскольку считает, что каждому надо больше работать, быть усердным и четко выполнять поручения.
          
   
II. Стиль управления «Бюрократ» (Бю)

Это не производитель, обеспечивающий результат. Он фокусирует свое внимание не на потребностях, которые должны удовлетворяться клиентами, а больше на администрировании, систематизации и регламентировании.
            В отличие от Одинокого ковбоя для Бюрократа важно не что делать, а как правильно делать. Он не предприниматель, идущий неизведанными путями, принимающий на себя новые риски и инициирующим изменения. Не является он и интегратором, пытающимся объединить людей вместе.
           (Бю) управляет строго в соответствие с кодексом правил, нормами, решениями и стремится лишь к тому, чтобы сделать организацию продуктивной – экономить на издержках. Для него важно действовать по законам системы. Все должно быть документировано. Действовать в соответствие с инструкциями и планом.
           А чем он занимается (Бю) в свободное время? – Составляет инструкции и стремится контролировать любые возможные нарушения. Он приходит на работу – вовремя. Уходит – вовремя. Он верит, что для достижения требуемых результатов необходимо лишь вовремя осуществлять все необходимые действия и обязанности, быть точным в выполнении инструкций, правил и процедур, а соблюдение формы автоматически обеспечит управление функций руководителя.
           Так бюрократ управляет хорошо управляемой катастрофой. Компания уверенно идет к своему краху в строгом соответствии с расписанием и регламентом. И все в ней делается исключительно продуктивно в соответствии с инструкцией.
           Приведем историю путешествия на воздушном шаре. «Летят, заблудились – спросили у прохожего, где мы сейчас? – Прохожий ответил – «На воздушном шаре». Тогда один из летящих говорит, этот парень настоящий бюрократ. Его информация точна, конкретна, но абсолютно бесполезна для нас.
           Проводит ли бюрократ собрания – обязательно, а его повестка посвящена? – деталям, как надо делать, а не что и почему.

III. Стиль управления «Поджигатель» (П)

У поджигателя полностью отсутствует роль Одинокого ковбоя. (П) не «уделяет внимание предоставлению срочных услуг, работе». У него отсутствует стремление к «интеграции» – его не волнуют отношения сотрудников меду собой, формирование коллектива, команды единомышленников. (П) устремлен в будущее и постоянно готовит организацию к все новым изменениям. Он всегда придумывает что-то новой и идет на риск.
           Когда (П) приходит на работу – когда ему вздумается, а уходит – то же так же. Особенно опасен поджигатель после некоторого отсутствия. За это время у него возникают уже новые идеи, которые он желает внедрить подчиненным, хотя еще старые не реализованы.
           Работники при нем должны появляться на работе до него, а уходить, сразу же после него. Но надо быть всегда начеку, поскольку они могут потребоваться ему в любое, даже свободное время. В любое время, даже в конце работы он может собрать совещание. Подчиненные обычно не знают, зачем их собрали, а если знают, но не уверены, что речь пойдет строго по повестке дня.
            К тому же работники плохо понимают, что происходит сегодня в организации. Не знают, какие поручения и идеи нужно реализовать сейчас, а какие отложить, если они уже вовлеклись в их выполнение. Начнут выполнять новую идею – это может не понравиться начальнику, поскольку он только поделился идеей и сам еще не знает, что надо делать в первую очередь по ее реализации.
           Поджигатели обладают харизмой. Они умеют завораживать, зажигать идеями, научить мечтать. Но подчиненные вскоре разочаровываются, так как им не удается реализовать до конца постоянно изменяющуюся мечту. Поджигатель принимает личное возражение как проявление несогласия и вражды и припомнит вам это.

IV.  Стиль управления «Суперисследователь» (Суп)

Руководитель этого типа заботится для кого он что-то делает, а не что делает. Его интересует то, как и почему именно это делает организация. (Суп) обращает внимание больше на самих людей и то, как они взаимодействуют друг с другом.
            Кто выступает на собраниях, проводимых суперисследователем? – Все кроме него. Чем занимается в это время (Суп) – слушает, кто что сказал, кто чего не сказал и почему он это сделал. Он знает о политике взаимоотношений лучше всех и не раскрывает своих карт раньше времени, потому что предварительно хочет выведать, что по этому поводу думают другие. Он может сказать: «у меня есть предложение, но я не уверен в том, что оно вам понравится».
           (Суп) не ведет, а идет вслед за мнением. Он пытается ускользнуть от ответа, выкрутиться. Испанцы этот стиль управления называют «мыльной рыбой». Они всегда держат нос по ветру, улавливают мельчайшие изменения в верхах и раньше всех узнают о новых подводных течениях. Динамика формирования группировок и центров власти всегда в их фокусе внимания.

 V. Стиль управления «Сухостой» 

– Он не способен выполнять ни одной роли.
Его ничего не интересует, только собственное выживание. Он не способны к энергичным действиям. Говорит обычно г-м, да, да, но мало что делает. Сухостой никогда не демонстрирует своего сопротивления изменениям, именно поэтому он всегда останется при новом начальстве более надежным, чем управленцы других типов.

ЧТО ВИДИТ НАЧАЛЬНИК, ГЛЯДЯ В ОКНО?

1. Так, если человек смотрит в окно и видит: лес, людей, горы, птиц – четыре элемента, то кто это? – Поджигатель.
2. Второй человек смотрит через окно и не видит ничего этого, он видит грязь на окне. Кто это? – Бюрократ.
3. Третий человек не видит ни общей картины, ни деталей. Он занят размышлением, как открывается окно? На какую сторону оно выходит, как оно работает – это Одинокий ковбой.
4. Четвертый – суперисследователь, вообще не смотрит в окно. Он наблюдает за другими. Что они делают, кто с кем разговаривает, о чем, куда они смотрят и др. Его интересует прежде всего «Кто с кем» и по поводу чего взаимодействуют .

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ

-  Сухостой никогда не демонстрирует своего сопротивления изменениям.
-  Одинокий ковбой (ОК), напротив, сопротивляется изменениям, говоря о том, что ему некогда.
 - Изменениям сопротивляется и бюрократ (Бю). Он оценивает издержки и считает их неоправданными рисками.  Ориентируется на те механизмы управления, которые уже работают. Воспринимает новые возможности, как проблему, к которой надо приспосабливаться.
- Поджигатель (П) также может сопротивляться изменениям, если идея принадлежит не ему.

ПОДЧИНЕННЫЕ 

Подчиненные Суперисследователя называются «информаторами». Они разведывают, где что происходит. Кто что сказал и по какому поводу. Почему это было сказано и какую опасность и значение оно имеет. Начальник слушает, кто что сказал, кто чего не сказал и почему он это сделал. Он знает о политике взаимоотношений сотрудников лучше всех и не раскрывает своих карт раньше времени, потому что предварительно хочет выведать, что по этому поводу думают другие. Поэтому добросовестные подчиненные должны держать ухо востро, чтобы не попасть в опалу.

            Подчиненных Поджигателя называют «клерками». Им платят за тор, что они восторгаются, обожают начальника и идут за ним на все новые предприятия. Но подчиненные вскоре разочаровываются, так как им не удается реализовать до конца постоянно изменяющуюся мечту. Поджигатель принимает личное возражение как проявление несогласия и вражды и припомнит вам это когда-нибудь обязательно.

            Подчиненных Одинокого ковбоя – называют «посыльными», поскольку он считает, что они сами не способны ни на что. Его подчиненные приходят в офис поздно. Уходят – рано. Что они делают в рабочее время? – Ждут, чего? – Когда их отправят выполнять какие-нибудь мелкие поручения. Служат как посыльные, идут то за тем, то за этим.  Такой начальник формирует безответственность и леность у  работников. 

            Подчиненных Бюрократа – называют «крючкотворами». Подчиненные боятся опоздать и уходят вовремя. Чем занимаются подчиненные. – Это не так важно. Важно все делать вовремя и соблюдать предписания и правила. Инициатива сотрудников при таком начальнике особенно наказуема. Выйти за рамки правил – наказуемо.  Подчиненные знают, что если сидеть тихо, не поднимать шума и волн вокруг себя, делать все точно по инструкции, то со временем можно стать начальником.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДЧИНЕННЫХ

«Разбуженный раздражительностью сотрудник начинает больше замечать недостатки и придавать большое значение разным несущественным мелочам. Притворство, придирки или некомпетентность начальника начинают вызывать в нем нервическое раздражение и становятся поводом сменить работу (когда есть возможность и желание зарабатывать другим делом) вместо того, чтобы образумится, отринуть гордость и самолюбие» (Н. Гоголь).
           Избежать такой позиции, по мнению Гоголя, возможно так: «Следует не оскорбляться на несправедливость начальника, на грубость, надменность его, а уместно подавить в себе честолюбие. Надобно иметь трудолюбие и самоотвержение для продвижения по службе».  Подчиненному также «следует примеряться к нраву начальника, нежели наоборот. Он один, а нас много».


КТО СОХРАНИТ СВОЮ ДОЛЖНОСТЬ?

           Сухостой никогда не демонстрирует своего сопротивления изменениям, именно поэтому он всегда останется при новом начальстве более надежным и верным, чем другие типы управленцев, хотя и бесполезным для решения важных задач организации в условиях изменений.
            Бюрократ также чаще других задерживается в должности, особенно если к власти приходит такой же бюрократ и неискушенный управленец, наивно доверившись успехами консервативного организатора.
            Суперисследователь, который всегда держит «нос по ветру», естественно подсуетится во времена перемен, чтобы удержаться в должности и эта должность серого кардинала второго плана – начальника кадров, заместителя по….
           Что касается Поджигателя, яркого харизматичного управленца – то он также обладает высокой выживаемостью. В случае перемен его переведут на другую руководящую должность. Пересадят в другое кресло, чтобы он в очередной раз разворошил своими инновациями идеями другую организацию.
            Больше других пострадает Одинокий ковбой – работяга, который тянет воз и ему некогда ярко светиться и устанавливать связи с верхами. То же происходит и с работящими компетентными сотрудниками – они не угождают начальству, смотрят на него как бы с высока и первыми попадают под раздачу.

Примечание: последний раздел составлен автором данной публикации из собственных наблюдений и соображений

Литература

1. И. Адизес. Управление изменениями: «Питер», 2008, 224 с.
2. И. Адизес. Управление изменениями без потрясений и конфликтов. - Электронная библиотека FB2EPUB.com. 2022. 310 c.
3. Н.В. Гоголь. Мертвые души т.2. - Электронная библиотека.
4. М.  Шульгин. Технология управления изменениями. - Михаил Шульгин, проза ру. Пособие. 2023 – 19 с.
5. М. Шульгин, О. Рудьман. Воспитание гражданина. - Михаил Шульгин, проза ру. - 2023


Рецензии