Агашкин жених

Поднос упал со стола. Упал вместе со стоящими на нём чашками, блюдцами и другими фарфоровыми предметами. Нестройный грохот бьющейся посуды сменился тишиной.

Молодой человек стоял над осколками. Целой оставалась только фигурка девушки в цветном платье с золотой росписью, которая, видимо, украшала одну из деталей сервиза. Он поднял её с пола и посмотрел на стоящих в комнате людей.

— Иван Никитич, господа, извините…

Текстильный фабрикант Зимин смотрел на своего воспитанника, который так неловко снёс со стола поднос. Сервиз только что подарил ему фарфоровый заводчик Кузнецов, приехавший в гости вместе со своей дочерью.

— Ну вот, собственно, и он, Никита Никитич, прошу любить и жаловать. Прости, Терентий Яковлевич, за разгром этот, но видишь, как у молодёжи — степенно ходить не могут, всё бегом.

Терентий Яковлевич молча кивнул.

— Мария Терентьевна, — продолжил Зимин, указывая на стоящую рядом с отцом девушку.

Та с интересом смотрела на покрасневшего Никиту. Роста она была высокого, статная фигура и чёрные волосы, выбивающиеся из модной причёски, выдавали отцовскую породу.

— Никита, я гостям рассказал уже про увлечения твои, про расследования загадок и преступлений по современной науке. Терентий Яковлевич очень заинтересовался. Помнишь, в газетах писали про душегубства в Дулёвской пустоши? Девушки убитые на его заводе работали. До сих пор не нашли убийцу.

Терентий Кузнецов спросил:

— Никита Никитич, неужели есть способ лиходея отыскать? Все деревни окрестные в страхе. Агашки, художницы, что на заводе фарфор расписывают, на работу приходить отказываются. За прошлый год троих задушил и этой весной одну.

Никита на секунду задумался и ответил:

— Ну так допросите всех людей. Завод большой, наверное, свидетели были. Места преступлений полиция осмотрела? Улики собрали? Всё же видно по уликам обычно.

— Приезжала полиция. Да какие улики… Там ведь бесовщина какая-то. Каждый раз находили рядом с удушенной девушкой фигурку фарфоровую, вот примерно, как вы сейчас в руках держите, только мужскую. Народ на заводе эти фигурки женихами окрестил. Говорят, забрал жених к себе невесту.

— Нашли, кто фигурки на заводе сделал?

— Да в том то и дело, что не нашли. Весь завод обыскали. Никто не видел. Форм для отлива на заводе много, но именно такой не нашли. Загадка.

— Действительно, загадка, — Никита покрутил в руках отколотую фигурку.

— По деревням уже сказку сложили про Агашкиного жениха. И все боятся, никак он снова за невестой придёт. Я и то, грешным делом, за Машу волнуюсь.

На лице Марии Терентьевны появился румянец.

— Батюшка, ну что же вы Никиту Никитича страхами нашими пугаете. Полиция разберётся.

Голос её был низкий и приятный. Никита на секунду забыл, что стоит над упавшим подносом с фарфоровыми осколками и слушает историю про загадочные убийства. Очнувшись, он сказал:

— Терентий Яковлевич, покажете мне завод свой и места, где жертв находили?

— Да, конечно, приезжайте, людей соберём, всё покажем.

Никита посмотрел на Машу, которая ещё больше раскраснелась.

— Не беспокойтесь, Мария Терентьевна. Найдём убийцу.

— Ну а сейчас давайте за стол, — хозяин жестом пригласил гостей. — Прикажу, чтобы убрали и новую посуду принесли. Тебе, Никита, китайского чая отдельно заварили.

* * *
В погожий майский день Никита Зимин приехал на фарфоровый завод в Дулёвскую пустошь. Не заезжая в усадьбу Кузнецовых, которая находилась тут же, он вместе с провожатыми, которых дал Терентий Яковлевич, осмотрел окрестные лесные тропинки, остановился и внимательно изучил места, где были найдены задушенные работницы.

Не найдя ничего примечательного, Никита, вернувшись, осмотрел завод, мастерские и людей, которые в них работали.

В отдельном помещении художницы занимались росписью фарфора. В основном это были молодые девушки-крестьянки, все невысокого роста, в простых платьях, похожие друг на друга.

После осмотра Никита зашёл в помещение заводской конторы, где его ждал Терентий Яковлевич.

— Ну что, Никита Никитич, придумал, как убийцу искать будем?

— Пока ещё нет. Места, где девушек находили, расположены на разных тропах в лесу. И все эти тропы к заводу выходят. Убийца их отсюда выслеживал.

— Мы после второго случая всех мужиков на заводе допросили. Может, кто из похоти лиходейства устроил. Никто, конечно, не сознался. Но и доктор уездный, который тела смотрел, сказал что не сильничали их.

— Но всё же в дни преступлений убийца здесь был. Терентий Яковлевич, можете мне рассказать немного про завод? Сейчас каждая деталь важна.

— А что тебе рассказать? Завод этот ещё отец мой начинал. Он сам из гжельских мастеров. Первый завод у него в Новохаритонове был. А здесь болота одни, пустошь. Вокруг старообрядцы в основном живут. Они много разговаривать не любят. Отец тоже двумя перстами крестился, хотя и не отсюда родом. Он с общинами деревенскими о работниках договорился, пустошь у помещика выкупил и завод построил. Мы с братом ему помогали.

— А брат ваш заводом занимается?

— Брат? Анисим? Занимается. Только своим заводом. Отец, когда уже старый стал и всю работу нам передал, по какому-то своему разумению решил, что дело нам с братом вместе вести нельзя. И разделил нас. Анисиму достался харитоновский завод, а мне дулёвский. Почти двадцать лет с тех пор прошло. Как раз в тот год супружница моя родами померла, Машу вот мне оставила.

— И что, совсем общих дел нет? Заказчики? Рецепты производственные?

— Что ты, какие рецепты. Анисим на своём заводе делает гжельский фарфор, с синей росписью. В Гжели таких заводов десяток. Но и спрос правда есть, про Гжель все знают. А у моих агашек роспись своя, розаны разноцветные, с позолоченным орнаментом. У нас с братом на заводах ничего общего нет. И в торговле мы не соперники. Вот посмотри сюда.

При этих словах Терентий Яковлевич показал на большой шкаф, стоящий за его спиной, в котором находилась фарфоровая посуда.

— Вот это всё наша, дулёвская роспись. А вот это блюдо ещё отец делал. Видишь разницу?

— Но с братом-то вы видитесь? Встречаетесь?

— Конечно, встречаемся. Он ко мне по праздникам в гости приезжает. Пьём чай. Но о делах ни слова.

Тут дверь в контору отворилась и вошла Мария Терентьевна.

— А вот и Маша. Не сидится ей дома. Нашла себе дела на заводе. Всё уже лучше меня знает.

Никита слегка поклонился, приветствуя девушку.

— Мария Терентьевна, подскажите, а на заводе, кроме посуды, ещё и скульптуры делают?

— Ну тоже скажете, скульптуры. Так, льют фигурки разные и расписывают. Мальчишкам деревенским по праздникам свистульки дарят, на ярмарки отвозят. Вон в шкафу несколько штук стоит. Я сама их сделала.

— А «женихов» могли на заводе сделать?

Мария Терентьевна задумалась.

— Сделать-то могли. Но у нас все работники на виду. Никто не видел, чтобы кто-то этих «женихов» делал.

— А вы работникам найденные фигурки показывали?

— Нет. На словах расспрашивали. Самих «женихов» полицейский пристав с собой забрал.

Никита смотрел на Марию Терентьевну, и его не покидало чувство, что все слова она говорит только для вида, а сама думает о чём-то другом. Чуть дрожащий низкий голос и едва вспыхивающий румянец подтверждали его мысли. Он сказал, обращаясь к Кузнецову:

— Терентий Яковлевич, придётся мне в уездный полицейский участок съездить. Хочу сам на «женихов» посмотреть. Уж больно всё странно получается.

— Так вам тогда в Покров ехать. Наши деревни к Владимирской губернии приписаны, не смотри, что Москва рядом.

— Съезжу. И ещё у меня просьба будет. Можно я несколько изделий ваших с собой возьму? Вот хоть бы свистульки эти?

— Конечно, берите, Никита Никитич. — Маша достала из шкафа и поставила на стол несколько фигурок, расписанных цветным дулёвским узором.

— А когда Анисим Яковлевич к вам в следующий раз собирался приехать?

— Да вот на Троицу должен быть.

— Не сочтите за навязчивость, можно, я тоже приеду? Поговорю с ним, может, что и прояснится.

* * *
Здание полицейского участка в уездном городе Покрове нашлось чуть в стороне от Владимирского тракта. Судя по тишине, которая стояла на пыльном дворе и внутри, работы у полиции было немного. Никита представился дежурному и попросил встречи с полицейским, который расследовал дулёвские убийства.

Через некоторое время в помещение вошёл чиновник средних лет.

— Павел Андреевич Берёзкин, — представился он. — Чем могу помочь?

— Здравствуйте, Павел Андреевич, меня зовут Никита Никитич Зимин. Я дальний родственник Терентия Яковлевича Кузнецова. Приехал поговорить с вами про убийства в Дулёвской пустоши и на улики посмотреть, если можно. Я изучал современную сыскную науку и новые методы расследования. Хочу помочь найти убийцу.

Полицейский с сомнением посмотрел на молодого человека. Гость был необычный, но имя заводчика Кузнецова требовало уделить ему внимание.

— Да, конечно, Никита Никитич. Я все случаи убийств в протоколах изложил, вместе с доктором жертв осмотрел. Работников заводских сам опрашивал вместе с Терентием Яковлевичем. К сожалению, найти убийцу не удалось.

— А вы ничего странного на местах преступлений не видели?

— Странного? Да сами эти убийства — одна сплошная странность. Куклы эти фарфоровые. «Женихи». Мы весь завод перевернули.

— Павел Андреевич, вы же их всех с собой забирали? Можно на них посмотреть?

— Да конечно. Хоть это и улики. Сторонним людям показывать не положено. Но для пользы дела — пожалуйста.

Пристав открыл дверь встроенного в стену шкафа, который служил ему сейфом. На верхней полке стояли четыре одинаковые фарфоровые фигурки. Они были разукрашены синей гжельской росписью.

* * *
На Троицу выдался тёплый, солнечный день. Никита подъезжал в экипаже к дулёвской усадьбе Кузнецовых, встречая на дорогах празднично одетых жителей соседних деревень, которые возвращались из церквей.

Во дворе усадьбы тоже была праздничная обстановка. Стояли запряжённые повозки, видимо, хозяин и его гости только недавно вернулись. Выяснив у прислуги, что Терентий Яковлевич пьёт чай вместе с дочерью и приехавшим в гости братом, Никита поднялся на высокое крыльцо и зашёл в большую комнату.

За столом рядом с Терентием Яковлевичем сидел его младший брат Анисим Яковлевич Кузнецов. Внешне братья были очень похожи, разве что у младшего было чуть меньше седых волос в густой бороде. В стороне за столом сидела Мария Терентьевна. Кузнецовы пили чай. На столе стоял самовар, было большое количество выпечки и сладостей по случаю праздника.

Терентий Яковлевич поднялся, встречая нового гостя.

— Никита Никитич, проходи, дорогой. Ну, что расскажешь про поиски душегуба? Я Анисиму говорил уже, что ты это дело по новой науке расследовать взялся. Если его помощь нужна, спрашивай, не стесняйся.

Анисим Яковлевич посмотрел на Никиту тяжёлым взглядом.

— Чем же, мил человек, тебе помочь? Я в хозяйстве брата не разбираюсь, бываю как гость, и то нечасто.

— А можете точно вспомнить, в какие дни за последний год приезжали сюда и кто ещё с вами из Новохаритонова был?

— Ну как, — продолжил младший Кузнецов, — вот также год назад на Троицу. Затем по окончании Успенского поста приезжал на Иоанна Предтечу. На Покров был, в прошлом году осень тёплая долго стояла. Зимой я брата не навещаю, в нашем деле работы много. Ну и по весне уже на сплошной седмице.

На лбу Анисима Яковлевича выступила испарина — то ли от выпитого чая, то ли от попыток вспомнить свои поездки.

— Со мной, кроме кучера, никто и не ездит. Мы с Терентием по завещанию родителя нашего все дела порознь ведём, заводские наши люди друг с другом не общаются. А что ты спрашиваешь?

— Вам, Анисим Яковлевич, брат про «женихов» фарфоровых, которых рядом с убитыми работницами находили, не рассказывал?

— Рассказывал про бесовщину эту. Кто знает, что у лиходея на уме.

— Никита Никитич, не томи, — обратился к нему Терентий Яковлевич. — Что в Покрове в полиции раскопал?

— А то, господа, что статуэтки эти расписаны не дулёвскими красками, а в гжельской манере. Синие они.

При этих словах Никита достал из кармана и поставил на стол маленькую фарфоровую статуэтку, расписанную сине-голубыми красками, которую он позаимствовал в уездном участке.

Кузнецовы посмотрели на статуэтку. Румянец на лице Марии Терентьевны сменился бледностью. Её отец и дядя, поочерёдно взяв фигурку в руки, изучили. Анисим Яковлевич поставил «жениха» на стол.

Никита спросил:

— Может, их привёз кто-то вместе с Анисимом Яковлевичем с гжельского завода?

— Да некому их привозить. Один я приезжаю.

Кузнецов-младший начал хмуриться, ещё не понимая, к чему ведёт свой разговор странный гость. Старший брат тоже смолк, а затем медленно произнёс:

— Никита Никитич, это что же ты такое говоришь? Агашек-то находили как раз после того, как Анисим у меня бывал. Уж не брата ли ты обвинить хочешь?

— Я, господа, на факты смотрю. Мы убийцу здесь ищем, а роспись на женихах совсем не дулёвская.

— Факты, говоришь, — Анисим Яковлевич говорил спокойно, но было видно, что он всё больше и больше распаляется. — Ну, пойдём посмотрим на факты твои. Вон она, повозка моя, во дворе стоит. «Женихов» я привёз, говоришь. Ну, пойдём посмотрим на «женихов» этих. Пойдём, пойдём, раз факты.

Кузнецов-младший встал из-за стола и, приглашая брата и Никиту, направился к двери. Мария Терентьевна пошла вслед за мужчинами.

Во дворе, подойдя к своей повозке, Анисим Яковлевич открыл дорожный сундук, стоящий на ней.

— По науке, говоришь, — он яростно смотрел на Никиту, — вот, смотри, на науку свою.

Анисим Яковлевич резко выдернул из сундука кусок плотного сукна, который укрывал находившиеся в нём вещи. При этом движении что-то небольшое бело-синее вылетело из ткани и упало на землю рядом с повозкой.

В пыли, прямо под ногами подошедшей Марии Терентьевны, лежал фарфоровый «жених». В наступившей тишине Никита наклонился и поднял статуэтку. В его руках были две одинаковые фигурки.

Братья Кузнецовы смотрели друг на друга.

— Анисим… Да как же… Да зачем?

— Господа, успокойтесь. Очевидно, что Анисим Яковлевич про фигурку в своём сундуке ничего не знал.

— А кто знал? Никита Никитич, мы же своими глазами всё сейчас видели? Это же из Гжели поделка. Или Анисиму её в Новохаритонове в дорогу положили? Анисим, может, расскажешь?

— Господа, я расскажу.

Сказав это, Никита достал из кармана носовой платок, взял одного из «женихов» и, завернув в платок, положил на ступеньку крыльца и с силой ударил по нему лежащим рядом камнем. Послышался звук раздавленного фарфора. Братья Кузнецовы вопросительно смотрели на Никиту. Развернув платок, он положил осколки перед ними. Мария Терентьевна побледнела.

— Посмотрите, внутри статуэтки, там, где она плохо обожжена, глина белого цвета. А на гжельских заводах в неё специальную примесь добавляют, чтобы потом синий колор хорошо ложился. Необожжённые места красные получаются, почти коричневые. Так Анисим Яковлевич?

— Да так. У нас весь бой в красноту отдаёт.

— А здесь на заводе такую примесь не используют, не нужна она для дулёвских разноцветных и золотых розанов. Так что получается, эту фигурку не в Гжели сделали, а, скорее всего, здесь. Кто-то её в повозку подкинул. И этот человек знал про мой приезд для разговора с Анисимом Яковлевичем.

Анисим Кузнецов посмотрел на брата.

— Терентий, ты что же такое удумал? Извести меня захотел? В убийствах агашек своих обвинить?

— Анисим…

— Что Анисим? Ты думаешь, я не вижу, что ты на отцовское наследство до сих пор смотришь? Меня на каторгу захотел отправить, а харитоновский завод к себе прибрать?

— Да к чему мне твой завод? Мы же двадцать лет как обо всём договорились.

— А значит, не обо всём. Небось, это ты лиходеев нанял и куклы синие агашкам подкинул? Завидуешь нашей гжельской росписи? Хочешь и себе такую, да батюшка наш в своё время по-другому распорядился?

— Замолчи! Мне от убийств этих одни убытки. Крестьяне боятся баб на завод пускать. Слухи идут, а всё из-за «женихов» этих.

Все присутствующие смотрели на Терентия Яковлевича и молчали. А он продолжил:

— И синь вашу гжельскую я терпеть не могу. — Терентий Яковлевич показал на осколки «жениха». — Как к вам не заедешь, одна синь кругом. Я специально ещё тогда решил, что не будет её на моём заводе. Нет её у меня нигде! Нету!

Носком сапога он втоптал в землю осколки и, взбешённый, посмотрел на брата.

— Из всей вашей синевы в доме только и остались один отцовский поднос и Машкины игрушки, которые ты ей в детстве дарил.

Все посмотрели на Марию Терентьевну. Она стояла, выпрямив спину, и смотрела вдаль, не обращая внимания на присутствующих. На её щеках горел лихорадочный румянец. Взгляд был мутный, как будто она думала о чём-то своём.

Неожиданно она выкрикнула:

— Почему?!

Её голос был необычный, как будто сломанный. В нём слышался визг, одновременно переходящий в бас.

— Почему жених Агашкин? Это мой жених, мой!

Она побежала в сторону дома.

Терентий Яковлевич и его брат поначалу опешили, но потом бросились вслед за ней.

— Маша, стой! Что с тобой?

Мария Терентьевна взбежала по лестнице на второй этаж, не останавливаясь, пролетела в свою комнату и захлопнула дверь.

— Маша! Маша, открой! — Терентий Яковлевич стучал кулаком в дверь. — Анисим, помоги!

Вдвоём они выбили дверь и ввалились в комнату. Никита зашёл следом за ними.

В освещённой солнцем комнате возвышался большой деревянный шкаф, на полках которого были аккуратно расставлены синие фарфоровые игрушки, те самые, которые Анисим Яковлевич дарил племяннице, приезжая по праздникам. Рядом со шкафом стоял большой стол, на нём были принадлежности для росписи фарфора.

На стуле рядом с кроватью сидела Маша. Она гладила разложенные перед ней на покрывале фарфоровые фигурки — близнецы привезённой Никитой и найденной в повозке Анисима Яковлевича.

Отец подошёл к ней.

— Маша…

Терентий Яковлевич обнял дочь.

* * *
Мужчины вернулись в столовую. Стояла тишина. Было слышно, как в углу тикали напольные часы.

Никита сказал:

— Мария Терентьевна нездорова. Такое бывает, господа. Нам на медицинском факультете французский профессор про такие случаи рассказывал. Детская психическая травма.

— Да какая травма, Никита Никитич? Маша с детства заботой окружена, ни в чём нужды не знала. Всё ей разрешал, жила как у Христа за пазухой.

— В этой заботе, Терентий Яковлевич, Маша росла одинокой, без матери, без подруг. Вот она и придумала собственный мир. Самой большой радостью для неё было, когда дядя по праздникам фарфоровые игрушки из Гжели привозил. Они и стали её друзьями. Со временем и жених появился.

— В детстве все в игрушки играют. Но убивать то зачем? Чем ей агашки не угодили?

— В фарфоровом мире была она и её куклы. И никого больше она в него не пускала. А когда она на завод первый раз попала, то увидела, что агашки похожие фигурки сами отливают и расписывают. Вот она и приревновала к ним. Получалось, что изменил ей жених.

— Но как она лиходейства эти придумала? Почему именно по праздникам всё случалось?

— Скорее всего, она ничего специально не придумывала. Просто болезнь обострялась, когда дядя приезжал. Для неё в эти дни видеть агашек с их куклами целым мучением было. Вот в какой-то момент она и решилась на убийство. В её больной фантазии это даже и убийством не было. Она же добра хотела, свадьбу устраивала для агашки и жениха-изменщика. Как в детстве играла, только к фарфоровой статуэтке ещё и живая невеста добавилась… — Никита перевёл дыхание и продолжил. — Вот и сегодня тоже обострение было. Узнав, что я приезжаю, чтобы с Анисимом Яковлевичем переговорить, она испугалась, что мы его винить будем за подарки детские, и решила одного «жениха» ему подарить, чтобы не расстраивался.

Терентий Яковлевич тяжело вздохнул:

— Что же теперь делать-то? Мне что, родную дочь под суд отдавать?

— Убийства больше не повторятся. А судить Марию Терентьевну нельзя, ей нужен доктор.


Рецензии