Любовь должна быть счастливой

Саша Черный (1880-1932) (настоящее его имя Александр Михайлович Гликберг), русский поэт «Серебряного века», прозаик, переводчик. Родился в Одессе в семье провизора. Из меркантильных соображений, ради поступления в гимназию он был крещен своим отцом, человеком весьма крутого нрава (поступить в гимназию Александр не мог из-за процентной нормы для евреев, а принятие крещения уравнивало его в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания). Детство, юность Саши не были ровными, гладкими и безоблачными. По примеру своего старшего брата в пятнадцатилетнем возрасте будущий поэт сбежал из семьи, которая впоследствии от него отказалась. Но милосердный Господь не оставил мальчика. Мир не без добрых людей. Нашлись благодетели, оказавшие ему приют и помощь. Особую роль в его судьбе сыграл житомирский чиновник К. К. Роше, пожалевший Сашу, взявший его в свой дом и воспитавший как своего сына. Особое внимание господин Роше уделял христианскому воспитанию своего подопечного.

1908-1911 годы стали для Саши Черного «звездным часом». С 1908 года он – один из ведущих поэтов «Сатирикона». Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в указанном журнале, сразу заслужили имя cвоему создателю и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского. В 1914-1917 годах Черный был солдатом при полевом лазарете. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 начался эмигрантский период его жизни.

Саша Черный хотел писать для детей, писать на Библейские сюжеты и сожалел о своем участии в «Сатириконе». Однажды, в конце лета 1932 года, немолодой уже человек, Александр Михайлович Гликберг, возвращаясь домой, услышал крик: «Пожар!» Он сразу бросился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили. Но дома он почувствовал себя плохо и, после тяжелого сердечного приступа, скончался. Ему было 52 года. А ведь он мог бы пройти мимо или просто вызвать пожарную команду... Нет, не мог! Не мог оставаться равнодушным к скорби ближнего человек, писавший такие прекрасные стихи. Жизнь он прожил непростую. Как и все мы ошибался, падал, но снова вставал и шел, шел за Ним, за своей Путеводной Звездой – шел за Христом и ко Христу. И в конце жизни исполнил заповедь Его: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Христовым заветам подчинено и внутреннее содержание стихотворения «Любовь должна быть счастливой».

С интересом можно посмотреть видеофильм Киностудии Московской Духовной Академии «Богослов» «Песочная проповедь». Необычно. Захватывающе. Умелые руки художника непрерывно рисуют на песке. Звучит приятная фоновая музыка. Такой же приятный мужской голос диктора говорит интересные слова. И вдруг режет слух изменившиеся до сарказма, ставшие неприятными, презрительными интонации того же диктора: «Помнится, Саша Черный издевался…», и читается, почему-то, не все это стихотворение до конца, но только первая его часть. Представляется, что этот текст нужно читать целиком, потому что последние три строчки – это ключ к пониманию всего произведения и отношению самого автора к вере и Богу.

В своем стихотворении Саша Черный затрагивает тему счастья, тему любви, свойств любви и имен Бога. Он начинает:



Любовь должна быть счастливой —

Это право любви.

Любовь должна быть красивой —

Это мудрость любви…



Счастье, любовь, красота, мудрость – прекрасные слова, прекрасные смыслы. Все эти слова в определенном смысле являются коррелятами слова «Бог». Но вспомним слова святителя Иннокентия Херсонского: «Человек создан для блаженства, и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему». Человек создан для счастья. А счастье – это быть с Богом.

Дальше в стихотворении Саши Черного читаем:



Где ты видел такую любовь?

У господ писарей генерального штаба?

На эстраде, где бритый тенор,

Прижимая к манишке перчатку,

Взбивает сладкие сливки

Из любви, соловья и луны?

В лирических строчках поэтов,

Где любовь рифмуется с кровью

И почти всегда голодна?..



Поэт здесь клеймит пошлость и вульгарность, но не любовь. Им прекрасно подмечено, что трудно сегодня найти чистое и возвышенное чувство. Как это похоже на байроновские строки:



Прочь, мирные парки, где преданы негам,

Меж роз отдыхают поклонники моды!

Мне дайте утесы, покрытые снегом,

Священны они для любви и свободы!»



Хотя у «властителя дум» звучит уже не вопрос о любви, но ее требование.

И в заключение стихотворения Черный произносит три ключевые строчки, которые все ставят на свои места, все объясняют:



К ногам Прекрасной Любви

Кладу этот жалкий венок из полыни,

Которая сорвана мной в её опустелых садах.



Здесь уже написано с большой буквы: «Прекрасной Любви», так что понятно, о Ком идет речь. О Боге, который есть Любовь.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Ин. 4:8).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1 Ин. 4:16). Саша Черный смиренно называет свое стихотворение «жалким венком из полыни», которая сорвана им в опустелых садах. Он сокрушается об искажении истинного смысла любви, о замене ее «сладкими сливками из любви, соловья и луны».

Вся жизнь замечательного поэта была поиском истинной Любви, жертвенной и бескорыстной. И доказательством тому служит исполнение поэтом заповеди Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).



Автор: Протоиерей Виктор Черноморченко



САША ЧЕРНЫЙ

ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ

Любовь должна быть счастливой -

Это право любви.

Любовь должна быть красивой -

Это мудрость любви.

Где ты видел такую любовь?

У господ писарей генерального штаба?

На эстраде, где бритый тенор,

Прижимая к манишке перчатку,

Взбивает сладкие сливки

Из любви, соловья и луны?

В лирических строчках поэтов,

Где любовь рифмуется с кровью

И почти всегда голодна?..

К ногам Прекрасной Любви

Кладу этот жалкий венок из полыни,

Которая сорвана мной в её опустелых садах.

1911г.


Рецензии