Записки кумукского наследного князя Зурхая

Записки кумукского наследного князя Зурхая, во время его нахождения в гостях у чеченского племени Чинахи из Довта Мартана в 1841-1842 годах.

Предисловие.
Представленный материал из нашего родового архива  это история в записках, о высоких и благородных нравственно-этических поступках, переданный нам через поколения нашим предком Зурхаем-первым, внуком князя Темира, а в
седьмом колене по восходящей линии от него, потомком Солтан-Мута (Султан-Мута, Солтан- Махмуда) – родоначальника княжеских родов и правителя всех Засолакских кумуков, во время его нахождения в гостях у чеченского племени Чинахи
в 1841- 1842 годах. Приговоренный к расстрелу Зурхай-1, за учиненное
справедливое возмездие над солдатами местного гарнизона, за поруганную честь дочери кунака, во время его пребывания у него в гостях в Гудермесе, вместе с еще 4-мя арестантами находился в одной из камер Моздокской тюрьмы.
Нападение на Моздок армии Имама Шамиля под предводительством духовного лидера Чечни Шаипа–муллы и освобождение узников тюрьмы, спасло Зурхая-1 от смерти.
Тяжело раненный, во время побега, Зурхай-1 и его сокамерник ногайский мурза Арслан были спасены, и доставлены в Довта Марта в родовое
поселение чеченского тейпа Чинахи. Своемуспасению наследный кумукский князь Зурхай-1 иногайский мурза Арслан были обязаны сыновьямалима Хози Гази из Чинахи: известному наибуИмама Шамиля - Гази Эзи и его старшему брату,находившийся в этой тюрьме - Гази Махти.Наш предок Зурхай-1 и его друг Арслан жили,лечились и восстанавливались от ран до полноговыздоровления в Довте Марте. Рана Арсланабыла не тяжелая, поэтому подлечив ногу, спустятри месяца покинул Довта Марта. Раны Зурхая-1были очень тяжелыми, поэтому до полноговыздоровления и ожидания урегулированиявопроса реабилитации по вышеприведенномуинциденту, он прожил в Довте Марте - целый год.С большой теплотой и скрупулезностью Зурхай-1описывает свое пребывание в Довта Мартане,отражая в записках дни своего годовалого пребывания – как одной из самых ярких ивпечатлительных страниц в его жизни. Умирая,он завещал своим потомкам, не обрывать иподдерживать связь с Чинахи из Довта Мартана.Он глубоко сожалел, что так и не выдался случай,должным образом при жизни воздать даньуважения - этому неиссякаемому роднику: добротыи уважения, чести и достоинства - своим друзьям ибратьям из Довта Мартана.Только, по прошествии около 75 лет, послеосвобождения Зурхая-1 - внуку его внучатогоплемянника - Темир-Солтану Зурхаеву удалосьисполнить наставления и заветное завещаниеЗурхая-1 в 1915 году, в отношении своих братьеви друзей из Довта Мартана. Темир-Солтан помогсбежать из тюремного заточения, с островаЧечень, известному на Кавказе – легендарному,Кути, сыну - Гази Махти и племяннику известногонаиба Имама Шамиля - Гази Эзи.Далее последовали годы лихолетья и вплотьдо выселения наших братьев – чеченцев в 1944году, представители нашего рода взаимно тесноподдерживали отношения с родом Чанахи изДовта Мартана и сыновьями - Кути.Несмотря, на все перипетии жизненных процессов,наш род оста;тся верен завещанию Зурхая-1 исчитает своими кунаками чеченцев тейпа Чинахииз рода - Довта Мартана.Зурхай-1 был достаточно грамотным иобразованным человеком для своего времени,он говорил на многих языках и писал, в томчисле, на арабском и русском языках. Особымего увлечением был интерес к происхождениютюркских, кавказских и иранских народов. Подачаего материалов произвольна, последовательныхисследований он не производил.Представленный нами материал, воссоздан путемкомпиляции первичных источников Зурхая-1, втом числе, изустно передаваемых от поколенияк поколению, тухумных и родовых преданий -источника самосохранения самоидентичности,переведенных с кумукского языка. Мы на своеусмотрение поставили очередность подачи«записок», в той части, где мы не уверены вподлинности перевода, приводили нескольковариантов. Не искажая, смысл «записок» и егосодержание, мы скорректировали материалдо степени его понимания современниками 21века. По совокупности этих причин, возможнынесущественные неточности в топонимииописываемого исторического периода иправильности озвученных имен, с точки зрениясовременной историографии. Будемпризнательныпрофильным чеченским писателям, историками ученым за мотивированные поправки по
«Запискам …».
Материалы нашего архива публикуются впервые,после истечения срока давности в 100 лет, современи последнего вышеописанного события1915 года, согласно завещанию – Темир-СолтанаСатыбаловича Зурхаева (внук Зурхая-2).Основным держателем всех архивных документови информации, касательно нашего тухума иродовых связей, до последнего своего дня –03.08.2012 года, был младший брат Темир-Солтана– Абдулла Сатыбалович Зурхаев (внук Зурхая-2) -1914 года рождения.
Я, Темир Хамза, являюсь исполнителем воли изавещания Темир-Солтана, уполномоченный на этоего младшим братом – Абдуллой Зурхаевым, и егоже завещанием уполномочен – держателем всейинформации тухума и родовых связей, после уходаего в мир иной, ввиду особых условий развитиятухума и рода.
Темир Хамза.

Записка №1. БЕГСТВО.
« … Когда пришел в себя от беспамятства я незнал, где нахожусь. Когда появился, как и яприговоренный к расстрелу, Арслан - ногайскиймурза, я немного успокоился. Я помнил, что вменя и еще в одного попали залпом, когда мы ужеспрыгивали с тюремного забора, дальнейшиесобытия я не помню … .»
Записка №2. Спасение.
Как оказалось, ранен вместе со мной был Махти,сын Хози Гази из племени Чинахи с Довта Марта.Нас пятерых запертых для расстрела, на рассветеспасли два брата: Махти и известный наиб ИмамаШамиля - Гази Эзи, сыновья Гази. Махти лежал сомной в одной комнате. Мы были в доме младшегобрата Гази - Юсупа. Это был отдельный маленькийдомик во дворе, на самом краю обрыва, былавидна река и противоположный берег реки. Занами ухаживал сын Юсупа – Соадал и ногаецАрслан, который уже чувствовал себя хорошо.
Записка №3. Лекарь
Лечил нас лекарь по имени Мудал с местечкаВалерик, его род и Чинахи из Мартана связываетдавняя дружба. Много лет назад их праотцазахватили черкесские князья, за то, что онженился на их дочери без их согласия. Хотелиего казнить, только вмешательство Чинахи изМартана, спасли его жизнь и, вдобавок ко всему,черкесы согласились на его женитьбу с княжной.Аки Мудал был известным лекарем и его лечениянам здорово помогало.Когда спрыгивал с забора тюрьмы Моздока, яупал на железку, она проникла мне ниже грудной
клетки и обломилась, эта рана особенно терзаламеня болью. Резать эту рану Мудал не решался,он положил на эту рану медвежий жир. Спустятри месяца, это место стала набухать и темнеть.Далее нарыв прорвало и вытекло много гноя, ипоказался кусок железки. Лекарь ухватил железкущипцами, чтобы она не убежала, сделал надрез ивытащил жШира Ашха. Все эти места, люди из других племени народов называли Довта Марта.
Записка №5. Медресе.
В Довта Мартане были два медресе, в Мартане- под присмотром шейха Мадага, дед имамаКавказа Мансура по матери, и его потомков. ВШира Ашха - медресе построенный в середины17-го века на средства закубанских ногайцев, подприсмотром шейха Кати и его потомков.В медресах с 17-го века обучались отпрыскиадыгских князей вместе с чеченскимипослушниками. В 1826 году, когда завоевателисожгли Довта Марта, погибло много адыгскихдетей. В 1832 г., когда окружили Довта Марта,Чинахам удалось вывести и спасти детей адыгскихкнязей, послушников медресе и переправить их кплемени Карабулакам, а потом отправить к себедомой. Это был последний досрочный выпускадыгских послушников в Довта Мартане.
Записка №6. Жизненный уклад.
Очень быстро я разобрался в городке проживания- Мартане. Когда мне стало получше, я перебралсяжить к самому старому и авторитетному жителюДовта Мартане, внуку шейха Медага - Арсби. Какон сам утверждал, ему было далеко за сто лет,чувствовал он себя хорошо и разум его был ясный.Заправлял Мартаном Хизри-хаджи, племянникАрсби, он же и его потомство были занятыдуховными делами медресе. Все вопросы,связанные с религией, решались у них. У нихжили приглашенные алимы, из других мест, дляобучения послушников медресе. Эти вопросырешал старший сын Хизри-хаджи - Ибаш, у негово дворе и проживали приглашенные алимы.Во время моего пребывания в Мартане, япознакомился с известным алимом Дошкой изрода Черми, который раньше проживал у Ибаша.Он приезжал в гости со своей женой княжнойчеркесской - Нуретой, на которой он женилсяраньше, в период проживания в Довта Мартане,когда послушниками были еще дети адыгскихплемен.
Вопросы войны и мира решались у Гази, сынаХози - брата Хизри-хаджи. Хози не было вживых. Жена Хози, Умида была из известногорода племени Центори. Она была тетей Шоипа,самого приближенного и доверенного наибаШамиля. Шоип часто бывал в Довта Мартане,его сопровождали сорок всадников и они былитолько на белых конях. Всегда при Шоипе был егоплемянник и наш спаситель Гази Эзим наиб ИмамаШамиля. Имам часто бывал в этих краях и всегдаостанавливался у Гази. Многочисленное воинствогостей и их кони располагались в огромном дворебрата Гази - Гурчаки. У него было отдельноебольшое помещение, как казарма, где былидеревянные топчаны укрытые овечьими шкурами.

Записка №7. Особенности строений.
В отличие от Шира Ашха, в Мартане хутора
находились подальше, полчаса ходьбы. ДовтаМартан был окружен хуторами Чинахи. Подальшеот них были разбиты хутора племени Зумси, Тумси,Аки, Мержи. Нигде я так и не увидел, кроме как вДовте Мартане, чтобы ограды были выложеныиз камня из извести. Обе медресе и мечеть,построенные на границе Мартана и Шира Ашха,были выложены из камня. Дома в Довта Мартанебыли, как у всех чеченских племен, из дереваглины и соломы.
Записки №8. Арсби.
Через четыре месяца моего пребывания в ДовтаМартане, я перебрался жить к самому старомужителю Довта Мартана, к Арсби, сын Голанчери,внук Шейха Медаго. Его жизнь и судьба незавидная, трагичная и горькая. Родился он,примерно меньше середины 18-го века. Женилсяон поздно.Вместе имамом Кавказа Мансуром, егодвоюродным братом, который младше его на15-17 лет, воевал против русских на сторонеадыгов. Женился, когда ему было за сорок лет. В1826 году, когда полностью уничтожили, сожглиДовта Мартан, и поубивали всех жителей, погиблиего жена и семь его детей. Он не свыкся с этойутратой, когда он об этом рассказывал, голос егостановился не ровным и по белой бороде катилисьслезы его утраты. Он жил отдельно, в своем доме,но дети и внуки его брата Эльжарки смотрели заним, как за отцом. У Арсби проживал Зука, внук егобрата Эльжарки, сын Меши. Разум его был ясный ион рассказал, что Довта Мартан - так прозван где-то 1505-1515г.г., раньше он назывался Нахи-Чу, арека Марта называлась Нахи-Хи. 120 лет назад, какстали называть Нахи-Чу Довта Мартаном, в поймереки Нахи-Хи состоялось сражение чеченскихплемен и многих народов Кавказа с Тимуром-хромым. Эта была жестокая битва, котораяпродолжалась три дня и три ночи. Кавказцы былиразбиты, армия Тимура была настолько велика,что не было конца. Убитых было так много, чтоместами реку перекрывали трупы убитых. Двенедели хоронили и развозили убитых. Неделюпо Нахи-Хи текла красная вода от крови, Нахи-Чуразрушили полностью, разрушили самую высокуюмечеть на Кавказе. Как рассказывал Арсби, Нахи-Чу был значительным, это был город племениЧинахи. В Нахи-Чу проживали и армяне, и евреи, ииранцы - торговали, мастерили.Против Тимура отряды собрал и возглавилстарейшина Нахи-Чу, Эзам из племени Чинахи. Сним рядом стоял его верный друг и названныйбрат Медал из племени Зумси. Чеченские племенабыли загнаны в свои родовые крепости в горах.Спустя 120 лет 1505-1515г.г. наместник Тимуридовна Кавказе, Юсуп, вынужден был договориться, счетырьмя или пятью внуками Эзама Довтой, чтоони отходят и освобождают территорию чеченскихплемен до терского хребта. Более ста лет горцынападали на тимуридов и не давали им обжиться.В поселение Нахи-Чу пытались поселиться Орши,племена иранского происхождения, но Чинахисвоими нападениями не дали им это сделать.Когда Чинахи вернулись в свое поселение, Довтапрозвал это место Мартан или Мартаном, чтоозначает «Мужское благое место» - город мужчин.Реку прозвали Марта – служи мужчинам. Вот такМартан стал зваться Довта Мартан.Сами Чинахи,звали свое поселение - Мартаном.Вместе с Арсби мы часто бывали на их хуторах,они лежали вокруг Довта Мартан и каждый хуторлежал на реке или рядом с рекой, и каждый хуторокружал лес. Пока не подойдешь и не поймешь,что среди леса хутор. Чинахи на хуторах держалискот, лошадей и прочую живность, растили сады,кукурузу и овощи. Чеченцы других племен делалитоже и жили в своих хуторах отдельными родами.Хутора кругом укрывались высокими прочнымиплетеными ограждениями. Эти укрепленияслужили защитой от нападений медведей, кабанови волков. Но кабаны, рассказывают тут, разрывалиограды и прорывались на кукурузные поля.Проведав, хутора чинахи, мы с Арсби обязательнозаглядывали и в соседние хутора.У Мамти, старейшины рода племени Тумси, нахуторе была дикая груша огромных размеров. Этигруши они мочили в деревянных жбанах, грушибыли очень вкусные и кислые.Несколько лет на хуторе у Чинахов, проживалрод Идага, сын Мани, проживавшие раньше нареке Асса. Идаг считает, что женщин и детей надоукрыть в горах в родовых крепостях и воеватьукрыть в горах в родовых крепостях и воеватьс русскими, отбивать свои жилища, хутора,поселения до победного конца.Из всех хуторов на Ашхе, лучше укрепили хутородноглазого Тимага, старейшего рода племениТумси. И как рассказывают люди, он в молодостимог с одним кинжалом пойти на медведя и убитьего.В Довта Мартане всегда были гости, много гостей,и многие из них обязательно заглядывали к Арсби.Я присутствовал при разговоре с Арсби Урус –Мартановского наиба Исы из рода Гендергени .Исе было под семьдесят лет , это был оченьволевой человек, который не терпел малодушие.Он вс; допытывался у Арсби, почему Чечня иДагестан не поддерживали Имама Мансура.Арсби рассказал, что это было в 1787 году, а можетбыть 1786 году. Имам Мансур , князь Кази-Гирей ,ногайский князь Адал , приезжали Довта Мартан,и в доме шейха Медага встречались с известнымилюдьми из плем;н Центори, Зендаки, Бени, Дишнии др. Из Дагестана были кумукские князи отХамзаевых и Урусхановых, и несколько ханов отаварцев и лезгин.Гости пробыли трое суток, много говорили, нои чеченцы и дагестанцы сказали, что не смогутподнять народ. Очень много чеченцев ушлос Ушурмой к Черкесам, многие не вернулисьобратно, кто погиб в боях, кто, женился и осталсятам. Арсби заключил, что жестокость русских -чеченцы и дагестанцы, в то время ещ; не вкусили.Записка № 9. Производственный уклад.Левый берег реки Марта, где находилось частьМартана, было безлюдно, там обжитые и ставшиечастью Мартан хутора. С берега хорошо быловидно, обставшие надолго и обросшие бурьяновзаброшенные сады. Как рассказывают Чинахи,когда Марта разливалось в период проливныхдождей в горах шли, порой и две недели, рекаразделяла Мартан, и люди не могли переходитьбурлящую реку. Когда река разливалась,река приносила много камней. Часть этихкамней белые, как куриные яйца, отбиралась инакапливалась для добычи с них извести. Раньшеизвесть добывалось на левом берегу, теперь этоделается на правом берегу реки Марта с восходомсолнца на окраине Шира Ашха, а с заходом солнцана окраине Мартана. Недалеко от Шира Ашха,известь добывали рядом со своим хутором, людииз племени Мержи. Они копали яму размером:4м - в длину и 2м - в ширину, закладывали тудадрова, сверху обкладывали их отобраннымибелыми камнями и поджигали огонь, от огня камнилопались. Когда дрова заканчивали гореть, огоньостывал, горячие камни обливали водой тут жепротекающей реки, и камни начинали лопаться ирассыпаться.На окраине Мартана, в верхней е; части, известьюзанимались на;мники иранцы. Они прорыли наберегу яму таких же размеров и высоту 1,5метра,сверху укладывали железными жердями ина них укладывали камни, в прорытый проемзакладывали 4 тысячи дров и поджигали.Остальное, они делали как мастера из Мержи. Рекаприносила много поваленных деревьев и камней,и поэтому этот материал находился под рукойработников. Известь брали со всех хуторов и всехокругов.
Записка №10. Похороны.
У чеченцев похоронные дела устраивалисьнемного по-своему. Во дворе ноябрь, так многоубитых за один раз в Давта Мартане в мо;нахождение здесь не было. Месяц назад принападении на Кизляр с Довта Мартана и из вокруглежащих хуторов было убито больше 20 человек .Пятерых убитых привезли , остальных похоронилитам, трое убитых были из Довта Марта: Ида - внукГурчака; Абал - внук Хизри- хаджи; Исмаил - сынМона и родной брат наиба Алдам-Ислама. Ещеодин был из хутора Мержи и один - из Тумси.Тазит, прощально-соболезновательный обряд,
устроили во дворе в медресе в Шира Ашха - побрату наиба Алдама-Ислама, а во дворе Гурчака -по двум убитым внукам Хизри-хаджи и Гурчака.Двор Гурчака был очень большой. Напротивворот, под навесом на больших пнях установилидоски и на них уложили овечьи шкуры, во дворебыло очень холодно. Родственники и близкиеубитых устроились прямо напротив ворот. Насамом почетном месте сидел Арсби, рядом сним Хизри-хаджи и Гурчак, Гези и Ибака сиделиним Хизри-хаджи и Гурчак, Гези и Ибака сиделиза ними. Одни меняли других, но не низменнымоставался Арсби. На первый взгляд казалось, чтовсе рассаживаются как им удобно. Но, наблюдаяза участниками тазита, я уловил твердое правилоповедения.Когда входящие во двор для соболезнованияподходили, они читали молитву и обращалиськ близким родственникам погибших -соболезнуя. Потом приветствовали гостей, затемрассаживались и уходили в сторону. Родственникисидели напротив ворот, справа от них сиделитолько гости, чем гость почетнее или издалекаприбыл, он садился ближе к родственникам,принимающих соболезнования. Жители ДовтаМарта и вокруг лежащих хуторов садились илистояли с левой стороны от родственников.Рано утром с большой группой людей на тазитприбыл Томат из рода Эмзи , все стали и онсел рядом с Арсби . Следом за ним огромнаяколичество людей во главе с Маса - сыном шейхаКоти , Маса сел рядом с Арсби и Таметом . Арсбине дал другим даже сесть и поблагодарив ихотправил на другой тазит - они хоронили братаАлдама-Ислама. Немного погодя, Арсби отправили Масу, он был старшим из принимающих тазит вШира Ашхе . Все три дня на тазите присутствовалШоип - Молла , он был двоюродным братомГази , Гурчаги , Гаймарзи и Юсупа . Шоип-моллавместе с Чинахи и со своими людьми, отлучалисьсоболезновать по другим погибшим. Все три дня,соболезновать по другим погибшим. Все три дня,было огромное число соболезнующих: близкиеШейха Мансура с большой группой людей из Алды,пробыли на тазите два полных дня; АрсаноевскийЭски со своими людьми; наиб Иса Гендергени иМухаммад Гехинский с людьми; Аздамир из Цоции Сулим из Архи со своими людьми; Байбатер-Хаджи из Архи со своими мюридами; Идаг изплемени Зумси, с людьми из своего рода пробылвсе три дня; известный Мамти, из племени Тумси, слюдьми своего рода, проживающий в предгорномпоселении Ашха; два дня были люди из племениАки из Валерика; Мержи от Карабулаков , воглаве с известным старцем Ади-Иди. Оружия, укого было с собой, оставляли на улице, кромекинжалов.Ждали имама Шамиля, но он с Гойти должен былсрочно вернуться в Дарго. На третий день семьямубитых пригнали скот и разную снедь на повозках .На четв;ртый день ворота Гурчага закрыли, ктоприходил - ходили к Хози Гази и Хизри-Хаджи.
Приехали за сто человек с горной крепости ЧинахиУшкаги в главе с наибом Дуби.
Записка №11.
МасаМое любопытство и желание к познаниюистины, постоянно толками меня что-тоискать, спрашивать и слушать. Занятые людии обстановка в Довта Мартане, и в Чечне, неспособствовала к долгим разговорам. Но,несмотря на это, проявляя должный такти уважение гостю, охотно отвечали на моирасспросы и Арсби, и ставшим моим большимдругом Маса - сын Шейха-Коти. Ему было околоили за 70 лет, но энергия в нем бурлила. Этобыл без предела храбрый и неуемный человек,он вечно хотел сделать, что-то большое и этоему давалось. Маса был наследником многихнаписанных и собранных его отцом, Шейхом-Коти,знаний. Шира Ашхе он был самый авторитетный,и наиб Алдам-Ислам - его двоюродный брат,подчеркнуто обозначал его значимость илидерство в Шира Ашхе. Но, и в Мартане он былне менее авторитетным, приходя туда, кого-тоотчитывал, кому-то делал замечание. А на первыхпорах был убежден, что им он был дедом илидядей. В отличии от Арсби, Маса рассказывал и несомневался в истинности своего повествования.Чеченцы, он считал, вернулись к себе домой, послетысячи лет скитаний по историческим местамЕгипта, Малой Азии, Турции и Южного Кавказа.
Имели свои государства и даже были перунамиЕгипта. Но, вечные войны с другими народами,сокращали их население и они продвигались туда,откуда они потомки Дзуркая, ушли когда-то. Онсчитал, что они, чинахи, потомки царей страныМартан.Когда я спрашивал, что вас связывает с Адыгамии почему Черкесы, Кабардинцы и Шапсуги бываюттолько у вас, и через вас строят отношения сдругими племенами, он говорил, что это тайнавремени и рассказал, что много сот лет томувремени и рассказал, что много сот лет томуназад, может и тысячи, у предков чеченцев былосвое государство, и Чинахи жили в большомгороде. На их государство напало несметноеколичество войск и город уничтожили, многихпоубивали, остальных погнали на восток. Попути умирало много людей, и в конце - концових полуживых пригнали в чужой город Гарм.Город был разрушен, на улицах валялись,разложившиеся тела людей и животных. Вокругэтого города жили люди одной их крови, но имне давали их хоронить. Первым делом, предкичеченцев, собрали тела убитых и похоронилиих со всеми почестями. Этот народ настолькобыл благодарен поступку предков Ченахов, чтоприняли их как желанных гостей. Потомки этогонарода и являются племенами Адыгов. С тех порони и Ченахи не теряют свои отношения.В один из летних дней я гостил у Маси, в ШиреАшхе. Он предложил пойти в гости на хутор кплемени Мержи, к своему другу, слепому старцуШамсу. Хутор Мержи находился пониже Долиныродников, в сторону Валерика. Шамсу и егосыновья встретили нас приветливо, сам Шамсузанемог, но нас он не отпустил. Маса привелменя, чтобы послушать рассказы Шамсы, ноон не был расположен к разговорам. Когданаступила тишина, каждый из нас думал о своем,Шамсу позади себя взял что-то, похожий нанаш кумукский трехструнный агъач-къомуз. Япригляделся, это был деревянный инструмент спригляделся, это был деревянный инструмент спродолговатой деревянной планкой, на которойот низа инструмента были натянуты две струны,Шамси провел рукой по струнам, потом большимпальцем правой руки он несколько раз дергалто одну, то вторую струну, и полилась мелодия.Я вдруг, мысленно унесся по всему Кавказу,поднялся высоко в небо и видел свою родину,родителей, друзей, родные луга и реки. Мелодиявернула меня в детство и юность. Мелодияпрервалась также внезапно, как и началась. Ямолчал, я не хотел возвращаться из родных краев,мне впервые стало по настоящему плохо начужбине, я затосковал. Мне было стыдно, но я несмог остановить слезы лившиеся, помимо моейволи, из моих глаз. Мы медленно, не разговаривая,вернулись в Шира Ашхо, я хотел уединиться,Маса меня понимал, он крепко обнял меня ипопрощался без слов.
Записка №12. Проводы.Прожив, почти один год в Довта Мартане, япокидал их. Я переезжал поближе к своим местам,ожидал вестей о разрешении моего возвращенияи прекращения моего преследования. Было оченьхолодно, в этконя за уздечку и пошел медленным шагом поМартану.Я прощался, уже полюбившимися мне местамии людьми - вечно серьезными, а порой имрачными Ченахи, которые стали мне родными.Они относились к нам с Арсланом, настолькоуважительно, что мы вначале думали, что это даньуважения нашему происхождению, я – Князь,ногаец – Мурза, дворянин. Прожив какое-то время,мы поняли, что уважение к нам им диктует ихпроисхождение. Переступив порог их дома и князь,и дворянин, и простолюдин, и их заклятый враг- становится их гостем, а большого величия дляхозяина дома, чем гость, в их понимании не было.Скудно была их еда, но она была в изобилии. Ониникогда не ели, чтобы наслаждаться, а ели, чтобыжить. Особо доверительные отношения внутричеченских племен, у них были с Зумси и Центори,родственные теплые отношения с Аки из Валерика,с Черми из предтеречья, с Мержи и Тумси изближайших хуторов по круговой. Особые у нихотношения были с адыгскими, дагестанскимии ногайскими народами. Отношения эти былинастолько прочными и доверительными, что заэтим стояло какое-то таинство, какая-то тайна. Япрощался с ними и Мартаном, где я прожил частьсвоей жизни, я оставлял здесь частицу своегосердца.Меня пригласили к себе пожить родственникиШейха-Уди, из племени Шуми. Уди, часто былгостем в моем отчем доме. Но Умида, бабушкаГази Эзи, тетя Шоипа, сказала, что я буду жить в еедевичьем доме, у Шоипа–моллы из Центори. Я незвал Уми, так ее звали внуки, ей было около 80-тилет, но еще очень крепкая, очень мудрая женщина.
Я бывал свидетелем, когда она и ее внуки, спориликто, из них важнее по происхождению. Она сгордостью заявляла, что она дочь и сестра главстарейшин чеченских племен, племени Центорирода Аки - хранителей чеченского огня и чистотынарода. Ее внуки гордились ее происхождением,но ей напоминали, что они Нахи, потомки царей ифараонов. Это происходило внутри их семьи, меняони никогда не чурались и считали меня членомсвоей семьи.
Когда я дошел до медресе и повернул по дорогеналево, на улице перед своими воротами меняподжидал старший сын Хизри-Хаджи - Ибаш, этобыл необычайно чутким человеком, он извинился,за возможные причиненные неудобства и поручилмоим провожатым, чтобы доставили меня доместа благополучно. Подошел его племянникДабча, после тяжелых ранений в Кизляре, быстроокреп. Добча, сын Юсупа - Соадул, были всегдарядом с наибом Гази Эзи, все трое ровесники,рослые и сильные, я попрощался с ними.Немного отойдя от них, мы вскочили накони и поскакали Шира Ашха, попрощатьсяс моим другом Масой, с этим бесстрашныммогущественным воином, готовый биться с кемугодно и где угодно, не смотря на свои годы.
Эпилог.
Маса сидел под кронами могучего дуба, во дворемедресе, рядом с ним стоял Муртаз-Али, сынКушулана. Близкий родственник Масы, Муртаз-Али всегда находился при нем. Маса спросил,как я провел ночь, как здоровье, готов ли ядержать дорогу. Попросил извинения, если что-тополучилось не так. Посмотрел на моего скакуна,он повернулся к Муртаз-Али и тот подал ему,что-то в холщевой мешковине. Маса вытащилсаблю отделанную золотыми узорами, это былвеликолепной работы кленок. Он протянул мнесаблю и сказал: у тебя великолепный черкесскийскакун чистых кровей, а теперь у тебя черкесскийклинок, работы закубанских мастеровых, как ипристало Князю. Он обнял меня и пожелал добройдороги.Мы вышли со двора медресе, вскочили на конии поскакали. Я не обернулся на Довта Мартан,боясь, что не удержу слезы. Я скакал по дорогедомой, но я думал о людях, этого бесстрашногорода, племени Чинахи. Я оставил у них частицу своего сердца, но уносил с собой их большую любовь. Я скакал и думал, сумею ли ответить я или мои потомки, хоть чем-то за их гостеприимство и доброту.
Темир Хамза.


Рецензии