Семь жалующихся мужей
Перу Ганса Сакса принадлежат 4275 мейстерзингерских песен и 18 томов других произведений, среди которых было 208 трагедий, комедий и масленичных представлений, а также 1700 шванков, басен, легенд, исторических, библейских и всяких иных стихотворений. Такое количество превосходных произведений не может не вызывать удивления, восхищения и преклонения у благодарного читателя.
Высокого образования поэт не получил, но сам он был чрезвычайно расположен к самообразованию. Ганс Сакс – народный поэт. Он сам из народа и писал для народа. Язык его прост, понятен и доступен всем.
В своих произведениях Сакс часто обращался к Библейским сюжетам. Многие его произведения направлены на обличение пороков и страстей и призыв к исправлению жизни через покаяние.
Тема счастливых и не счастливых браков и вскрытие причин семейного неблагополучия, затронутая Саксом, не теряет своей актуальности никогда. Ведь опытом люди называют свои ошибки. К великому сожалению, очень мало людей рассудительных и предусмотрительных, способных учиться на чужих ошибках.
И так, приступим…
Сперва юнец набрался духу
Сказать: «Я в жены взял старуху.
Что пилит мужа день и ночь
За то, что он до баб охоч.
…………………………….
Все тычет деньги напоказ,
А я, болван, польстился раз,
Да вот и каюсь до сих пор...
Теперь вам ведом мой позор.
Первый из жалующихся мужей рассказывает о своём промахе – прельщении богатством. Здесь мы видим неравный брак. У него престарелая, но богатая жена. Семейного счастья у них не получилось, поскольку брак был заключён не по любви, а по расчёту. Совершенно понятно, что и его супруга руководилась похотью и тщеславием, заимев молодого мужа.
Второй жалобщик тоже вступил в неравный брак. Его супруга на много моложе и не любит его. Очевидно, что им руководили те же похоть и тщеславие, а ею – корысть, желание воспользоваться положением и богатством мужа.
Третий муж женился на лентяйке, да и сам признаётся, что ленив: «работать и меня не тянет». Прежде чем принять такое серьёзное решение, как создать семью, нужно же время, чтобы лучше узнать друг друга и с родственниками хорошо познакомиться, ведь «яблоко от яблони недалеко укатится». Здесь получилось: «два сапога – пара», сошлись два лентяя.
Четвертый муж признаёт себя «подкаблучником». Жена его властная женщина, сделавшаяся тираном для мужа. Счастья и гармонии в этой семье нет. По замыслу Божию глава семьи – муж. Жена – верная спутница и помощница. «…и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Даже если у мужа мягкий характер, но у женщины хватает мудрости не занимать первое место в семье, а напротив, помочь ему всё же принимать решения, нести ответственность за семью и быть главой, то тогда будет счастье, потому что оба поживут по воле Божией.
Пятый назван «беспутным малым». Женился на женщине, страдающей недугом пьянства. При этом сам признаётся, что «думал деньгами разжиться» и знал, что она выросла в злачных заведениях. Теперь ему остаётся расхлёбывать то, что сам натворил.
Не редки случаи, когда мужчина рассуждает так: «Какая же она красивая и юная! Как она мила! А то, что любит выпить – не беда! Я буду молиться за неё, и она бросит пить, и веру для неё я вымолю, и она обратится ко Христу. Я вымолю!» О! Какое безумие, гордыня и самонадеянность! Настоящее фарисейство. Полная убеждённость в собственном превосходстве. «Я – молитвенник! Я вымолю!..» Бог посрамляет таких гордецов. У них ничего не получается. И потом мучается человек с пьющей и неверующей женой или жена с пьющим и неверующим мужем.
Шестому досталась сварливая жена…
Как тут не вспомнить Ксантиппу, жену древнегреческого античного философа Сократа. Её имя стало нарицательным для названия всех сварливых жён. Ксантиппа не принимала Сократа таким, каков он есть, и встала на путь переделывания, перевоспитания своего супруга. Сократ же говорил о ней, что боги дали ему сварливую жену для приобретения и вырабатывания добродетелей терпения и смирения. Ещё он говорил, что привык к Ксантиппе, как привыкают к звуку постоянно скрипучего колеса и с терпением и философским юмором воспринимал её такой, какая она есть. Сам же Сократ не изменился и не стал таким, каким его хотела видеть Ксантиппа, но от сожительства с ней Сократ приобрёл большую пользу для себя и сумел стать знаменитым философом.
Последний же седьмой муж сказал:
…«Доволен я женой.
Вот разве только, что тучна,
Сперва стройней была она.
Я сам воспитывал ее,
У нас согласное житьё.
Всегда друг другу уступаем
И ссор и склок совсем не знаем.
Вот так привлечь бы жён и вам
Сердечной ласкою, а там
За добродетель похвалить,
А за плохое пожурить.
Жена худая — злое зелье,
А добрая жена — веселье.
Чтоб мир в семье был укреплён,
Воспитывать должны вы жён.
За честным мужем и жена
Сама становится честна».
В стихотворной форме поэт выражает те же мудрые мысли и наставления, которые дали нам святые апостолы Пётр и Павел: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Петр. 3:1,2,7). «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).
А вот, что читаем у святителя Василия Великого:
«Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность… Когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, или к женщинам, торгующим чужими несчастьями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака. Он Сам дал такое обещание: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Вот ещё он же пишет в одной из своих бесед:
«Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города — из домов, домы — из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в домы; а когда они мятутся, тогда не спокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами. Поэтому и Бог особенно промышляет об этом; потому Он и не дозволяет отвергать жену, разве только в случае прелюбодеяния» .
О! Как же это оказывается важно - иметь мир, согласие, единомыслие, единодушие, взаимную любовь и уважение в семье, жить по Божьим заповедям. Это важно не только для личного тихого семейного счастья и спасения, но и для благоденствия всего народа, всей страны!
Автор: протоиерей Виктор Черноморченко
ГАНС САКС
СЕМЬ ЖАЛУЮЩИХСЯ МУЖЕЙ
Забрел я как-то в погребок,
Чтоб на ночь пропустить глоток,
И семь мужчин увидел в зале.
Они сидели, выпивали,
Закусывали, веселясь,
О том, о сем разговорясь.
Тут были сплетни городские
И шутки грубые, мужские.
А под конец у раздраженных
Супругов речь пошла о женах:
Мол, бабы треплют языками,
Что не легко им с мужиками,
И если жизни путь не сладок,
То муж причина неполадок.
Жена ж невинный примет вид,
Мол, и воды не замутит.
Прислушавшись к беседе, живо
Я заказал полмерки пива
И перед печкой сел к огню,
Чтоб их послушать болтовню.
Сперва юнец набрался духу
Сказать: "Я в жены взял старуху,
Что пилит мужа день и ночь
За то, что он до баб охоч.
Но коль не верен я жене,
На ней вина, а не на мне.
Я с ней приветлив был сначала,
Она ж, как старый пес, рычала.
Ей добрых восемьдесят лет.
Так что же, - накопить монет
Я ей нанялся, сидя дома?
Уж лучше я пойду к знакомой.
Всё тычет деньги напоказ,
А я, болван, польстился раз,
Да вот и каюсь до сих пор…
Теперь вам ведом мой позор.
Но кто же мог предположить,
Что ей еще так долго жить!..
И первый вестник ее смерти
Мной будет награжден - поверьте!"
Старик ответствовал, вздыхая:
"А мне досталась молодая.
Польстился я на красоту,
Она ж готова за версту
Бежать от ласк моих постылых,
Словно любить меня не в силах.
Весь день пред зеркалом, в мечтах,
Разряженная в пух и прах,
Как рыцарь, ждущий посвященья,
Иль у окошка, без смущенья,
Стреляет глазками в ребят,
Что у дверей так и торчат.
А за шитье сажать попробуй,
Сейчас окрысится со злобой,
Пойдет к соседям, скажет: муж
Ревнив и стар да скуп к тому ж,
А если бы она ко мне,
Как верной следует жене,
Была б заботливей, нежней,
И я бы по-другому с ней…
Я холил, нежил бы ее…
А этак - что же за житье?"
Простецкий парень третьим был:
"А я лентяйку подцепил.
Оборвана, не бережлива,
Лохмата, мерзостно ленива.
А силы ей не занимать
На рынке языком трещать
И сплетни разносить о том,
Как у других поставлен дом.
Придешь обедать - в доме пусто:
Еще не куплена капуста,
Горох сгорел, другого нет,
Выходит, покупай обед!
А у крыльца навоз не тронут,
Такая грязь, что свиньи тонут.
За каждой дверью сор горой,
Не дом, а просто хлев свиной!
Работать и меня не тянет.
С такой женою разве станет
Наладить жизнь, устроить дом,
Коль ей хозяйство нипочем".
А самый тучный из мужчин
Сказал: "Жена мне господин.
Сперва я с ней был добряком,
Теперь же я под башмаком.
Все деньги у нее, и тут
Я в доме - как последний шут.
Я квочка, не мужчина боле.
Она живет в довольстве, в холе,
А мужу скаредный расчет,
Зато уж коль перепадет
Случайно мне, в отместку ей
Готов я ночь среди друзей
В харчевне до рассвета пить.
Тогда она пойдет скулить,
Что муж всегда вот так гуляет,
Сама же только то и знает,
Что думать о своих чепцах,
О юбках да воротничках.
А я работать ей не бык,
Коли она в дому мужик".
А пятым был беспутный малый:
"Друзья, вам всем уже, пожалуй,
Известно, что моя жена
Бывает что ни день пьяна.
Ей только б в погребок добраться:
Пропьет горшки, постель, матрацы,
А срамно коль на людях пить,
Домой закажет притащить
Тайком кувшинчик иль горшок,
Покуда хмель не свалит с ног.
А я сбегу и был таков.
Ищу друзей из игроков,
Хочу забыться за игрой.
А всё та пьяница виной!
Она - горшки, я - кружки бить…
Но сколько ж этак можно жить?
Она ведь выросла в шинках.
Теперь мы оба в дураках.
Я думал деньгами разжиться…
Ох, лучше б в Рейне утопиться!"
Усач шестым был из мужей:
"Нет хуже участи моей.
На изверге женился я,
Грызет меня жена моя,
Хулит, бранит, что б ни сказал,
Ни сделал и ни помышлял -
Всё не по ней! Она ворчит,
Кусает, щиплется, рычит.
Я для нее и плут и тать.
Так как же не накостылять
По шее ей? Но и тогда
Бегу я из дому всегда,
Гуляю ночи напролет.
А изверг мой за мной придет,
Сюда заявится, в трактир,
Честит на весь крещеный мир,
Чтоб все бежали от меня.
Так и живем, судьбу кляня.
Кирка и заступ в смертный час
Когда-нибудь помирят нас".
Последний - человек прямой -
Сказал: "Доволен я женой.
Вот разве только, что тучна,
Сперва стройней была она.
Я сам воспитывал ее,
У нас согласное житье.
Всегда друг другу уступаем
И ссор и склок совсем не знаем.
Вот так привлечь бы жен и вам
Сердечной ласкою, а там
За добродетель похвалить,
А за плохое пожурить.
Жена худая - злое зелье,
А добрая жена - веселье.
Чтоб мир в семье был укреплен,
Воспитывать должны вы жен.
За честным мужем и жена
Сама становится честна".
1531 г.
Свидетельство о публикации №223100900952