Гандон

                Презерватив - товар с ценою в чеке .
                Гандон-же - сущность в человеке .
                Неизвестный автор .

   Наша компания часто стихийно собиралась у Толика Кулагина поболтать за жизнь , порешать сообща кроссворды, обсудить новые книги , фильмы , местные сплетни , послушать музыку . Сам Толик увлекался магнитофонными записями , и как только он приехал в посёлок , после института , его направили к нам работать в "Якутсккоммунэнерго" мастером , местные ребята сообщили ему , что я "рублю" насчёт Западной рок-музыки . Но если я отдавал предпочтение западном року и симфонической музыке , то Анатолий писал всё подряд - и советские ансамбли , и бардов , и "эмигрантов" , вот тогда-то у него появилось много знакомых желающих переписать не иностранные вопли резаных , а чтоб по-русски , чтоб понятно было , "чтоб душа свернулась ,а потом развернулась" . С ним искали знакомство многие у кого в посёлке был магнитофон , хотелось послушать свежачка . Толик никому не отказывал он обычно говорил "пишем пока льётся плюс кило краковской колбасы ".
Так появился на горизонте Валера Калачёв , с внешностью низкорослого Д'Артаньяна , просто красавчик . Он писал только эмигрантов , бардов и разные блатные песни . Сначала месяца три приходил с водкой писать , хоть сам не пил , потом стал заходить просто так как бы вовсе влился в нашу компанию , стал за своего . В один зимний вечер  , у Толика случайно собрались : я , Брусницын , Юра Дмитриев , редкий гость у него - Саня Авцинов и как раз пришёл Валера переписать музыку . Каждый , как обычно идут в гости не с пустыми руками , принёс бутылку алжирского сухого вина . Валера притаранил две , он же не пьёт !  Мы не спеша пили красное кислое вино , под конфеты , которые у Толика не переводились и беседовали на разные темы , и как-то случайно заговорили про мечту , мол , у каждого человека должна быть заветная главная мечта . Толик начал с Авцынова , тот решил отшутиться : "- Чтобы не было войны !" Все заговорили :-" Это общая мечта !" , "- Каждый про это думает !" , -" Лично для себя ты что хочешь ?" Саня задумался  , все притихли . Тут первым высказался Юра Дмитриев :-" Я хочу чтоб у меня был свой просторный дом !" Нам это было понятно , на тот момент он жил в маленькой однушке в бараке , с сыном и дочкой .  Авцын наконец произнёс : - " Пятнарик северный отработаю , вернусь в деревню , и хочу купить себе "Урал" с коляской !" Мы спросили :-" А почему не машину ?"  "- Машина тяжелая , в одиночку не вытолкнешь ,  у нас дорог нету ! А мотоцикл - самое то ! "Урал" -  пройдёт , где машина не проберётся ! " Мы : - " Ну , это осуществимо !" , -" Это реально !" , -" Надо только подождать !" Обратились ко мне :-" А ты ?" Я улыбаясь стесняясь сказал :-" Хочу , чтоб была у меня большая дружная семья ! И детей не меньше четырёх !"  Все заулыбались :-" Это от тебя зависит !" Брусницын подал голос :-" А я хочу и дом , и машину , и большую семью !" Мы опешили :-" Всё сразу  , всё вместе ?!" Юрка отвечал :-" А почему человек не может хотеть сразу полный комплект счастья ?! Не сразу , постепенно , не торопясь , заиметь все блага !"  Честно говоря мы задумались над его мыслью . На какое-то время установилась тишина  . И тут Валера Калачёв выдаёт :-" А  у меня мечта - негритянку трахнуть ! " Кто-то спросил :- " И всё ?  " " - Да , уже всех перепробовал ! Хочу денег накопить и купить путёвку на Кубу ! Там их полно ! " Я подумал - Какая-то убогая мечта ! Толик Кулагин сказал :-" Это даже не приземлённо , а заземлённо ! Думаешь негритянки чем-то отличаются от белых ?" Валера со смехом ответил : -" Ну вот хочу и всё !" Саня Авцынов , который привык высмеивать , порой доводя до абсурда , неприятных ему людей , спросил :" А ты уверен , что потом не захочешь  кобылу , корову  , козу на возу ? " После его ухода  Брусницын сказал про него :- " Я думал , что отсутствие головы с жизнью не совместимо ." Юра Дмитриев прокомментировал  : - " Иногда завидую таким людям - ни хлопот , ни забот ! О будущем не думают , из прошлого выводы не делают ! Голова - пустая , мысли разные не мучают ! Легко живут ! Честно - завидно иногда !" Авцынов вынес вердикт :-" Раздолбай ! " Брусника добавил :-" Похоже он живёт лишь для половых удовольствий !" Из всех нас он выделялся не лучшую сторону , с эрудицией пятиклассника и постоянным набором острот ,  как у несостоявшегося тестя Ионыча . Читать не любил , но любил говорить о женщинах и своих победах на любовном фронте . Для нас он был объектом насмешек , но из-за скудности интеллекта , он до конца не понимал нашей иронии и только поддакивал нам , и более того сам на себя наговаривал , лишь бы нам было смешно . Он как-то заранее поставил сам себя ниже нас и старался угодить . Это уже походило  на наставление отца Молчалина из "Горя от ума" , если твоё падение вызвало смех у начальства , не грех и  повторить , хотя тогда он был сам по себе - маленькая кочегарка Банка , в которой он работал , ещё не присоединилась к "Якуткоммунэнерго " и мы для него были никто . Из нас он никому откровенно не нравился , но как свежая струя заводил разговоры на темы , которые без его присутствия у нас не возникли бы .  Он не пил , не курил что для другого человека было бы достоинством , но для него это были последствия постельных утех . (Хотел написать "любовных" , но любовь тут совершенно ни при чём.) Ему было 28 лет, а уже "полубичик" - наполовину бич . Как говорил Юра Брусницын : "бич" - это диагноз , потому что есть бомжи , которые ведут себя достойно в  сложившейся жизненной ситуации , а есть даже семейные , постоянно работающие люди , которые живут одним днём , не думают о последствиях , жертвуя постепенно всем , в угоду своим порокам и рано или поздно (это аксиома) переходящие в положении опустившихся , потерявших человеческий облик бичей . Валера так и жил - ни в клуб , ни в библиотеку , ни в лес , ни на реку рыбачить не ходил , неинтересно это ему было .
  Жил он с женщиной которая работала в столовой , а сам он работал в маленькой котельной районного банка истопником , то есть топил дровами .  Я видел как он работает , дорога от моей котельной "Центральной",  к магазинам , лежала мимо котельной банка , в ней кроме Валеры работал ещё один дед якут . Эта котельная находилась на краю оврага , дрова к ней вплотную подвести было нельзя , поэтому лесопунктовские трактора разгружали дрова на дно оврага,  где их пилили и потом на санках возили по довольно крутому откосу наверх к котельной . Если дед грузил полные санки дров и поднимал их к котельной , то Валера клал на сани 5-6 полешек и тянул их в верх медленно , из-за болей в паху , при больших физических нагрузках , поэтому он был неконфликтен ,  избегал разных ссор , споров и тем более драк . У него была хроническая венерическая болезнь со сложным названием , не помню точно какая и он без стеснения нам рассказывал как и где приобрёл её . Он не брезговал ничем , лишь бы быть нам интересным !
   Родом он был с Урала  , подался на север за большим рублём . До Жиганска он побывал во многих городах и посёлках Якутии , и свой самый первый отпуск взяв с собой всю заработанную наличность он поехал на поезде в Сочи гулять . Он тогда ещё и пил  и курил . Приехав на юг он у частника-алкаша снял комнату , договорившись с хозяином , что ему можно будет приводить женщин , естественно за отдельную плату . Так-так как идти домой к незнакомой женщине чревато нежелательными последствиями . Уже в первую неделю он понял что заразился , но вместо лечения продолжал ходить в рестораны и знакомился с женщинами , что с его симпатичной мордочкой было легко . Из-за алкоголя он не чувствовал боли и глушил болезнь , не представляя чем это может кончиться. К моменту его во возвращения на место работы , болезнь зашла так далеко что его отправили лечиться Якутск , в венерический диспансер , где он насмотрелся такого , что зарекся больше не пить и не курить никогда в жизни , тем более что это совпадало с рекомендациями врачей . Про время нахождение диспансере он рассказывал со смехом и удовольствием, видимо от того что по сравнению с другими он легко отделался.
   Смеясь рассказывал как у больных проваливаются носы, как меняется голос , с баса на фальцет , как гниют заживо. Рассказывал , как врач принимал его одновременно с новым пациентом , представительным мужчиной лет 45 . Этот новый больной , видимо , был большим начальником  у себя в районе и долгое время занимался самолечением и конечно скрывал от всех что болен - стыдно . Однако когда стало уже терпеть боль невмоготу он отважился и поехал в Якутск. Всё его мужское имущества сгнило настолько , что он сам себе сшил наподобие мешочка на лямках , в котором удерживались остатки его мужского достоинства. Когда врач увидел  до чего он себя довёл , спросил ехидно : - А чего вы приехали , вам с табуретки спрыгнуть и лечить ничего не надо будет ! Больной чиновник уже не сдерживая себя заплакал , упал на колени : - Доктор , выручайте ради бога ! Два месяца инъекций антибиотиков привели промежность чиновника в относительно приличный вид .
Личная жизнь и место жительства Валеры зависели от наличия в аптеке презервативов. И когда котельную банка перевели в нашу систему, как-то после общего собрания в конторе, он тормозил всех мужчин на крыльце и когда да собрались все он объяснил нам: «- Мужики выручайте , в аптеку "резинки" завезли , а  в руки дают только по пачке , а  в этой пачка 10 штук ! Купите мне  , я деньги отдам , а то у меня из дома выгонят !" Мы толпой пошли в аптеку и не знаю что подумала продавщица когда 40 мужиков , друг за другом , взяли по пачке презервативов ! Валера встречал нас на улице и спасибкал . После этого , на некоторое время за ним закрепилось прозвище "гандон" , что вполне логично . Звали его так , конечно , за глаза . Но всё равно в конце концов сожительница его выгнала , примерно через пару месяцев , после покупки оптом . Кому нужен мужик не способный выполнять тяжелую работу по дому , таскать воду , колоть дрова ? Тогда Валера и появился в общежитии "Якуткоммунэнерго" . Во всех комнатах мы уже жили по одному . За полгода он ушёл с  руганью из трёх комнат : Сан Саныча , Девяткина и старика-Дмитриевича . Тогда Юра Брусницын , неофициальный комендант общежития , предложил поселить его ко мне , в мою комнату , так как я жил в самый большой комнате , и большинство времени был на работе - из трёх суток находился дома всего 12 часов . Тем более Брусницын знал , что я дружно жил до этого с разными людьми - интеллигенцией , бичами , "сидячими" и со всеми находил общий язык . Я был не против , мне тоже было выгодно - я буду приходить в тёплую комнату и без меня будет присмотр за вещами . Дверь в общежитии не закрывалась и часто по коридору шарахались незнакомые пьяные якуты , "заходили погреться" . У Валеры как у всех бичей оказалось вещей минимум - верхняя одежда в единственном экземпляре , чемодан с рубашками и нижней одеждой и т.п. Причём главное место в чемодане занимала коробка с резиновыми изделиями "№ 2". Единстеным отличием , от стандартного набора бичей , у него был магнитофон и картонный ящик , от консервов , с магнитофонными плёнками . Я ему выделил пару полок в платяном шкафу ,  отдал письменный стол под Валерину "музыку" и кровать , а сам в редкие ночёвки спал на диване . Насчёт удобств у меня была самая комфортная комната в общаге , только что телевизора не было ! Ребята удивлялись , зачем я покупаю вещи будто до пенсии собираюсь тут жить . В моей комнате Валера Калачёв прожил месяц с небольшим , после чего съехал по известной причине , и от меня и совсем из общежития . Нашёл очередную какую-то одинокую бабенку . Юра Брусницын сказал ,  после того как узнал причины переезда Валеры : - Если уж даже с тобой не ужился , в натуре гандон ! А произошло вот что ...
   Когда по всей стране началась напряжёнка с табачными изделиями , когда на "материке" курево начали продавать ограниченное количество по талонам , у нас в посёлке пропали сигареты с фильтром ( возможно из-за того , что многие отправляли посылки с сигаретами родным и друзьям , по всему Союзу ) , а папиросы и сигареты без фильтра были в свободной продаже . Одно время даже появились в продаже папиросы "Волга" , с колёсным пароходом на лицевой стороне пачки и ГОСТ 47-го года ! Говорили , что это из запасов Оленёкских складов РайПО , где хранились стратегические запасы .  И в это время Валера , мой сосед по комнате , сказал . что у него есть два блока болгарских сигарет с фильтром "Вега" !  Если надо - он продаст . Сам  я курил всё подряд и "Беломор" , и "Приму", и "Астру" , лишь бы дым шёл , но мой хороший друг , Саня Авцынов ,  курил только фильтрованные , от других он кашлял , плевался и ругался . Я решил , что куплю для него .  " - 25 рублей за блок !"- сказал Валера .  В 5 раз дороже !
   Конечно , сейчас это называется - бизнес , но тогда это называлось - подлость ! Ну , хочешь спекульнуть , иди , продай на стороне !  А тут - вместе живём , из одной кастрюли едим ! Я ещё надеялся , что он так шутит , достал две "четвертных" , отдал ему . Он взял и из своего чемодана достал два запечатанных блока "Веги" . Когда я положил их на свою полку в шкафу , он меня попросил :-" Ты только не говори никому , про это ".  Я ему ответил :-" Твоё дело - продавать или нет , моё дело - говорить или нет ! Я думаю , надо всем рассказать , чтоб все знали , что от тебя можно ожидать ." Валера тут же вышел из комнаты и почти сразу ко мне вошёл Петя-поэт и спросил :-" Что случилось ? Валерка идёт по коридору и матерится !" Я Пете рассказал всё без утайки , как было . Петя тоже удивился . После этого я отправился на работу и не видел его трое суток . Он пришёл за вещами , когда я был дома . Не поздоровавшись , Валера , не глядя на меня , начал собирать свои вещи . Я понимая , что буду говорить в пустоту , всё-таки сказал : - " Валера , так не бывает , что все окружающие гады и подлецы ! Ты с тем не ужился , с другим , теперь и я для тебя плохой . Может тебе  в себе самом надо что-то поменять ? " Он ничего не ответил , собрал  вещи и ушёл . У Толика Кулагина он перестал бывать и писать музыку .
  После этого я редко его видел . Но одна встреча запомнилась . Я в декабре зашел в Сберкассу , которая примыкала к Банку и которую отапливала кочегарка , в которой работал Валера . Встал в небольшую очередь к окошку , и почти сразу с улицы зашёл Валера с газовым ключом в руке . Взглянув на меня , не поздоровался и прошёл в служебное помещение , там сидели и работали служащие Банка . Через минуту оттуда послышался непонятный шум и в коридор , где стояли посетители начали выскакивать женщины стряхивая с себя капли воды , некоторые были насквозь мокрые . Я услышал Валеркин голос : - Вася ! Вася ! Помоги ! Я снял тулупчик , бросил в угол и зашёл в служебный кабинет . Валерка сидел в углу под окном , у батареи отопления , из которой с шумом , фонтаном по всему помещению , хлестала вода . Две женщины , уже мокрые , накрывали газетами бумаги на столах  . Я подбежал к Валерке , он объяснил :- "Воздух спускал , пробка не закрывается ! Дави на пробку , а я крутить буду !" Я глянул на вход трубы к батареи , в надежде увидеть кран , чтоб перекрыть её - крана не было . Снял с себя кофту и накрыл фонтан , чтоб вода не лила на столы с документами и стал что есть силы давить на верхнюю пробку чугунной батареи , а он пытался ввернуть её , вода тем временем пошла заметно теплее , но напор не снижался , значит расширитель был полный . У него в панике совсем голова перестала работать , он матерился на пробку последними словами , я ему подсказал :- Сейчас кипяток пойдёт , надо скорей кончать ! Брызги уже не летели по всему кабинету , поэтому женщины стали заходить назад и наводить порядок . Полная якутка , похоже здесь главная , подойдя ближе к нам , заявила Валере :-" Это безобразие ! Я буду на вас жаловаться директору !" Валера в полной растерянности брякнул ей :-" Сходи в кочегарку , котёл затуши !" Та оторопела :- " Ка-какой котёл ?!"
- Ты что , совсем дура ?! Сейчас кипяток пойдёт , все пообшпаримся !
- Откуда она знает ?! - попытался его образумить .
- Тогда я сейчас сбегаю , ты держи тут ... - и убежал в котельную .
Шум воды , ругань создавали нервную обстановку , я понял , что сам поддался панике и сразу не додумался до простой мысли ! Я вспомнил , что на чугунных радиаторах бывают пробки с левой резьбой , на таких ставится буква "Л" ! Я крутанул пробку в другую сторону , она как будто этого ждала - как по маслу завернулась на полный оборот ! " Вот же , идиот ! - подумал я о Валерке ,- только что открутил пробку , а в голове не отложилось , что в другую сторону !"  Я выжал воду с кофты на пол и выходя из кабинета , по глубокой воде , из-за высокого порога , сказал женщинам :-" передайте этому кретину , что эта пробка с левой резьбой !" Накинув в коридоре сухой тулупчик , пошёл в общагу , которая была рядом - только дорогу перейти , глянул в сторону банковской кочегарки - над ней стояло большое облако пара , это Валера вытаскивал из котла в сугроб несгоревшие угли .
   Летом , через пол года , Петя - поэт  мне рассказывал :-" Сегодня в гастрономе , встретил этого Гандона ( кличка прочно за ним закрепилась ) , он спрашивал нет ли свободной комнаты у нас ? Видать очередная его выгнала . Я ответил , что нет . На хрен он тут сдался ?! " Я ответил : -" Ну и правильно !"


Рецензии