В гости к добрым соседям

                Сентябрь в этом году радовал жителей средней полосы почти летней погодой.  Днём температура воздуха  частенько поднималась выше 20 градусов, в воздухе парили тонкие паутинки, с деревьев потихоньку  начинали слетать листья. Только по  утрам и вечерам осень напоминала о том, что всё-таки она вступает в свои права, не стоит об этом забывать!

                Ранним утром последнего сентябрьского дня небольшая группа туристов отправилась из Брянска в Белоруссию.  Областной центр Гомель и старообрядческий городок Ветка — цель нашего путешествия. За окном мелькали брянские леса, поля, укутанные утренним туманом. Где-то он был настолько густым, что водителю приходилось сбавлять скорость, где-то встающее красное солнышко окрашивало в розовый цвет поля, над которыми лёгкой кисеёй стелился туман. Миновали Почеп, в стороне остались Клинцы и Новозыбков, и вот пройдя пограничный контроль, мы въезжаем в Белоруссию.

                Если оглянуться в далёкое прошлое, то можно увидеть, как переплетается история Гомельщины и Брянщины. Речь Посполитая, Литовское княжество, старообрядчество…  Наши добрые соседи — Гомельская область.  В Гомеле выходим из автобуса у шоколадной фабрики «Спартак». В выставочно-торговом зале можно увидеть в витринах удивительные экспонаты из шоколада, здесь можно оформить заказ на продукцию из шоколада к профессиональному празднику или юбилею — для работников фабрики нет ничего невозможного.

                После небольшой прогулки в центре Гомеля мы отправились в дворцово-парковый ансамбль.  На протяжении двух столетий Гомель по праву гордится своим дворцом, своеобразной визитной карточкой города. Центральная часть дворца является памятником архитектуры конца XVIII века.  С её историей связана жизнь и деятельность выдающихся личностей Российского государства,  государственных и военных деятелей Румянцевых и Паскевичей. Но прежде, чем войти во дворец и проследовать за экскурсоводом по его залам и галереям, у нас есть время погулять по знаменитому парку. Здесь же, в парке, рядом с дворцом расположены собор святых Петра и Павла (ХIX в), часовня-усыпальница семьи Паскевичей (вторая половина ХIX в).

                Один из знаменитых парков Белоруссии находится на крутом берегу реки Сож и оврага с ручьём Гомий. Строительство дворца начиналось в естественной лесной зоне, но с учётом новых требований владельцев дворца,  она начала приобретать присущие парку черты.  Однако по-настоящему парковые работы начались лишь в 1845 году при Иване Федоровиче Паскевиче по проекту А. Идзковского, польского архитектора. Парковые работы велись Паскевичем очень основательно. Закладывался парк по принципам пейзажного стиля, с сохранением естественного расположения всех природных элементов.

                Ныне более 30 га ухоженных парковых угодий радуют посетителей.  Два двухсотлетних дуба видели многое, и до сих пор крепко держатся корнями за родную землю.  Вдоль реки и вокруг прудов в живописные группы объединены магнолия и можжевельник, рябина, липа, клен, лапчатка. В парке имеются и редкие породы - дуб пирамидальный, пихта корейская, сосна веймутова, ясень плакучей формы, орех маньчжурский, бархат амурский, лиственница японская, лапина крылоплодная, гледичия трехколючковая. Красивые клумбы, интересные скульптурные композиции, фонтаны — всё настолько притягивает; чистый воздух, чудесная погода, звуки музыкальных инструментов (музыканты, располагаясь на почтенном расстоянии друг от друга, играют на волынках, гитарах, аккордеонах, привлекая своих поклонников).  Каждые пятнадцать минут башенные часы дворца отбивают время. Получив удовольствие от прогулки по парку и набережной Сожа, мы вернулись во дворец.

                Интересная экскурсия, подлинные экспонаты (кстати, здесь мы обнаружили столик из дворца графа Завадовского, "земляка" встретили!) — время летело стремительно…   

                Выезжаем из Гомеля в Ветку.  Стоит отметить, что белорусские города не могут оставить равнодушными любителей чистоты. Нам есть чему поучиться у соседей. И ещё один нюанс — на улицах установлены щиты, но рекламируют там не бытовые товары, технику или предметы роскоши. Во главу угла в Белоруссии поставлена социальная реклама.  Наверно, перед наступлением отопительного сезона красавец из МЧС напоминает горожанам, что сотрудники этой организации не смогут испечь пирожки, связать носки и рассказать сказу лучше, чем сделают это бабушки, а посему нужно заботиться о пожилых людях, проверяя нагревательные приборы, и прочее, что может стать причиной несчастья.

                ***
                Небольшой городок на юго-востоке Беларуси, чуть больше восьми тысяч жителей.  Основан  он в 1685 году.  Существует несколько версий происхождения названия города. Одна из них — город является ветвью Москвы. Жившие там старообрядцы были москвичами. Даже главную площадь города они назвали Красной. Название сохранилось и ныне.

                Сейчас рядом с этой площадью расположен музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова. Находится он в бывшем доме купца и судовладельца Тимофея Грошикова. Трёхэтажный симпатичный особняк с деревянными резными воротами  — жемчужина Ветки. Каждый из этажей заслуживает особого внимания, поскольку собраны в экспозиции уникальные экспонаты, которые могут привлечь внимание не просто туристов, но и учёных, историков, художников, писателей.

                Фёдор Григорьевич Шкляров — человек, без которого этого замечательного музея попросту могло не быть. С 2010 г. музей носит его имя. Будучи музеем народного творчества, в названии не отражалась истинная суть этого кладезя редкостей. Посетители недоумевали, покидая его — ведь среди экспонатов были старопечатные и рукописные книги, иконопись,  оклады, киоты — всё то, что связано со старообрядчеством. Ныне музей стал более притягателен для многих, потому что старообрядчество до сегодняшнего дня является этаким Клондайком. Его можно бесконечно изучать, исследовать, писать об этом.
Ф.Г. Шкляров сам вышел из старообрядческой среды, а в возрасте  45 лет он заинтересовался традициями, историей, обрядами своих родных мест, своей земли.  Начал посещать старообрядческие слободы,  общаться с жителями, увидел то, что хранится в семьях, передаваясь из поколения в поколение,  а что-то нашло место на чердаках или в сараях…  Фёдор Григорьевич начал собирать поистине бесценные вещи. К середине 70-х годов у него была собрана удивительная коллекция  старопечатных и рукописных книг, икон, предметов быта.  В своей мастерской он собрал то, над чем потешались соседи, считая никому не нужной рухлядью.  Эта самая «рухлядь» стала основой для создания уникального музея.

                Ветковско - Стародубский регион был притягателен для экспедиций из Ленинграда, Москвы. В 70-е годы из региона вывезли более 500 старопечатных и рукописных книг,  икон.  В 1983 году фонды Московского университета пополнились еще на 150 уникальных книг.  Заинтересованность в старообрядческих раритетах у музеев Брянска, Гомеля была минимальной, о чём сейчас можно только сожалеть. 1978 году в Ветке было принято решение создать музей, основой которого стали экспонаты из коллекции Шклярова, а с 1979 г. он стал первым директором музея.

                Переходя из зала в зал, поднимаясь по этажам музея, мы знакомились с экспозицией, осознавая кропотливость проделанной работы краеведами, историками Ветки. Первый этаж музея знакомит посетителей с первыми упоминаниями о поселении выходцев из России, о том, как налаживался их быт, чем занимались предки нынешних жителей Ветки. Археологические раскопки, проводимые в окрестностях,  помогли найти предметы жизни на этой земле, относящиеся к XVII в., а также увидеть орнаменты, присутствующие не только на рушниках, но и на тех же предметах быта. Орнамент – своеобразный древний язык,  знаки которого отличались в разных местностях, но древнейшие орнаменты повсюду имеют общее начало.

                Первые священники Козьма и Стефан, пришедшие на эту землю, сначала основали слободу Понуровку, а потом вынуждены были двигаться из Малороссии за польский рубеж, чтобы избежать преследования. Козьма служил в Москве в церкви Всех Святых на Кулишках, а Стефан был из города Белёва. Когда они пришли на новую землю,  у них  разгорелся спор – по какому пути Ветке двигаться, как следует обосновываться и обустраиваться на новом месте. Козьма предлагал построить церковь, возвести колокольню, создать монастыри и на весь мир сообщать о Ветке. Стефан возражал, предлагая тихо, мирно строить кельи, просто доживать свой век. В споре победил Козьма, Стефан из Ветки ушёл. Козьма начал бурную деятельность  по возведению первой старообрядческой церкви,  которая возникла в 1695 году.  Освящается по всем древним канонам и Ветка  становится негласно столицей старообрядчества. А способствовал этому  раскол в России, гонение старообрядцев, вынужденных переселяться из центра на окраины. До 18 в. старообрядцев называли раскольниками, хотя  и сегодня старообрядцы говорят, что они ничего не раскалывали, «расколол ваш Никон вместе с вами, а мы, как жили наши предки, как исполняли духовные потребности, так и мы до сегодняшнего дня продолжаем». На рубеже 17-18вв. Ветка собирает до 40 тысяч жителей. В Гомеле в то время было около 5 тыс. жителей.  Есть сведения, что Ветка напрямую торговала с восточными государствами. Для России складывалась непростая ситуация — рядом возникла этакая вольница, никем не управляемая. Последовали высочайшие Указы, предписывающие выходцам из России вернуться на родину. Указы оставались безответными, что способствовало двум жесточайшим выгонкам на протяжении 18 века, дважды Ветка дотла сжигалась.  Если после первой выгонки 1734  года она восстанавливается до былой славы и статуса, то 1764 год её уничтожает. Церковь, монастыри перевозятся на Стародубщину. Между Климовым и Митьковкой, в селе Покровское бежавшие основали и Покровский мужской монастырь. Под Климово перевозится и женский Новодевичий Казанский монастырь. Священники, народ отправляются к новым поселениям.  Отсюда общие корни старообрядчества Ветковско-Стародубского региона. Вырабатывались единые традиции и в области иконописи, декоративно-прикладного искусства, рукописной книги и т.д.
Во многих музеях есть древние  иконки, крестики, образки. В Ветке их большая коллекция,  их  находили не только в домах, но и вне их —  на кладбищах: в деревянные кресты делали вправки  — иконки или крестики, это же делалось и на воротах, калитках, входных дверях.  И доныне старообрядец  никогда не войдёт в дом  и не покинет его, не прочитав трижды молитву мытаря.  Надо понимать, что все святые наделялись той или иной целебной или обережной силой.  Человек всегда пытался защитить себя, свой дом  от бед, напастей.  Если  дом надо защитить от воров и разбойников — икона Георгия Победоносца,  от пожара — Неопалимая Купина. Чаще всего встречался образ Николы. Бабушки в деревнях говорили, что не нужно обращаться напрямую к Богу, а стоит взывать к светлому заступнику Николе.  Ведь именно он защитник всех торговцев, путешественников,  вдов и сирот. Вообще, св. Николай осознавался как хозяин в доме.  Если женщина оставалась вдовой, и у неё не было иконы с изображением св. Николая, то она обязательно её приобретала, чтобы быть под его защитой.

                Неподдельный интерес вызывают старообрядческие иконы, с их красивыми  резными окладами. В экспозиции представлены не только иконы, но можно увидеть мастерскую иконописца,  а на стенах копии фотографий иконописцев за работой. Подлинники хранятся в музеях Гомеля и Санкт-Петербурга.  В мастерской можно увидеть незавершённую икону 30-х годов. Благодаря незавершённости мы можем увидеть, с чего начиналось письмо.  На доске сначала появлялось доличное  письмо  — пейзаж, архитектура,  одежда. Это доверялось подмастерью. Лики писали только именитые иконописцы.  На столе  так же стоят в бутылочках  подлинные краски, подлинные минералы. На верстаке в ящике тоже краски. Этот ящик обнаружили в старообрядческом доме в Злынке. Краски были в жестяных коробочках,  в тряпочках, обрывках старых журналов, там же были найдены краскотёрка и иные инструменты. В этом доме когда-то жил  переписчик  книг Михаил Чернышов, коллекция этих книг находится в Государственной библиотеке в Москве.

                Помимо "мастерской иконописи", в музее есть и две «кузни». Одна для изготовления предметов быта, а вторая — «мастерская златокузнецов», в ней  мастера делали оклады для икон. Преимущественно  оклады делались из латуни, как наиболее дешёвого металла. Латунный оклад можно было отполировать,  отшлифовать довести до золотого блеска, но он быстро темнел, тускнел. Поэтому оклады чаще серебрили или золотили.  В музее восстановлены и продолжают восстанавливать имена мастеров ветковско-стародубского региона с  конца XVII  до начала  XX вв. Словарь насчитывает  более 180 имён. Сотрудникам музея удалось установить и существование нескольких династий. Одна из таких династий — Священниковы.  Они изготавливали оклады для икон  и были далеко известны за пределами Ветки.

                Экскурсовод увлечённо рассказывала нам о том, что экспонаты приобретают совершенно иное звучание, когда устанавливается их связь с жителями; когда становится известна история семей, их жизненные перипетии. 
Познакомились мы с традициями ткачества белорусок, увидели женские наряды — тканую одежду от младенчества до погребального платья; рушники и скатерти, расшитые удивительными узорами, и, конечно, посетили зал с рукописными книгами. Некоторые из них — XVII века — красивый почерк, особенные рисунки, и печати тех, кому книга принадлежала, передаваясь из поколения в поколение. 

                В музее можно провести несколько часов, но проникнуться истинным погружением в историю старообрядчества и народных традиций за столь короткий отрезок времени невозможно.  Мы только едва прикоснулись…

                Тесное переплетение старообрядчества  Гомельщины и Брянщины, общая  школа  иконописи,  глубокие корни  традиций вызывают подлинный интерес у посетителей музея, а городок, такой чистый, ухоженный вызывает желание приехать сюда непременно ещё раз…


Рецензии