Рай, как прообраз устроения человека. Гл 3

Рай, как праобраз и психического физиологического устроения человека.

(Версия с иллюстрациями на моей странице в ВК @id57497722)


Глава 3.   

В третьей главе рассмотрим наше предположение, что четыре реки, орошающие свои земли в райском саду, символизируют устроение человека, но не только физиологическое, но, в первую очередь, ещё и духовное. Это предположение будем сверять по книгам Ветхого и Нового Завета.
Следуя из приведенных выше фактов, можно далее продолжить наши рассуждения. Рассмотрим эти реки и с какими частями тела человека они соотнося, учитывая то, что, правое полушарие мозга управляет левой половиной тела, а левое полушарие управляет правой половиной тела.
Первая река Фисон - правая общая сонная артерия; земля Хавила - (правое полушарие мозга).
Четвертая река Евфрат -  левая подключичная артерия; левая рука - царство Соломона.
Третья река Хиддекель (Тигр) - левая общая сонная артерия; пред Ассирией - Вавилонское царство (левое полушарие мозга).
Вторая река Гихон - правая подключичная артерия; правая рука - земля Куш (земля эфиопская).

Бытие, глава 2
2:11 Имя единей фисон: сия окружающая всю землю евилатскую: тамо убо есть злато.                2:11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
2:12 Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс и камень зеленый.
2:12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.


2:14 Река же четвертая евфрат. 
2:14 Четвертая река Евфрат.

Начнем с правого полушария мозга или с той частью рая, которую Бытописатель назвал землёй евилатской или землёй Хавила и которую окружает река Фисон.
Вспомним какие функции у правой гемисферы человека.
Из Википедии. “Логика и распознавание образов.                Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
В различные аспекты социального поведения могут быть вовлечены процессы, осуществляемые как левым, так и правым полушариями. Однако именно правое полушарие в научной литературе оправданно называют «социальным», ведь оно играет доминирующую роль в контроле большинства социальных реакций у различных видов позвоночных, включая человека.

А вот как описывают св. Отцы землю евилатскую (землю Хавила).
Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем «золотом» найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка: Я… умножил у нее серебро и золото (Ос.;2:8), и Давид говорит о благоразумных: Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом (Пс.;67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.
Ибо сказано: там бдолах - сияющий карбункул, в котором живет искорка нашей души. Есть там и камень оникс, являющий, как представляется, своим цветом нечто живое, зеленое. Ибо кустарник зеленеет, пока живет, а когда умирает, то засыхает; и земля зеленеет, пока цветет; зеленеют и семена, когда прорастают. И правильно, что первой названа река Фисон, означающая по-еврейски «Феойсон» , то есть «изменение речи», так как она омывает землю не одного народа, но течет также в Лидию. Ведь и благоразумие не скудно пользой, но изобилует ею, так как приносит ее многим. И потому оно названо первым, что если бы кто-нибудь покинул рай, благоразумие первым остановило бы его, словно река, и он не засох бы вскоре, но без труда вернулся бы по ней в рай. Многие люди приходят к этой реке, которая, как считается, весьма прекрасна и плодородна. Потому и предстает благоразумие в этом образе, что принесло много плодов с пришествием Господа Спасителя. И река эта течет до пределов земли, ибо премудростью спасены все люди. Потому сказано: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их (Пс.;18:5).

1я Река Фисон, Земля Хавила (земля Евилатская)
               
Земля Хавила (земля Евилатская) - правое полушарие мозга - Земля Обетованная, её описание больше символизирует, как чувственные взаимоотношения человека и Бога и роль избранного народа, которому отдана эта земля, привести все народы к Единому Богу Иисусу Христу.

Анфракс (карбункул) редкий, драгоценный камень имеет темно-красный цвет. При солнечном свете теряет свой темный оттенок и походит на горящий уголь, отчего и получил своё название. Он занимает первое место во втором ряду наперсника судного первосвященника.                Камень зеленый (Исх.28:17) - так называется драгоценный камень зеленого цвета, третий в первом ряду камней судного наперсника первосвященника.  Бдолах упоминается в Бытие 2:12. По внешнему виду его сравнивают с манной (Числа 11:7)  Некоторые предполагают, что это ароматная смола кустарника Amyris Agallochum, который растет близ Персидского залива в Аравии, Вавилоне и других местах. Она прозрачна, горька на вкус, и, если ее зажечь, распространяет приятный запах. Другое мнение, что бдолах – особый сорт жемчужин.
Иоанн Златоуст, свт. (+ 407)
Беседа о пятом дне творения.
2:11 Имя единей фисон: сия окружающая всю землю евилатскую: тамо убо есть злато.                2:11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
2:12 Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс и камень зеленый.
2:12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
 
Если уж Моисей описывал страны вселенной, то должен был указать богатства, находящиеся в каждой стране, - указать, где находятся смарагды, гиацинты, где топаз, где различные другие различные драгоценности. Он упомянул о золоте и двух камнях как о начатках священства, так первосвященник носил золотой плат, на котором написано имя Божие. 12 камней было на груди первосвященника: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, берилл, оникс. (Исх. 28:17-20) Из этих 12 камней зеленый (смарагд) был усвоен колену священников, анфракс - царскому. Почему? Потому, что как огню свойственно жечь и светить, так и царю свойственно благодетельствовать и наказывать. Рувиму, первому колену, усвояется сардий, Симеону - топаз, Левию - зелёный камень, Иуде, от которого Христос, - огненный анфракс.
Спустя долгое время, Исайя говорит Иерусалиму: “вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. … Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров (Ис.49:16, 54:11), - разумея, несомненно, Спасителя. “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится” (Ис.28:16).
“Итак, анфракс усвоен царскому колену, зеленый (смарагд) - священному”.

Из рассуждения свт. Иоанна Златоуста, про землю евилатскую (землю Хавила), которую мы соотносим с правым полушарием мозга, видно что она тесно связана с коленом священников и с царским родом. Рассмотрим теперь, что говорится в Библии о колене священников. В израильском народе священниками стали потомки Левия, родоначальника  одного из двенадцати колен Израилевых, назначавшиеся в соответствии с законом, данным через Моисея Богом, на особое служение при скинии, в помощь священникам — потомкам Аарона, происходившего из того же колена.
 
В книге Чисел звучат следующие слова: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» (Чис. 18:20).В книге Второзаконие говорится: «потому что нет левиту части и удела с братьями его, сам Господь есть удел его» (как говорилось: «Господь Бог твой»), и повторяется это в книге Второзаконие (Втор. 14:27, 29). Более того, в книге пророка Иезекииля, когда пророк описывает видение нового Иерусалима и Святой Земли, и расселение колен Израиля вокруг этого нового храма, Бог говорит ему: «А что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я их владение» (Иез. 44:28). И то, что их уделом является не святая земля, а Сам Бог, – является пророчеством о Новом Завете, в котором действительно уже реально открывается то, что уделом христиан, их сокровищем, их достоянием является не какая-то земля, не какое-то государство, но Сам Бог: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). То есть, нашим новым градом и новым жительством является Церковь, которая есть Христос.


В книге Бытие ещё есть рассказ о том, что, когда Аврам, после одного из победоносных сражений возвращался домой, его встретил Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (Быт 14:18–20).
Так ап. Павел говорит о Мелхиседеке, как о царе Салима и священнике Бога Всевышнего.
«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).
Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).
И Иисус сказал Фоме: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. (Ин.14:6)
Рассуждая о земле Хавила мы ясно видим, что эта земля уготованная чтобы прославлять Творца, создателя нашего мира, и Бога, место где совершается жертва Богу, место где мы отдаем Богу самое дорогое, к чему  более всего прилепилось сердце наше. Место, как гора Мориа куда Авраам взошел принести в жертву Исаака, и где впоследствии на этой горе был построен царём Соломоном, по указанию Божию, Иерусалимский храм».
Еще в земле Хавила сочетается род царский и род священников. Как Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена, также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Как правое полушарие мозга, что управляет левой рукой, которая в наименьшей степени связана со взаимодействием с материальным миром, так и род священников в Израиле лишены были земного удела, чтобы их руки и разум не были обременены заботой о возделывании земли, а всецело могли служить Богу.


4я Река Евфрат символизирует левую руку.

В Библейской истории река Евфрат тесно связана с Вавилонским царством, она протекала через город Вавилон и делила его на две части. Строительство Вавилона приписывается в Ветхом Завете внуку Хама, царю Нимроду: “сей начал быть силен на земле; Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар”. (Быт.10:6-8,10)
На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт.11:1-4) Но этим планам не удалось осуществиться. “И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле”. (Быт.11:1-9)
Так ещё в начале Библейской истории, после потопа Господь Бог пресек увеличение зла на земле, а уже в новом Завете Иисус, рассказав притчу о Виноградаре спросил учеников: “Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Мф.21:42-44). Здесь можно вспомнить строителей Вавилонской башни, которые отвергли камень, заменили его на кирпичи.   
На протяжении всей истории человечества Господь Бог учит народ свой, что жизнь может существовать только в Нём в Боге, но народ Его соблазняется дьяволом и уходит с праведного пути к мерзостям богохульным. Вавилон в Священном Писании явился символом, того когда человек умышленно ищет связи с дьяволом для достижения власти и богатства в земной жизни, отвергая при этом своего Творца и Бога. Святой апостол Иоанн сравнивает устремление человека ко связи с дьяволом, со связью с блудницою:   
“И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим”. (Откр.17:1-6)
“И говорит мне: во;ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки”. (Откр.17:15)
“Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями”. (Откр.17:18)

В этом эпизоде мы ясно видим, что когда Богом поставленное священство и царь, помазанник Божий, забывают про своё обетование, вести вверенный им народ к истинному Богу, случается так, что для их вразумления Бог предаёт их в рабство к язычникам. Всё это происходит по великой премудрости Божией, по Его провидению израильский народ находясь в рабстве, в таком состоянии когда нет таких материальных ценностей, которые позволяют предаваться чувственным наслаждениям, а тяжелый труд принуждает мыслью обратиться за помощью к своему Богу. В Вавилонском плену божий народ возрождается духовно и со временем незначительная часть иудейского народа возвращается в Иерусалим, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда стали распространяться по всем окружающим странам, принося с собой элементы своей духовной культуры. Израильский народ стал тем семенем ростки которого подготовили ту почву на которой взросло христианство.  В этом и заключался замысел Единого Бога привести к Себе все народы земли. Сейчас христиане, по слову Господа, продолжают эту великую миссию. 
“Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь”. (Мф. 28:16-20)

Левая рука на старославянском - шуйца. Почему она так названа? Можно сделать такое предположение, что когда мы идём в темноте обычно выставляем вперед левую руку чтобы нащупать дорогу или левой рукой берем предмет, который собираемся правой рукой обрабатывать, уже ощущаем его качество. Есть выражение “иди пошукай” т.е. иди поищи, поэтому шуйца родственна таким словам, как пошукай, чувствовать, ощущать, (suchen нем.).       

*********************************************

Далее можно продолжить наши рассуждения, рассмотрим, как соотносятся
Третья река Хиддекель (Тигр) - левая общая сонная артерия; пред Ассирией - Вавилонское царство (левое полушарие мозга).
Вторая река Гихон - правая подключичная артерия; правая рука - земля Куш (земля эфиопская).

Бытие, глава 2
2:13 И имя реце вторей геон: сия окружающая всю землю ефиопскую. 2:13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.

2:14 И река третия тигр: сия проходящая прямо ассириом.
2:14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею.

Левое полушарие мозга - река Хиддекель проходящая пред Ассирию.

Имя третьей реки (Тигр) Хиддекель: она протекает пред Ассириею.

Хиддекель — одна из рек Эдема (Быт. 2: 14), называемая Даниилом «большой рекою» (Дан. 10:4), река Тигр, которая отделяла Ассирию от Месопотамии; ее теперешнее название Диджле ясно указывает на древне еврейское название, а также на его ассирийскую форму…

Другое название реки Тигр, Arvand Rud, использовавшееся в средне персидском , буквально означало «быстрая река».

Тигр намного короче и быстрее, чем Евфрат, и образует меньше притоков. В древние времена Тигр также являлся рубежной рекой, ибо отделял Ассирию от Месопотамии. Возможно, именно поэтому пророк Даниил, находясь в Вавилонском плену и скучая по отечеству, называл реку Тигр "большой рекою" (Дан;10.4).

Чтобы понять, что за земля, которую обтекает река Хиддекель, обратимся к Священному Писанию. Главная мысль Ветхого Завета, духовное рождение народа Божьего и его миссия по распространение веры в истинного Бога среди всех племен, населяющих землю. 

Рассмотрим вкратце, как происходило рождение народа Божьего от праотца Авраама. 

Месопотамия была родиной Авраама.

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там” (Быт.11:31)

Земля Ханаанская - это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово “Харран” переводится как остановка. В Харране умирает отец Авраама Фарра и Авраам становится главой своего племени. В Харране Бог первый раз является Аврааму и даёт ему Своё обетование “Благословятся в тебе все племена земные”.

Из Харрана Авраам идёт со своей семьёй и со всеми людьми, которых имели в Харране, в землю Ханаанскую и дошел до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле жили Хананеи. Здесь Господь Бог второй раз явился Аврааму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там жертвенник Господу, Который явился ему. (Быт. 12: 5-8) 

Третье Богоявление Аврааму произошло в Вефиле. Где после освобождения Лота он встречается с царем Салимским Мельхиседеком.
   
Четвертое Богоявление Аврааму было ночью, жившего тогда у дубравы Мамре, “И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты сможешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность”.

“И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.
В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев.” (Быт.15:7,18-21)

Пятое Богоявление Аврааму происходит с переменой его имени  и устанавливается обряд обрезания. Он уже называется не Аврам (что в переводе “высокий человек”), а Авраам “отец множества”. Бог поставляет завет между Собой и Авраамом обещая весьма, весьма размножить потомство Авраама. Знамением завета явилось обрезание людей мужского пола.

Шестое Богоявление Аврааму было у дубравы Мамре (у мамврийского дуба), при котором было сказано, что у Сарры родится сын. 


Река (Тигр) Хиддекель, что протекает пред Ассириею, приводит Авраама в землю, которую Господь Бог обещал дать его потомкам. 

Земля; обетова;нная — земля, по которой, с благословения Божьего, странствовал Авраам (выйдя от родства и из дома отца (Быт.12:1)), и которую Бог обещал дать в наследие будущему народу, образованному из его потомков.

“И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение”.
“В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев”. (Быт.15:7,18-21)

Следующее поколения, сыны Авраамовы: Моисей, Давид, Соломон в борьбе отвоёвывают обещанную землю у языческих народов. Во время странствия по пустыне происходит духовное становление избранного народа они из рабов превращаются свободный народ, способный на великие подвиги.  Моисей - даёт закон своему народу, царь Давид - побеждает языческие государства, при нем Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис.34:2-12; Иез. 47:15-20). Царь Соломон строит первый Иерусалимский храм, приумножает богатство своего государства, так, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценны сикоморам (3 Цар. 4:20, 23).  Соломон отлично разбирался в судопроизводстве, в науках, знания его в различных делах были поистине изумительны, и была мудрость Соломона, по слову Дееписателя “выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (3 Цар.4:30,31)”      



Левое полушарие мозга - функция.
 

Как мы уже выше рассматривали, левое полушарие мозга отвечает за обработку речи, счёт, анализ и принятие решений, создает восприятие реальности последовательно, поэтапно, опираясь на логические цепочки. Проще говоря, левое полушарие – это последовательная обработка информации, анализ, восприятие речи, присвоение понятиям названий.
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработки информации (поэтапная обработка). Левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;


2я Река Гихон - Правая рука.

Имя реце второй геон: сия окружающая всю землю ефиопскую (Быт. 2:13).

Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.(Быт. 2:13).


Гихон, или Геон (евр.; бурный, стремительный), или Джейхун, — в Библии вторая из четырёх рек (Быт. 2:13), вытекавших из Эдема; орошала всю страну Куш, или Эфиопию. Имя (иврит Gi;;n) может быть истолковано как “Вырывающийся, фонтанирующий”.


Из Википедии: “Древнееврейское название страны Куш, или Хуш в Септуагинте, в которой жили кушиты (потомки Хуша), как правило, замещено именем Ефиопия в обширном смысле. Под ней понимался весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и местность к югу от Египта. В ассирийских клинообразных памятниках, согласно с еврейской Библией, она называется страной Кус, чему родственно и египетское наименование её словом Кес. Из сопоставления библейских параллелей считается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом, другая ; на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению к Абиссинии.

Из Википедии: “Иосиф Флавий рассказывает о народе Хуш, сыне Хама и внуке Ноя: "Ибо из четырех сыновей Хама время нисколько не повредило имени Хуш; ибо эфиопы, над которыми он царствовал, и по сей день, как они сами, так и все люди в Азии, называются кушитами" (Древности евреев 1.6)”.
Правая рука у человека есть такой орган посредством которого производятся все материальные ценности, т.е. богатства в нашем обществе создаются через труд в котором ведущую роль играет именно правая рука. Но, рука не может действовать сама по себе она управляется нашим сознанием, мозгом, а именно левым полушарием мозга, функции которого мы рассмотрели выше.

В нашем рассуждении левое полушарие ассоциируется с Израильским царством, с его расцветом во времена царя Соломона, когда государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию.

Основываясь на таком сравнении, тогда правую руку можно сравнить с царицей Савской, которая пришла послушать премудрости царя Соломона.
Большинство историков считают, что царица Савская была правительницей Эфиопии, в Эфиопии у царицы есть даже имя - Македа, а сын, рождённый ею от Соломона, стал зваться Менеликом. По крайней мере, такого мнения придерживаются эфиопы. Именно сын царицы Савской стал основателем династии Соломонидов, правивших в Эфиопии.

Из Википедии: “Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник)”. 
               
Третья книга Царств. Глава 10 

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота* и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.

* 120 талантов золота. 1 еврейский талант золота равен 44,8 кг, значит подарок царицы составил примерно 5376 кг (около 5 тонн) золота.

Как уже было отмечено выше деятельность правой руки регулируется (соотносится с) работой левого полушария, давайте теперь рассмотрим в этом ключе, как соотносится визит царицы Савской к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость загадками. Царица приходит с весьма большим богатством и вопрошает Соломона обо всем, что у неё было на сердце, Соломон отвечает на все её вопросы и нет ничего чего бы он ей не изъяснил. Царица видит как хорошо устроен его дом и дома его слуг, и что слуги у него живут гармонично, потому что они стройны, и не чувствуют неприятностей от внешней среды, потому что имеют хорошую одежду и все пребывают в хорошем настроении - потому, что есть дни отдыха и вино для услады праздника. Царица славит Бога Израилева и благодарит Его, за то, что Он оказал такую милость для народа Своего. Она уходит в землю свою, одаренная всем чего желала и даже сверх того, что дал Соломон.

Здесь всё разумно устроено: правая рука работает с материальным миром, обрабатывает его и поэтому ей требуется руководство такое как царь Соломон, строящий храм Господу Богу и своё государство, где как раз нужны те способности которыми как раз обладает левое полушарие мозга.


Правая рука на древнеславянском - десница. Можно предположить что это название пошло от слова делать (сделать, действо, деяние, делатель) корень де, как раз об этом свидетельствует.

*******************************************

В Откровении Св. Ап. Иоанн, описывает новый мир, святой город Иерусалим, который сойдет с неба от Господа Бога.

Глава 21
                1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.               
2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

В новом мире уже не как в ветхозаветном раю, где четыре разных реки орошали свои земли, а будет одна река, исходящая от престола Бога и Агнца и там: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28)

Глава 22

1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.

3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.


Рецензии