От этюда к картине. Принципы прогресса

       Этюд – в живописи подготовительная работа для написания картины либо учебное упражнение написанные чаще всего с натуры, реже по памяти. Написание этюдов на открытом воздухе называют пленэрами. В учебных целях этюд может писаться по фотографии, либо фотография заменяет этюд при написании картины.
       Учится можно не прибегая к этюдам, например, создавая копии: форма, фактура, колорит, светотеневые нюансы… Всё это доступно для усвоения. Спецификой этюда является то, что художник наиболее эффективно учится преобразованию натуры в живописный образ.
       Копируя, художник работает уже с готовым живописным произведением. Эта как если бы человек питался только тем, чем кормят младенцев. Что будет с его пищеварительной системой? Она не научится выполнять свои функции и твёрдую пищу, требующую от организма усилий, не примет.
       Кроме того, внимательно наблюдая за натурой, художник начинает лучше понимать, как устроен этот мир. Он проникает в «физику» живописи. Эти навыки позволяют ему, переходя от этюда к картине, восполнять отсутствующие в этюде детали, свободно, вносить в картину что-либо по памяти или по наитию без потери достоверности и натуральности образа.
       Мы подошли к ещё одному предназначению этюда: быть материалом для картины.
       Что такое картина? Это то, для чего художник пишет этюды.
       Хотя наиболее удачные этюды могут приобретать самостоятельное значение, но чаще всего они служат указанным выше целям, одна из которых: быть материалом для создания полноценного художественного произведения. В картине художник стремится максимально раскрыть свои творческие и технические способности, а этюды служат ему кирпичиками, точкой опоры для её создания.
       В этом процессе художник, как и при написании этюдов, учится, оттачивает приобретённые навыки… Но у картины есть ещё одна очень важная особенность. Именно она даёт художнику возможность прогрессировать.
       Есть художники, пишущие только этюды. Они как бы накапливают стройматериал и учатся строить, но не переходят к строительству. Это не значит, что их усилия – сизифов труд. Этюд имеет свою специфику восприятия, раскрытия образа, такие качества и средства выражения которые утрачивает картина. В этом смысле этюд приобретает самостоятельное значение. Есть этюды, способные дать фору талантливым картинам. Но, я не знаю ни одного выдающегося художника, который всю свою творческую жизнь превратил в один бесконечный пленэр не работая студийно.
       В чём здесь проблема?
       Если художник не венчает свой труд картиной, работая только с этюдами, он через некоторое время достигает определённого уровня мастерства, но дальше количество порождает только количество (художник работает быстрее, создаёт больше), но не качество.
       Для того чтобы расти дальше, нужно преодолевать некий барьер, этап за этапом. Не просто писать в удовольствие, по накатанным схемам, а ломать себя об колено, ставить такие задачи, которое в принципе не возможны кроме как в картине.
       Нет, этюдная живопись тоже сопряжена с определёнными сложностями, особенно для начинающего. Но невозможно стать хорошим спортсменом только тренируясь, должны быть соревнования. А учебные занятия по живописи  должны заканчиваться глубоким погружением в творческие искания, композиционные, цветовые, смысловые решения.
       Дело в том, что этюд, даже очень качественный и при всех своих достоинствах, является по определению поверхностным средством художественного выражения.
       Начальным барьером для художника, который первой раз взялся писать картину будет проблема детализации. Чем больше деталей, чем глубже художник прорабатывает свет и цвет, форму, фактуру… тем сложней ему сохранить целостность, тем выше риск опустится в китч и любительщину. Там, где достаточно было махнуть кистью, нужно махнуть тысячу раз, но каждый мазок, каждая деталь должны стать органичной частью целого, как если бы ударил кистью только раз.
       Некоторые на этом ломаются, не желают преодолевать себя, навешивая на картины ярлыки: салон, китч, зачем это надо?, главное уловить суть… Но не будем обманываться.
       Вслед за техническими трудностями придут творческие поиски уводящие мастера в бесконечную череду препятствий и их преодоления. При этом возрастёт и качество этюдов. Более того, грань между этюдами и картинами начнёт стираться. Примером тому могут служить этюды многих величайших мастеров мировой живописи: Рубенса, Репина, Левитана…
 
А.Н. Миронов. 2023 г.


Рецензии
Андрей Николаевич, Вы художник? Это Ваш сайт: artmiro.ru Email: andreimiro@yandex.ru
Если это так, то я знаком с Вашими работами и даже в работе "Злые виноградари" я использовал Вашу картину http://proza.ru/2021/12/19/1636, а сейчас хочу проиллюстрировать свой очерк о Варавве тоже Вашей работой. Огромное спасибо.
Случайно мы с Вами оказались участниками сайта Проза ру к моему удовольствию. С уважением Вадим Анатольевич Гарин.

Вадим Гарин   03.02.2024 22:20     Заявить о нарушении
Да, мой сайт. Картина о злых виноградарях старенькая, не очень удачная, но работаем дальше...

Андрей Николаевич Миронов   07.02.2024 11:33   Заявить о нарушении
Андрей Николаевич, очень рад нашему знакомству. Мне нравятся Ваши работы -об этом я уже говорил. Я вырос в среде художников. У меня бабушка (а я рос у неё с грудного возраста среди картин, кистей) и сестра профессиональные художники, а я технарь по образованию. Давно изучаю религию, увлекаюсь историей и литературой. "Виноградари" - притча достаточно сложная для понимания современным людям, а Вы точно выразили существо этой притчи - этим она и привлекла моё внимание. Сейчас я представил на Прозе очерки о Варавве и пишу окончание. Образ Вараввы в живописи не вызвал большлгл интереса. Он есть в иллюстрациях романов о Варавве и художественных фильмах, снятых в разных странах и в разное время. Ваша интерпретация образа мне ближе. Я намерен сделать её иллюстрацией очерка, если Вы не возражаете - теперь я могу спросить у Вас разрешения. Мной заканчивается цикл очерков "Читаем евангелие вместе с художниками" который начат в 2022 году http://proza.ru/2022/02/02/752 Последние посвящены Варавве. С уважением

Вадим Гарин   07.02.2024 12:14   Заявить о нарушении
не возражаю, мои картины свободны для использования: http://artmiro.ru/blog/creative_commons/2015-07-04-244

Андрей Николаевич Миронов   08.02.2024 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.