Канкан. Охота на слова

Интересный факт. Во время визита в США первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв  был приглашён в студию 20th Century Fox, где шли   съемки  фильма «Can-Can».  Он охарактеризовал сам танец и, соответственно, всю американскую культуру, как «развратные» и «порнографические».

Я не помню, чтобы в Кыштыме в открытом показе был этот фильм «Канкан». Я слышал, что в фильмотеке, когда она была в здании начальной школы в Солонцах, были какие-то полусекретные показы. Потом, когда я начинал работать в «Вечернем Челябинске», журналистов приглашали на закрытые просмотры. Помню два таких фильма. «Покаяние», психологическую драму режиссёра Тенгиза Абуладзе, снятую в 1984 году, и «Невинные забавы буржуа», отыскать этот фильм в глобальной сети пока не удалось. Были и другие фильмы, но чаще всего они  потом показывались на больших экранах, а журналисты были лишь первыми зрителями в Челябинске.

Во многих западноевропейских языках есть модальный глагол can, а  в английском языке can (could) выражает физическую возможность, способность, умение совершить действие и переводится как мочь (могу, умею, можешь и т. д.).  Не отсюда ли образуется двойной модальный глагол, перешедший в существительное  канкан?

Смотрим в других источниках. Вот что сообщает Википедия:

Канкан (фр. cancan) — энергичный и откровенный эротический  французский танец с демонстрацией нижнего женского белья. Поначалу во Франции танец не пользовался популярностью и подвергался резкой критике, поскольку для своего времени он считался крайне непристойным. Однако специально собранная комиссия французских властей и общественности разрешила и одобрила исполнение танца в парижских кабаре, что стало приносить доходы в городской бюджет Парижа.

Кстати, запрет на канкан носит коррупционный характер. И в фильме «Can-Can» это хорошо отражено. Запрет есть, но полиция караулит казино, где канкан исполняется, чтобы заработать на артистах, присудив им штрафы, иногда очень  значительные. Танцовщица, владелица казино,  сообщает судье, что у неё есть списки полицейских, кому она платила, чтобы те не замечали, как по просьбе зрителей труппа актёров танцует канкан.

Известно,  что канкан появился в Париже в 1820—1830-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как производный вариант кадрили (давшей зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (давшего двудольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами заимствованы из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазюрье.

Музыкальный размер танца 2/4. Темп быстрый, энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание руки, ноги, головы, прыжки и кувырки вниз головой.

Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу XIX века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и нижнее женское бельё.

Канкан можно считать одним из предшественников современного  стриптиза. И канкан, и стриптиз десятилетиями считались танцами крайне непристойными, вызывающими и вульгарными. Танцовщицы-исполнительницы  были по сути приравнены к  проституткам. Отсюда и недовольные  гримасы на лицах богатых посетителей, которым, конечно же, хочется посмотреть всё это.
 
Первоначально в Америке стриптизом назывался бурлеск.

Бурлеск - это литературное, драматическое или музыкальное произведение, призванное вызвать смех путем карикатурного изображения манеры или духа серьезных произведений или нелепого обращения с их сюжетами.

 Слово происходит от итальянского burlesco, которое, в свою очередь, происходит от итальянского burla – шутка, насмешка или издевательство. Бурлеск перекликается с карикатурой, пародией и травести, а в своей театральной форме с феерией, как это было в викторианскую эпоху. Слово "бурлеск" используется в английском языке в этом литературном и театральном смысле с конца 17 века. Его ретроспективно применяли к произведениям Чосера и Шекспира, а также к греко-римской классике.

 В США термин бурлекс  относится к выступлениям в варьете. Они были популярны с 1860-х по 1940-е годы, часто в кабаре и клубах, а также театрах, включали непристойные комедии и женский стриптиз.

Некоторые голливудские фильмы стремились воссоздать дух этих представлений 1930-1960-х годов или включали сцены в стиле бурлеск в драматические фильмы, такие как "Кабаре" 1972 года и "Весь этот джаз" 1979 года, среди прочих. В 1990-е годы  возрос  интерес к таким сценам.

Вернёмся к канкану. Танцовщиц канкана любил рисовать художник постимпрессионист Анри Тулуз-Лотрек. Знаменитыми канканистками, чей образ сохранился благодаря завсегдатаю заведений Тулуз-Лотреку, были Ла Гулю и Жанна Авриль, блиставшие в «Мулен Руж». Мужчины танцевали вместе с женщинами в XIX веке, потом эта традиция была утрачена.

Элементы канкана  в XX веке использовались в развитии жанров варьете и музыкальных  комедий в мюзик’холлах и музыкальных театрах Европы и США.

Изначально во Франции канкан танцевали одиночные танцовщицы, а в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию, — кордебалет.

В 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини  объединил в «Мулен Руже» парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.

Наиболее известная мелодия — «Адский галоп» (фр. galop infernal) композитора Жака Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду»: с её постановкой в 1858 году танец попал на большую сцену. (Пародией на неё является в 4 раза замедленные «Черепахи» из «Карнавала животных» Сен-Санса). Также используется «Весёлая вдова» (1905 год) Франца Легара. Входит в репертуар кабаре и оперетты.

 В 1919 году Леонид Мясин включил танец в балет на музыку Россини «Волшебная лавка», а через 20 лет — в «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха. По материалам Википедии

Несколько слов о том фильме, съёмки которого наблюдал Никита Хрущёв.

Канкан (англ. Can-Can) – американский музыкальный фильм 1960 года.

Режиссер Уолтер Лэнг, продюсеры Джек Каммингс и Сол Чаплин, по сценарию Дороти Кингсли и Чарльза Ледерера, который был написан по мотивам музыкальной пьесы Эйба Берроуза с музыкой и стихами Коула Портера. В фильме присутствуют также песни из более ранних мюзиклов Портера.

В фильме снимались Фрэнк Синатра, Ширли Маклейн, Морис Шевалье, Луи Журден, и Джульетта Проуз.

В Монмартре,  районе Парижа, танец, известный как канкан, считается чем-то непристойным и проводится по ночам в Bal du Paradis, кабаре, где Симона Писташ (Ширли Маклейн) и танцор и владелец. Ночью, когда ее адвокат и любовник Франсуа Дурна (Фрэнк Синатра) приводит в кафе своего хорошего друга, главного судью Поля Баррьера (Морис Шевалье), случается рейд полиции и Клодин (Джульет Проуз) и другие танцоры помещаются под арест и предстают перед судом.

Поль хочет, чтобы обвинения были сняты, но Филипп Форрестье (Луи Журдан) считает, что законы против публичной непристойности должны соблюдаться. Посещая кафе и притворяясь кем-то другим, чтобы получить доказательства, Филипп знакомится с Симоной и развивает к ней романтический интерес, но ее предупреждают, что он на самом деле судья.

Синатра и Шевалье сняли песню «I Love Paris», но она была вырезана.


Рецензии