Какой должна быть современная философия, поэзия ис
Скажу более. Философ, поэт, писатель, художник обязан быть современным. Ибо он обязан творить свой век. Как он может творить своё время не понимая его, не будучи его частью? Беда нашего времени в том, что многие умные и духовные люди убегают от проблем этого века в мир высокой культуры прошлого, мир древних легенд, мудрых книг и прекрасных мыслей. Мол, там было лучше, а теперь…. Но тогда было не меньше проблем. Может, даже больше. И то прекрасное, что оставило нам прошлое, эта высокая культура, эта возвышенная философия, эта вдохновенная поэзия является порождением проблем той эпохи, которой мы так восхищаемся. Скажем, в греко-римском мире были не только Гомер, и Гесиод но и рабство, и женщин заставляли с быками совокупляться на арене цирка, и гладиаторы бои устраивали, чтобы публику потешить. И с действом там всё было нормально. Помню какой шок у меня вызвало, когда в Одиссее Гомер описывает, как сын Одиссея был обнаружен Афиной Палладой в объятиях своего нового друга. В Древней Индии жёны добровольно себя сжигали на костре вместе со своими мужьями. В Древней Руси соитие дозволялось лишь 60 дней в году, и то без всякой страсти и иконы нужно было отвернуть к стенке. Что же касается Европы, то там всё было тоже нормально: массовое истребление катаров, гранадский эдикт, по которому евреи должны были либо креститься и принять католическую веру, либо уехать из Испании, а те, кто не уехал были просто истребляемы, массовое уничтожение испанскими конкистадорами коренного населения Америки от которых осталось лишь 5%. И про инквизицию думаю и говорить не стоит. Так называемый европейский гуманизм был не фикцией. Он реально был. Но возник он не из того, что европейцы были гуманны по своей природе. Нет. Европейский гуманизм возник, как реакция наиболее просвещённых и гуманных европейцев на то, что творили в колониях не такие просвещённые и отнюдь не гуманные европейцы. По сути, европейский гуманизм был попыткой наиболее лучшей части европейского общества изменить европейскую нацию в лучшую сторону. Но я сейчас не об этом. А о том, что и в истории Индии, и в истории Европы, и в истории России полным полно, разных жестоких, кровавых вещей и просто зверств. Они были во времена Гомера, Державина, Гёте. Но это не значит, что это отменяет заслуги Гомера, Державина и Гёте. Как раз эти зверства их и породили. Бесчинства в Индии породили Махабхарату и изумительную философию. Зверства в Греции породили Гомера. Зверства в России породили Державина и Бальмонта. И сегодня мы не помним этих зверств, но помним Гомера, Гёте, Державина и Бальмонта. Но самих зверств мы уже не помним.
продолжение следует
Свидетельство о публикации №223101100031