Журнал Мурзилка Галерея искусств. Образ учителя

картина «Учительница» советской художницы Ирины Воробьёвой

опубликовано в № 10/23 год


Картины художников 19-20 века, с которыми мы сейчас познакомимся, посвящены образу Учителя - скромного, самоотверженного труженика просвещения, вечного сеятеля разумного и светлого.
Учительство в старой России, особенно в сельской глубинке, никогда не считалось прибыльным делом. Зачастую в учителя подавались от безысходности, чтобы иметь хоть какой заработок, молодые образованные люди из некогда богатых  семей. Невысокое жалование принуждало вести скромный образ жизни, а работа не приносила радости.
Картина Константина Пынеева «Сельская учительница»  - тому подтверждение. Убранство тесной, скудно обставленной каморки говорит о неприхотливости её обитательницы,  которая привыкла обходиться малым.
 Женская фигурка  сливается с блёклым, грязно-серым интерьером  полутёмного жилища. Нищета  давит  суровой обыденностью, порождая тоску и уныние.   Даже полевые цветы в вазе не радуют глаз яркостью красок. За окном всё та же размытая непонятность. Неясно и будущее учительницы. Отрешённый, тоскливый  взгляд, поникшие  плечи, безвольно опущенные руки - .  героине сюжета  тяжело  мириться со своим положением, она в отчаянии.
Иначе воспринимается картина «Сельская бесплатная школа» другого русского художника - Александра  Морозова. Он изобразил свою молодую жену и её подруг в новой школе, обучающих деревенских ребятишек грамоте. 
Воодушевлённые высокими идеями  всеобщего народного образования выходцы обеспеченных семей  шли в народ,  открывали бесплатные школы, занимались важным и нужным делом. Учительство для них – осознанный выбор.
Светлая, просторная сельская школа с большими окнами в картине  подчёркивает важность народной мудрости: «Ученье – свет, а не ученье - тьма…».  Художник вместе со своими героинями    верит, что усилия  не напрасны: образование (свет) искоренит невежество (тьму).
Картина Богданова-Бельского «Устный счёт» посвящена призванию и признанию учительского труда.  Художник изобразил любимого учителя – Сергея Александровича Рачинского. Известный профессор  Московского университета  в сельской глубинке строил школы,  библиотеки, активно занимался просветительской деятельностью. Он обучал детей и взрослых грамоте, ремесленному делу и другим наукам.
На переднем плане -  маленький Коля. Устный счёт, в отличие от рисования, давался мальчику с трудом. Чуткий наставник заметил его способности и помог стать художником.
Героиня картины «Учительница», советской художницы Ирины Воробьёвой,   тоже пришла в профессию  по велению долга, зову сердца. Как и многие, молодые люди того времени, девушка после окончания института отправилась в Казахстанские степи. Туда, где   осваивались целинные земли, прокладывались дороги, возводились дома, строились школы. Молодая учительница нашла своё место в жизни. Осознание своей нужности, участие в важном для страны деле воодушевляют её, придают силы, помогают  в работе.
Сюжеты полотен рассказали нам  о людях, чей благородный труд подчинён высоким целям – воспитанию нового поколения, мыслящего и просвещённого.
               
                Елена Арс
И. Н. Воробьёва. Учительница.
К. П. Пынеев. Сельская учительница.
А. И. Морозов. Сельская бесплатная школа.
Н. Богданов-Бельский Устный счёт.
И. Тихий. На урок. Учительница.
А. Наседкин. Урок музыки. 1970 г.


Рецензии