Смелый адмирал Головко

Когда после смерти Сталина в 1953 году многие генералы и маршалы стали валить на него все допущенные ошибки за неудачи первого периода войны, я был еще мал и ничего не понимал.  Потом, прочитав мемуары как немецких полководцев  Маштейна, Гудериана, Деница, так и советских Жукова, Василевского, Конева, Баграмяна, Москаленко, а также познакомился с работами историков Исаева, Морозова и других, понял, что не все так просто. Да, Сталин уже с 1939 года имел полноту власти в стране, но он был политический лидер, на плечи которого легла вся ответственность за огромную страну победившего народа, и он был не семи пядей во лбу.  Читал у публициста Мухина, что в первый период войны Сталин опирался на мнением военных, и лишь когда понял, что их действия привели в 1942 году к критическому положению на юге страны, когда немцы рвались к Сталинграду и на северный Кавказ, взял полноту власти  и в армии, и на флоте, хотя флот в нашей сухопутной стране играл второстепенную роль. Сталин сам написал текст знаменитого приказа № 227 «Ни шагу назад», и с тех пор все решения командующих фронтами визировались им лично после всестороннего обсуждения в Ставке.

И Сталин никогда не наказывал людей с большими звездами на погонах, когда их инициатива помогала одерживать победы. И сегодня мой рассказ будет о таком человеке, который превратил советский север в неприступную крепость, и обеспечил поставки необходимого вооружения для Красной армии от союзников по антигитлеровской коалиции.

Сейчас общеизвестно, что Северный флот стал самым сильным в стране под названием СССР еще в послевоенные годы. До этого власть опиралась на Балтийский флот, где были самые крупные в ВМФ корабли, и Черноморский, второй по силам в советском ВМФ. Развивался и Тихоокеанский флот, и самым последним в СССР стали создавать Северный флот. Но не для защиты от врагов с оружием, а для защиты об браконьерства норвежцев в наших территориальных водах. Создавался флот двумя путями. Первый был с помощью военных кораблей, которых по внутренним водным путям перемещали с Балтики на север, в Белое море. Вот для чего строили Беломоро-Балийский канал, которые замерзал зимой. Но зато в теплое время года от был важной транспортной артерией. Но по каналах можно проводить не очень большие по водоизмещению корабли, вот такие и составляли основу Северного флота в предвоенные годы. Это были эсминцы и меньшие их по водоизмещению сторожевые корабли, торпедные катера, тральщики, подводные лодки.

А второй путь создания Северного флота – строительство судостроительного завода в городе Молотовске (сейчас это город Северодвинск). Но от создания завода и рождения кораблей пройдет немалый срок, а флот создавать надо.  И у истоков создания Северного флота стоял будущий адмирал Арсений Головко.

Во время Великой Отечественной войны, а именно в первые годы, генералы на местах, в дивизиях и корпусах не могли принимать самостоятельных решений, от которых могла зависеть оперативная обстановка. Этим занимались командующие фронтами и члены Ставки Верховного Главнокомандования. Чтобы принять какое-либо важное решение, генерал запрашивал санкцию из Москвы. Однако, пока сообщение шло до столицы и Ставка решала, как поступить, обстановка на участке полностью менялась, и информация о положение войск становилась неактуальной. Из-за этого в первые два года войны советские войска часто оказывались в окружении и несли большие потери. Но адмирал Головко нарушил приказ Сталина, и сам принял решение освободить заключённых, вооружить их и направить на фронт. Как Сталин поступил с дерзким командиром?

Карьера в Красной Армии
А начнём мы с краткой биографии адмирала. Головко Арсений Григорьевич родился 23 июня 1906 года в Терской области, ныне Кабардино - Балкария. Окончил церковно-приходскую школу и один класс начального училища, после чего решил работать вместе с отцом в поле, дабы помочь прокормить семью. В 1925 году Арсения направляют учиться в Московский сельскохозяйственный техникум, как активиста комсомола. Через несколько месяцев его призывают в армию и направляют на флот. В 1928 году он оканчивает Военно-морскую академию им. Фрунзе и остаётся служить во флоте. За несколько лет прошёл путь от штурмана канонерской лодки до начальника штаба бригады торпедных катеров.

Научился управлять всеми видами кораблей Красного Флота. В 1936 году добровольно отправился в Испанию, где шла Гражданская война. На Пиренеях Головко получил столь недостающий опыт. Участвовал в разработке операций, понял, как должен взаимодействовать флот с авиацией и пехотой, а также научился принимать самостоятельные быстрые и точные решения. Вернувшись в СССР, он поступил в Военно-морскую академию им. Ворошилова, которую окончил в 1938 году. С июля 1938 года - командующий Каспийской флотилией. Спустя год был переведён на ту же должность в Комсомольске-на-Амуре. Там была Амурская флотилия, ведь рядом была японская Маньчжурия и миллионная Квантунская армия.

Летом 1940 года Головко вызвали в Москву. Он готовился к худшему, но на приёме у Сталина Арсений Григорьевич узнал, что стал командующим Северным Флотом, а также получил звание контр-адмирала. Тогда ему было всего 33 года. Таким образом, Головко стал самым молодым в истории России командующим флотом. На своём посту он быстро восстановил дисциплину, получил несколько новейших кораблей, построил практически с нуля несколько портов и причалов, и в случае войны с Германией должен был контролировать маршрут поставок ленд-лиза.

Смелое самостоятельное решение
Война пришла в нашу страну 22 июня 1941 года. Однако ещё до этого числа немцы активно провоцировали советские войска. Пик наглости случился 17 июня, когда немецкий лётчик сел прямо на недостроенном аэродроме в Мурманске. С этого дня Головко отдал приказ сбивать любой иностранных самолёт, пересекший границу СССР. Это было невиданной дерзостью, отдать такой приказ в обход Сталина, когда любая искра могла разжечь невероятный пожар. В этот же день контр-адмирал приказал вывести все суда из портов и рассредоточить из по заливу. Именно это решение через пять дней спасёт весь флот. 22 июня немецкие самолёты из Финляндии нанесли бомбовые удары по северным портам, но ни одно судно не пошло ко дну. Если флот удалось привести в боевой порядок и спасти, то пехота была в плачевном состоянии. Сухопутным войскам на этом участке не хватало вооружений и людей.

Головко распорядился предоставить им пушки и пулемёты со списанных самолётов и кораблей, а уже после немецкого вторжения он обратился к заключённым, которые содержались в тюрьмах Заполярья и строили военную инфраструктуру. Головко пообещал им свободу после войны, если они встанут на защиту Родины. Его пламенная речь вдохновила не только заключённых, которые практически все согласились взять оружие, но и красноармейцев. За август 1941 года 1-я полярная дивизия пополнилась 10 000 бойцов. Кроме этого, Головко наладил связь по морю с британцами, которые 30 июля уже начали наносить бомбовые удары по немецким войскам. Как же Сталин поступил с самим контр-адмиралом?

Его вполне могла ждать судьба дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Смушкевича или командующего ВВС Московского округа Пумпура, которых арестовали в июне и в мае 1941 года соответственно, а после расстреляли. С Головко, вероятно, так бы и случилось за самоуправство. Сталину доложили о поступке комфлота, но он решил пока оставить этот вопрос в стороне. Но уже во время войны оказалось, что Головко, пускай и без санкции, но принял все решения правильно и чётко. Берия жаловался Сталину, что Головко выпустил заключённых без его разрешения и требовал трибунала над комфлотом, но Сталин принял во внимание, что Головко сорвал план захвата Заполярья и заявил Берии: "Победителей не судят. Оставьте Головко".

В начале сентября командующий получил повышение в звании, став вице-адмиралом. Адмиралом он станет 31 марта 1944 года. За первые несколько недель благодаря его усилиям, немцы прошли лишь около 40 километров и фронт в Заполярье встал до июня 1944 года, когда немцы и финны были навсегда выброшены с этой территории. Адмирал до конца войны командовал Северным флотом и умел огромное уважение среди своих подчинённых. В борьбе за северные коммуникации не самый многочисленный северный флот сумел победить один из сильнейших флотов в мире, включая знаменитый линкор «Тирпиц». 

После войны Головко занял пост первого зама морского министра Юмашева. В 1951 году Сталину доложили, что Головко фактически оккупировал министерство ввиду частых болезней министра, но с обязанностями не справляется. Иосиф Виссарионович на совещании отстранил Юмашева, но Головко оставил на прежней должности, дав тому положительную характеристику. С января 1956 года - командующий Балтийским флотом. Во время испытания ядерного оружия на Новой Земле заболел лучевой болезнью. Скончался смелый адмирал 17 мая 1962 года.


Рецензии